ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ 6
1.1. Понятие, сущность и функции банков с государственным участием 6
1.2. Государственные банки в банковской системе Российской Федерации 9
1.3. Нормативно - правовое регулирование деятельности банков с государственным участием 18
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АО РОССЕЛЬХОЗБАНК) 24
2.1. Организационно - экономическая характеристика АО «Россельхозбанк» 24
2.2. Реализация приоритетных направлений с государственной поддержкой. .32
2.3. Оценка надежности банка 39
2.4. Перспективы развития коммерческого банка 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ 6
1.1. Понятие, сущность и функции банков с государственным участием 6
1.2. Государственные банки в банковской системе Российской Федерации 9
1.3. Нормативно - правовое регулирование деятельности банков с государственным участием 18
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АО РОССЕЛЬХОЗБАНК) 24
2.1. Организационно - экономическая характеристика АО «Россельхозбанк» 24
2.2. Реализация приоритетных направлений с государственной поддержкой. .32
2.3. Оценка надежности банка 39
2.4. Перспективы развития коммерческого банка 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций с государственным участием. В каждом конкретном случае вопросы участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций урегулированы отдельными федеральными законами. Это в значительной степени объясняет наличие различных стандартов в статусе, порядке создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций с участием государства.
В последнее время заметно оживились дискуссии вокруг банков с участием государства. Сторонники усиления государственного регулирования банковской системы исходят из того, что в интересах концентрации крайне ограниченных государственных ресурсов усилия должны быть направлены на создание и укрепление нескольких банков общефедерального значения, выполняющих специфические задачи в интересах проводимой экономической политики.
Противники расширения госсектора в российской банковской системе полагают, что усиление роли государственных банков негативно отражается на межбанковской конкуренции и в долгосрочном плане препятствует повышению эффективности финансового посредничества.
Степень научной разработанности. В России традиционно банковская система создавалась с активным участием государства в отличие от западных банковских систем, поэтому в трудах ученых XIX в. и начала XX в. Д.Д. Батюшкова, Е.Л. Вознесенского, А.Н. Гурьева, Я.И. Печерина, Л.Н. Яснопольского и др. вопросы обеспечения интересов государства посредством отдельных обособленных банков отделялись от вопросов функционирования банковской системы.
В советский период изучали аспекты функционирования государственных банков такие ученые, как М.М. Агарков, Р.Ф. Захарова, Б.П. Курашвили, М.И. Пискотин, Г.Х. Попов, и др.
Современными учеными рассматривался широкий спектр вопросов, касающихся рассматриваемой темы. Так, в целом отдельным аспектам в регулировании банковских отношений с участием банков, отражающих публичные аспекты в банковской деятельности, посвящены работы следующих авторов: А.Г. Братко, А.Ю. Викулина, Я.А. Гейвандова, С.А.Голубева, Е.Ю. Грачевой, Е.Б. Лауте, Е.Н. Пастушенко, Э.Д. Соколовой, Г.П. Толстопятенко, Г.А. Тосуняна, А.В. Турбанова, С.О. Шохина, Н.И. Химичевой, Е.В. Черниковой, A.M. Экмаляна и др.
Цель исследования проанализировать функционирование банков с государственным участием.
Для достижения указанной цели в рамках исследования нами ставились следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции банков с государственным участием;
- выявить государственные банки в банковской системе Российской Федерации;
- определить нормативно-правовое регулирование деятельности Банков с государственным участием.
- рассмотреть методику оценки эффективности;
- проанализировать финансовые условия деятельности банков с государственным участием в Российской Федерации. На примере АО «Россельхозбанк»;
- охарактеризовать особенности реализации приоритетных направлений банка национальные проекты.
- анализ проблем развития банков с государственным участием;
- исследовать перспективы развития банков с государственным участием.
Объектом исследования является АО «Россельхозбанк».
Предметом исследования является функционирование банков с государственным участием.
Теоретической и методологической базой исследования стали исследования российских и зарубежных экономистов, посвященных анализу различных аспектов развития банковских систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой, методологические положения Центрального Банка Российской Федерации.
Методы исследования. В процессе работы применялись такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение, статистическая выборка, принципы системного подхода, методы экономического и эконометрического анализа, группировки и бухгалтерская отчетность АО «Россельхозбанк» за 2014-2016 гг.
Практическая значимость работы во многом предопределена ее теоретической новизной. Основные положения, выводы и рекомендации, вытекающие из проведенного исследования, ориентированы на их практическое применение экономическими и финансовыми ведомствами и органами регулирования банковской деятельности и финансовых рынков России и банка АО «Россельхозбанк».
Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и включающего 51 наименований. Содержание диплома изложено на 76 страницах, содержит 10 таблиц, 8 рисунков, 8 приложений.
В последнее время заметно оживились дискуссии вокруг банков с участием государства. Сторонники усиления государственного регулирования банковской системы исходят из того, что в интересах концентрации крайне ограниченных государственных ресурсов усилия должны быть направлены на создание и укрепление нескольких банков общефедерального значения, выполняющих специфические задачи в интересах проводимой экономической политики.
Противники расширения госсектора в российской банковской системе полагают, что усиление роли государственных банков негативно отражается на межбанковской конкуренции и в долгосрочном плане препятствует повышению эффективности финансового посредничества.
Степень научной разработанности. В России традиционно банковская система создавалась с активным участием государства в отличие от западных банковских систем, поэтому в трудах ученых XIX в. и начала XX в. Д.Д. Батюшкова, Е.Л. Вознесенского, А.Н. Гурьева, Я.И. Печерина, Л.Н. Яснопольского и др. вопросы обеспечения интересов государства посредством отдельных обособленных банков отделялись от вопросов функционирования банковской системы.
В советский период изучали аспекты функционирования государственных банков такие ученые, как М.М. Агарков, Р.Ф. Захарова, Б.П. Курашвили, М.И. Пискотин, Г.Х. Попов, и др.
Современными учеными рассматривался широкий спектр вопросов, касающихся рассматриваемой темы. Так, в целом отдельным аспектам в регулировании банковских отношений с участием банков, отражающих публичные аспекты в банковской деятельности, посвящены работы следующих авторов: А.Г. Братко, А.Ю. Викулина, Я.А. Гейвандова, С.А.Голубева, Е.Ю. Грачевой, Е.Б. Лауте, Е.Н. Пастушенко, Э.Д. Соколовой, Г.П. Толстопятенко, Г.А. Тосуняна, А.В. Турбанова, С.О. Шохина, Н.И. Химичевой, Е.В. Черниковой, A.M. Экмаляна и др.
Цель исследования проанализировать функционирование банков с государственным участием.
Для достижения указанной цели в рамках исследования нами ставились следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции банков с государственным участием;
- выявить государственные банки в банковской системе Российской Федерации;
- определить нормативно-правовое регулирование деятельности Банков с государственным участием.
- рассмотреть методику оценки эффективности;
- проанализировать финансовые условия деятельности банков с государственным участием в Российской Федерации. На примере АО «Россельхозбанк»;
- охарактеризовать особенности реализации приоритетных направлений банка национальные проекты.
- анализ проблем развития банков с государственным участием;
- исследовать перспективы развития банков с государственным участием.
Объектом исследования является АО «Россельхозбанк».
Предметом исследования является функционирование банков с государственным участием.
Теоретической и методологической базой исследования стали исследования российских и зарубежных экономистов, посвященных анализу различных аспектов развития банковских систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой, методологические положения Центрального Банка Российской Федерации.
Методы исследования. В процессе работы применялись такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение, статистическая выборка, принципы системного подхода, методы экономического и эконометрического анализа, группировки и бухгалтерская отчетность АО «Россельхозбанк» за 2014-2016 гг.
Практическая значимость работы во многом предопределена ее теоретической новизной. Основные положения, выводы и рекомендации, вытекающие из проведенного исследования, ориентированы на их практическое применение экономическими и финансовыми ведомствами и органами регулирования банковской деятельности и финансовых рынков России и банка АО «Россельхозбанк».
Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и включающего 51 наименований. Содержание диплома изложено на 76 страницах, содержит 10 таблиц, 8 рисунков, 8 приложений.
Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что банки с государственным участием очень важны для государства об этом свидетельствуют их специфические функции как развивающая оздоровительная социальная. И все же большинство проблем данных банков и функций такие же, как у обычных коммерческих банков без активов государства в капитале банка.
Так же государственные банки и банки с государственным участием занимают одну из важных ролей в бюджетной системе Российской Федерации хотелось бы привести главные отличия банков с государственным участием от других банков. Формально отличить государственное кредитное учреждение от негосударственного можно по доле государственного участия, которая выражается в проценте акций. Для клиентов различие между госбанком и коммерческим банком будет выражаться в основном в различных процентных ставках. Как правило, процентные ставки по кредитам ниже у государственных банков, так как они имеют льготные условия работы и надежную поддержку в виде государственной помощи.
В отчетном периоде АО «Россельхозбанк» реализовывала задачи по обеспечению умеренного роста кредитного портфеля с одновременным поддержанием высокого качества выдаваемых кредитов как в агропромышленном комплексе и других приоритетных отраслях национальной экономики, определенных Правительством Российской Федерации, так и в отраслях, представляющих для Группы стратегический интерес.
Успешному выполнению этих задач на фоне нормализации экономической ситуации в стране способствовал значительный прирост клиентской базы в корпоративном и розничном сегментах и, как следствие, расширение источников фондирования операций Банка.
В условиях снижения на конец 2016 года объемов кредитования по российской банковской системе в целом кредитный портфель Банка (до вычета резервов) увеличился на 0,2% по сравнению с показателем на конец 2015 года до 1,808 трлн рублей.
Кредитный портфель юридических лиц номинально сократился относительно конца 2015 года (-1,8%), что связано с ускоренным урегулированием и списанием проблемной задолженности.
При этом в течение отчетного периода Банк обеспечивал финансирование АПК, а также приоритетных отраслей экономики в соответствии с принятыми обязательствами перед ГК «Агентство по страхованию вкладов».
В отчетном году рост розничного кредитования Группы значительно превысил общерыночные показатели в этом бизнес-сегменте - кредитный портфель физических лиц увеличился с начала 2016 года на 10,2% - до 327,1 млрд рублей. Основным драйвером роста стало продолжающееся развитие ипотечного и потребительского кредитования. По состоянию на 31 декабря 2016 года активы Банка составили 2,463 трлн рублей, прирост за год составил 5%.
В течение 2016 года Банк уделял особое внимание совершенствованию своей технологической платформы и внутренних бизнес-процессов, развитию современных клиентских сервисов, что способствовало формированию качественной, устойчивой и диверсифицированной ресурсной базы.
За отчетный период депозиты и остатки на счетах клиентов выросли на 32,6% и составили 1,578 трлн рублей, в том числе средства юридических лиц увеличились на 37,2% до 964,7 млрд рублей, физических лиц - на 26% до 613 млрд рублей. Доля клиентских средств в общем объеме привлеченных ресурсов возросла с 55% на конец 2015 года до 69% на конец 2016 года.
Увеличение объема клиентских депозитов и остатков на счетах в обязательствах Банка способствовало значительному улучшению показателей долгосрочной ликвидности. Соотношение кредитов и депозитов на 31 декабря 2016 года составило 114,6% по сравнению со 151,7% на конец 2015 года.
В результате удешевления и удлинения срочности своей ресурсной базы за отчетный период Банк существенно сократил объем заимствований от Банка России на 30,7% до 28,9 млрд рублей с 41,7 млрд рублей на конец 2015 года.
В 2016 году Банк демонстрировал высокую операционную эффективность, обеспечив интенсивный рост основных статей доходов при сдерживании административно-управленческих затрат.
Процентные и комиссионные доходы за 2016 год по сравнению с 2015 годом выросли на 22,4%. За отчетный период в 2,4 раза увеличился чистый процентный доход - до 56,5 млрд рублей, по сравнению с 23,9 млрд рублей за 2015 год. Рост чистых процентных доходов способствовал увеличению чистой процентной маржи с 1,2% за 2015 год до 2,4% за 2016 год.
Рост чистого комиссионного дохода за 2016 год составил 19,1% - до 14,4 млрд рублей в сравнении с 12,1 млрд рублей за предыдущий отчетный период.
Банк значительно повысил эффективность затрат в 2016 году, сократив отношение расходов к чистым операционным доходам до создания резервов до 61,4% в 2016 по сравнению со 117,1% за 2015 год.
В результате планомерной работы по повышению качества кредитного портфеля доля просроченных платежей в кредитном портфеле до вычета резервов снизилась с 13,7% на конец 2015 года до 12,6% на конец 2016 г.
Важную функцию по его кредитной поддержке в национальном масштабе не могут осуществлять только частные коммерческие банки, что определяет особое положение такого специализированного государственного банка, как АО «Россельхозбанк».
При этом государство должно четко определить требования к характеру и условиям кредитной деятельности АО «Россельхозбанк» как специфического института развития, обеспечить прозрачность и целевую направленность его функционирования.
Так же государственные банки и банки с государственным участием занимают одну из важных ролей в бюджетной системе Российской Федерации хотелось бы привести главные отличия банков с государственным участием от других банков. Формально отличить государственное кредитное учреждение от негосударственного можно по доле государственного участия, которая выражается в проценте акций. Для клиентов различие между госбанком и коммерческим банком будет выражаться в основном в различных процентных ставках. Как правило, процентные ставки по кредитам ниже у государственных банков, так как они имеют льготные условия работы и надежную поддержку в виде государственной помощи.
В отчетном периоде АО «Россельхозбанк» реализовывала задачи по обеспечению умеренного роста кредитного портфеля с одновременным поддержанием высокого качества выдаваемых кредитов как в агропромышленном комплексе и других приоритетных отраслях национальной экономики, определенных Правительством Российской Федерации, так и в отраслях, представляющих для Группы стратегический интерес.
Успешному выполнению этих задач на фоне нормализации экономической ситуации в стране способствовал значительный прирост клиентской базы в корпоративном и розничном сегментах и, как следствие, расширение источников фондирования операций Банка.
В условиях снижения на конец 2016 года объемов кредитования по российской банковской системе в целом кредитный портфель Банка (до вычета резервов) увеличился на 0,2% по сравнению с показателем на конец 2015 года до 1,808 трлн рублей.
Кредитный портфель юридических лиц номинально сократился относительно конца 2015 года (-1,8%), что связано с ускоренным урегулированием и списанием проблемной задолженности.
При этом в течение отчетного периода Банк обеспечивал финансирование АПК, а также приоритетных отраслей экономики в соответствии с принятыми обязательствами перед ГК «Агентство по страхованию вкладов».
В отчетном году рост розничного кредитования Группы значительно превысил общерыночные показатели в этом бизнес-сегменте - кредитный портфель физических лиц увеличился с начала 2016 года на 10,2% - до 327,1 млрд рублей. Основным драйвером роста стало продолжающееся развитие ипотечного и потребительского кредитования. По состоянию на 31 декабря 2016 года активы Банка составили 2,463 трлн рублей, прирост за год составил 5%.
В течение 2016 года Банк уделял особое внимание совершенствованию своей технологической платформы и внутренних бизнес-процессов, развитию современных клиентских сервисов, что способствовало формированию качественной, устойчивой и диверсифицированной ресурсной базы.
За отчетный период депозиты и остатки на счетах клиентов выросли на 32,6% и составили 1,578 трлн рублей, в том числе средства юридических лиц увеличились на 37,2% до 964,7 млрд рублей, физических лиц - на 26% до 613 млрд рублей. Доля клиентских средств в общем объеме привлеченных ресурсов возросла с 55% на конец 2015 года до 69% на конец 2016 года.
Увеличение объема клиентских депозитов и остатков на счетах в обязательствах Банка способствовало значительному улучшению показателей долгосрочной ликвидности. Соотношение кредитов и депозитов на 31 декабря 2016 года составило 114,6% по сравнению со 151,7% на конец 2015 года.
В результате удешевления и удлинения срочности своей ресурсной базы за отчетный период Банк существенно сократил объем заимствований от Банка России на 30,7% до 28,9 млрд рублей с 41,7 млрд рублей на конец 2015 года.
В 2016 году Банк демонстрировал высокую операционную эффективность, обеспечив интенсивный рост основных статей доходов при сдерживании административно-управленческих затрат.
Процентные и комиссионные доходы за 2016 год по сравнению с 2015 годом выросли на 22,4%. За отчетный период в 2,4 раза увеличился чистый процентный доход - до 56,5 млрд рублей, по сравнению с 23,9 млрд рублей за 2015 год. Рост чистых процентных доходов способствовал увеличению чистой процентной маржи с 1,2% за 2015 год до 2,4% за 2016 год.
Рост чистого комиссионного дохода за 2016 год составил 19,1% - до 14,4 млрд рублей в сравнении с 12,1 млрд рублей за предыдущий отчетный период.
Банк значительно повысил эффективность затрат в 2016 году, сократив отношение расходов к чистым операционным доходам до создания резервов до 61,4% в 2016 по сравнению со 117,1% за 2015 год.
В результате планомерной работы по повышению качества кредитного портфеля доля просроченных платежей в кредитном портфеле до вычета резервов снизилась с 13,7% на конец 2015 года до 12,6% на конец 2016 г.
Важную функцию по его кредитной поддержке в национальном масштабе не могут осуществлять только частные коммерческие банки, что определяет особое положение такого специализированного государственного банка, как АО «Россельхозбанк».
При этом государство должно четко определить требования к характеру и условиям кредитной деятельности АО «Россельхозбанк» как специфического института развития, обеспечить прозрачность и целевую направленность его функционирования.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВ С
ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИ-ЕМ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



