ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 6
1.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ 6
1.1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСНОГО
СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ 6
1.1.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ И
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 14
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 29
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1.3. ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1.4. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 33
2.1.5. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
В 2020 году весь мир пострадал от новой инфекции COVID-19. Одним из её последствий стал режим жесткой изоляции, который оставил глубокий отпечаток на психологическом состоянии людей. Всё человечество было вынуждено соблюдать строгие меры и сохранять при этом свою работоспособность.
Справляться со стрессовыми ситуациями многим помогали так называемые ресурсы, в качестве которых могут выступать свойства и отношения личности, а также стилевые стратегии поведения. В целом, можно сказать, что ресурсы - это психологические средства решения определенной задачи, которые могут человеком накапливаться, распределяться, расходоваться и восстанавливаться.
Таким образом, нужно сказать, что ресурсное состояние специалистов различных сфер очень важная составляющая психического состояния человека. Часто люди сталкиваются с апатией и утратой мотивации, что приводит и к физическому упадку сил. При поиске выхода из этого состояния важно найти причину, после чего будет проще найти метод, позволяющий вернуться к полноценной жизни. Навык вхождения в состояние ресурса и его сохранение на максимально долгий промежуток времени дает возможность создать универсальный алгоритм, благодаря которому человек выйдет из состояния стресса.
Особенно важным и актуальным на сегодняшний день является изучение ресурсного состояния учителей, так как в условиях социальной нестабильности объем их работы увеличился и был осложнен применением онлайн-платформ. Помимо этого, при дистанционном формате работы возникали проблемы с обратной связью, так как их рабочей аудиторией являются дети. Также сказывался ускоренный ритм жизни в непривычном для всех режиме, большой информационный поток, который часто имел негативный характер. Ко всем этим дестабилизирующим факторам добавляются бытовые и семейные проблемы, которые испытывали и специалисты других профессий. Все это в совокупности оказывало сильное влияние на их психическое состояние, приводившее к психологическим и физическим отклонениям.
На фоне последних политических событий в школах усилили контроль за обучающимися: проверка социальных сетей, беседы о вступлении в радикальные общественные объединения и распространении ложной информации. Вся эта работа была возложена на учителей, которые проводили классные часы и старались максимально корректно донести необходимую информацию.
Помимо глобальных проблем, появляются и те, которые касаются непосредственно самих школ и их сотрудников. К таким можно отнести введение нового федерального образовательного стандарта третьего поколения. Многие рабочие программы были изменены, отменён второй иностранный язык. Последнее стало результатом сокращения рабочих часов для учителей иностранных языков.
Ресурсное состояние преподавателя является важным не только для них самих, так как от этого напрямую зависит процесс обучения детей. Данная проблема имеет социально-общественную значимость и отражается не только на обучающихся школ, но и их родителях. Ресурсное состояние учителя позволяет ему не заострять внимание на проблеме и качественно регулировать образовательный процесс.
Таким образом, в данной научной работе поднимается проблема ресурсного состояния учителей в период социальной нестабильности.
Объектом исследования является ресурсное состояние учителей.
Предмет исследования - ресурсное состояние учителей в период социальной нестабильности.
Исходя из этого, целью исследования является изучение ресурсного состояния учителей в период социальной нестабильности.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы на тему
ресурсного состояния учителей;
2) Подобрать необходимый психодиагностический инструментарий;
3) Провести эмпирическое исследование;
4) Сделать выводы о проведенном исследовании....
В настоящее время особенно остро ощущается, как многие внешние факторы отражаются на работе преподавателя школы. Это привело к дополнительной нагрузке и смене привычных форматов работы на новые.
В первой главе рассмотрены различные исследования, направленные на изучение ресурсного состояния, в том числе и преподавателей. Нужно отметить, что исследователи при изучении ресурсного состояния обращают внимание на те профессии, которые являются наиболее опасными и подверженными каким-либо стрессам. Актуальность данной темы только начинает набирать обороты в связи с изменением федеральных образовательных стандартов, введением новых форм работы, изменением требований к компетенциям учителя.
В результате данного исследования были выявлены особенности ресурсного состояния учителей в период социальной нестабильности. Индекс ресурсности учителей в период дистанционного обучения снижен, что означает, что в этот временной промежуток они больше затрачивают психологических ресурсов, чем приобретают. Чем выше индекс ресурсности, тем выше адаптационный потенциал респондентов в стрессовых ситуациях.
Нужно отметить, что в период социальной нестабильности учителя становятся менее инициативными и сдержанными. А значит, происходит утрата и лидерских качеств, которые важны в их работе. Люди, имеющие низкий уровень по данным критериям также перестают контролировать свои эмоции, начинают испытывать нехватку самообладания.
Выдвинутые гипотезы подтвердились частично. Так при рассмотрении динамики саморегуляции учителей было выявлено, что в период социальной нестабильности снижены показатели планирования, моделирования и гибкости. Таким образом, можно сказать, что в изучаемый период происходит утрата способности к осознанному планированию дальнейшей деятельности, при этом адекватно воспринимая реальную обстановку. Скорее всего, не последнюю роль в этом сыграл и дистанционный формат, который не даёт возможности физически в привычном формате воспринимать образовательный процесс.
Также нужно отметить, что индекс ресурсности учителей тесно связан с планированием, общим уровнем саморегуляции, инициативностью, выдержкой, энергичностью, внимательностью, целеустремлённостью. Эти качества позволяют учителю полноценно работать и развиваться в личностном и профессиональном плане, если у него достаточно высокий индекс ресурсности.
На наш взгляд, важно изучить не только ресурсное состояние учителей и его связь с саморегуляцией и волевыми качествами в период социальной нестабильности, но и привлечь другие характеристики, которые позволят выявить более узкие направления в исследовании: пол, возраст, стаж, квалификация и т.п.
1) Maddi S.R. Hardiness: The courage to grow from stresses// The Journal of Positive Psychology. 2006. (№3). P. 160-168.
2) Hobfoll S. The influence of culture, community, and the nest-self in the stress process: Advancing conservation of resources theory // Applied Psychology: An International Review. 2001. (№ 50). P. 337-421.
3) Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience // The Oxford handbook of stress, health, and coping. 2011. (№ 74). P. 207-218.
4) Асмолов А.Г. Личность в эпоху перемен. Москва: ЯСК, 2018. 546 с.
5) Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. Москва: ИП Питер, 2003. 512 с.
6) Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 336 с.
7) Водопьянова Н. Е., Носова Д. А. Профессиональное выгорание в зависимости от ресурсоразрушающих копинг-стратегий и асубъектной жизненной позиции // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома. 2013. Т. 1. С. 86-90.
8) Глазков К., Рейнюк А. Учителя обычных школ - об опыте
дистанционного обучения во время пандемии// К-ФОМ.
Москва, 2020. URL: https://covid19.fom.ru/post/ uchitelya -obychnyh-shkol- ob-opyte-distancionnogo-obucheniya-vo-vremya-pandemii (дата обращения:
9.10.2021).
9) Гуреева И.Л., Исаева Е.Р. Психологические особенности и отношение к здоровью у пациентов с артериальной гипертензией // Ученые записки. 2015. (№ 4). С.95-98.
10) Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. (№ 2). С.67-95.
11) Иванников В.А. Волевое действие: победа над собой в ситуации борьбы мотивов// Mobilisinmobili: личность в эпоху перемен. 2018. С. 363378.
12) Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса// Психология. Журнал ВШЭ. 2013. (№ 3). С.119-135.
13) Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов// Организационная психология. (№1). С. 85-121.
14) Ильин Евгений Павлович Изменение свойств личности педагогов в связи со стажем их деятельности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. (№ 100). С. 157-160.
15) Илюшина М.И. Психологические методики актуализации ресурсной субъектности// Прикладная юридическая психология, (№ 1). 2018. С. 75-83....50