Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Характер взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………………………………………………………………………..81.1. Особенности государственной поддержки СМИ…………………………...8
1.2. Инструменты государственной поддержки деловых СМИ на федеральном уровне…………………………………………………………………………….16
Глава II. Взаимоотношения региональных органов государственной власти и деловых СМИ……………………………………………………………………50
2.1. Деловые СМИ Санкт-Петербурга в современном информационном пространстве……………………………………………………………………..50
2.2. Инструменты государственной поддержки деловых СМИ Санкт-Петербурга………………………………………………………………………..70
Глава III. Механизмы коммуникаций деловых СМИ с пресс-службами и источниками из государственных органов власти……………………………..85
Заключение…………………………………………………………………….....99
Список литературы……………………………………………………………..103
Приложение..........................................................................................................119
Актуальность темы исследования. Взаимоотношения государства и массмедиа долгое время складывались в формате контроля органов государственной власти над средствами массовой информации (СМИ). Советский государственный строй сводил роль СМИ к трансляции официальной позиции. В постсоветский период, как и все общество в целом, массмедиа претерпели качественные и структурные изменения, получив самостоятельность. Однако государственные институты по-прежнему стремятся оказывать влияние на редакционную политику СМИ с помощью различных инструментов, в т.ч. через разветвлённую схему финансирования.
Главная идея государственной финансовой поддержки СМИ - реализация общественной функции массмедиа. В реальности интересы государства по освещению своей деятельности преследуют цель сформировать положительный имидж собственных институтов. Особенно данная проблема актуальна в регионах со слабыми рекламными возможностями.
Изучение взаимоотношений органов государственной власти и СМИ в условиях кризиса доверия к журналистике и растущей популярности альтернативных источников информации, таких как социальные сети или блоги, представляет несомненный научный и практический интерес. Необходимо отметить, что на нынешнее положение СМИ помимо политической и экономической обстановки, влияет перераспределение капитала в государственных и частных издательских домах. В этом контексте требуется оценить трансформацию деловых СМИ, которые претерпевают изменения под влиянием выше перечисленных факторов. Сегодня деловые СМИ наравне с общественно-политическими изданиями подвержены риску смены парадигмы, пересмотра качества и учета баланса мнений в сторону лояльности по отношению к государственной политике.
Степень научной разработанности темы. Наибольший интерес для данного исследования представляли диссертации О.С. Довбыш о трансформации связей между медиакомпаниями и государством в регионах России, а также коллективная монография ученых СПбГУ «Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации».
Автором были использованы материалы научных работ А.В. Вырковского, Е.В. Письменной, А.Н. Тепляшиной, В.В. Тулупова, Д.П. Нечаева, Г.С. Мельник, А.Д. Мурзина, опубликованные на тему деловой журналистики. Были изучены труды ученых, посвященных теории журналистики и жанрам СМИ (Н.М. Кима, А.А. Тертычного), трансформациям российских изданий (С.С. Бодруновой, А.А. Грабельникова), особенностям российской медиасистемы и медиаэкономики (Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Е.А. Московской-Муштак). Обращено внимание на вопросы взаимоотношений с ньюсмейкерами и и государством (В.В. Прозорова, А.Н. Рябушко, Г.Г. Щепиловой), особенностям работы с источниками на примере работ «Конфликтные ситуации во взаимодействии пресс-службы и СМИ: тактика нападения и защиты», «Утечки конфиденциальной информации» и других.
Гипотеза исследования строится на основании того, что редакции деловых СМИ стремятся сохранять финансовую независимость от государства, а для подготовки журналистских материалов по-прежнему используют информацию, поступающую от пресс-служб и источников, работающих в органах государственной власти.
Целью исследования является изучение современных особенностей отношений органов государственной власти и деловых средств массовой информации.
Исходя из цели исследования, нами были определены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовые акты, описывающие деятельность средств массовой информации и взаимоотношения с ними органов государственной власти;
- описать формальные и неформальные механизмы взаимоотношений органов государственной власти и деловых СМИ;
- Определить механизмы влияния институтов власти в процессе взаимоотношений на деловые СМИ.
Объектом исследования в магистерской диссертации являются взаимоотношения деловых средств массовой информации и органов государственной власти.
Предметом исследования выступают формальные (административно-правовые и экономические) и неформальные формы отношений органов власти и деловых средств массовой информации.
В рамках проведенного исследования были использованы следующие методы:
- анализ нормативно-правовых актов и литературных источников;
- институциональный;
- контент-анализ;
- сравнительный.
Были рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ, диссертации и монографии, оценивающие место деловых изданий в российской медиасистеме на основе метода анализа документов.
С помощью институционального метода были выделены инструменты влияния органов государственной власти на медиа.
Контент-анализ позволил проанализировать итоги государственных программ информационного партнерства и конкурсов государственных контрактов. Была оценена частотность отказов в предоставлении информации для редакций деловых СМИ пресс-службами органов государственной власти, а также выбора деловыми изданиями в качестве информаторов источников из государственных органов власти.
Для сопоставления полученных данных применялся сравнительный метод.
В ходе исследования обратились к таким важным источникам, как:
- нормативно-правовая база, включающая как федеральные, так и региональные законодательные акты в сфере СМИ;
- научные труды российских ученых по теме исследования;
- отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и перспективах развития СМИ;
- результаты исследования компании «Медиология», «Циркон» и Mediascope;
- сайты деловых СМИ, Российской государственной библиотеки, правовой системы «Консультант».
Научная новизна. В магистерской диссертации предпринята попытка оценить особенности взаимоотношений органов государственной власти и редакций СМИ на федеральном и региональном уровне, влиянии финансовой поддержки на редакционную политику и способы получения информации от органов государственной власти.
Научная апробация. Результаты исследования магистерской диссертации были опубликованы в коллективной монографии «Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации». Были представлены на межрегиональном конкурсе научных работ научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики» (г. Абакан, 2016 г.) и опубликованы в тематическом сборнике, обсуждены и опубликованы на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Перспектива – 2017» (г. Нальчик, 2017 г.) и VIII Международной Молодежной научной конференции «Электоральные процессы в современном мире».
Работа состоит из введения, трех глав, 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе исследования были выявлены особенности взаимоотношений органов государственной власти и редакций деловых СМИ на современном этапе.
Исследование строилось на анализе нормативно-правовых актов, описывающих деятельность средств массовой информации и взаимоотношений с ними органов государственной власти. Было установлено, что государство по-прежнему стремится оказывать влияние на редакционную политику СМИ с помощью различных финансовых инструментов, в т.ч. через субсидии на реализацию социально значимых проектов и конкурсов на заключение госконтрактов на федеральном и региональном уровнях. Исследователи и опрощенные участники медиарынка отмечали, что таким образом государственные органы власти реализуют идеологические, политические и имиджевые цели, хотя основной посыл информационных контрактов — это реализация общественной функции медиа, освещение социально значимых тем.
В условиях сужения рекламного рынка, деловые СМИ пытаются сохранять финансовую независимость от государства. Рекордсменами среди грантополучателей оказываются социально-политические издания. Проекты деловых изданий, одобренные конкурсной комиссией, ежегодно составляют единицы. Редакции, которые идут по пути заключения контрактов и получения субсидий обратили внимание на то, что благодаря участию им удалось расширить аудиторию, привлечь новых экспертов и ньюсмейкеров, а также выполнить все обязательства перед сотрудниками.
Применение контент-анализа позволяет отметить такие тенденции, как сужение спектра тем и жанров. Журналисты в качестве ньюсмейкеров привлекали представителей местной политической или экономической элиты. В беседах с государственными служащими они формулировали бесконфликтные вопросы и не пытались вступать в дискуссию. Публикаций, критикующих существующую политику было не много. Издания не информировали читателей, что проекты реализуются совместно с Федеральным агентством по печати. Специальные номера журналов превращались в пересказы встреч и круглых столов, а также деятельности того или иного органа государственной власти, хотя статья 1 регионального закона о грантах содержит требование, согласно которому материалы не должны содержать рекламы деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Проанализировав итоги госконтрактов в Санкт-Петербурге в сфере СМИ отметим, что такой метод, действительно, становится результатом заполнения «пробелов» общественно-значимой информации. Однако остается непонятным, как оценить эффективность данных проектов. Например, формулировка «обеспечение контроля за соблюдением гарантий равенства политических партий» дает широкие возможности для интерпретации темы. Вместе с тем, в современных экономических реалиях и серьезной конкуренции за рекламные ресурсы на региональном рынке, контракты становятся альтернативным источником доходов даже для редакций деловых СМИ. Тем не менее, госконтракты являются для медиакомпаний способом получения заработка. Сложившаяся ситуация устанавливает коммерческие отношения между властью и медиа в регионах, делая последних «зависимыми».
Кроме того, в магистерской диссертации описаны формальные и неформальные механизмы взаимоотношений органов государственной власти и деловых СМИ. Оценена частотность отказов в предоставлении информации редакциям деловых СМИ пресс-службами органов государственной власти, а также выбора деловыми изданиями в качестве информаторов источников из государственных органов власти.
Сегодня существуют традиционные формы работы властных структур со СМИ: оценка профессиональных достижений в виде поощрения сотрудников СМИ именными премиями, организация мероприятий образовательного характера, рассылка анонсов мероприятий, пресс-туры на объекты/ производство.
На основании поисковых выдач сайтов www.kommersant.ru, www.rbc.ru и www.vedomosti.ru отметим следующие тенденции: наиболее закрытые для коммуникаций пресс-службы Министерства энергетики, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства обороны, а также региональных исполнительных органы государственной власти. Тенденцию можно объяснить объективной закрытостью некоторых министерств, например, Министерства обороны, сложными, и, возможно, провокационными вопросами, связанными с комментариями государственной политики или конфликтами интересов.
Одновременно журналисты изданий налаживают активные неформальные связи с сотрудниками данных ведомств, что позволяет им активно использовать формулировки «собеседник из …», «источник, близкий». В контактах редакций деловых СМИ превалируют отказы от комментариев пресс-служб компаний, нежели пресс-служб органов государственной власти. Причина здесь и в соотношении запрашиваемой информации, и в законодательстве, которое обязует дать ответ в течение 7 дней после поступления запроса от редакции. На звонки редакций деловых СМИ чаще не отвечают должностные лица. Однако они же чаще всего становятся анонимными источниками для деловых СМИ. Собеседники из Администрации Президента, аппарата Правительства и региональных исполнительных органов государственной власти, а также из правоохранительных органов в равной степени для трех изданий становились источниками информации. Реже соглашались сообщить информацию сотрудники Министерства экономики и Министерства обороны.
Можно констатировать, что взаимодействие редакций деловых СМИ с институтами государственной власти строится одновременно в нескольких направлениях: работа с пресс-службами из органов государственной власти и общении с сотрудниками этих органов, а также по направлению государственной финансовой поддержки. Участие в подобных программах поднимает проблему этичности, поэтому особенно важно подчеркнуть, что большинство деловых изданий игнорируют возможность заключать гоконтракт или создать субсидированный проект. Тенденцию можно объяснить как разочарованием редакций деловых СМИ в честности проведения конкурса, так и приоритетом поиска альтернативных источников финансирования собственных проектов.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195.
3. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. № 8.
4. Федеральный закон «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ: от 12.01.1996 г. № 11.
5. Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет» от 24.11.1995 г. № 177.
6. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» от 13.01.1995 г. № 7.
7. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1.
8. Федеральный закон «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ: от 12.01.1996 г. № 11.
9. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31.12.1993 г. № 2334.
10. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44 от 05.04.2013 г.
11. Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 06.06.1996 г. № 810.
12. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 24.11.2009 г. № 953.
13. Постановление Правительства РФ «О федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» от 17. 06. 2004 г. № 292.
14. Приказ Министерства печати и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении критериев отбора получателей государственной поддержки в области средств массовой информации» от 27.02.2012 г. № 42
15. Государственная программа «Информационное общество 2011-2020 гг.» от 20.10. 2010 г. № 1815.
16. Закон Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации» от 07.06.2000 г. № 264.
17. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О делегировании представителей Законодательно Собрания Санкт-Петербурга в состав конкурсной комиссии по предоставлению грантов Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации» от 11.11.2015 № 705.
18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации» от 01.04.2008 г. № 322.
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об учреждении премии Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики» от 26 августа 2010 г. № 1125.
20. Глобальное информационного общества: окинавская хартия от 22.07.2000 г. // Электронный фонд правовой и нормативно=технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://arhiv.inpravo.ru/data/base218/text218v432i641.htm (дата обращения: 12.04.2018).