Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ И УСПЕШНОСТЬЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В НЕЙ

Работа №83730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. РОЛЬ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ 7
1.1. Понятие личностной акцентуации и варианты ее классификации 7
1.2. Взаимосвязь акцентуации личности с выбором профессии и видов дея-тельности 21
Выводы по первой главе 35
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Описание выборки 36
2.2. Процедура исследования 39
2.3. Математический метод исследования 40
Выводы по второй главе 41
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ-
ЛИЧНОСТИ С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ И УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИ-ЗАЦИИ В НЕЙ 43
3.1. Исследование акцентуаций личности 43
3.2. Изучение особенностей выбора профессии 54
3.3. Взаимосвязь акцентуации личности с выбором профессии 56
Выводы по третьей главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения 67

Социально-психологическая зрелость подростка формируется, как правило, тогда, когда проблема выбора профессии занимает его мысли и поступки. Давно доказано наукой, что подростки имеют большие возможности, от
раскрытия которых во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. Одной из главных задач педагогов является создание условий
для творческой активности и деятельности и реализации в ней самого подростка [51].
Человек всю свою жизнь пробует и ищет для себя смыслы своей деятельности и труда, и, конечно же, жизни. Определив для себя какую-либо
значимость в труде, человек стремится найти более интересный и личностно
значимый смысл. В конечном счете, вся жизнь (так же и трудовая) становится бесконечным творческим «поисковым» процессом.
Сегодня, к сожалению, ценность самого труда всѐ больше уходит на
второй план. Причиной тому является рекламация культа потребительского
образа жизни и мышления. Поэтому первым делом для многих людей оказывается ценность получения всевозможных финансовых благ и удовольствий
для жизни. Особенно сензитивны к таким ценностям молодые люди, которые
профессиональную деятельность представляют в лучшем случае лишь как
средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
Однако, человек лишь тогда может ощущать радость жизни и успешность самореализации в труде, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей,
создает что-то новое, свое, и получает удовольствие от своей работы, имеет
успех в своей профессиональной деятельности.
Поэтому очень важен такой момент в жизни человека, как профессиональное самоопределение, которое происходит на начальном этапе еще в
школьные годы. В этом вопросе не последнее место занимает школьная
профориентационная диагностика, которая позволяет познать подростку се4
бя, свои склонности, способности, и индивидуальные особенности своей
личности, и наметить для себя через самоанализ те виды деятельности, в которых он будет наиболее успешен, удовлетворен своей деятельностью и, самое главное, самореализован в ней [18].
В настоящее время четко определены основные требования в направлении работы профессионального ориентирования подрастающего поколения
в общеобразовательной школе. Ими являются: развитие индивидуальных
способностей обучающихся; расширение дифференцированного подхода в
обучении в соответствии с запросами и склонностями самих обучающихся;
развитие ряда специализированных школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов; обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям современности и стандартам ФГОС [49].
Внедрение современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно повысила уровень и в разработке научных и
практических проблем профориентации.
Можно обозначить целый ряд направлений, решающих практические
вопросы профессионального самоопределения подростков и молодежи. К
ним относятся:
 система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;
 диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва);
 теоретические и методические основы профконсультации молодѐжи (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва);
 банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);
 системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров, Киров;
Н.К.Степаненков, Минск);5
 общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков,
Комсомольск-на-Амуре);
 особенности профориентации студентов в условиях высшей школы
(Н.Ш.Шадиев, Ташкент);
 формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки
учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск);
 использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессий, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.
Актуальность: Принимая во внимание многогранность и необходимость формирования духовного мира и духовной культуры трудящегося любой отрасли производства (сферы услуг и т.д.), а также то, что при выборе
профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, мы выбрали для данной работы одну из исследуемых сторон профессиональной
ориентации и сформулировали тему следующим образом: «Взаимосвязь акцентуации личности с выбором профессии и успешностью самореализации в
ней».
Противоречие: необходимость и важность правильного выбора профессии при недостаточным уровне профориентационной работы в образовательных организациях.
Проблема: Каковы факторы, оказывающие влияние на выбор профессии, которые необходимо учитывать при организации профориентационной
работы.
Объект: Подростки в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9-х классов.
Предмет: Акцентуации личности и профессиональное самоопределение.
Цель исследования: Выявление и эмпирическая проверка взаимосвязи
акцентуации личности подростков и их профессионального выбора и успешной самореализации в выбранной профессии.6
Гипотеза: Акцентуированные черты личности взаимосвязаны с выбором будущей профессии, от чего зависит и успешность самореализации человека в профессии.
Задачи:
1. При помощи метода теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать взаимосвязь акцентуаций личности с выбором профессии.
2. Определить связь между определѐнным типом акцентуации личности
обучающихся с выбираемыми учащимися профессиями и видами профессиональной деятельности.
3. Разработать рекомендации для педагогов и психологов по организации
профориентационной работы в учебных заведениях.
Новизна исследования: В данной работе выявлено взаимосвязь акцентуации личности подростков с их профессиональным выбором; определена
связь определѐнного типа акцентуации личности учащихся с выбираемыми
ими профессиями и видами профессиональной деятельности; разработаны
рекомендации для педагогов и психологов по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы; психодиагностический метод сбора информации; метод анкеты; математические методы статистики и обработки
данных.
Данная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно полученным результатам в ходе исследования наша гипотеза
подтвердилась лишь частично, так как было установлено, что только для выборки юношей взаимосвязь влияния акцентуации личности носит умеренный
характер. Тогда как для выборки девушек и по группе в целом взаимосвязь
имеет слабую силу связи.
Одной из причин таких результатов может являться проводимая недостаточно эффективно профориентационная работа педагога-психолога образовательного учреждения.
Другой причиной может являться недостаточность представлений и готовность подростков к выбираемым профессиям, а так же их неосведомленность относительно своих индивидуальных особенностей личности, в частности, акцентуаций личности. Совершая профессиональный выбор, подростки больше ориентируются на престижность профессии, мнение родителей и
близких, а так же высокая оплачиваемость труда, не уделяя внимания на такие факторы как совместимость своих особенностей и требований самой
профессии.
Таким образом, недостаточный уровень профориентационной работы в
образовательных организациях подтвердил свое значение в данной работе.61
Переходя к решению проблемы, поставленной в работе, нами определены факторы, оказывающие влияние на выбор профессии, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы.
Мы выделили следующие:
4) Осведомленность подростков относительно их особенностей
личности;
5) Соотношение своих реальных возможностей и готовности к какой-либо профессиональной деятельности и личностных особенностей;
6) Ориентация на требования современного рынка труда и личностных интересов и склонностей.
Следуя представленным ориентирам, нами выполнена последняя задача нашего исследования – разработка рекомендаций для педагогов и психологов по организации профориентационной работы в учебных заведениях.
При планировании работы педагога-психолога на новый учебный год
рекомендуется поставить целью:
1. Построение системы оказания профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
2. Сформировать у школьников сознательное отношение к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
1. получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
2. обеспечение широкого диапазона вариативности профильного
обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;62
3. дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
4. выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с
предприятиями города, региона.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
можно выделить следующие приоритетные направления профориентационной работы в школьного психолога:
 изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
 осуществление мониторинга готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
 проведение тренинговых занятий по профориентации;
 проведение бесед, психологического просвещения для родителей
и педагогов на тему выбора;
 ведение психоконсультационной работы с учѐтом возрастных
особенностей учащихся;
 содействие формированию у школьников адекватной самооценки;
 сопровождение и консультация родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
 оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке
интересов и склонностей учащихся;
 создание базы данных по профдиагностике.
Данные рекомендации могут быть использованы в профориентационной работе школьным педагогом-психологом.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 2007.
2. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1999. - С. 137 - 145.
3. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассни-ков о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и обра¬зование. 2000, №1, с. 52-58.
4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 2001.
5. Бахтин М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. /Под редакцией И. Т. Фролова, - М.: Наука, 2006.
6. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поис¬ке работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 203 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прамед, 2002.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психоло¬гической диагностике. - Киев, 2009.
9. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 2007, N5, с. 44-55.
10. Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспери¬ментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А.
11. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506 с.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2006.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,
2000.
14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,
2001.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 2002-2004.
16. Габриял Мансур Талат. Самооценка как метод изучения лично-сти. - В кн.: Доклады конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 2002.
17. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984.
18. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного само-определения // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С. 43 - 52.
19. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное само¬определение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2008. - 144 с.
20. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2008.
21. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы пси¬хологии. 2007. № 1. С. 121-132.
22. Дергач А.А., Зазыкина В.Г., Акмеология. СПб., 2003.
23. Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психиче¬ских состояний и анализа деятельности человека. - М., 2004. С. 100-119.
24. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 314 с.
25. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в со¬циально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 69 - 78.
26. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гумани-тарных вузов. - М.: Интерпракс, 2005.
27. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 2001.
28. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмо¬циональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. 2003. Т.4. + 2. С. 59-63.
29. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 2004., с. 63.
30. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - Вла-дивосток, 2003.
31. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2003.
32. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 2009.
33. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 400 с.
34. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: Просвещение, 2001.
35. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Про¬свещение, 2009. - 225 с.
36. Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Гене-зис, 2007.
37. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ дина-мики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2003. - № 2.
38. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 2004.
39. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 2005.
40. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Леви-тов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420 с.
41. Леонгард К., Акцентуированные личности, Ростов Н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
42. Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., Медицина, 1983.
43. Лоргус А.В., Психология страсти. ЬЦрУМшЬа-оЧЬойох.ги/ЫЪ11о1ека/1огци8-а.- swаsсh. -р8Шо1о ^УЗ-Б^ЗЗИ. html
44. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 28 - 38., с. 38.
45. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М., 2000.
46. Наследов А.Д. - Математические методы в психологии. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
47. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688 с.
48. Орлова Т.В., Проблемная диагностика личности как эффектив-ный подход к изучению профессиональных способностей. Журнал «Служба кадров», № 12, 2008.
49. Орлова Т.В.Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений .- М.: Академия, 2006.-368 с.; 60х90/16. (Высшее профессиональное образование)
50. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само-определение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 256 с., с. 17.
51. Резапкина Г.В. Статья «Акцентуация и выбор профессии» - 1111р:/Лулу.р8Ус11о1оц1а.ес1и.Г11/пк1е.|.р1|.У.)1Нса1а1оц 29&1Нро81йоп215,
52. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Про-фессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 2008. - 85 с., с. 29 - 30.
53. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 2003. , с. 98.
54. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. - 318 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ