Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

Работа №141418

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2023
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения 7
1.1 Особенности процесса обучения младших школьников 7
1.2 Сущность исследовательской деятельности и виды навыков
младших школьников 10
1.3 Пути развития навыков исследовательской деятельности младших
школьников в процессе обучения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения 18
2.1 Выявление уровня развития навыков исследовательской
деятельности младших школьников 18
2.2 Реализация процесса развития навыков исследовательской
деятельности младших школьников в процессе обучения 26
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение 35
Список используемой литературы 39


Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения на сегодняшний день является актуальной темой исследования. Благодаря исследовательской деятельности у учеников начальной школы формируются такие навыки как самостоятельность конструирования своих знаний, ориентация в информационном пространстве и другие навыки, способствующие развитию и формированию личности.
На сегодняшний день в процессе обучения существует множество путей развития навыков исследовательской деятельности младших школьников, наиболее эффективным из которых является собственная исследовательская деятельность.
Навыки самостоятельного постижения истины и творческого поиска у младших школьников легко прививаются и в дальнейшем для освоения всех видов деятельности являются прочной основой. При благоприятном обучении младшие школьники испытывают потребность в исследовательской деятельности, у них проявлен интерес и они принимают активное участие.
Вопросы, связанные развитием навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения, рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых, к числу которых относятся: В.В. Демидко, С.С. Кашлев, В.М. Кроль, Б.Р. Мандель и другие ученые.
Анализ психологических исследований и педагогического опыта позволил выявить противоречия между особенностями процесса обучения младших школьников и развитием навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения.
В связи с выявленным противоречием была сформулирована проблема исследования, состоящая в определении развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения.
Цель исследования заключается в создании условий реализации процесса развития навыков исследовательской деятельности младших школьников и проведении проверки их эффективности.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие навыков исследовательской
деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников будет успешен, если будут реализованы следующие условия: знакомство с темой исследования, выбор под тем, сбор информации, выбор проекта, работа над проектом и презентация проекта.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить теоретические основы проблемы развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения;
- выявить исходный уровень навыков исследовательской деятельности младших школьников;
- реализовать процесс развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования проблемы развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения;
- эмпирические методы (педагогическое наблюдение; анализ исследовательских работ учащихся; опросник «Познавательная потребность» В.С. Юркевич; методика на выявление исследовательского навыка выдвигать гипотезы А.И. Савенкова).
Эмпирической базой исследования выступает МБУ «Школа № 69». В исследовании приняли участие младшие школьники 3А класса в количестве 25 человек.
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлены результаты исследования развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования будут способствовать расширению теоретических знаний в развитии навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенной опытно-экспериментальной работы могут быть применены в МБУ «Школа № 69» с целью развития навыков исследовательской
деятельности младших школьников в процессе обучения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований). Для иллюстрации текста используются 12 таблиц, 5 рисунков. Основной текст работы изложен на 41 странице.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения является сложной и многогранной работой.
Исследовательская деятельность формирует навыки младших школьников, представляющих собой фундамент их поведения. На основе навыков у детей формируются привычки и профессиональные умения. Хорошо освоенные навыки позволяют младшим школьникам быстрее и легче воспринимать новый учебный материал.
Задачей педагога является постепенное поэтапное введение младших школьников в процесс исследовательской деятельности, обеспечив работу всеми необходимыми оборудованием и материалами и созданием благоприятной атмосферы и заинтересованности учеников.
Изучая практический опыт, можно отметить, что у младших школьников развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения используется чаще всего в коллективных или групповых формах.
Эмпирической базой исследования выступает МБУ «Школа № 69». В исследовании приняли участие младшие школьники 3А класса в количестве 25 человек.
Опытно-экспериментальная работа развития навыков
исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения осуществлялась поэтапно, а именно:
- констатирующий этап - выявление исходного уровня навыков исследовательской деятельности младших школьников;
- формирующий этап - реализация процесса, развития навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения;
- контрольный этап - анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
На первом этапе выявления исходного показателя навыков исследовательской деятельности младших школьников, было осуществлено педагогическое наблюдение. Оценивались такие навыки, как: выдвигать гипотезу, находить в тексте значимую информацию формулировать вопросы, классифицировать, составлять план действий, предлагать решение проблем.
В результате педагогического наблюдения выявлено, что средний показатель навыков исследовательской деятельности наблюдается у 20 % младших школьников. В школьном учреждении работа по формированию исследовательской деятельности младших школьников ведется, однако у 80% испытуемых наблюдается низкий показатель.
На втором этапе выявления навыков исследовательской деятельности младших школьников, был проведен анализ исследовательских работ учащихся. При оценке исследовательских работ учтены следующие показатели: актуальность темы исследования, наличие исследовательской части, оформление, креативность, презентационный материал, самостоятельность выполнения.
Ученикам 3А класса была предложена исследовательская работа на тему «Компьютерные игры: хорошо это или плохо?», на основании проведенного эксперимента были получены следующие данные: все дети успешно справились с поставленной задачей, однако 4 младших школьников в ходе оценки навыков исследовательской деятельности получили наивысший показатель.
На третьем этапе выявления навыков исследовательской деятельности младших школьников, родителям испытуемых был передан опросник «Познавательная потребность» В.С. Юркевич. Опросник состоял из 5 вопросов, на каждый вопрос было представлено три варианта ответа.
В результате оценки опросника выявлено, что у 10 младших школьников высокий показатель познавательной потребности, у остальных испытуемых показатель познавательный потребности выявлен как средний.



1. Арон И. С. Педагогика : учебное пособие. Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2018. 144 с.
2. Демидко В. В. Педагогика : учебно-методическое пособие. Минск : РИПО, 2020. 223 с.
3. Кашлев С. С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса : учебник. Москва : ИНФРА-М, 2023. 462 с.
4. Косослапова Л. А. Косолапова, Л. А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин. Москва : ФЛИНТА, 2019. 77 с.
5. Кроль В. М. Педагогика : учебное пособие. Москва : РИОР :
ИНФРА-М, 2023. 303 с.
6. Кроль В. М. Педагогика : учебное пособие. Москва : РИОР :
ИНФРА-М, 2021. 303 с.
7. Кудряшева Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие. Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. 160 с.
8. Мандель Б. Р. Педагогика : учебное пособие. Москва : ФЛИНТА, 2019. 287 с.
9. Околелов О. П. Педагогика высшей школы : учебник. Москва : ИНФРА-М, 2023. 187 с.
10. Олейник О. В. Проектная деятельность : методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы : методическое пособие. Москва : ВАКО, 2020. 369 с.
11. Педагогика : учебник / под общ. ред. В.Г. Рындак. Москва : ИНФРА-М, 2021. 421 с.
12. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : учебник / под ред. д-ра пед. наук И.М. Яковлевой. Москва : ИНФРА-М, 2023. 382 с.
13. Педагогика : учебник / под общ. ред. В.Г. Рындак. Москва : ИНФРА-М, 2020. 427 с.
14. Педагогика : учебник для вузов / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Питер, 2018. 304 с.
15. Педагогика инклюзивного образования : учебник / под ред. д-ра пед. наук О.В. Сальдаевой. Москва : ИНФРА-М, 2023. 439 с.
...
27 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ