Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ООП «Реставрация предметов изобразительного и декоративно­прикладного искусства»

Работа №141844

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы141
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Художественное оформление интерьеров храмов 13
деревянного зодчества Русского Севера
1.1 Сложение архитектурных форм деревянных храмов Карелии. 13
Характерные черты убранства деревянных храмов
1.2 Характерные черты иконостасов деревянных храмов Карелии. 27
Изобразительные и конструктивные особенности элементов
иконостасов Успенского собора в г. Кемь
Глава 2 Методы реставрации и консервации резных золоченых 43
иконостасов
2.1 Методы золочения и характеристики материалов позолотных 43
работ конца XIX-начала XX века
2.2 Реставрационные работы 2020-21 годов 53
Глава 3 Паспорт реставрации резного золоченого иконостаса 57
Успенского собора в г. Кемь
3.1 Паспорт реставрации памятника истории и культуры 57
3.2 Приложения к паспорту 78
3.3. Заключения по лабораторным исследованиям 117
Заключение 136
Список использованной литературы 137

Магистерская диссертация посвящена исследованию внутреннего убранства деревянных храмов Карелии синодального периода (1700-1917гг.). Особое внимание уделено проблеме сохранения элементов внутреннего убранства храмов Русского Севера в наше время.
Актуальность исследования
Представление заказчика в большинстве своем выражено в желании придать облику объекта позолоты, такого как иконостас, первозданного, свежего вида. Согласно основным принципам реставрации необходимо уважать старину объекта и максимально тонко подойти к методике его консервации-реставрации в том виде, в котором он дошел до наших дней. Эта проблема особо актуальна в наши дни в связи с важностью сохранения памятников культурного наследия с учетом профессиональной этики и возможностей современной реставрации. Анализ опубликованных материалов по теме выявил недостаточную степень разработанности проблемы, разработка которой и определяет актуальность данной работы.
Степень разработанности поставленной проблемы
Проблемы реставрации иконостасов до нашего времени не служили предметом самостоятельного исследования. Обзор публикаций по теме проведен по разным направлениям. В первую очередь рассмотрены источники, посвященные истории развития внутреннего убранства деревянных храмов Карелии, особенностям их устройства, эволюции стилевых направлений в конструкциях и оформлении иконостасов.
Проведен обзор литературы по методикам позолотных работ XIX века и составам используемых материалов с рецептами их приготовления. Данные сведения имеют свою актуальность и по сегодняшний день в практике реставраторов и позолотчиков.
Проблема реставрации позолоты памятников культуры и искусства остается одной из актуальных задач, которые стоят перед реставраторами.
Общеизвестно, что в процессе развития реставрационного ремесла непрерывно обсуждались и корректировались методы и приемы работы с памятниками, появлялись новые материалы, инструменты и т.д., что происходит и сейчас. Реставрация и консервация позолоты объектов на сегодняшний день приобретает научный характер, опирающийся на принципы максимального сохранения подлинной позолоты, несмотря на ее дефекты. Происходит отказ от снятия старой позолоты, при этом поврежденные участки прорабатывают тонировками. Все более актуальным остается вопрос сохранения подлинности деталей и их покрытия, в частности для музеефикации объекта. Большинство литературных источников, касающихся данной проблемы, посвящены технологиям позолотных работ. Первые из них появляются в начале 20 века
Так, в книге В.Л. Анцова «Золочение и серебрение по дереву и металлу»1 автор подробно описывает применяемые в практике материалы для золочения, серебрения и бронзирования предметов. Особое внимание он уделяет характеристике смол и их составов. В книге довольно подробно описана техника золочения с поэтапным описанием процесса. Это издание позволяют ознакомиться с техниками ремесленников-позолотчиков, а также материалами, с которыми они работали. Наибольший интерес представляет информация по техникам масляного золочения, средствам матирования позолоты, а также информация по составу применяемых в работе лаков.
В книге Л.П. Шмидта «Золочение, серебрение и бронзование по дереву»2 автор раскрывает методы обработки и подготовки предмета перед началом золочения; он дает поэтапное описание работ процесса подготовки для золочения деревянных объектов. В первой части книги содержится информация о самом дереве, изготовлении, склеивании, фальцовке, профилировании брусков; а также приводится описание станков, которые применяются в данных работах. Вторая ее часть посвящена инструментам и составляющим грунтовочных и покрывных материалов (клеи, смолы, лаки и т.д.). В третьей части книги описаны работы с различными материалами оснований, не только древесными; а также клеевой и масляный способы золочения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе проанализировано формирование архитектурных форм деревянных храмов Карелии, выявлены характерные черты их внутреннего убранства. Особенное внимание уделено изучению изобразительных и конструктивных особенностей иконостасов Успенского собора г. Кемь как яркого представителя традиционных приемов оформления иконостасов храмов Русского Севера.
Проведен подробный анализ методик реставрации и консервации резных золоченых иконостасов, а также приведен список материалов для золочения.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• выполнены работы по реставрации и консервации царских врат иконостаса;
• выявлены отличительные особенности иконостасов храма Успения в г. Кемь;
• изучена библиография о храмах Русского Севера;
• определены истоки и традиции убранства иконостасов;
• выявлены методики реставрации деревянных золоченных иконостасов.
Царские врата иконостаса Успенского собора г. Кемь являются яркими образцом царских врат в деревянных храмах Русского Севера. Иконостасы и царские врата данного храма выделяют смешанная техника исполнения, включающая резьбу, позолоту и окраску фонов. Наиболее частым мотивом в резьбе выступают травы и цветы. Резьба колонн, столбов и створок царских врат имеет упрощенные черты барочного стиля, которые чаще всего можно заметить в формах наверший или накладок на окрашенных поверхностях, а также колонн, обрамляющих иконы местного ряда и центральный образ Спаса на престоле. Расписные цоколи с простым растительным орнаментом в сдержанных тонах. Все это отличает формирование стиля в зодчестве северных регионов нашей страны от пышности Фламандского барокко.


1. Бодэ А.Б. Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья. Из. 2-е. - М.: КомКнига, 2010. - 208 с.
2. Бодэ А.Б. Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера. - М.: Прогресс-Традиция, 2019. - 596 с., ил. ISBN 978-5-89826-579-3
3. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. - М.: Стройиздат, 1989. - 367 с.: ил. - ISBN 5-274-00335-4
4. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч 1. Деревянное зодчество. - Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. Петроград, 1916. - 408 с.
5. Н. Н. Соболев. Русская народная резьба по дереву. - М.: Ленинград, 1934. - 462 с.
6. Высокий русский иконостас/Сост. Иером. Гурий (Фёдоров), Т.Н. Кудрявцева. М.: Патриаршие пруды, Издательство «Пульс», 2004. - 208 с. ISBN 5-93486-043-7
7. Теребихин Н.М. Метафизика Севера: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2004. - 272 с. ISBN 5-88086-393-Х
8. Ходаковский Е.В. деревянное зодчество Русского Севера: Учебно­методическое пособие / Под ред. В.А. Булкина. - СПб., 2009. - 104 с.
9. Деревянное зодчество Карелии : библиографический указатель литературы / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [сост.: Е. Н. Вознесенская и др. ; отв. ред. Т. В. Терпугова ; авт. вступ. ст. Т. И. Вахрамеева]. - Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2010. - 302 с.
10. Ополовников, А. В. Русь деревянная : образы рус. деревян. зодчества / А. Ополов- ников, Г. Островский. - М. : Дет. лит., 1970. - 199 с. - (В мире прекрасного). [Успенский собор в Кеми]. - С. 96-98.
11. Юдин В.Ю. Конструктивные особенности деревянных иконостасов // Вестник ТГАСУ №2, 2007. - С. 68-75.
12. Пермиловская А. Б. Крест в культурном ландшафте Русского Севера // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010. - С. 86-91.
13. Федотова В. Н. Три века Успенского собора. - Петрозаводск, из-во ООО «Версо», 2014. - 15 с.
14. Лелекова О.В. Иконосатс 1497 г. Успенского собора Кирилло- Белозерского монастыря (исследование и реставрация) //
Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. - М.: Искусство, 1988. — 360 с., ил.
15. Юдин В.Ю. Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов (на примере наследия Уральского региона): автореф. дис. ... канд. архит.: 26.05.2007 / Юдин Вячеслав Юрьевич - Екатеринбруг, 2007. - 22 с....22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ