Введение 3
Глава 1. Развитие мировых информационных агентств в контексте социально-экономических и технологических изменений
1.1. Основные этапы эволюции мировых информационных агентств 8
1.2Влияние глобального экономического кризиса на медиаиндустрию 26
Глава 2. Мировые информационные агентства в XXI веке
2.1. АнализдинамикиэкономическогоразвитияReutersNews, Associated Press, Bloomberg и Agence France-Presse 33
2.2.Мировые информационные агентства как участники глобального медиарынка 56
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
В XX веке с началом повсеместной компьютеризации зародилось понятие «информационное общество», которое сейчас используется не только в области современных технологий, но и в политике, экономике, социологии, философии и т.д. По мнению теоретиков-коммуникативистов Д. Белла, Э. Тоффлера, Дж. М. Кастельса, информационное общество характеризуется в первую очередь тем, что в нем большая часть человеческих ресурсов направлена на производство и потребление информации, превратившейся из «сведений» в самый востребованный и рентабельный «товар» .
Одним из определяющих свойств информации является скорость ее распространения. Долгие годы она оставалась на довольно низком уровне, однако в середине XIX века был изобретен телеграф, который позволил передавать данные практически мгновенно. Более того, в это время усиливается потребность западного общества в нейтральной фактографичной журналистике и бурно развиваются капиталистические отношения, поэтому вполне логично, что в Европе начинают появляться первые информационные агентства: в 1835 году открылось французское «Гавас», в 1849 году – немецкое «Телеграфное бюро Вольфа», и в 1851 году – английское «Рейтер». С тех пор агентства продолжают адаптировать новейшие технологические разработки к своей деятельности и рассматриваются как наиболее объективные средства массовой коммуникации. Все это, по мнению В. И. Сапунова, делает их «кровеносными сосудами» современного медиапространства, которые катализируют процессы глобализации , причем относится это по большей части именно к мировым службам новостей.
Авторы ежегодника AgenceFrance-Presseот 1988 года определили мировые информационные агентства как агентства, у которых «в любой момент времени и в любой точке земного шара есть корреспондент, работающий над очередным выпуском газеты или телевизионными и радионовостями» . Однако, как отмечает К. А. Войцехович, роль и место универсальных глобальных новостных служб в международной системе СМИ в российской науке в последние годы остаются в тени и «де-факто» несколько принижаются на фоне лавинообразного развития Интернета, позволяющего практически всем типам СМИ диверсифицировать и свою деятельность, и целевую аудиторию .
Несмотря на то, что глобальные информагентства неоднократно становились объектом изучения зарубежных теоретиков, в российской науке исследований, посвященных их деятельности, немного. Фундаментальными можно назвать труды В. И. Сапунова, Ю. А. Погорелого, К. А. Войцеховича, Э. В. Могилевской, которые рассматривают эти организации в экономическом, политическом, социологическом аспектах. Интересно, что большинство из них были опубликованы с 2002 по 2007 год – в «благополучный» для отечественного медиабизнеса период , когда стремительно увеличивалось количество зарегистрированных СМИ, росла их аудитория, повышался объем продаж. С тех пор медиапространство претерпело значительные изменения не только в России, но и в мире, и связано это в первую очередь с мировым экономическим кризисом первой декады XXIвека.
Основным последствием кризиса медиарынка стала реструктуризация многих предприятий, которая сопровождалась массовыми сокращениями, «миграцией» в виртуальное пространство, отказом от классической рекламы и т.д. Поэтому актуальность данной работы связана с повышенным вниманием к деятельности средств массовой коммуникации в связи с изменением мировой экономической конъюнктуры.
Объектом исследования стали четыре крупнейших мировых информационных агентства: Reuters, статус которого балансирует между информагентством и финансовой корпорацией,Bloomberg, наоборот превращающаяся из финансовой организации в поставщика информационных услуг, и классическиеAssociatedPress (AP) и AgenceFrance-Presse (AFP). Именно эти мощные центры обработки общезначимой мировой информации, имея бюро практически по всему земному шару, на протяжении всей истории своего существования наполняли значительную часть информационных потоков , тем самым усиливая политическую, экономическую и культурную интеграцию. Предметом выступили изменения в работе информационных агентств, которые произошли, во-первых, в связи с распространением новых средств коммуникации и, во-вторых, под влиянием экономического кризиса начала XXI века.
Цель работы – проанализировать роль агентств в глобальном медиапространстве и выявить, как мировой экономический кризис сказался на их деятельности. Для ее достижения необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить предпосылки появления мировых информационных агентств и основные этапы их исторического развития;
2. Рассмотреть операционные модели и организационно-правовые формы мировых информационных агентств;
3. Изучить влияние технического прогресса на средства массовой коммуникации;
4. Выявить причины структурного медиакризиса начала XXI века и изучить текущее состояние глобального медиарынка;
5. Проанализировать финансовые отчеты и пресс-релизы информационных агентств, а также материалы крупных финансовых СМИ, освещающие их деятельность за период с 2008 по 2017 годы;
6. Сопоставить полученные данные с общемировыми экономическими тенденциями и понять, как экономический кризис сказался на деятельности информагентств.
В качестве теоретической базы исследования выступили диссертации и монографии таких отечественных исследователей информационных агентств, как В. И. Сапунов, Е. Л. Вартанова, К. А. Войцехович, В. В. Орлова, В. Гатов, посвященные как непосредственно деятельности информационных агентств, так и функционированию всей медиасистемы. Также мы неоднократно обращались к научным трудам зарубежных ученых, среди которых статьи и книги О. Бойд-Баррета, Д. Рида, Д. Фокса и других. Эмпирической базой стали отчеты и пресс-релизы информационных агентств за 2008-2017 годы, ежегодно публикуемые на их официальных сайтах, а также материалы таких международных финансовых СМИ, как TheNewYorkTimes иTheFinancialTimes.
В качестве основного метода исследования был выбран сравнительно-сопоставительный анализ – универсальный общенаучный эмпирический метод, который позволяет обнаружить взаимозависимость различных явлений и объектов, в нашем случае – глобального экономического кризиса и мировых информационных агентств. Также в ходе исследования использовались различные методы теоретического уровня, в частности, анализ и синтез полученных данных, их обобщение и аналогия, которые помогут увидеть схожие характеристики в работе информационных агентств и конкретные проявления влияния экономического кризиса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Впервой главе описываются основные этапы эволюции информационных агентств в связи с расширением их технических возможностей и приводятся основные характеристики глобального медиакризисаXXIвека. Во второй главе анализируются ежегодные отчеты о финансовой деятельности новостных служб, а также их основные продукты и услуги. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы
Одним из основных товаров, который пользуется спросом практически во всех странах мира, была и есть информация. И если сначала ее производство и распространение было привилегией информационных агентств, то сегодня «продавцом» может стать не просто любое СМИ, но и каждый человек со смартфоном в руках. Все это приводит к глобализации, которая вдобавок усиливается бурным развитием коммуникационных технологий.
Тем не менее, новостные службы по-прежнему можно считать своего рода «информационными генераторами». Комплексный анализ деятельности четырёх мировых агентств показал, что в настоящее время эти медиапредприятия, несмотря на непрекращающиеся трансформации, закрепились на рынке как конгломераты, способные полностью контролировать процесс производства любого медиапродукта, и сейчас спектр их услуг практически не ограничен.
Изучение основных этапов исторического развития глобальных новостных служб позволяет нам говорить о том, что они всегда играли важную роль в политических и социальных процессах. Он помогали европейской буржуазии бороться за свои права и свободы, были орудием европейских властей для установления империализма и важным каналом для распространения пропаганды, а в последнее время способствуют мировой интеграции. Более того агентства всегда ускоряли и подпитывали технический прогресс: сначала связали все ключевые точки земного шара с помощью телеграфных сетей, затем внедрили в производственный процесс один из самых «прорывных» на тот момент инструментов – радио, позднее – телевидение, спутниковые системы, и, наконец, одними из первых стали активно использовать Интернет.
Проанализировав финансовые отчеты информационных агентств за последние десять лет, мы можем заключить, что мировой экономический кризис по-разному затронул каждое из четырех медиапредприятий. Относительно «сухими из воды» вышли «Рейтер» и «Блумберг», благодаря тому, что эти компании сместили свой фокус на оказание финансовых услуг: первая получает большую часть доходов от службы FinancialandRisk, вторая – отBloombergTerminal. Оба сервиса косвенно относятся к медиаиндустрии, ориентированы в основном на работу с крупными биржевыми игроками, и практически не имеют аналогов в мире, а значит, довольно прочно закрепились в своем нишевом секторе. Новостные службы являются для них в некоторой степени имиджевыми: с помощью них корпорации усиливают позиции на медиарынке и зарабатывают дополнительные средства, лишившись которых, вряд ли придут в полный упадок. Поэтому «Блумберг» и «Рейтер» имеют надежную «подушку безопасности» в лице профессиональных клиентов и вряд ли прекратят существование, даже если существующий медиаландшафт кардинально изменится.
Сложнее приходится «Франс-Пресс», которое, будучи зависимым от государственных субсидий, оказалось более уязвимым перед лицом экономического краха. С 2008 года доходы агентства планомерно снижались, однако вовремя принимая стратегически правильные решения, руководство не позволило ему разориться. Благодаря инвестициям средств укреплению служб по производству видеоконтента и спортивных новостей, а также заключению договоров с крупными медиакомпаниями, агентство продолжает играть ключевую роль, если не на мировом информационном рынке, то, по крайней мере, на французском. Правда, огромное количество конкурентов, которые так и норовят сместить «Франс-Пресс» с пьедестала отчасти ослабляют его позиции.
Наиболее тяжелыми последствиями мировой экономический кризис обернулся для «Ассошиэйтед пресс». Оно, поддерживаемое американскими газетами, переносило все тяготы вместе с ними, поэтому неудивительно, что 2009 год стал одним из самых мрачных за всю историю его существования. Тем не менее, и ему помогли инновационные решения, основное из которых распространение лицензии на использование ньюзрумов. Стоит признать, однако, что и «Ассошиэйтед Пресс», и «Франс Пресс» несколько уступают двум своим конкурентам по размаху деятельности. Отметим также, что использование пользовательского контента и искусственного интеллекта, активное участие в борьбе с фейковыми новостями и другая «мейнстримная» деятельность помогает всем агентствам не столько производить что-то уникально новое, сколько поддерживать репутацию новаторов в области применения коммуникационных технологий.
Открытым остается вопрос о том, нужны ли миру службы новостей, если сейчас и так существует великое множество медиакорпораций, оснащенных по последнему слову техники, а эксклюзивная информация производится по большей части пользователями социальных сетей, не имеющих никакого отношения к новостной журналистике или информационным технологиям? Одна только социальная сеть Facebook в теории может распространить данные между двумя миллиардами людей, не прибегая при этом к дорогостоящим техническим решениям.
По сути, оценить перспективы развития глобальных информационных агентств практически не представляется возможным: медиаиндустрия трансформируется с такой стремительной скоростью, что вполне возможно, что со временем контент начнет генерироваться без участия людей и сторонних компаний. Однако нам по-прежнему сложно представить причины, которые привели бы агентства к полному краху и даже серьезному спаду деятельности. На протяжении более чем полутора столетий они всегда находили адекватные способы решения своих проблем и пережили не одно потрясение ̶ именно этим можно объяснить их лидерство в сфере разработки и применения новых коммуникационных технологий. И каждое вновь внедренное в их деятельность новшество позволяло компаниям максимизировать финансовую выгоду от него и укрепить свои связи с подписчиками.
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе.–М: Прогресс, 1986.
2. Вагнер И. Е. Информационные агентства в системе современных массмедиа: тенденции развития. – Нижний Новгород: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2013.
3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект-Пресс, 2003.
4. Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств. Вестник Московского государственного университета; Изд-во Моск. гос. ун-та. М., 2013.
5. Войцехович К.А. Информационное агентство Ассошиэйтед Пресс в условиях современного информационного рынка. Дис. канд. филол. наук.:10.01.10 / К. А. Войцехович; Моск. гос. ун-т. М., 2005.
6. Вырковский А. В., Борисяк Д. А. Бизнес-процессы в новостной журналистике. Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. Вып. 4. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2013/4/biznes-protsessy-v-novostnoy-zhurnalistike/
7. Гатов В. Будущее журналистики. Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016. Гуманитарный университет. Екатеринбург, 2016. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru
8. Гатов В. О судьбах прогульщиков на обочине прогресса. Отечественные записки. 2014. Вып. 3 (60). [Электронный ресурс].̶ Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2014/3/o-sudbah-progulshchikov-na-obochine-progressa
9. Иващенко Н. А. Проблема корректности использования термина «объективность» для характеристики публикаций СМИ. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9, вып. 3, ч. II. Санкт-Петербург, 2007.
10. Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования: автореф. дис. канд. филол. наук / Э. В. Могилевская; Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aspirant.vsu.ru/ref.php?cand=1165
11. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М.: РИП-Холдинг, 2003. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/70.htm
12. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://propagandahistory.ru/books/Igor-Panarin_SMI--propaganda-i-informatsionnye-voyny/
13. Померанцева Н. Дорогой черный ящик. Журналист. № 7 от 17. 07. 2017.[Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://jrnlst.ru/bloomberg-terminal
14. Рустамов Э. Финансовые кризисы: источники, проявления, последствия. Экономический портал. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://institutiones.com/general/2259-finansovye-krizisy-istochniki-proyavleniya-posledstviya.html
15. Саляхова Н. В. Роль и место агентства «Франс-Пресс» в мировых информационных процессах. Дис. канд. филол. наук.: 10.01.10 / Н. В. Саляхова, Моск. гос. ун-т. М., 2005.
16. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. – М: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
17. Сапунов В. И. Роль мировых информационных агентств в наполнении глобальных коммуникационных потоков. Воронежск. гос. ун-т. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://knigi.link/uchebniki-jurnalistika/rol-mirovyih-informatsionnyih-agentstv-4972.html
18. Сапунов В.И. Функционирование зарубежных информационных агентств в современной медиасистеме. Дисс.докт. филол. наук.: 10.01.10 / В. И. Сапунов; Воронежск. гос. ун-т. Воронеж, 2007.
19. Сбруев В. В. Основные этапы становления мирового информационного пространства: от первого информационного агентства до Интернета // Вестник РУДН. Литературоведение, журналистика. 2011. №3 [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-mirovogo-informatsionnogo-prostranstva-ot-pervogo-informatsionnogo-agentstva-do-interneta
20. Фролова Т. И. Гуманитарные модели в практике российских информационных агентств. Медиаскоп. 2014. Вып. 1 [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1490 (дата обращения: 05.05.2018)
21. Boyd-Barrett, O. "Global" News Agencies in Boyd-Barrett O. and Rantanen T. (Eds.). The Globalization of News. London: Sage, 1998.
22. Boyd-Barrett, O. National and International News Agencies: Issues of Crisis and Realignment, Gazette. The International Journal for Communication Studies, Vol. 62/1 pp.5-18, February, 2000.[Электронный ресурс] ̶Режим доступа: [Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/51165559/Boyd-Barrett-National-and-international-news-agencies
23. Chapman J. Comparative Media History: An Introduction: 1789 to the Present. Polity, Cambridge, 2005 [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1468-229X.2007.00402.x
24. Fox J. Media and the Financial Crisis: Was it All Our Fault? Challenges to Business in the Twenty-First Century. American Academy of Arts and Sciences, 2013 [Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: https://www.amacad.org/content/publications/pubcontent.aspx?d=1029
25. GeierB. What did we learn from the Dotcom Stock Bubble of 2000, Time, 12.03.2015 [Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: http://time.com/3741681/2000-dotcom-stock-bust/
26. Read D. The power of News: The history of Reuters. Oxford Scholarship Online: October, 2011 [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780198207689.001.0001/acprof-9780198207689-chapter-2
27. Theil S. The Media and Markets: How Systematic Misreporting Inflates Bubbles, Deepens Downturns and Distorts Economic Reality. Harvard Kennedy School, Shorenstein Center on Media, Politics and Public Policy, 2013 [Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: https://shorensteincenter.org/wp-content/uploads/2014/06/d86-theil.pdf?x78124
Эмпирические материалы
28. Газета «Правда». [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/society/16-12-2008/296208reportery_assoshiehjjted_press_nachali_akciju_protesta-0/
29. ТАСС. [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/530275
30. Увлекательный мир доткомовских мошенников. Лента.ру, 25.01.2005 [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2005/01/28/dotcom/
31. AgenceFrance-Presse. Режимдоступа: https://www.afp.com
32. Apimages. [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: http://www.apimages.com
33. Associated Press. Режим доступа: https://www.ap.org
34. Bloomberg. Режим доступа: https://www.bloomberg.com
35. Britannica. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/Reuters
36. Finextra. [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: https://www.finextra.com/newsarticle/24819/bloomberg-damaged-by-new-data-leak
37. Forbes. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://www.forbes.com/2008/02/13/media-newspapers-ap-biz-media-cx_lh_0214ap.html#27e73ff7524c
38. Inaglobal. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://www.inaglobal.fr/en/presse/article/agence-france-presse-international-news-agency-future
39. Pew Research Center. Journalism and Media. Режим доступа: http://www.journalism.org/2015/07/14/the-evolving-role-of-news-on-twitter-and-facebook/
40. Recode. [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: https://www.recode.net/2016/1/26/11589068/mike-bloomberg-is-worth-49-billion-much-more-than-most-people-thought
41. ReutersNewsAgency. [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: https://agency.reuters.com/en/products-services/products/newswire-services.html
42. Statista. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/225359/thomson-reuterss-annual-revenue/
43. TechEmergence. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://www.techemergence.com/case-studies/Automated-Insights/news-organization-leverages-ai-generate-automated-narratives-big-data/
44. TechnologyReview. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: https://www.technologyreview.com/s/609558/how-reuterss-revolutionary-ai-system-gathers-global-news/
45. TheDotcom Bubble Bursts. The New York Times, 24.12.2000 [Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: https://www.nytimes.com/2000/12/24/opinion/the-dot-com-bubble-bursts.html
46. TheNewYorkTimes. [Электронный ресурс]. ̶Режим доступа: https://mobile.nytimes.com/2009/11/15/business/media/15bloom.html
47. ThomsonReuters. Режим доступа: https://www.thomsonreuters.com
48. TrendsinNewsrooms 2010, WorldEditorsForum, WorldEditionForumWAN/IFRA[Электронный ресурс] ̶ Режим доступа: http://www.wan-ifra.org/reports/2010/06/02/trends-in-newsrooms-2010
49. TVNewsCheck. [Электронный ресурс]. ̶ Режим доступа: http://www.tvnewscheck.com/article/41855/associated-press-profit-revenue-slide-in-2009
50. WorldPressTrends 2010, WorldEditorsForum, WorldEditionForumWAN-IFRA[Электронный ресурс].̶ Режим доступа: http://www.wan-ifra.org/microsites/world-press-trends