АДРЕСНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. АДРЕСНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 7
1.1. Федеральный стандарт и социокультурная среда детского сада 7
1.2. Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Адресный подход в реализации программы по физическому воспитанию 19
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ № 20 «КАЛИНКА» 29
2.1. Выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «КАЛИНКА» 29
2.2. Реализация адресного подхода по физическому воспитанию 33
2.3. Методические рекомендации по организации адресного подхода в физическом воспитании детей 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Глава I. АДРЕСНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 7
1.1. Федеральный стандарт и социокультурная среда детского сада 7
1.2. Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Адресный подход в реализации программы по физическому воспитанию 19
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ № 20 «КАЛИНКА» 29
2.1. Выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «КАЛИНКА» 29
2.2. Реализация адресного подхода по физическому воспитанию 33
2.3. Методические рекомендации по организации адресного подхода в физическом воспитании детей 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Современное образование Российской Федерации базируется на постулатах, которые заложены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», которые кроме прочих доминант акцентируют внимание на формировании возрастосообразной социокультурной среды в каждом образовательном учреждении и организации.
Согласно современным научным теориям дошкольного образования, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве воспитывающей среды, но и продуцирующие, создающие такую возрастосообразную среду. Это условие позволит реализовывать принципы, заложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить духовно-нравственные ценности и творчески преобразовывать классическое наследие российской дошкольной педагогики (Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Н.И. Киященко, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).
Федеральный образовательный стандарт нацелен на сохранение и поддержку здоровья и физического развития каждого ребенка для чего в Стандарте выведена образовательная область «Физическое развитие», кроме того, разработчики предлагают реализовывать новый принцип - адресный подход к каждому ребенку (Асмолов А.Г.).
Вместе с тем, практическое освоение Стандарта показало большое количество методических проблем в практике работы современного детского сада, поскольку он еще имеет недостаточную оснащенность как базовых программ, так и парциальных. При разработке Основных образовательных программ практики сталкиваются со множеством конкретных проблем научно-методического характера: как выбрать наиболее необходимую для конкретного микрорайона города базовую программу, какие парциальные программы будут наиболее эффективными в практике конкретного детского сада, каким образом социокультурная среда будет соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования, в нашем случае - организации системы физического воспитания. (Бальсевич В.К.)
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении и семье, организацию для этой цели предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Объектом исследования стала реализация образовательной области «Физическое развитие» по программе «От рождения до школы».
Предмет исследования - адресный подход в реализации программы по физическому развитию.
Целью работы является практическая необходимость раскрыть особенности реализации адресного подхода в освоении образовательной области «Физическое развитие».
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Показать теоретические основы адресного подхода в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.
2. Дать описание физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
3. Организовать педагогическое наблюдение адресного подхода в реализации образовательной области «Физическое развитие»
4. Представить методические рекомендации по реализации адресного подхода в физическом развитии детей.
Гипотеза исследования: если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, дошкольной педагогики и психологии о ребенке как о человеке, социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации личностно-ориентированной парадигмы, синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретного дошкольного образовательного учреждения, поэтому базовыми стали работы А.Д. Алферова, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко и др.; исследования в которых культура рассматривается как философская категория, обусловливающая изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности, - исследования Ю.Б. Борева, Э.Н. Гусинского, Л.П. Печко, Н.Г. Пешковой, В.Н. Столович,P.M. Чумичевой и др.; личностно ориентированные концепции образования и осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.Т. Кудрявцева, С.В. Петериной, Е.Н. Сорочинской, P.M. Чумичевой и др..
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; нормативно-правовой базы дошкольного образования, педагогические исследование, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования.
Практической базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 «Калинка», г. Старый Оскол, контингент детей дошкольного возраста - 25 человек, воспитатель Мерзикина Ольга Сергеевна.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его практическая значимость.
Первая глава «Адресный подход к физическому развитию ребенка и федеральный стандарт» раскрывает аспекты Федерального стандарта и социокультурной среды детского сада; особенности физиологического развития детей дошкольного возраста; организации адресного подхода в реализации программы по физическому воспитанию.
Во второй главе «Педагогическое наблюдение реализации адресного подхода в физическом развитии детей в детском саду № 20 «Калинка» описано выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «Калинка», реализация адресного подхода по физическому воспитанию и диагностика результативности; представлены методические рекомендации для начинающего воспитателя по организации адресного подхода в физическом воспитании детей.
В заключении обобщены результаты теоретического исследования, изложены основные выводы по результатам педагогического наблюдения, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы содержит 37 источников.
Согласно современным научным теориям дошкольного образования, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве воспитывающей среды, но и продуцирующие, создающие такую возрастосообразную среду. Это условие позволит реализовывать принципы, заложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить духовно-нравственные ценности и творчески преобразовывать классическое наследие российской дошкольной педагогики (Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Н.И. Киященко, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).
Федеральный образовательный стандарт нацелен на сохранение и поддержку здоровья и физического развития каждого ребенка для чего в Стандарте выведена образовательная область «Физическое развитие», кроме того, разработчики предлагают реализовывать новый принцип - адресный подход к каждому ребенку (Асмолов А.Г.).
Вместе с тем, практическое освоение Стандарта показало большое количество методических проблем в практике работы современного детского сада, поскольку он еще имеет недостаточную оснащенность как базовых программ, так и парциальных. При разработке Основных образовательных программ практики сталкиваются со множеством конкретных проблем научно-методического характера: как выбрать наиболее необходимую для конкретного микрорайона города базовую программу, какие парциальные программы будут наиболее эффективными в практике конкретного детского сада, каким образом социокультурная среда будет соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования, в нашем случае - организации системы физического воспитания. (Бальсевич В.К.)
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении и семье, организацию для этой цели предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Объектом исследования стала реализация образовательной области «Физическое развитие» по программе «От рождения до школы».
Предмет исследования - адресный подход в реализации программы по физическому развитию.
Целью работы является практическая необходимость раскрыть особенности реализации адресного подхода в освоении образовательной области «Физическое развитие».
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Показать теоретические основы адресного подхода в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.
2. Дать описание физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.
3. Организовать педагогическое наблюдение адресного подхода в реализации образовательной области «Физическое развитие»
4. Представить методические рекомендации по реализации адресного подхода в физическом развитии детей.
Гипотеза исследования: если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, дошкольной педагогики и психологии о ребенке как о человеке, социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации личностно-ориентированной парадигмы, синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретного дошкольного образовательного учреждения, поэтому базовыми стали работы А.Д. Алферова, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко и др.; исследования в которых культура рассматривается как философская категория, обусловливающая изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности, - исследования Ю.Б. Борева, Э.Н. Гусинского, Л.П. Печко, Н.Г. Пешковой, В.Н. Столович,P.M. Чумичевой и др.; личностно ориентированные концепции образования и осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.Т. Кудрявцева, С.В. Петериной, Е.Н. Сорочинской, P.M. Чумичевой и др..
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; нормативно-правовой базы дошкольного образования, педагогические исследование, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования.
Практической базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 «Калинка», г. Старый Оскол, контингент детей дошкольного возраста - 25 человек, воспитатель Мерзикина Ольга Сергеевна.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его практическая значимость.
Первая глава «Адресный подход к физическому развитию ребенка и федеральный стандарт» раскрывает аспекты Федерального стандарта и социокультурной среды детского сада; особенности физиологического развития детей дошкольного возраста; организации адресного подхода в реализации программы по физическому воспитанию.
Во второй главе «Педагогическое наблюдение реализации адресного подхода в физическом развитии детей в детском саду № 20 «Калинка» описано выявление адресного подхода по физическому воспитанию детей ДОУ №20 «Калинка», реализация адресного подхода по физическому воспитанию и диагностика результативности; представлены методические рекомендации для начинающего воспитателя по организации адресного подхода в физическом воспитании детей.
В заключении обобщены результаты теоретического исследования, изложены основные выводы по результатам педагогического наблюдения, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы содержит 37 источников.
Реалии современной жизни подводят педагогов дошкольного образования к необходимости учета физических способностей детей дошкольного возраста. Очевидно, что социализация как процесс взаимодействия личности дошкольника со средой может вступить в противоречие, если деятельность на занятиях физической культурой не становится механизмом формирования необходимых физических качеств личности.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели особенности возрастного физиологического и психического развития детей дошкольного возраста, представили психологическую характеристику развития личности дошкольника; выявили сущность феномена «социокультурная среда образовательной области детского сада».
В развитии личности происходят такие процессы как становление и формирование ее под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение дошкольников.
Мы определили, что развитие личности дошкольника происходит под влиянием постоянно меняющихся условий, как внешних, так и внутренних. Меняется общество, экономическое положение, социальные роли ребенка (от малыша к дошкольнику, затем к школьнику), меняются друзья, привычки, увлечения, меняется внутренний мир.
Все это накладывает отпечаток на адресное физическое развитие и физкультурное воспитание, а иногда является и необходимым условием для формирования его основ.
Возможности дошкольного образования, предоставленные ДОУ, ограничены. Поэтому они должны компенсироваться в первую очередь семейным воспитанием и социокультурной средой ДОУ а также, дополнительным образованием.
Во второй главе мы описали опыт реализации адресного подхода в работе по физическому развитию на примере детского сада «МБДОУ ДС №20 Калинка». Для того, чтобы улучшить показатели констатирующего этапа педагогического наблюдения, мы разработали и провели проект, направленный на развитие интереса и у детей, и у родителей к физическому развитию.
Наши теоретические выводы и диагностика на заключительном этапе педагогического наблюдения подтвердила гипотезу о том, что если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Фактором личностного физического развития, кроме этого, можно выделить влияние конкретных индивидуальных биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.
Таким образом, задачи поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута. Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем, что тема требует продолжения разработки, поскольку здоровье детей - всегда актуальная проблема.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели особенности возрастного физиологического и психического развития детей дошкольного возраста, представили психологическую характеристику развития личности дошкольника; выявили сущность феномена «социокультурная среда образовательной области детского сада».
В развитии личности происходят такие процессы как становление и формирование ее под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение дошкольников.
Мы определили, что развитие личности дошкольника происходит под влиянием постоянно меняющихся условий, как внешних, так и внутренних. Меняется общество, экономическое положение, социальные роли ребенка (от малыша к дошкольнику, затем к школьнику), меняются друзья, привычки, увлечения, меняется внутренний мир.
Все это накладывает отпечаток на адресное физическое развитие и физкультурное воспитание, а иногда является и необходимым условием для формирования его основ.
Возможности дошкольного образования, предоставленные ДОУ, ограничены. Поэтому они должны компенсироваться в первую очередь семейным воспитанием и социокультурной средой ДОУ а также, дополнительным образованием.
Во второй главе мы описали опыт реализации адресного подхода в работе по физическому развитию на примере детского сада «МБДОУ ДС №20 Калинка». Для того, чтобы улучшить показатели констатирующего этапа педагогического наблюдения, мы разработали и провели проект, направленный на развитие интереса и у детей, и у родителей к физическому развитию.
Наши теоретические выводы и диагностика на заключительном этапе педагогического наблюдения подтвердила гипотезу о том, что если учитывать все требования Стандарта к компонентам социокультурной среды образовательной области «Физическое развитие», формируемой на основе учёта возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, то процесс целенаправленного физического развития личности дошкольника будет и полноценным, и соответствовать ожиданиям заказчиков дошкольного образования.
Фактором личностного физического развития, кроме этого, можно выделить влияние конкретных индивидуальных биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.
Таким образом, задачи поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута. Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем, что тема требует продолжения разработки, поскольку здоровье детей - всегда актуальная проблема.



