Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по теме исследования 7
1.1 Методы и средства повышения уровня физической
подготовленности школьников 11-12 лет, занимающихся 7 санным спортом 11
1.2 Анатомо-физиологические особенности школьников
11-12 лет 16
1.3 Спортивное ориентирование как средство рекреационно- 24
туристической деятельности в спорте 24
Глава 2 Цель и задачи, методы и организация педагогического 24 исследования 19
2.1 Цель и задачи исследования 19
2.2 Методы исследования 19
2.3 Организация исследования 24
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Разработанный комплекс упражнений по санному спорту
в условиях рекреационно-туристической деятельности 27
3.2 Изучение динамики повышения уровня физической
подготовленности школьников 11-12 лет, занимающихся
санным спортом, в ходе педагогического эксперимента 30
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Актуальность темы заключается в том, что необходимость постоянного совершенствования системы подготовки спортсменов требует поиска новых форм организации учебно-тренировочного процесса, способствующих достижению высоких спортивных результатов. В этой связи одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения спортсменов, является разработка эффективных средств и методов развития специальной подготовки в санном спорте.
Известно, что уровень подготовленности характеризуется адаптационной способностью спортсмена к перенесению определённых физических и психических нагрузок, адекватным требованиям тренировочной и соревновательной деятельности [4]. Очень часто спортсмены оставляют «большой спорт», не достигнув вершин именно из-за возникнувших затруднений психологического порядка.
Выполнение в современных условиях повышенных тренировочных нагрузок ускорение восстановления, повышение адаптационных возможностей организма и психологической устойчивости возможно только при умении спортсмена, целесообразно использовать приёмы саморегуляции. То или иное психическое состояние оказывает неодинаковое влияние на работоспособность и эффективность деятельности школьника спортсмена в учебно-тренировочном процессе [10].
Занятия в условиях рекреационно-туристической деятельности создают благоприятные условия для повышения психологической устойчивости как у школьников, так и у взрослых.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по санному спорту на этапе начального обучения
Предмет исследования - методы и средства повышения уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет, занимающихся санным спортом.
Цель исследования - исследование влияния комплекса упражнений по санному спорту на физическую подготовленность школьников 11-12 лет в условиях рекреационно-туристической деятельности.
Задачи исследования:
- выявить уровень физической подготовленности школьников 11-12 лет саночников до педагогического эксперимента;
- разработать и внедрить комплекс упражнений по санному спорту для школьников 11-12 лет в условиях рекреационно-туристической деятельности;
- определить эффективность разработанного комплекса упражнений у школьников 11-12 лет, занимающихся санным спортом.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение комплекса упражнений по санному спорту на этапе начальной подготовки в условиях рекреационно-туристической деятельности будет способствовать повышению уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет саночников, повышению их мотивации к занятиям физической культурой и укреплению здоровья детей.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- педагогическое наблюдение за проведением занятий по санному спорту в группе школьников 11-12 лет;
- контрольные испытания;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось КГБУ "СШОР по санным видам спорта", г. Красноярска, ул. Электриков 170а. В эксперименте участвовали школьники 11-12 лет, занимающиеся санным спортом.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании: анатомо-физиологических особенностей школьников 11-12 лет; теоретических основ методов и средств повышения уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет, занимающихся санным спортом; теоретических основ спортивного ориентирования как средства рекреационно-туристической деятельности в спорте.
Практическая значимость исследования. Полученные положительные результаты исследования позволяют рекомендовать разработанный комплекс упражнений с использованием средств физической рекреации, направленный на улучшение физических качеств школьников 11-12 лет саночников, педагогам и тренерам детско-юношеских спортивных школ.
Структура бакалаврской работы. В текст бакалаврской работы включены следующие части - введение, три главы, заключение, список используемой литературы (всего 23 источника). Работа также содержит 9 рисунков и 6 таблиц. Основной текст работы излагается на 48 страницах печатного текста.
В соответствии с поставленными в бакалаврской работе задачами, проведенное педагогическое исследование позволило в заключении сформулировать следующие выводы. До проведения педагогического эксперимента между группами участников не наблюдалось достоверных отличий (p >0,05) ни по одному из показателей тестирования уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет саночников, следовательно, тестируемые группы можно было считать однородными. Проанализированные в ходе изучения теоретических источников данные позволили определить существующие современные представления обо всех аспектах подготовки школьников 11-12 лет, занимающихся санным спортом, что позволило нам разработать и апробировать комплекс упражнений по санному спорту в условиях рекреационно-туристической деятельности. В ходе сравнительного анализа данных полученных после проведения педагогического эксперимента была подтверждена достоверная (р < 0,05) эффективность разработанного комплекса упражнений у школьников 11-12 лет, занимающихся санным спортом.
В ходе педагогического исследования результаты контрольных тестов участников экспериментальной группы значительно улучшились: в тесте «бег на 30 метров» данные тестирования уменьшились на - 0,1 сек; в тесте «бег на 1000 метров» данные тестирования также эффективно уменьшились на 0,10 мин; в тесте «челночный бег 3х10 метров» данные тестирования уменьшились на 0,09 сек; в тесте «наклон, стоя на гимнастической скамейке» данные тестирования повысились на - 8,1 см; в тесте «сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу» данные тестирования увеличились на - 2,7 раза; в тесте «прыжок в длину с места» данные тестирования значительно увеличились на - 7,7 см; в тесте «поднимание и опускание туловища в положении лежа на спине за 30 с» данные тестирования также повысились на - 3 раза. Полученные данные педагогического эксперимента исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что внедрение комплекса упражнений по санному спорту на этапе начальной подготовки в условиях рекреационно-туристической деятельности способствует повышению уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет саночников, повышает их мотивации к занятиям физической культурой и укрепляет здоровье детей.
Итоги педагогического эксперимента исследования позволяют в дальнейшем использовать на практике внедренный комплекс упражнений в других видах спорта для повышения уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет. В современном быстроизменяющемся мире тренером должен быть человек, который систематически учитывает результаты педагогического труда, использует педагогические идеи и методические рекомендации в практической деятельности, обучает спортсменов применять знания на практике, умело, анализирует педагогическую ситуацию и выбирает наиболее эффективные средства для школьников-спортсменов,
способствующих развитию физических качеств и достижению высоких спортивных результатов.
1. Валкина, Н.В. Теория и методика проведения тестов для определения уровня физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом: методическое пособие / Н.В. Валкина, Н.С. Григорьева, С.Н. Башкайкина.- Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015. 143 с.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.С. Барчуков; под общ. ред. Н.Н. Маликова.- 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 528 с.
3. Букреев, А.А. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков: учеб. пос. / А.А. Букреев, В.М. Волков, В.П. Филин.- М.: Спортивный отбор.- 2003.- 176 с.
4. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: метод. пос. / Л.В. Волков.- М.: Олимпийская литература, 2002.- 296 с.
5. Гонестова, К.Н. Особенности физиологических характеристик спортсменов / К.Н. Гонестова // Теория и практика физического воспитания - 2002.- №4.- С. 55.
6. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков.- Москва: Человек, 2015.- 288 с.
7. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов /В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физич. культура в шк.- 2015.- №1.- С. 57-60.
8. Зебзеев, В.В. Система педагогического контроля в лыжном двоеборье: монография / В.В. Зебзеев.- Чайковский: ЧГИФК, 2020.- 183 с
9. Кудря, О.Н. Физиологические методы исследования и их применение в подготовке спортсменов: практикум / О.Н. Кудря, Т.П. Ефимова, Ю.П. Салова.- Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2021.- 100 с.
10. Китманов, В.А. Методические подходы к моделированию влияния циклических видов спорта на состояние сердечно-сосудистой системы / В.А. Китманов.- Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры.- 2004.- №3.- С. 25-26.
11. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб пос. / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.
12. Матвеев, Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки / Л.П. Матвеев.- Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры.- 2000.- № 3.- С. 28-37.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля / Л.П. Матвеев.- 4-е изд.- Москва: Издательство «Спорт», 2021.- 520 с.
14. Никитушкин, В.Г. Теория и методика детского-юношеского спорта: учебник для вузов / В.Г. Никитушкин.- Москва: Издательство «Спорт», 2021.- 328 с.
15. Пьязин, А.И. Группы упражнений для развития скоростно¬силовых качеств / А.И. Пьязин.- Текст: непосредственный // Физкультура и спорт.- 2005.- № 4.- С. 8-12.
...
23 источника