Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДРЕСНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Работа №14143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
879
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. АДРЕСНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 7
1.1. Федеральный стандарт и социокультурная среда детского сада 7
1.2. Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Адресный подход в реализации программы по физическому воспитанию 19
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ № 20 «КАЛИНКА» 29
2.1. Выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «КАЛИНКА» 29
2.2. Реализация адресного подхода по физическому воспитанию 33
2.3. Методические рекомендации по организации адресного подхода в физическом воспитании детей 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51


Современное образование Российской Федерации базируется на постулатах, которые заложены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», которые кроме прочих доминант акцентируют внимание на формировании возрастосообразной социокультурной среды в каждом образовательном учреждении и организации.
Согласно современным научным теориям дошкольного образования, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве воспитывающей среды, но и продуцирующие, создающие такую возрастосообразную среду. Это условие позволит реализовывать принципы, заложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить духовно-нравственные ценности и творчески преобразовывать классическое наследие российской дошкольной педагогики (Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Н.И. Киященко, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).
Федеральный образовательный стандарт нацелен на сохранение и поддержку здоровья и физического развития каждого ребенка для чего в Стандарте выведена образовательная область «Физическое развитие», кроме того, разработчики предлагают реализовывать новый принцип - адресный подход к каждому ребенку (Асмолов А.Г.).
Вместе с тем, практическое освоение Стандарта показало большое количество методических проблем в практике работы современного детского сада, поскольку он еще имеет недостаточную оснащенность как базовых программ, так и парциальных. При разработке Основных образовательных программ практики сталкиваются со множеством конкретных проблем научно-методического характера: как выбрать наиболее необходимую для конкретного микрорайона города базовую программу, какие парциальные программы будут наиболее эффективными в практике конкретного детского сада, каким образом социокультурная среда будет соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования, в нашем случае - организации системы физического воспитания. (Бальсевич В.К.)
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении и семье, организацию для этой цели предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Объектом исследования стала реализация образовательной области «Физическое развитие» по программе «От рождения до школы».
Предмет исследования - адресный подход в реализации программы по физическому развитию.
Целью работы является практическая необходимость раскрыть особенности реализации адресного подхода в освоении образовательной области «Физическое развитие».
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Показать теоретические основы адресного подхода в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.
2. Дать описание физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
3. Организовать педагогическое наблюдение адресного подхода в реализации образовательной области «Физическое развитие»
4. Представить методические рекомендации по реализации адресного подхода в физическом развитии детей.
Гипотеза исследования: если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, дошкольной педагогики и психологии о ребенке как о человеке, социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации личностно-ориентированной парадигмы, синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретного дошкольного образовательного учреждения, поэтому базовыми стали работы А.Д. Алферова, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко и др.; исследования в которых культура рассматривается как философская категория, обусловливающая изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности, - исследования Ю.Б. Борева, Э.Н. Гусинского, Л.П. Печко, Н.Г. Пешковой, В.Н. Столович,P.M. Чумичевой и др.; личностно ориентированные концепции образования и осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.Т. Кудрявцева, С.В. Петериной, Е.Н. Сорочинской, P.M. Чумичевой и др..
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; нормативно-правовой базы дошкольного образования, педагогические исследование, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования.
Практической базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 «Калинка», г. Старый Оскол, контингент детей дошкольного возраста - 25 человек, воспитатель Мерзикина Ольга Сергеевна.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его практическая значимость.
Первая глава «Адресный подход к физическому развитию ребенка и федеральный стандарт» раскрывает аспекты Федерального стандарта и социокультурной среды детского сада; особенности физиологического развития детей дошкольного возраста; организации адресного подхода в реализации программы по физическому воспитанию.
Во второй главе «Педагогическое наблюдение реализации адресного подхода в физическом развитии детей в детском саду № 20 «Калинка» описано выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «Калинка», реализация адресного подхода по физическому воспитанию и диагностика результативности; представлены методические рекомендации для начинающего воспитателя по организации адресного подхода в физическом воспитании детей.
В заключении обобщены результаты теоретического исследования, изложены основные выводы по результатам педагогического наблюдения, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы содержит 37 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реалии современной жизни подводят педагогов дошкольного образования к необходимости учета физических способностей детей дошкольного возраста. Очевидно, что социализация как процесс взаимодействия личности дошкольника со средой может вступить в противоречие, если деятельность на занятиях физической культурой не становится механизмом формирования необходимых физических качеств личности.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели особенности возрастного физиологического и психического развития детей дошкольного возраста, представили психологическую характеристику развития личности дошкольника; выявили сущность феномена «социокультурная среда образовательной области детского сада».
В развитии личности происходят такие процессы как становление и формирование ее под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение дошкольников.
Мы определили, что развитие личности дошкольника происходит под влиянием постоянно меняющихся условий, как внешних, так и внутренних. Меняется общество, экономическое положение, социальные роли ребенка (от малыша к дошкольнику, затем к школьнику), меняются друзья, привычки, увлечения, меняется внутренний мир.
Все это накладывает отпечаток на адресное физическое развитие и физкультурное воспитание, а иногда является и необходимым условием для формирования его основ.
Возможности дошкольного образования, предоставленные ДОУ, ограничены. Поэтому они должны компенсироваться в первую очередь семейным воспитанием и социокультурной средой ДОУ а также, дополнительным образованием.
Во второй главе мы описали опыт реализации адресного подхода в работе по физическому развитию на примере детского сада «МБДОУ ДС №20 Калинка». Для того, чтобы улучшить показатели констатирующего этапа педагогического наблюдения, мы разработали и провели проект, направленный на развитие интереса и у детей, и у родителей к физическому развитию.
Наши теоретические выводы и диагностика на заключительном этапе педагогического наблюдения подтвердила гипотезу о том, что если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Фактором личностного физического развития, кроме этого, можно выделить влияние конкретных индивидуальных биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.
Таким образом, задачи поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута. Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем, что тема требует продолжения разработки, поскольку здоровье детей - всегда актуальная проблема.



1. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили, -Киев: 21 ВЕК, 2011. - 97 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение,2010.- 97 с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2009. - 78 с
4. Асмолов, А.Г. Психология личности Учебник/ А.Г. Асмолова — М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого/В.К. Бальсевич, - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 208с.
6. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2009. - 56с.
7.. Вильчковский, Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. — К.: Радянска школа, 1987. - 128 с.
8. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика.-2008. - № 5. - С. 42 - 46.
9. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Домана, Пер. с англ. — М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
10. Захарова, Л.М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с физкультурой / Л.М. Захаровой,Ю.В. Пурскаловой, [Электронный ресурс] /http://www.teoria-practica.ru
11. Кутырева, С. И. Методическая разработка проектной деятельности по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе»/ С.И. Кутыревой [Электронный ресурс]/http://nsportal.ru/detskii-sad
12. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.:
Новая школа, 2014. - 400 с.
13. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 11 - 22
14. Кольцова, М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003. - 380 с.
15. Лаптев, А.В. Управление физическим развитием / А.В. Лаптева - Москва, 2003. - 180 с.
16. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детского Сада / С. Я. Лайзане — М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
17. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
18. Михайленко, И.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/И.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Сфера, 2008. - 300 с.
19. Новикова, В. П. Воспитание ребенка-дошкольника / В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой - М.: Владос, 2008. - 400 с.
20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
21. Приказ Министерства образования и науки 17.10.2013 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) // Сборник нормативно-правовых документов в образовании - 2014 - №4 - С. 4-47.
22. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет: Пособие для воспитателя дет. Сада / Л.И. Пензулаевой, — М.: Просвещение, 2008. - 143 с.
23 Рылеева, Е.В. Открой себя. Программа развития самосознания дошкольников в физической активности / Е.В. Рылеевой, - М.: Гном- Пресс, 2009.- 300 с.
24. Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей / Е.О.Смирновой, З.М. Богуславская, - М.: Просвещение, 2016. - 310 с.
25. Терновская, С.А. Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении/ С.А. Терновская, Л.А Теплякова, //Методист.-2015.-№4. - С.61-65
26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов в образовании - 2014 - №1 - С. 4-52
27. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Сост. Ю. Ф. Лури. — М.: Просвещение, 2016. -61 с.
28. Хухлаева, Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Г.В. Хухлаевой- М.: Просвещение, 1992. - 192 с.
29. Шишкина, В.А. Движение + движение / В.А. Шишкиной, - М. Просвещение,- 1992. - 380 с.
30. Шабунин, Р.А. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма дошкольников и младших школьников : учеб. пособие/ Р.А. Шабунин. Свердловск, 1981. - С. 15.
31. Шарманова, С.Б. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста/ С. Б. Шарманова, А. И. Федоров // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2014. -№ 4. -С. 50-51.
32. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста : состояние, проблемы, технологические решения./С.Б. Шарманова. Челябинск: Изд-во УралГАФК, ЧГНОУ, УрОРАО, 2012. - 60 с.
33. Шейко, М.К. Подвижные игры в системе дошкольного воспитания :автореф. дисканд. пед. наук./ М. К. Шейко. Киев, 2012. - 24с.
34. Шебеко, В.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении движениям детей 4-5 лет в детском саду : автореф. дис. . канд. пед. наук. / В. Н. Шебеко. М., 2016, -24с.
35. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях./В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. Минск : Ушверсггэцкае, 2008. - 274 с.
36. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : практикум для высших пед. учеб. заведений/ В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. -М. : Академия, 1997. С. 21 - 25.
37. Щебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина, Практикум. - М.: Академия.- 1999. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ