Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр 8
1.1 Особенности формирования у детей 4-5 лет представлений о
геометрических фигурах и форме предметов 8
1.2 Возможности интерактивных игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у
детей 4-5 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр 18
2.1 Диагностика уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о геометрических фигурах и форме предметов 18
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр 37
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о геометрических фигурах и форме предметов 47
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложение А Характеристика выборки исследования 67
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации 68
Приложение В Примеры интерактивных игр 70
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе
контроля 72
Так как современное общество отличается активной цифровизацией, появлением все новых и новых технологических достижений, вопросы математического развития детей встают все более и более остро.
Основным из свойств предметов материального мира, который окружает нас, является наличие формы у каждого из предметов. Все многообразие форм обобщается геометрическими фигурами, которые в современной математике выступают в роли эталонов, посредством которых каждый человек может определить форму предмета, а также части, из которых данный предмет состоит. Развития представлений о такой форме каждого из предметов дошкольник получает в процессе взаимодействия с данными предметами.
Первоначально форма предмета воспринимается ребенком как то, что неотъемлемо от предмета, представляет собой один из его признаков. Однако под воздействием обучения процесс восприятия форм и эталонов геометрических фигур у детей перестраивается. Таким образом, в основе представлений о геометрических фигурах детей 4-5 лет лежит их навык воспринимать форму предметов, которые позволяют детям различать и дифференцировать между собой геометрические фигуры.
«Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для формирования у детей 4 -5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко. Проблема формирования у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной» [3]. Особенности формирования у детей 4-5 лет представлений о геометрических
фигурах и форме предметов посредством интерактивных игр отражены в работах Р.Л. Березиной, Е.П. Гуменниковой, З.А. Михайловой,
Ю.А. Первина.
«Актуальность использования интерактивных игр в условиях дошкольной образовательной организации объясняется тем, что в педагогическом течении дошкольного образования игра обязана захватывать основное место. Впрочем, в последнее время логической является установка на повышение численности обучающих занятий, и сжатие периода для игровой деятельности. Для интерактивных игр характерно осуществление игровой деятельности на основе готовых правил и в соответствии с инициативой взрослого» [22].
Таким образом, анализ психолого -педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов и недостаточным использованием интерактивных игр в ходе этого развития.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности интерактивных игр в формировании у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Предмет исследования: формирование представлений о
геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что процесс формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр будет эффективным, если:
- отобраны интерактивные игры по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет;
- поэтапно включены интерактивные игры в образовательную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
...
В ходе изучения теоретических аспектов формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр мы установили, что в основе формирования у детей 4-5 лет представлений геометрических фигурах лежат именно навыки в восприятии формы. Представления о форме предметов позволяют дошкольнику визуально или тактильно различать и быстро опознавать геометрические фигуры. Разновидностью мышления, позволяющей формировать представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет, является логическое мышление. У средних дошкольников появляются логически верные рассуждения, в рассуждениях они используют операции. Данные операции не относятся к формально-логическим, средние дошкольники не могут гипотетически мыслить. В данном возрасте преобладают конкретные операции, которые могут быть применены на конкретном материале.
Под интерактивными играми принято понимать игры с использованием компьютера и информационно -коммуникационных технологий. В современных условиях применение ИКТ позволяет существенно оптимизировать процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов 8 (40%) детей. Средним уровнем сформированности у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов обладают 11 (55%) детей.
Высоким сформированности у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов обладает 1 (5%) ребенок. В контрольной группе обладают низким уровнем сформированности у детей 4 - 5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр.
Нами было доказано, что процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов будет эффективным, если:
- отобраны интерактивные игры по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет;
- поэтапно включены интерактивные игры в образовательную
деятельность педагога и детей в режимных моментах.
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов стал ниже на 30 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 8 (40%) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень - у 11 (55%). Таким образом, изменений в контрольной группе не
наблюдается.
Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр является эффективным.
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 2018. №4. С. 45-51.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : Форум, 2017. 144 с.
3. Баракина Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2019. № 3. С. 28-37.
4. Белошистая А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников. Мурманск : МГПУ, 2020. 256 с.
5. Белошистая А. В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад : Теория и практика. 2011. № 3. С. 14-20.
6. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 317 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2014. 174 с.
8. Вербенец А. М. Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников // Детский сад : Теория и практика. 2021. № 3. С. 45-48.
9. Габова М. А. Средства математического развития ребенка: история и современность // Детский сад: теория и практика. 2021. № 3. С. 18-27.
10. Галкина Л. Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. 2022. № 1. С. 46-49.
11. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2020. 296 с.
12. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2015. 321 с.
13. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : «Академия», 2018. 256 с.
14. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М. : Федеральный институт развития образования, 2018. 121 с.
15. Киричек К. А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. 2016. №1(18). С.37-40.
...
28 источников