Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
758
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Навыки общения как педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования навыков общения детей раннего возраста 16
1.3. Возможности игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста 23
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика исследования навыков общения в процессе игровой деятельности 34
2.2. Формирование навыков общения детей в процессе игры «Пузырь» 40
2.3. Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков
общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д. Б.,Выготского Л.С. и др. показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебе, труде, игре, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Изучение общения в детских группах имеет значительную традицию в отечественной педагогической и психологической литературе. В работах современных авторов, с одной стороны, обнаруживается тенденция рассматривать нынешний этап изучения групп и коллективов, как явление совершенно новое для нашей науки, связанное исключительно с освоением зарубежного опыта в этой области. С другой стороны, порой наблюдается осознанное или неосознанное стремление ретроспективно модернизировать проблемы, методические подходы и результаты психолого-педагогических изысканий нашей науки. В этом случае стирается своеобразие современных исследований Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др., которые отождествляются с работами прошлых лет.
Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать ему этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Игра - наиболее близкий и естественный для ребенка этого года вид деятельности. В игровой деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Таким образом, имеющиеся факты позволяют выявить противоречие между необходимостью формирования навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса формирования данных умений и путей их реализации в педагогической практике.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных методов, обуславливающих эффективность процесса формирования навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Необходимость решения этой проблемы в педагогической науке позволила определить тему исследования: «Формирование навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Объект исследования: игровая деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования: формирование навыков общения у детей раннего возраста.
Выявление возможностей игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста стало целью нашего исследования.
Были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть навыки общения как педагогическую проблему.
2. Выявить особенности формирования навыков общения у детей раннего возраста.
3. Проанализировать возможности игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста.
4. Провести педагогическое исследование формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и разработать методические рекомендации для педагогов.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что наиболее эффективно формирование навыков общения у детей раннего возраста осуществляется в процессе игровой деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учителями начальной школы, ретроанализ собственной педагогической деятельности; методы самооценки и экспертной оценки; методы математической статистики, изучение нормативно-правовых документов в сфере образования.
Методологическую базу исследования навыков общения детей раннего возраста в процессе игровой деятельности составили теории отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта.
При проведении исследования мы опирались на фундаментальные психолого-педагогические исследования: культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанную им возрастную периодизацию, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теорию развивающего обучения; учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка; теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.A. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; теорию «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца; психологии детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина; концепцию детства В. В. Зеньковского, в которой подчеркивается особая роль игры в детстве.
Современные педагогические теории: теория интеграции средств обучения, которая находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.).
Исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Федосеевский детский сад «Яблочко», воспитатель С.В. Пименова, контингент 20 человек второй младшей группы.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура ВКР.
В первой главе «Теоретические основы исследования навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» рассмотрены навыки общения как педагогическая проблема.
Выявлены особенности формирования навыков общения у детей раннего возраста.
Проанализированы возможности игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста.
Во второй главе «Педагогическое исследование навыков общения детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» проведена диагностика исследования по формированию навыков общения детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Осуществлено формирование навыков общения детей в процессе игры «Пузырь».
Представлены методические рекомендации для педагогов по формированию навыков общения детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Общий объём дипломной работы составляет 54 страницы машинописного текста.
Список использованной литературы состоит из 37 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности является актуальной проблемой в системе дошкольного образования, так как в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Ведь умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Целью нашего исследования было: выявление возможностей игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста.
Для реализации целей исследования мы решали ряд задач:
1. Рассмотреть навыки общения как педагогическую проблему.
2. Выявить особенности формирования навыков общения у детей раннего возраста.
3. Проанализировать возможности игровой деятельности для формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста.
4. Провести педагогическое исследование формирования навыков общения у детей раннего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме.
В первой главе «Теоретические основы исследования навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» мы дали педагогическую характеристику навыков общения - это умение ребёнка общаться с различными категориями людей в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами. Под общением понимаем взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера.
Далее мы выявили особенности формирования навыков общения детей раннего возраста, к которым относится освоение речи, постепенно превращающейся в речевую деятельность. Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность обеспечивает значение, понимание того, о чем идет речь, и овладение знаниями и смыслами словесных конструкций.
Всё это позволило нам предположить, что наиболее эффективно формирование навыков общения у детей раннего возраста осуществляется в процессе игровой деятельности.
Для подтверждения гипотезы мы провели педагогическое исследование формирования навыков общения у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Наше педагогическое исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе мы определили, что у детей раннего возраста навыки общения находятся на низком уровне.
На втором этапе исследования с целью формирования навыков общения у детей раннего возраста мы провели игровое занятие «Пузырь», в ходе которого применили игровые методики: «Два домика», «Выбор в действии», «Диагностика развития общения со сверстниками».
С целью формирования навыков общения у детей раннего возраста мы провели игровое занятие «Пузырь», в ходе которого применили игровые методики: «Два домика», «Выбор в действии», «Диагностика развития общения со сверстниками».
Для подтверждения гипотезы исследования мы провели повторную диагностику и получили следующие результаты: дети изменили свое положение, и попали в группу с более высоким уровнем сформированности навыков общения. Этот факт свидетельствует о том, что у детей раннего возраста формирование навыков общения осуществляется наиболее эффективно в процессе игровой деятельности.
На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике ДОО начинающим воспитателям, послужить практическим материалом педагогических работников.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза (предположение о том, что наиболее эффективно формирование навыков общения у детей раннего возраста осуществляется в процессе игровой деятельности) доказана.
Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем - тема актуальна и требует продолжения исследования.



1. Андреева, Г.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста/Г.М.Андреева.- М.: Наука, 2014. - 192 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин. - М., 2006. - 177с.
3. Блонский, П.П. Психическое развитие ребенка/П.П.Блонский. -М. : Прогресс, 2007. - 195 с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада)/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
5. Буева, Л.П. Возрастные особенности психического развития детей. /Л.П.Буева.- М.: Просвещение, 2012. - 164 с.
6. Выготский, Л.С. Психология общения в детском возрасте/Л.С.Выготский. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
7. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет/Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Наука, 2012. - 169 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. - 289 с.
9. Доронова, Т.Н., Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. - М: Детям XXI века, 2005. - 62с.
10. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников/А.В.Запорожец, М.И.Лисина.- М., 2014. — 287 с.
11. Каган, М.С. Психология развития/М. С .Каган. - Спб: Издательство "Питер", 2010.- 992с.
12. Клубочек,О.В. Игрушка в жизни ребенка/О.В.Клубочек.- М, 2012. 264с.
13. Крупская, Н.К. Педагогические взгляды и деятельность/Н.К.Крупская.-М.: «Просвещение», 1969. -250 с.
14. Коломинский, Я.А. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей от рождения до семи лет/Я.А.Коломинский.- М.: Наука, 2004. - 123 с.
15. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка/М.И.Лисина. - М.; Воронеж, 2007. - 384с.
16. Леонтьев, А.А.Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни/А.А.Леонтьев.-М.: Издательство «Институт практической психологии»,2013.- 276 с.
17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/М.И.Лисина.- М., 2006. - 351с.
18. Ломова, Б.Ф. Проблемы и задачи исследования речи у детей/Б. Ф. Ломова.- М.: Просвещение, 2015. - 31 с.
19. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма/А.С.Макаренко.- М.:ИТРК,2003.-736 с.
20. Мухина, В. С. Детская психология: Учебное пособие/ В.С.Мухина.- М., 2005.- 272 с.
21. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов.- 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
22. Парыгин, Б.Д. Возрастная психология/Б.Д.Парыгин.- М.: Просвещение, 2009. - 442 с.
23. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром/Л.Н.Павлова. - М. 2007. - 263 с.
24. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольн. Учреждений/К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 172 с.
25. Печора, К. Л. Учим играть детей раннего возраста/К.Л.Печора, О.И.Ширванова. Дошкольное воспитание - 2005. - № 4.-С. 12-15.
26. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Т.А.Репина.- М., 2008. - с.102.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
28. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития/ В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. Вопросы психологии- 2006. -№5.-С.38-50
29. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития от 0 до 3-х лет/Е.О.Смирнова.- М.: МГУ, 2012. - 130 с.
30. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет:Учебник для педагогических вузов и училищ/Е.О. Смирнова.- М.: Школа-Пресс,2007. - 383с.
31. Смирнова, Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. Дис/Р.А.Смирнова.- М., 2011. - 20с.
32. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников/Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - Москва: гуманитарный центр «Владос», 2003. - 158с.
33. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. - М.: Сфера, 2007. -144 с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2012. - 280с.
35. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника/ О.С. Ушакова. - М.: Изд- во института психотерапии, 2011. - 237с.
36. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности/Д.И.Фельдштейн.- М., 2005.- 354 с.
37. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду/Е.Г.Юдина.- М.:Просвещение, 2003.-142 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ