Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование композиционного мышления старших школьников средствами изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Работа №110223

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования композиционного мышления старших школьников средствами изобразительного искусства
1.1.Сущность и содержание понятия композиционное мышление
1.2.Психолого-педагогические особенности формирования
композиционного мышления у подростков, средствами изобразительного искусства в общеобразовательной школе
1.3.Модель формирования композиционного мышления у старших
школьников, обучающихся изобразительному искусству в общеобразовательной школе
1.4.Критерии и уровни оценивания композиционного мышления
старших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционного мышления старших школьников средствами
изобразительного искусства в общеобразовательной школе
2.1.Определение исходного уровня развития композиционного
мышления у школьников. (Констатирующий эксперимент)
2.2.Экспериментальная проверка методической системы формирования
композиционного мышления школьников средствами изобразительного искусства. (Формирующий эксперимент)
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Композиционное мышление это один из видов художественного и образного мышления человека. Оно проявляется в процессе художественно познавательной творческой деятельности и связано с конкретными композиционными задачами. Культура наблюдения, культура образного мышления, системность созидания образа - это важнейший фактор, востребованный во множестве современных профессий, с каждым годом список которых только увеличивается. Навыки и необходимые качества к этим профессиям необходимо взращивать, начиная с малых лет и вплоть до окончания школы, будь то девятый или одиннадцатый класс.
Благодаря изобразительному искусству и на сегодняшний день профессиональному обучению, становится возможным формирование и развитие композиционного мышления, включающего в себя образное, пространственное, цветовое и композиционное мышление.
Композиционное мышление - это сложный и многогранный процесс, зависимый от не только навыков и умений человека, но и от эмоционального состояния, понятийного и образного аппарата, интуиции, чувства восприятия и понимания, принятия пространства. Таким образом, мышление - это та основа, которая определяется композиционной деятельностью мышления.
При анализе результатов творческих работ, учащихся по изобразительному искусству, мы заметили проблемы в системности обучения интеллектуального и эстетического начала. Причиной является недооценка роли обучению композиции на уроках по изобразительному искусству способствующей развитию и формированию композиционного мышления.
Традиционно обучение в общеобразовательной школе направлено на решение когнитивных проблем, оставляя без должного внимания развитие композиционного мышления школьников. По этой причине в процессе создания композиции, учащиеся сталкиваются с рядом трудностей.
С одной стороны, обучение подростков законам и принципам композиции имеет широкие перспективы для совершенствования действующей системы образования, с другой стороны, имеет широкие возможности в плане развития творческой активности и способностей, рационального сочетания в образовательном процессе духовного, личностного и интуитивно-эмоционального компонентов.
С психолого-педагогической точки зрения наиболее актуален вопрос о формировании композиционного мышления в процессе решения умственных задач преимущественно для старших школьников в процессе рисования.
Тем самым приходим к выводу, что обучение композиции через изобразительную деятельность в общеобразовательной школе все больше приобретает особое значение в процессе развития мышления.
Анализ существующей практики обучения показывает, что в настоящее время отсутствует четкая организация процесса обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе направленных на формирование композиционного мышления, не уделяется достаточно внимания методике обучения способствующей развитию практических умений и навыков при создании композиции что не позволяет привести ребенка к самопознанию и обретению им способности оперирования изобразительными формами содержательного характера.
Обучение композиции на уроках изобразительного искусства способствует формированию композиционного мышления, помогает выделению индивидуальных способностей школьников, воспитанию эстетически-нравственной отзывчивости, что является важнейшими задачами обучения.
На занятиях, посвященных композиции, учащиеся получают навыки работы с разнообразными техниками исполнения, материалами, учатся построению гармоничной композиции, развивают пространственное мышление, способность ориентироваться в выборе формата, в отношениях размера изображаемых объектов.
Таким образом, можно прийти к выводу, что для развития композиционного мышления у школьников в общеобразовательной школе необходимо ввести в курс предмета изобразительного искусства занятия по композиции способствующий формированию основных композиционных закономерностей изображения и восприятия пространства, формы, формата, цвета, тона.
Цель исследования: формирования композиционного мышления учащихся в возрасте 15 лет средствами изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс формирования композиционного мышления старших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - система методических средств и приемов, обеспечивающих формирование композиционного мышления учащихся в возрасте 15 лет средствами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования. Процесс развития композиционного
мышления у учащихся 15 лет пройдет с большей эффективностью, если:
-разработана модель методической системы, направленная на развитие композиционного мышления у учащихся на занятиях в общеобразовательной школе;
-определены система педагогических технологий, форм и средств способствующие формированию композиционного мышления старших школьников;
-разработана система упражнений и заданий, нацеленных на формирование композиционного мышления школьников;
-разработаны критерии оценивания сформированности композиционного мышления;
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования композиционного мышления;
2.Определить деятельность педагога в формирование композиционного мышления старших школьников средствами изобразительного искусства;
3.Разработать методическую модель, обеспечивающую формирование композиционного мышления учащихся 15 лет в общеобразовательной школе;
4.Разработать уровни и критерии развития композиционного мышления у учащихся;
5.Экспериментально проверить эффективность методической модели, направленной на развитие композиционного мышления
Методологическую основу исследования составили:
-исследования различных ученых по проблемам развития композиционного мышления и психолого-педагогических особенностей формирования композиционного мышления (М.В. Алпатов, А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, И.Е. Репин, Н.Н. Волков, Д.Н. Кардовский, К.Ю. Юон);
-развития творческой личности в процессе художественного образования, педагогические основы и методы обучения изобразительному искусству (Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов, В.С. Кузин, С.П. Рощин;
-теория и методика обучения композиции на уроках изобразительного искусства (Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов, А.В. Свешников, С.А. Г авриляченко);
Методы исследования:
1.Анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2.Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе опроса, беседы с учащимися; констатирующий, формирующий эксперимент; анализ результатов учебно-творческих работ учащихся по разработанным оценочным критериям; разработка упражнений и заданий, нацеленных на формирование композиционного мышления.
3.Апробация методической модели в общеобразовательной школе.
Новизна исследования заключается:
-Выявлены наиболее эффективные педагогические средства, методы и приемы обучения, способствующие овладения знаниями, умениями и навыками в процессе создания композиции, активизирующие процесс формирования композиционного мышления;
-Разработана модель методической системы, обеспечивающая пути педагогического воздействия на формирование композиционного мышления
-Разработаны уровни и критерии оценивания сформированности композиционного мышления.
Теоретическая значимость исследования:
-теоретически подтверждена проблема формирования
композиционного мышления в процессе творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе;
-разработана модель методической системы, как организационная, направляющая и контролирующая модель обучения, способствующая формированию композиционного мышления у подростков в общеобразовательной школе;
-определены эффективные педагогические средства, формы, методы и приемы, обеспечивающие формирование композиционного мышления у подростков;
-разработана система упражнений и заданий, способствующих формированию композиционного мышления.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
-Исследовательские и методические материалы, разработанные упражнения и задания, критерии оценивания по данной теме могут быть использованы учителями изобразительного искусства в рамках общеобразовательных школ, так же и для преподавателей в системе дополнительного образования;


совершенствовать процесс формирования композиционного мышления, обеспечивая развитие знаний, умений и навыков и формирование соответствующих компетенций;
Апробация исследования:
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБУ СОШ № 89 города Тольятти в 9 «А» классе. Материалы исследования анализировались и корректировались в процессе научно-исследовательской работы.
Этапы исследования
Первый этап теоретический. (2015 г-2016 г). На первом этапе был проведен анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Была подтверждена актуальность исследования, определена гипотеза, выбраны цели и методы исследования.
Второй этап опытно-экспериментальный. (2016 г.-2017 г.).
На втором этапе исследования с целью выявления исходного уровня сформированности композиционного мышления проведен констатирующий эксперимент, и формирующий в ходе которого апробировались методическая система обучения, способствующая формированию композиционного мышления средствами изобразительного искусства.
Третий этап аналитический. (2017 г.) На третьем этапе проводился анализ результатов проведенного эксперимента, формулировались выводы, корректировались методические рекомендации для использования полученных данные в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Основные положения, выносимые на защиту:
- обоснование методической модели как системы направленной на организацию и управление образовательным процессом способствующей определению направления деятельностью педагога в области формирования композиционного мышления старших школьников в общеобразовательной школе.
-структура методической модели в содержании которой целевой, методический (содержательный) и оценочно-результативный компоненты направлены на формирование композиционного мышления;
-система заданий и упражнений, направленных на формирование композиционного мышления;
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Магистерская диссертация 107 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения на 16 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день обучение детей изобразительному искусству в общеобразовательной школе требует определения путей формирования композиционного мышления, раскрытие творческих способностей. А это предполагает освоение различных знаний по композиции, умений и навыков по ее воспроизведению, выбирать и осмысливать полученную информацию, создавать и оценивать результат.
Эксперимент позволил раскрыть особенность процесса формирования композиционного мышления школьников в общеобразовательной школе.
1.На основании анализа психолого-педагогической литературы, различных научных исследований, изучено состояние проблемы исследования; уточнено понятие «формирования композиционного мышления», которое представляет собой, процесс сознания, оперирующий предметами изобразительного искусства, особенности которого зависят от характера деятельности субъекта, его стремление нахождения и реализации изобразительной целостной и завершенности произведения искусства.
2.Определена роль композиции в процессе обучения изобразительному искусству, в котором ребенок - это личность с высоким художественноэстетическим отношением к миру, умеющий составлять художественное произведение, которое обусловлено характером, содержанием и назначением, и воплощать свои представления в форме художественного образа.
3.Разработана и экспериментально апробирована методическая модель формирования композиционного мышления, которая включает в себя педагогические технологии, методы, средства и формы, в основе которой целевой, содержательный и оценочно-результативный компоненты позволяют педагогу организовывать педагогический процесс, контролировать, направлять деятельность учащихся, проводить комплекс занятий способствующие формированию композиционного мышления.
4.Результаты научного исследования показали, что методическая модель обучения школьников в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в процессе разработанных занятий, влияет на уровень знаний по композиции, умений воспринимать, выбирать, осмысливать полученную информацию; создавать и оценивать результат; подтверждая важность формирования композиционного мышления.
5.С учетом направленности программы по изобразительному искусству для учащихся старших классов общеобразовательной школы были выбраны педагогические технологии, позволяющие ученикам лучше освоить знания в области композиции: ее законы, принципы и правила и практическое применение этих знаний в деятельности.
6.В диссертации определены критерии оценивания уровней сформированности композиционного мышления с позиции определенных показателей, по которым проходило исследование данных способностей школьника до начала эксперимента, и после экспериментального обучения. Что и установило необходимость формирования композиционного мышления школьников. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости введения в курс уроков по изобразительному искусству занятий по композиции.
7.Как показывают результаты исследования, на момент формирующего эксперимента уровень сформированности композиционного мышления по всем показателям находился на низком уровне. Результаты творческой деятельности учащихся в конце формирующего эксперимента свидетельствуют о повышении качества работ школьников и уровня сформированности композиционного мышления, демонстрируя умения школьников находить композиционное решение, выделяя конструктивные особенности формы предметов, находя тоновое решение, передавать объем. Что говорит о понимании учащимися значения средств выразительности, способствующих созданию композиции.
Таким образом, в ходе эксперимента, выдвинутая в начале исследования гипотеза, что процесс формирования композиционного мышления у учащихся 15 лет, является эффективным средством эстетического восприятия мира, художественного взгляда на постановку и воспитания цветовой культуры у детей.
На основании этого можно сделать следующие рекомендации и выводы:
-результаты эксперимента показали, что одной из главных проблем обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе является проблема формирования композиционного мышления, при котором формируется навыки школьников изображать различными средствами композицию, умение создавать цельный и завершенный образ;
-С помощью различных методов обучения, были активизированы творческие способности для создания композиции, и как следствие формирование композиционного мышления, и эстетического воспитания школьника;
-Формирование композиционного мышления происходит поэтапно, в различных педагогических условиях и задачах, которые ставит учитель, что подчеркивает значение методической модели в процессе обучения и развития школьников;
-Опытно-экспериментальное исследование, позволило показать и систематизировать методы педагогического воздействия на школьников при решении различных учебно-творческих задач;
-Анализ теоретических исследований по проблемам организации уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе, позволили экспериментально обосновать, что теоретические знания и практический опыт школьника определяют способы художественного восприятия и построения композиции;
-В данном исследовании предложены педагогические условия организации учебного процесса, в котором процесс создания композиции


школьников;
-Упражнения, лекции, практические задания, наблюдение обеспечивают поэтапный и целенаправленный подход обучения в освоении учебного материала и решения поставленной задачи;
-Предложенная в диссертационном исследовании методическая модель формирования композиционного мышления, открывает новые перспективы для разработки методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
-Результаты проведенного научного исследования вносят определенный вклад в решение проблемы формирования композиционного мышления, но не исчерпываю возможность его дальнейшего исследования.


1.Адамов, Е.Б. Как Книга художественный предмет. Набор. Фактура. Ритм. [Текст] / Е.Б. Адамов. Часть 1. - М. Книга, 1990. - 373 с.
2.Адамов, Е.Б. Как Книга художественный предмет. Формат. Цвет.
Конструкция. Композиция. [Текст] / Е.Б. Адамов. Часть 2. - М. Книга, 1990. - 400 с.
3.Алпатов, М.В. Композиция в живописи. [Текст] / М.В.Алпатов. - М., Искусство, 1940. С.84.
4.Антология. Философия русского религиозного искусства XVI в. ХХ вв. [Текст] -М., Прогресс, 1993. - 295 с.
5.Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. [Текст] М.: Прометей, 1994. - С 334.
6.Асмус, В.Ф. Проблема в интуиции философии и математике. В сб. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - 655 е., с.З.
7.Бакушинский, А. Б. Исследования статьи и. Избранные искусствоведческие статьи [Текст] / А.В. Бакушинский. — М. Советский художник., 1981. — с. 352;
8.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. [Текст] / М.М.Бахтин М.: Искусство, 1979. — 399 с.
9.Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением[Текст] / М.Е. Бурно. - М.: Медицина, 1989.- 285 с.
10.Валлах, Г. Восприятие нейтральных цветов. Восприятие движения. В сб. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 290-322.
11.Валери, П. Об искусстве: Сборник. Пер. с фр. [Текст] / П.Валери. - М.: Искусство, 1993. - 507 изд. С. 18.
12.Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: Пер.с англ. [Текст] М. Вертгеймер.
- М.: Прогресс, 1987. с. 336
13.Волков, Н.Н. Творческие методы и художественные системы [Текст] / Н.Н. Волков. - М. Искусство, 1978. с. 215;
14.Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н. Волков. - М. Искусство,
1977.с. 189;
15.Волков, Н.Н. О понятии композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: Российской НИИ академии художеств, 1999. С. 7 - 31...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ