Введение
Глава I. Проблема национальной безопасности в американской внешнеполитической традиции
1.1. Национальная безопасность в американской внешнеполитической традиции в XX веке
1.2. Особенности обеспечения национальной безопасности США в годы президентства Дж. Буша-мл
Глава II. Эволюция политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при президентстве Барака Обамы
2.1. Принципы и методы обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при первой администрации Барака Обамы
2.2. Принципы и методы обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при второй администрации Барака Обамы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Политика национальной безопасности является частью деятельности правительства, имеющей целью создание внутренних и внешних условий, способствующих защите и распространению жизненно важных национальных ценностей в условиях реально существующих и потенциальных угроз. Одной из целей политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки является защита и распространение национальных ценностей. В отечественной историографии интерпретация этого факта очень часто сводилась к идеологическому обеспечению распространения влияния США в мире. Однако пока государство остается основным действующим субъектом международных отношений, оно будет стремиться к распространению своего влияния в мире .
Очевидно, что за последние десятилетия после разрушения биполярной структуры мирового порядка, политика национальной безопасности Соединенных Штатов Америки изменялась не один раз, будь у власти республиканская администрация или администрация демократическая. В этой связи интересно проследить, насколько администрация президента Б. Обамы отличалась от предшественников, как изменилась политика национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. При этом следует учитывать, что идеологический фактор не утратил своей значимости после окончания холодной войны и по-прежнему остается столь же немаловажным при планировании международной деятельности США.
Актуальность темы не вызывает сомнения в условиях перемены ситуации на международной арене и постепенных сдвигов мировых центров силы. В связи с этим, изучение изменений способов обеспечения политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, страны являющейся уже на протяжении нескольких десятилетий мировым лидером, дает возможность не только правильно понимать американскую политику, но и прогнозировать развитие будущего мировой системы и межгосударственных отношений, что, несомненно, важно и для Российской Федерации.
Также, актуальность темы объясняется тем, что такие вопросы, как политика национальной безопасности, её идеологическое обоснование, являются важными проблемами в научно-экспертной и политико-дипломатической среде. Поэтому изучение концепций национальной безопасности США позволит глубже понять суть международной политики Соединённых Штатов Америки и, ее глобальных и региональных последствий для мирового сообщества и Российской Федерации.
Объектом исследования является политика национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.
Предметом исследования являются концепции и методы обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при администрациях Барака Обамы.
Цель работы – определить особенности и оценить эффективность политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при президенте Бараке Обаме.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать основные этапы формирования политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.
2. Изучить подходы администрации президента Дж. Буша-мл. по реализации политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки в начале XXI века .
3. Проанализировать концепции национальной безопасности на основании официальных документов и выступлений президента и официальных лиц в области национальной безопасности США в период администраций Б. Обамы.
4. Изучить методы и подходы в обеспечении политики национальной безопасности при президентстве Б. Обамы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в деятельности правительства Российской Федерации при формировании внешнеполитического курса, концепции национальной безопасности, концепции внешней политики, военной доктрины. Данное исследование имеет значение для более полного понимания политики национальной безопасности США, его влияния на национальную безопасность Российской Федерации и развития российско-американских отношений. Также данный труд будет ценен для дальнейших разработок вопроса, связанного с представлениями о национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и может найти применение при создании различных аналитических документов и исследований по данному вопросу.
Методология исследования основана на анализе документов рассматриваемых через призму социального конструктивизма (например, при анализе восприятия угроз Дж. Буша-мл. и Б. Обамы по внешнеполитическим вопросам и вопросам безопасности), которые предоставляют возможность всесторонне исследовать изучаемый предмет исследования и проследить его изменение и эволюцию. Также используется дискурс-анализ и сравнительный анализ.
Данная работа представляет собой исследование политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и ее реализации при президентстве Барака Обамы, находившегося в должности президента Соединенных Штатов Америки в течение двух сроков с января 2009 – по январь 2017 гг.
Эмпирическую базу исследования можно разделить на две группы:
Первую группу составляют официальные документы особо важными из которых являются Стратегии национальной безопасности США 2002, 2006, 2010, 2015 гг., Национальные военные стратегии США 2011, 2015 гг., документы Министерства обороны США под названием "Поддержка глобального лидерства США: приоритеты для XXI века", Четырехгодичные обзоры военной политики 2010 и 2014 гг., Обзор ядерной политики и другие. Такого рода анализ может существенно дополнить и углубить анализ собственно стратегий и может оказаться весьма востребованным, в том числе в той прикладной аналитической работе, которая ведется в Совете Безопасности РФ и других российских ведомствах.
Вторую группу составляют речи и официальные выступления президентов США, такие как Ежегодные послания президентов США к народу, а именно – послания Дж. Буша-мл. 2002, 2004 гг., послания Б. Обамы 2010-2016 гг., и ряд других. Подобный анализ инаугурационных речей и выступлений перед народом и Конгрессом президентов США, в частности Б. Обамы, раскрывает особенность его восприятия политики и угроз национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.
Политика национальной безопасности и внешняя политика Соединенных Штатов Америки изучается на протяжении долгого времени и по различным причинам вызывает огромный интерес со стороны как отечественных, так и зарубежных исследователей. Поэтому данные обстоятельства обусловили появление работ, посвященных тем или иным аспектам политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.
Что касается трудов отечественных исследователей, то их можно разделить на несколько групп. В рамках первой группы отечественной историографии, особенно следует выделить работы А.И. Уткина, А.Н. Митяшина, В.В. Согрина, Я.А. Пономаренко, В.И. Бартенева, В.Н. Конышева и А.А. Сергунина, основной проблематикой которых стала внешнеполитическая и оборонная стратегия Соединенных Штатов Америки, которая раскрывается через призму теоретических подходов реализма и неореализма. Б.А. Ширяев и Г.А. Арбатов, так же исследовали внешнюю политику и политику национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, описав основные принципы и механизмы их обеспечения. Также работами, посвященных политике национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов Америки отмечаются В.О. Печатнов и А.С. Маныкин работы которых претендуют на некоторое обобщение политики Соединенных Штатов Америки, как предыдущих администраций, так и первой администрации Барака Обамы. Авторами излагается эволюция внешней политики США и национальной безопасности, выделяются ее основные этапы и события. Авторы прослеживают процесс формирования и совершенствования внешнеполитического механизма США и развития той концептуальной базы, на которой он функционировал, модернизации программно-целевых установок во внешней политике. В контексте данного исследования особый интерес представляют главы, посвященные двум президентам США Дж. Бушу-мл. и Б. Обаме, соответственно и доктринальным основам их внешнеполитических курсов. Следует отметить работы Т.А. Шаклеиной, где излагается исследование концептуального обеспечения международной стратегии Соединенных Штатов Америки через подходы реализма. Автор рассматривает в своих трудах, какие центры и эксперты принимали наибольшее участие в формировании и проработке стратегии национальной безопасности США после окончания биполярного порядка, внесли заметный вклад в подготовку основополагающих внешнеполитических документов администраций Буша-мл. и Б. Обамы.
В современной отечественной историографии развитию внешнеполитических традиций и политики национальной безопасности в Соединенных Штатах Америки была посвящена серия работ А.С. Макарычева и А.Н. Богданова, где особое внимание уделяется теоретическим аспектам внешней политики и национальной безопасности США. В том числе стоит отметить труды О.А. Колобова и Ю.В. Туминой, а также М.И. Рыхтика, составляющих так называемую «нижегородскую школу исследований международных отношений» которые в свою очередь рассматривают в своих работах политику национальной безопасности США при администрации Буша-младшего и первой администрации Б. Обамы с позиций социального конструктивизма, в том числе теории секьюритизации. Однако в отечественной историографии до сих пор нет работ, связавших воедино различные методы и подходы политики национальной безопасности Соединенных Штатов при президентстве Б. Обамы, полно и всесторонне описавших последние доктринальные документы в области национальной безопасности США.
Также, в отечественной науке политике национальной безопасности администраций Б. Обамы было уделено большое внимание, так как именно в период его администраций происходило становление и изменение новой повестки российско-американских отношений, вырабатывались новые подходы США к формированию мирового порядка, к стратегии международной деятельности, к решению проблем безопасности. В рамках исследования российской периодической печати стоит отметить аналитические публикации и комментарии в таких российских изданиях как США - Канада. Экономика, политика, культура; Национальные интересы: приоритеты и безопасность; Международные процессы; Мировая экономика и международные отношения и другие.
Зарубежную историографию можно разделить на три группы, выделив исследователей использующих реалистский (неореалистский), либеральный и конструктивистский подходы. В первой группе зарубежной историографии изучением проблематики политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки занимаются такие исследователи как Зб. Бжезинский, Г. Киссинджер, И. Кристол, Р. Кейган, Р. Хаас, К. Лэйн, С. Хантингтон. В своих трудах, исследователи анализируют проблемы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, в том числе непосредственно исследуют внешнеполитическую деятельность США. Авторы также рассматривают и выделяют особенности изменения геополитических условий, как при администрациях Буша-мл., так и первой администрации Б. Обамы.
Вторую группу составляют работы таких исследователей как Ф. Фукуяма, Ф. Закария, Т. Карозерс, Дж. Най , Дж. Айкенберри . В трудах авторов изучается как политика национальной безопасности, так и внешняя политика. В своих работах авторы пытаются обозначить актуальные проблемы национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов Америки, в том числе и меняющейся геополитической структуры XXI века, а также анализируют современную политику Соединенных Штатов Америки, ее роль и влияние на состояние мировой политики в целом.
Что касается третьей группы, то стоит отметить таких исследователей и сторонников социального конструктивизма, как Б. Бузан и О. Вэвер, рассматривающих безопасность с точки зрения теории секьюритизации, в своих трудах исследующих, в том числе и проблемы безопасности регионального уровня. В дальнейшем их идеи получили развитие в трудах таких исследователей как О. Кнутсен, К. Араду, Дж. Хайсман, П. Рой развивающих теорию секьюритизации.
В силу того, что в 2000-2010-е гг. в США осуществлялась разработка основных документов в области национальной безопасности, в политико-академическом сообществе активно велись связанные с этим дебаты, и в связи с этим в американской печати появилось много работ по различным проблемам политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки в новом мировом порядке, включая вопросы международной и национальной безопасности. В данном случае, стоит упомянуть регулярные публикации и работы ведущих американских исследовательских центров – Корпорации Рэнд, Института Катона, Центра новой американской безопасности и др.
Также стоит отметить аналитические публикации и статьи, освещающие политику национальной безопасности в таких американских периодических изданиях как ForeignPolicy, ForeignAffairs, NationalInterest, JointForceQuaterly, TheAmericanInterest, DefenceNews и многие другие.
Тем не менее, несмотря на наличие широкого круга исследований различных аспектов политики национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при президентстве Б. Обамы, до сих пор не хватает работы, связавшей воедино разнообразные концепции и методы, полно и всесторонне описывающей доктринальные документы, а также анализирующей политику Соединенных Штатов Америки при Б. Обаме сквозь призму конструктивистского подхода.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Внешнеполитическая традиция национальной безопасности Соединенных Штатов Америки характеризуется своей последовательной изменчивостью и трансформацией по отношению к возникающим угрозам. Президенты и их администрации, которые сменяли друг друга, реализовывали разные подходы к политике национальной безопасности, начиная от администрации Г. Трумэна и заканчивая Дж. Бушем-старшим. В данном случае, можно отметить большое количество концепций, создаваемых администрациями президентов США в послевоенные годы, для предотвращения угроз, в первую очередь возникающих от Советского Союза. Борьба с СССР устойчиво находилась в основе американской внешнеполитической стратегии, цель которой заключалось в первую очередь в предотвращении расширения зоны влияния СССР и стремлении к ограничению его экономических, политических и военных возможностей. Таким образом, основные цели и идеи политики национальной безопасности США оставались неизменными на протяжении долгого времени, вплоть до распада СССР в 1991 году. В 1990-е годы XX века, администрации Дж. Буша-ст. и Б. Клинтона расширили определение национальной безопасности, включив сюда новые аспекты национальных интересов США и мирового порядка. Итогом стало то, что понятие безопасности было определено как «защита образа жизни» и «жизненно важных интересов», с целью получить новые возможности для процветания государства. Восприятие угроз национальной безопасности Соединенных Штатов Америки было тесно связано с убеждением необходимости распространения национальных ценностей и идеалов. Поэтому к началу XXI века политика национальной безопасности Соединенных Штатов Америки включала в себя как прагматический реализм, так разумный идеализм и идеи распространения демократии в мировом сообществе.
2.При президентстве Дж. Буша-младшего политика национальной безопасности Соединенных Штатов Америки приобрела крайне милитаристский характер. Причиной такого характера политики стало формирование новых глобальных угроз национальной безопасности США, а именно международного терроризма, а также государств, которые спонсируют и поддерживают террористов. Вследствие этого был запущен новый виток гегемонистских и имперских тенденций в политике национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. В ответ на данные угрозы национальной безопасности администрация Дж. Буша-мл., разработала и приняла на вооружение концепцию «превентивной обороны». Она включила в себя такие методы обеспечения национальной безопасности США, как осуществление опережающих военных действий, превентивных ударов против враждебных государств и террористических групп, стремящихся к разработке оружия массового поражения, распространение демократии и прав человека на всем земном шаре, особенно в мусульманском мире, а также, в случае необходимости Соединенные Штаты Америки были готовы применить силы в одностороннем порядке ради защиты национальных интересов и национальной безопасности. Таким образом, при администрации Дж. Буша-мл., политика национальной безопасности опиралась на три столпа – доктрину непревзойденного американского военного превосходства (США должны всемерно укреплять свою военную мощь, чтобы сохранить статус единственной мировой сверхдержавы), концепцию превентивной обороны (готовности наносить военные удары до того, как в отношении США и их союзников будут предприняты агрессивные действия) и готовности действовать в одиночку, если многостороннего сотрудничества для достижения внешнеполитических целей США оказывается невозможно достичь.
3. Во время президентства Б. Обамы восприятие угроз национальной безопасности Соединенных Штатов Америки было также традиционно построено на осознании необходимости распространения и защите американских национальных ценностей и идеалов. Администрация Б. Обамы высоко оценила угрозу применения ядерного оружия со стороны Ирана и Северной Кореи, в том числе и в случае его передачи террористическим организациям. Также, основной угрозой национальной безопасности США остался терроризм и террористические группировки, которые дестабилизируют регион Большого Ближнего Востока, в том числе, как и конфликт в Сирии. Основным новшеством в восприятии угроз национальной безопасности США при президентстве Б. Обамы стала угроза, исходившая из региональных держав – Российской Федерации и потенциально Китая, которые заявили о своих претензиях на доминирование в ближайшем геополитическом окружении. Несмотря на определенную преемственность в восприятии угроз, сохранившуюся при президенте Бараке Обаме в политике национальной безопасности США, появление новых угроз национальной безопасности и трансформация геополитических условий, обусловили применение новых концепций и методов обеспечения национальной безопасности США, как на односторонних, так и на многосторонних началах. Основными концепциями администраций Б. Обамы стали так называемые «концепция с тыла», «концепция стратегического терпения и настойчивости», а также концепция «полутора больших региональных войн», которые заключались в том, что Соединенные Штаты Америки не удалялись от решения мировых проблем, но вмешательство США происходило в ограниченных масштабах, в целях мобилизации мирового сообщества для борьбы с угрозами. Основным методом обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при президентстве Б. Обамы стала «умная сила», которая включила в себя «жесткую» и «мягкую» силу Соединенных Штатов, а именно основные инструменты американской мощи: дипломатию, военную силу, различные экономические механизмы и т.д. Еще одним методом явилась так называемая многосторонняя перегруппировка, целью которой явилось сокращение обязательств Соединенных Штатов за границей и начало совместных действий стран партнеров США в рамках международного права и повышения в связи с этим роли дипломатии и использование международных организаций для обеспечения национальной безопасности. Можно отметить, такой метод обеспечения национальной безопасности как селективный подход к использованию силы, который на практике допускал как односторонние, так и многосторонние действия США по отношению к угрозе, а также мобилизацию партнеров и союзников для достижения устойчивых результатов. Таким образом, политика национальной безопасности США при президентстве Б. Обамы, была нацелена на приведение всех концепций и методов реализации национальной безопасности в соответствие с новыми геополитическими реалиями.
4. В целом, при администрациях Барака Обамы Соединенные Штаты Америки стремятся избавиться от отрицательных черт политики национальной безопасности предыдущего президента. В данном случае стоит отметить такие особенности как стремление отказаться от превентивных, односторонних действий, а также разработку иного подхода к возникающим угрозам, выражающегося в коалиционной стратегии, селективном подходе, отходе от ведения крупнозатратных военных операций в пользу точечных контртеррористических операций. Следует отметить и новый взгляд на метод по ликвидации основных причин возникновения вооруженного терроризма и усилению контртеррористического потенциала наиболее уязвимых стран. Не остается в стороне и «умная сила», ставшая одной из главных особенностей политики национальной безопасности США при президентстве Б. Обамы. В то же время, политика национальной безопасности Соединенных Штатов Америки при администрациях Барака Обамы довольно противоречива, если говорить об ее эффективности, так как имеет в своем арсенале, как достижения, так и явные провалы. С одной стороны, имеются значительные успехи, заключающиеся в решении многолетнего кризиса между США и Ираном, а именно заключение договора по иранской ядерной программе в середине 2015 года, вследствие чего Иран ограничил свою ядерную программу, а Соединенные Штаты Америки ослабили свой санкционный режим в отношении Иранской республики, в данном случае США решили несколько задач, а именно ослабили ядерную угрозу со стороны Ирана и предотвратили передачу оружия экстремистским группировкам. Иранский вопрос стал лакмусовой бумажкой, Б. Обамы целью которого было поддержание стабильности в регионе. Также, значительным успехом можно считать подписание Договора CHB-III, в котором США и Российская Федерация договорились о сокращении ядерных наступательных вооружений, в этом случае США была поставлена цель ослабить ядерную угрозу и сотрудничать с государствами в сфере ядерного разоружения. Еще одним достижением является вывод американских войск из Ирака и Афганистана, а также устранение лидера террористической группировки «Аль-Каида» Усамы бен Ладена. С другой стороны, Соединенные Штаты Америки при администрациях Б. Обамы получили новые угрозы национальной безопасности в лице Исламского государства, который дестабилизировал весь Большой Ближний Восток. Политика «умной силы» в отношении Российской Федерации, также не увенчалась особым успехом и не принесла желаемых результатов для администрации Барака Обамы, так как Российская Федерация продолжает вести свою собственную политику, являясь одной из угроз национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. Также, несмотря на так называемую переориентацию США в Азиатско-Тихоокеанский регион, с позиции геостратегического измерения трансформации вооруженных сил которые заключались в глобальной передислокации, Соединенным Штатам не удалось снизить ядерную угрозу Северной Кореи и снизить напряженность в регионе с возможным геополитическим соперником Китаем. Таким образом, администрациям Б. Обамы не удалось уйти от гонки вооружений и обеспечить высокую степень предсказуемости развития ситуации в разных странах и регионах, а также в мире в целом.
1. Ballistic Missile Defense Review Report 2010 // The Department of Defense URL: http://archive.defense.gov/bmdr/docs/BMDR%20as%20of%2026JAN10%200630_for%20web.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
2. George Bush’s Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2002 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=29644 (дата обращения: 24.01.2017).
3. George Bush’s Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2004 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=29646 (дата обращения: 23.01.2017).
4. Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020 // Joint Chiefs of Staff URL: http://www.defenseinnovationmarketplace.mil/resources/JV2020_Capstone.pdf (дата обращения: 24.04.2017).
5. CSIS Commission on Smart Power: A Smarter, More Secure America // Center for Strategic and International Studies URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/071106_csissmartpowerreport.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
6. National Security Act Amendments of 1949 // National archives catalog URL: https://research.archives.gov/id/299860 (дата обращения: 26.01.2017).
7. National Security Strategy for a New Century 1997 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NSSR/1997.pdf (дата обращения: 10.02.2017).
8. National Security Strategy of Engagement and Enlargement 1994 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NSSR/1994.pdf (дата обращения: 03.02.2017).
9. Nuclear Posture Review Report 2010 // The Department of Defense URL: http://archive.defense.gov/npr/docs/RUS-FINAL_NPR_Preface___Exec_Summary.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
10. Obama announces Afghanistan troop withdrawal plan // CNN URL: http://edition.cnn.com/2011/POLITICS/06/22/afghanistan.troops.drawdown/ (дата обращения: 24.03.2017).
11. Obama Barack: Europe will continue sanctions on Russia // CNN URL: http://edition.cnn.com/2015/06/08/politics/g7-russia-sanctions-barack-obama/ (дата обращения: 11.04.2017).
12. Obama Barack: North Korean nuclear test 'a grave threat' // CNN URL: http://edition.cnn.com/2009/POLITICS/05/25/us.north.korea.react (дата обращения: 23.03.2017).
13. Obama says U.S. to outline new Russia sanctions on Friday // Reuters Agency URL: http://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisis-obama-sanctions-idUSKBN0H620I20140911 (дата обращения: 15.04.2017).
14. President Barack Obama’s Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2010 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=87433 (дата обращения: 12.03.2017).
15. President Barack Obama’s Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2012 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=99000 (дата обращения: 14.03.2017).
16. President Barack Obama’s Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2013 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=102826 (дата обращения: 31.03.2017).
17. President Barack Obama’s Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2015 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=108031 (дата обращения: 06.04.2017).
18. President Barack Obama's Address before a Joint Session of the Congress on the State of the Union 2016 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=111174 (дата обращения: 26.04.2017).
19. President Barack Obama's Inaugural Address 2009 // The White House URL: https://www.whitehouse.gov/blog/2009/01/21/president-barack-obamas-inaugural-address (дата обращения: 02.03.2017).
20. President Barack Obama's Inaugural Address 2013 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=102827 (дата обращения: 02.04.2017).
21. President Bush’s Addresses to the Nation 2001 // The White House URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/nation/specials/attacked/transcripts/bushaddress_092001.html (дата обращения: 30.01.2017).
22. President Bush Delivers Graduation Speech at West Point 2002 // The White House URL: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/06/20020601-3.html (дата обращения: 06.02.2017).
23. Quadrennial Defense Review Report 2010 // The Department of Defense URL: http://www.defense.gov/Portals/1/features/defenseReviews/QDR/QDR_as_of_29JAN10_1600.pdf (дата обращения: 27.01.2017).
24. Quadrennial Defense Review Report 2014 // The Department of Defense URL: http://archive.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
25. Richard A. Best Jr. The National Security Council: An Organizational Assessment 2011 // CRS Report for Congress URL: https://fas.org/sgp/crs/natsec/RL30840.pdf (дата обращения: 04.02.2017).
26. Roosevelt Theodore Fourth Annual Message 1904 // The American Presidency Project URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=29545 (дата обращения: 27.01.2017).
27. Russian Aggression Prevention Act of 2014 // United States Library of Congress URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2277 (дата обращения: 16.04.2017).
28. Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century // The Department of Defense URL: http://www.defense.gov/news/Defense_Strategic_Guidance.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
29. The National Military Strategy of the United States 2015 // Joint Chiefs of Staff URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Publications/National_Military_Strategy_2015.pdf (дата обращения: 09.04.2017).
30. The National Military Strategy of the United States of America 2011 // Joint Chiefs of Staff URL: https://www.army.mil/e2/rv5_downloads/info/references/NMS_Feb2011.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
31. The National Security Act of the United States 1947 // Senate Select Committee on Intelligence URL: https://www.intelligence.senate.gov/sites/default/files/laws/nsact1947.pdf (дата обращения: 22.01.2017).
32. The National Security Strategy of the United States 1991 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-1991/ (дата обращения: 30.01.2017).
33. The National Security Strategy of the United States 2002 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NSSR/2002.pdf (дата обращения: 18.01 2017).
34. The National Security Strategy of the United States 2006 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NSSR/2006.pdf (дата обращения: 22. 01.2017).
35. The National Security Strategy of the United States 2010 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NSSR/2010.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
36. The National Security Strategy of the United States 2015 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2015/02/2015.pdf (дата обращения: 05.04.2017).
37. The Treaty between the United States of America and the Russian Federation on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms // United States Department of State URL: https://www.state.gov/t/avc/newstart/ (дата обращения: 26.03.2017).
38. The United States Department of Defense // Joint Chiefs of Staff URL: http://www.dtic.mil/doctrine/dod_dictionary/data/n/5673.html (дата обращения: 29.01.2017).
39. The United States of America International Cyber Space Strategy 2011 // The White House URL:https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/rss_viewer/international_strategy_for_cyberspace.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
40. Ukraine Freedom Support Act of 2014 №2828 // United States Library of Congress URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2828 (дата обращения: 18.04.2017).
41. Ukraine Freedom Support Act of 2014 №5859 // United States Library of Congress URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/5859
42. United Nations Security Council Resolution №1973 // United Nations URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841.pdf?OpenElement (дата обращения: 27.03.2017).
Литература
1. Бартенев В.И. Стратегия национальной безопасности США 2015 года: от всеобъемлющего к селективному вовлечению и сдерживанию / В.И. Бартенев // Пути к миру и безопасности. - 2015. № 1. – С.48-66.
2. Бжезинский Зб. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / Зб. Бжезинский. – М.: Международные отношения, 2010. – 192 с.
3. Бжезинский Зб. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / Зб. Бжезинский. – М.: АСТ, 2015. – 288 с.
4. Богатуров А.Д. Политический спазм в глобальном масштабе / А.Д. Богатуров // Международные процессы. - 2010. № 3. – С.4-15.
5. Богданов А.Н. Американская гегемония и факторы системной нестабильности в 21 веке / А.Н. Богданов // Международные процессы. - 2014. №3. – С.8-22.
6. Брутенц К. Н. Закат американской гегемонии / К. Н. Брутенц. - М.: Международные отношения, 2009. – 512 с.
7. Буш Дж. Ключевые решения / Джордж Буш; пер. с англ. О. Акимовой, М. Козыревой, Е. Ганиевой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 544 с.
8. Буш, Дж.: США выходят из договора поПРО от 1972 г. // РБК URL: http://www.rbc.ru/politics/13/12/2001/5703b2c09a7947783a5a21d4 (дата обращения: 03.02.2017).
9. Журавлева В.Ю. Санкции США в отношении России: «умная сила» Обамы в действии / В.Ю. Журавлева // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2015. № 4. – С.53-63.
10. Иванов В. Стратегия безопасности по-американски / В. Иванов // Независимое военное обозрение URL: http://nvo.ng.ru/realty/2009-06-19/5_ (дата обращения: 16.02.2017).
11. Киссинджер Г. Мировой порядок / Г. Киссинджер; [пер. с англ. В. Желнинова, А. Милюкова]. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 512 с.
12. Колобов О.А. Доктринальные основы внешней политики США при администрациях Дж. Буша-мл. и Барака Обамы / О.А. Колобов, Ю.В. Тумина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. №1. – С.277-284.
13. Конышев В.Н. Новая военная доктрина Барака Обамы и национальные интересы России / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. №.14. – С.2-9.
14. Конышев В.Н. Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: состоялось ли радикальное обновление? / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Обозреватель. – 2010. №12. – С.87-95.
15. Конышев В.Н. Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: старое вино в новых мехах? / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2011. №1. – С.23-36.
16. Либер К.А., ЛиберР.Дж. Стратегия национальной безопасности Президента Буша / К.А. Либер, Р.Дж. Либер // URL: http://stra.teg.ru/lenta/strategy/287/print (дата обращения: 15.02.2017).
17. Митяшин А.Н. Доктринальные основы военной политики США при Б. Обаме / А.Н. Митяшин // США – Канада: Экономика, политика, культура. - 2016. № 4. – С.109-125.
18. Пахалюк. К.А. Основания политики национальной безопасности США при Дж. У. Буше (идеология, концепция, приоритеты) / К.А. Пахалюк // Ретроспектива. Всемирная история глазами молодых исследователей: сборник науч. ст. Вып. 7. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. – С. 59-68.
19. Печатнов В.О. Маныкин А.С. История внешней политики США / Печатнов В.О., Маныкин А.С. - М.: Международные отношения, 2012. – 688 с.
20. Пономаренко Я.А. Политические основы концепции национальной безопасности: опыт США / Я.А. Пономаренко // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. № 8. – С.12.
21. Рогов С.М. Американское лидерство в многополярном мире. Основы «Стратегии национальной безопасности» Обамы / С.М. Рогов // ЦентрАзияURL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1276462800 (дата обращения: 12.03.2017).
22. Рыбаченков В.И. О перспективах ратификации в США Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний / В.И. Рыбаченков // Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies URL: http: http://www.armscontrol.ru/pubs/us-ctbt-ratification-prospects.pdf (дата обращения 16.02.2017).
23. Рыхтик М.И. Концептуальное осмысление национальной безопасности США: республиканский подход и его воздействие на процесс государственной внешнеполитической стратегии (исторические аспекты проблемы) / М. И. Рыхтик // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2003. №1. – С. 73-85.
24. Согрин В.В. Внешняя политика США в начале XXI века. Диагноз и рецепты / В.В. Согрин // США – Канада: Экономика, политика, культура. - 2016. № 5. – С.53-63.
25. Согрин В.В. Динамика соперничества СССР и США в период “Холодной войны” 1945-1991 гг. / В.В. Согрин // Новая и новейшая история. - 2015. № 6. – С.36-52.
26. Соловьев Э.Г. Есть ли у Обамы большая внешнеполитическая стратегия? / Э.Г. Соловьев // Фонд исторической перспективы URL: http://www.perspektivy.info/book/jest_li_u_obamy_bolshaja_vneshnepoliticheskaja_strategija_2010-02-26.htm (дата обращения: 14.03.2017).
27. Хозин И. Стратегия "гибкого реагирования" (По взглядам военных специалистов НАТО) / И. Хозин // Зарубежное военное обозрение. - 1977. № 4. – С.3-10.
28. Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике / Шаклеина Т.А. - М.: Аспект Пресс, 2012. – 272 с.
29. Шаклеина Т.А. Эволюция глобальной стратегии США (2001-2011) / Т.А. Шаклеина // Вестник Московского университета. Серия 25, Международные отношения и мировая политика. - 2011. № 3. – С.35-58.
30. A timeline of U.S. troop levels in Afghanistan since 2001 // Military Times URL: http://www.militarytimes.com/story/military/2016/07/06/timeline-us-troop-levels-afghanistan-since-2001/86755782/ (дата обращения: 24.03.2017).
31. Becker J., Shane S. Hillary Clinton, ‘Smart Power’ and a Dictator’s Fall / J. Becker, S. Shane // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2016/02/28/us/politics/hillary-clinton-libya.html (дата обращения: 21.03.2017).
32. Boyle M. Leading from behind on Libya / M. Boyle // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/cifamerica/2011/aug/27/obama-libya-leadership-nato (дата обращения: 06.04.2017).
33. Carothers Th. Closing Space: Democracy and Human Rights Support Under Fire / Th. Carothers. – Washington, D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, 2014. – 90 p
34. Crocker, Ch., Hampson, F., Pamela R. Leashing the Dogs of War: Conflict Management in a Divided World / Ch. Crocker, F. Hampson, R. Pamela.: US Institute of Peace Press, 2007. – 174 p.
35. Daalder I, Lindsay J. America Unbound. The Bush Revolution in Foreign Policy / I. Daalder, J.Lindsay. – Wash.: Brookings Institution Press, 2003. – 246 p.
36. Gelb L. Policy Isn’t Just Analysis / L. Gelb // The American Interest. - 2010. Vol. V. No 3. – P.20-29.
37. Haass R. A World in Disarray: American Foreign Policy and the Crisis of the Old Order / R. Haass. - Penguin Press, 2017. – 348 p.
38. Ikenberry J. The Right Grand Strategy / J. Ikenberry // The American Interest. - 2010. Vol. V. No 3. – P.14-20.
39. Iran nuclear deal: Key details // BBC URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-33521655 (дата обращения: 21.04.2017).
40. Lewis P., Walker P. Hillary Clinton backs 'smart power' to assert US influence around world / P. Lewis, P. Walker // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/world/2009/jan/13/hillary-clinton-confirmation-hearing-senate (дата обращения: 14.03.2017).
41. Mahan A. T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660−1783 / A.T. Mahan. — Little, Brown & Co. Boston, 1890. Repr. of 5th ed., Dover Publications, N. Y., 1987. – 648 p.
42. Mazzetti M. U.S. Is Said to Expand Secret Actions in Mideast / M. Mazzetti // The New York Times URL: http://www.nytimes.com/2010/05/25/world/25military.html?hp (дата обращения: 24.03.2017).
43. Mehta A. Pentagon Releases National Military Strategy / A. Mehta // Defense News URL: http://www.defensenews.com/story/breaking-news/2015/07/01/pentagon-releases-new-national-military-strategy/29564897/ (дата обращения: 20.04.2017).
44. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics / J. Nye. – New York.: Public Affairs, 2004. - 191 p.
45. Obama seeks record $708 billion in 2011 defense budget // Reuters Agency URL: http://www.reuters.com/article/us-obama-budget-pentagon-idUSTRE6103C520100202 (дата обращения: 24.03.2017).
46. Obama Signs Into Law Tighter Sanctions on Iran // The New York Times URL: http://www.nytimes.com/2010/07/02/world/middleeast/02sanctions.html (дата обращения: 20.03.2017).
47. Posen B. The Struggle Against Terrorism: Grand Strategy, Strategy, and Tactics / B. Posen // International Security. - 2001–2002. № 3. – P. 39-55.
48. Roberts D. Obama delays US troop withdrawal from ‘precarious’ Afghanistan / D. Roberts // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/jul/06/obama-delays-us-troop-withdrawal-afghanistan-al-qaida (дата обращения: 12.04.2017).
49. Shear M. After Killing of Bin Laden, Official Reaction Pours In / M. Shear // The New York Times URL: https://thecaucus.blogs.nytimes.com/2011/05/02/after-killing-of-bin-laden-reaction-pours-in/ (27.03.2017).
50. Swift A. In U.S., Record 68% View Russia as Unfriendly or an Enemy / A. Swift // Gallup URL: http://www.gallup.com/poll/168110/record-view-russia-unfriendlyenemy.aspx (дата обращения: 14.04.2017).
51. Trager, F., Simone, F. An Introduction to the Study of National Security // National Security and American Society: Theory, Process and Policy. Ed. by Trager F., Kronenberg P. Lawrence: University of Kansas Press, 1973. – 172 p.