Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование основных факторов выбора профессии подростками 14-15 лет

Работа №141755

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы выбора профессии подростками в трудах психологов 8
1.1 Анализ методологии отечественных и зарубежных
психологов по профессиональному выбору подростками. 8
1.2 Социально-психологические особенности
подросткового возраста 14
1.3 Основные факторы выбора профессии подростками.... 19
Глава 2 Исследование основных факторов выбора профессии подростками 14-15 лет 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования. 29
2.2 Результаты проведенного эмпирического исследования 34
2.3 Анализ основных факторов выбора профессии
подростками 14-15 лет 42
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А Анкета 53
Приложение Б Результаты анкетирования 57


Актуальность темы исследования. Престижность выбираемой профессии является «одним из важнейших факторов профессионального самоопределения наряду со склонностями, способностями, учетом позиции близких людей, информированностью о профессии. К этому можно добавить, что подростки часто ориентируются не только на престижность, но и на самое лучшее (элитное) в том смысле, как это субъективно понимается самими самоопределяющимися подростками» [21]. При этом молодежь идентифицирует себя с представлениями таких профессий, где можно «хорошо заработать», «жить роскошной жизнью», то есть часто ориентируются на внешние признаки элитарности [2]. Но внешняя престижность часто оказывается обманчивой, так как времена меняются, и то, что сегодня сверхмодно, завтра может оказаться не актуальным. С другой стороны, за внешней престижностью профессии часто скрываются серые и рутинные будни, которые, как правило, недооценивает молодежь. И когда человек это осознает, то очень трудно что-либо менять, а ощущение серьезной ошибки на этапе выбора может привести к отчаянию.
Также, не исключено, что быстро может наступить период перепроизводства «модных» профессий, когда просто невозможно трудоустроится. Все это в совокупности определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования состоит в том, что «профессиональные намерения подростков находят свое выражение в формировании профессиональных планов, которые при условии выбора и профессии, и учебного заведения считаются сформированными. Если выбрана только профессия или только учебное заведение, то профплан идентифицируется как частично сформированный. Отсутствие вариантов выбора определяет план как несформированный» [6, с. 9]. Наблюдаемая от 14 к 15 годам, «тенденция к снижению значимости выбора образования на фоне роста числа 4
молодых людей, планирующих работать сразу после окончания школы, слабая информированность о мире профессий, а также увеличение числа подростков с неопределенным выбором уровня образования, возрастная перестройка профессионального типа личности - все это свидетельствует о высокой вероятности ошибочного или неадекватного профессионального выбора, отражает кризисный характер профессионального самоопределения в подростковый период» [8].
Степень научной разработанности проблемы. Описание критериев принятия решения о выборе профессии нашло отражение в работах Ю.М. Забродина, А.В. Карпова, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой,
М.В. Ретивых, В.Д. Шадрикова, теоретические исследования факторов выбора профессии подростками описаны С.И. Вершинина, Н.Н. Захарова, Е.Л. Климова, М.С. Савиной, С.Н. Чистяковой. Информированность о потребностях, интересах и возможностях своих детей отражены, в работах С.В. Липпо, Р.В. Манеров, С.Т. Посохова. Значительное «влияние
родительской семьи на профессиональный выбор позволяет В.И. Крюковой считать данный фактор системообразующим» [6. с. 29].
Факторы выбора профессии - это очень сложный процесс и рассматривать его необходимо под разными углами зрения. Под эти понятием подразумевается процесс принятия решений, с помощью которых молодой человек реализует свои предпочтения и склонности, и удовлетворяет потребность общества в специалистах различного профиля. Это также «процесс формирования определенного стиля жизни, частью которого и является профессиональная деятельность. Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема выбора профессии уже много лет среди, наиболее острых, обсуждаемых в научных кругах и практически актуальных. И это не случайно, потому что речь идет о качественном уровне, возможностях «делания» жизни человека во всех сферах его жизнедеятельности и решении проблем будущего. Профессия становится важным условием и основанием самоопределения индивида.
В наши дни, когда неизмеримо выросло значение человеческого компонента в построении будущего общества, когда требуются максимальные человеческая ответственность и усилия быть человеком, прежде всего человеком действия, действующим не только активно, но и оптимально целесообразно, когда резко увеличивается психологическая и физиологическая нагрузка на человека во всех сферах профессиональной деятельности - углубляется ряд важных традиционных и возникает ряд новых проблем, и прежде всего, проблема выбора профессии в подростковом возрасте, а также факторов, которые оказывают решающее значение.
Сегодня особенно ощущается потребность в серьёзном научном исследовании проблемы профессионального выбора подростками, которая представляет интерес как для самих подростков, так и для многих специалистов, так как стремление найти своё место в жизни, потребность в профессиональном самоопределении является, по мнению Л.И. Божович, одним из важнейших психологических новообразований подросткового возраста в частности, и в решении им трех главных жизненных задач, вообще.
Сложность обсуждаемой проблемы обусловлена тем, что мир профессий изменчив (появляются новые профессии, некоторые традиционные занятия отмирают, объединяются, разъединяются и прочие) и подрастающий человек должен быть подготовлен не просто к единственному профессиональному старту, а к обдумыванию многих и разных вариантов профессиональных и внутрипрофессиональных выборов, к проектированию и осуществлению себя как субъекта труда и своего трудового пути.
В условиях становления принципов развивающегося и проектного обучения, когда акцентируется идея личностного и профессионального выбора подростком, проблема психологического руководства его развитием переосмысливается. И, в частности, большое значение приобретает задача предоставления подростку необходимых средств, способных повысить уровень его активности и самостоятельности при проектировании профессионального жизненного пути.
Из сказанного следует, что должны внедряться средства и диагностические методы профессиоведческой поддержки
в профессиональном самоопределении подростка. Одним из таких средств могут быть психодиагностические методы, чувствительные к тому, чтобы выявлять внутреннюю предрасположенность, склонности, направленность, интересы, подростка уже на предварительной стадии его профессионального самоопределения.
По данным «зарубежных авторов, человек в процессе профессионального выбора, проходит несколько этапов, прежде чем подойти к конкретной профессии» [20, 27].
Первый этап - детская игра. На этом этапе ребенок принимает на себя разные профессиональные роли в игровой деятельности. Вторым этапом является подростковая фантазия (или фантазийный выбор). Этот этап начинается приблизительно в возрасте 10-13-лет. Третьим этапом в профессиональном самоопределении является стадия предварительного выбора профессии (период поисков), который захватывает весь подростковый возраст, но особенно активизируется в 14-16 лет. Четвертым этапом является практическое принятие решения (или реальный выбор профессии). Этот этап чаще всего совпадает с возрастом 17 лет и старше.
Как показали исследования А.А. Азбель, Л.В. Рыкман, Л.В. Макеевой, А.В. Сперанской, выбирая профессию, сам школьник ориентируется на три ряда факторов [13].
Первый ряд «включает в себя личные интересы, склонности.
Второй ряд связан с пониманием школьником того, «где я нужен», пониманием места выбираемой профессии в структуре общества, необходимости в кадрах, ощущаемых определенными регионами страны, знаниями о мире профессий.
Третий ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний» [13, с. 78].
Можно сказать, что у подростков с «несформированным» выбором фактор «мнение родителей» оказывает дезадаптирующее влияние н а становление его жизненного пути, жизненного стиля и профессионального самоопределения.
Мы полагаем, что осознание дезадаптивно выраженных установок, «невротических фиксаций» и ошибок в жизненном стиле поможет подростку с сопровождающей помощью психолога их скорректировать. В заключении необходимо отметить, что проблема профессионального выбора и влияющих на него факторов является весьма сложной, и требует дальнейших научных исследований.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 127 с.
2. Аналитическая психология: прошлое и настоящее: пер. с нем. и англ.; сост. В. Зеленский, А. Руткевич. М. : Мартис, 1995. 309 с.
3. Аргайл М. Психология счастья. М. : Прогресс, 1990. С. 67.
4. Архиреева Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников. Психологическая наука и образование: Электронный журнал. 2009. № 2. URL:http:ZZwwwZprognosis.ru/int correspondent.html(дата обращения.15.02.2023).
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб. : Лениздат, 1992. 167 с.
6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : МГУ, 1982. 207 с.
7. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнаса. М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 3-28.
8. Волосиков М. И. Интеллектуальное развитие и моральное суждение младших школьников // Вопр. психологии. 1987. № 2. С. 40-47.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
10. Горбунова Г. П. Психологическое время в структуре самосознания
взрослого человека. Режим доступа: http//hpsy.ru/public/x2461.html. (дата
обращения.15.02.2023).
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Смысл, 2000. 252 с.
12. Исследовано в России: многопредмет. науч. журн. / МФТИ.
Электрон. журнал. Долгопрудный : МФТИ, 1998. Режим
доступа:http:ZZzhurnal.mipt.rssi.ru.(дата обращения.15.02.2023)
13. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М. : Просвещение, 1990.
152 с.
14. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. М. : Смысл, 1993. 132 с.
15. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989. 332 с.
...
40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ