ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ
1.1 История развития теорий управления человеческими ресурсами 7
1.2 Сравнительный анализ концепций управления человеческими ресурсами в российской и
китайской науке 20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЙ Y-Z 50
2.1 Основные социально-экономические подходы к определению и характеристики поколений
Y-Z 50
2.2 Особенности стратегий поведения представителей поколений Y-Z на рынке труда и в организации 70
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ПОКОЛЕНИЙ Y-Z 98
3.1 Анализ практик управления человеческими ресурсами в компаниях России и Китая 98
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов управления текучестью персонала поколений
Y-Z в цифровой эпоху (на основе проведённых опросов) 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 151
Управление человеческими ресурсами, как одно из важных направлений экономической науки, быстро развивается и тесно связано с изменениями социально-экономического пространства. Суть управления человеческими ресурсами — это организация и управление людьми. В этом смысле историческое происхождение управления человеческими ресурсами можно проследить очень давно. Можно даже сказать, что управление человеческими ресурсами существовало с момента появления человеческого общества. Управление человеческими ресурсами в современном смысле возникло с началом промышленной революции, которая значительно повысила эффективность использования производительных сил и впервые сделала сложные и крупные корпоративные организации важной частью социальной структуры.
Высокий спрос на то, как эффективно организовать персонал и в полной мере использовать роль рабочей силы для повышения эффективности производства, породил современное управление человеческими ресурсами. Впоследствии, с непрерывным развитием и трансформацией экономических моделей, управление человеческими ресурсами постепенно эволюционировало от ориентации на результат и эффективность к управлению, ориентированному на человека в современном понимании этого слова.
За свою долгую историю управление человеческими ресурсами, как и другие отрасли управления, прошло этап от зарождения до зрелости. В начале ХХ века много предпринимателей стало замечать, что для того, чтобы повысить эффективность производства, необходимо сначала повысить эффективность и производительность труда. Известный американский предприниматель Э. Карнеги ещё в начале ХХ в. писал следующее: «Оставьте мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте моих людей - и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних». В нынешние дни нельзя не признавать, что для успешного бизнеса людские ресурсы гораздо важнее, чем материальные ресурсы.
Осознавав важность эффективного управления трудовым потенциалом, фирмы сталкивались с необходимостью формирования концепции управления персоналом, позволяющей достичь максимальной трудоотдачи. В начале управление человеческими ресурсами существовало как управление трудом. Это была её первоначальная форма. Началось с простого сотрудничества до простого разделения труда, потом развивалось до профессионального разделения труда - постоянное совершенствование разделения труда соответствует требованиям социального и экономического развития...
В заключении резюмируем основные результаты, сделанные в данной работе.
Текст первой главы ВКР был подготовлен на основе изучения результатов наиболее значимых теоретических и прикладных исследований по избранной теме. В параграфе 1.1 подробно рассмотрена история развития концепций научного управления трудом с точки зрения классификации по школе управления.
Все упомянутые в тексте концепции можно систематизировать по трём основным научным школам:
1. Классическая школа УЧР.
2. Неоклассическая школа УЧР.
3. Современная школа УЧР.
В параграфе 1.2 была подробно рассмотрена история развития концепций управления человеческими ресурсами в российской и китайской науке, а также был проведён их сравнительный анализ.
В отличии от КНР научное управление трудом в России начало развиваться достаточно рано, и в России существовала собственная школа управления.
Русские учёные внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления своей страны. Идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н. А. Амосов, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович, А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов и другие.
В развитии российской теории управления человеческими ресурсами можно выделить четыре этапа, отличающихся между собой идеологическим установками, целями и средствами достижения этих целей.
• 1917- 1930-е гг. Начало советского общественного производства.
• 1930 - 1960-е гг. Период кризиса и глубокого отстаивания.
• 1960-1980 гг. Период активного возрождения.
• 1990-е гг. - настоящее время. Период «заимствования и адаптации зарубежного опыта».
Что касается развития науки управления в КНР, то можно сказать, что у разных китайских учёных разные взгляды на разделение этапов развития концепций управления в Китае за последние 100 лет. В данной работе было выделены следующие этапы развития:
1. Зарождение концепции «научного управления» в Китае (1927-1949)
2. 1949-1980 гг. Первоначальная система управления кадрами после основания КНР
3. 1980-1990 гг. Развитие управления человеческими ресурсами после политики реформы «внешней открытости» КНР
4. Стадия роста развития управления человеческими ресурсами
5. Зрелая стадия развития управления человеческими ресурсами в Китае
Изучив истории развития концепций управления в российской и китайской науке, сложно не заметить, что эта наука получила очень схожую историю в обеих странах. В первой главе были сопоставлены главные события, связанные с развитием теории научного управления в странах и их даты в таблице 1.2.
Во второй главе было проведён методологический анализ поколений, который концентрирует внимание и базовые методы на социальной дифференциации и определяется связью параметров, критериев и временными (социально-историческими) особенностями каждого последующего поколения. Было определены особенности стратегий поведения представителей поколений Y и Z на рынке труда и в организации в Китае и России.
В параграфе 2.1 с помощью социально-экономического анализа поколения анализируются со всех сторон: как трудовые ресурсы, персонал, человеческий капитал, сегменты потребителей, участники исторических, национальных и социальных явлений и событий; с точки зрения потенциала гражданской инициативы, активности, в качестве творческой и креативной, стратифицированной группы. Изучение проблематики и характеристик любого поколения с позиции его включенности в экономику, трудовую деятельность и общественную жизнь наиболее глубоко осуществляется с помощью социально-экономического подхода. Для оценки используется контекст возникновения данного поколения, механизмы социализации, системный состав когорт, биографические особенности, ценностные ориентиры и нужды, поведенческие модели, а также количественный состав персонала по поколениям и структура общественной жизни с учётом гендерных, профессиональных, этнических и других факторов...
1. Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 3. С. 78-95.
2. Аникин А. В. Глава девятнадцатая. Роберт Оуэн и ранний английский социализм // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — С. 362—373. — 384 с.
3. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №1. C. 108-113.
4. Ашалян Л.Н., Кузнецова К. В., Петенко А. Т Стратегические аспекты потребительского поведения покупателей предметов роскоши // Управленческое консультирование. 2016. № 6. C. 90-99.
5. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: товарная политика, конкурентоспособность товара, стратегические решения. 2-е изд. М.: Экономика; 2011. 718 с.
6. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ.; под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
7. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. 2003. 672 с.
8. Бельская Ю. В., Борисова А. А., Хохолуш М.С. Поколение «Z» на рынке труда: к чему быть готовым HR-системам? // Экономика труда. - 2023. - Том 10. - № 1.
9. Береговская Т. А., Гришаева С. А. Поколение Z: потребительское поведение в цифровой среде // Вестник университета. 2020. № 1. С. 92-99.
10. Бикметов Е.Ю., Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В., Рувенный И.Я. Референтный маркетинг как инновационная коммуникационная технология взаимодействия с потребителями // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. май №2 (31). C. 25-31.
11. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2007. 944 с.
12. Богатырев М. А. Развитие управления в России. Особенности современного российского менеджмента. Terra Economicus, 2009, vol. 7, issue 2-3, 85-90
13. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. Издание третье, заново переработанное и дополненное. — М., 1989.
14. Борисенко Я. М., Берегулина А.И. Развитие теории поколений (российский и зарубежный опыт) // ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2017. С. 133-135.
15. Бутковская Г.В., Статкус А.В. Цифровой маркетинг: поведение потребителей // Вестник ГУУ. 2019. №5. С. 5-11...104