СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА
НА ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ 10
1.1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА
ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ 10
ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА: ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 19
ГЛАВА 2: МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ 29
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ 49
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О
ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Понятие врачебной тайны объединяет правовые и социально-этические аспекты, что связано с природой медицины, как социального явления. Под врачебной тайной понимается запрет разглашения третьим лицам без согласия пациента (его законного представителя) какой бы то ни было информации, полученной медицинским работником в процессе исполнения своих обязанностей. Кроме того, режим врачебной тайны включает в себя защиту информации о состоянии здоровья пациента, о поставленных диагнозах и о факте обращения в медицинскую организацию. Субъектами врачебной тайны является не только лечащий врач, но и иные медицинские работники, которым в связи с профессиональной деятельностью стали известны любые сведения о пациенте [10].
Конституцией РФ гарантируется сохранность врачебной тайны. Гарантии защиты врачебной тайны находят более развернутое отражение в федеральных законах, которыми также устанавливается ответственность за ее разглашение . Кроме того врачебная тайна, помимо юридической защиты, обеспечена и защитой, осуществляемой этическими нормами (клятва Гиппократа, этические кодексы медицинских работников, утверждаемые как на локальном, так и на федеральном уровнях) [1].
В эпоху цифровизации усугубляются проблемы, связанные с утечкой медицинских данных, в связи с внедрением новых технологий и систем хранения данных возникают новые угрозы безопасности медицинской информации, что может привести к доступу злоумышленников к личной информации о пациентах, дискриминация со стороны страховых компаний или работодателей. Кроме того, цифровизация открыла возможность получить онлайн-консультации по вопросам здоровья, хранить данные о пациентах в специальных программах, а не на бумажном носителе, к которым имеют доступ не только медицинский персонал, но и фармацевты, сотрудники Фонда пенсионного и социального
6 страхования Российской Федерации и иные субъекты. Однако не все аспекты деятельности медицинских организаций в области обеспечения защиты врачебной тайны урегулированы должным образом. Актуальность избранной темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения сохранности данных, составляющих врачебную тайну, и предотвращения их неправомерного распространения в условиях цифровизации медицинской деятельности. Кроме того, расширение круга субъектов, имеющих доступ к врачебной тайне на текущем этапе законодательного реформирования, должно расширять возможности для защиты врачебной тайны, что также подтверждает актуальность исследования данной проблематики.
Исследование права на врачебную тайну и способы его защиты в магистерской диссертации поможет лучше понять существующую проблематику и разработать меры для ее решения. Также данное исследование может заинтересовать работников системы здравоохранения, адвокатов и правозащитников, которые занимаются защитой прав пациентов и медицинских организаций.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с реализацией права на врачебную тайну. Предметом настоящего исследования является анализ аспектов врачебной тайны, ее защиты в России, а также исследование возможностей пересмотра существующей модели. В настоящее время широко обсуждаются вопросы смены подхода к пониманию и реализации института врачебной тайны от абсолютной модели (при которой к сведениям, составляющим врачебную тайну имели доступ только пациент и его лечащий врач) к более открытой и прозрачной. Это продиктовано не только соответствием запросам времени, но и повышением качества оказания медицинских услуг населению.
В данной работе проанализированы судебные решения, законодательство и зарубежный опыт в области защиты врачебной тайны, а также предложены рекомендации и конкретные меры по совершенствованию института врачебной тайны в РФ....
Учитывая быстрое развитие технологий и распространение цифровых
систем хранения и обработки медицинских данных, вопросы защиты
конфиденциальности и правовых аспектов врачебной тайны становятся все
более актуальными. Медицинская сфера, как одна из самых консервативных,
очень медленно перестраивается под новые вызовы, продиктованные
повсеместным введением новых цифровых технологий и становлением
медицины, более открытой для пациентов.
Сейчас наблюдается тенденция к расширению круга субъектов, которые
могут получить доступ к врачебной тайне, и рост количества исключений из
общего правила предоставления доступа к ней. Кроме того, из-за развития
информационных технологий и нейросетей данная сфера требует обновления
правого регулирования для обеспечения защиты персональных данных
пациента.
Анализ действующего законодательства в области защиты врачебной
тайны, позволил сделать следующие выводы:
1. Название статьи 13 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации, а именно «соблюдение врачебной тайны»,
сформулировано законодателем некорректно. Более уместным большинство
авторов считают термин, который используется в странах Европы, а именно
«медицинская конфиденциальность». Это обусловлено тем, что если толковать
статью 13 в действующей редакции буквально, то складывается мнение, что
врачебную тайну обязаны соблюдать только лечащие врачи. Термин
«медицинская конфиденциальность» охватывает более широкий круг субъектов
– не только лечащих врачей, но и медицинский персонал, а также тех, кто в силу
тех или иных обстоятельств имеет доступ к персональным данным пациента.
Данная поправка не только приведёт законодательство РФ к мировым
стандартам, но и будет более уместной с точки зрения юридической техники, так
как позволит не прибегать к расширительному толкованию.
70
2. В 2021 году Конституционный суд в своём определении по делу о
проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19
и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой
допустил раскрытие врачебной тайны близким родственникам после смерти
пациента. Пациент получил право в добровольном информированном согласии
выразить свою волю на передачу информации на случай неблагоприятного
исхода. Добровольное информационное согласие согласно закону, дается перед
медицинским вмешательством и является обязательным его условием. В
экстренной ситуации согласие получить порой невозможно - гражданин не
всегда способен выразить свою волю в случае неблагоприятного исхода. И если
ранее он не занимал активную позицию по поводу реализации своего права на
предоставление информации о своём лечении на случай своей смерти, то
согласно указанному Постановлению КС РФ, доступ к врачебной тайне после
смерти пациента получают все его близкие родственники в равной степени. При
этом нельзя исключать возможности злоупотребления правом со стороны
родственников при распоряжении информацией, составляющей врачебную
тайну умершего. На наш взгляд, такое расширение круга субъектов, получающих
доступ к врачебной тайне после смерти пациента, порождает правовую
неопределенность, которая может быть устранена путём обязательного
включения информации о доверенном лице в электронный страховой полис
обязательного медицинского страхования. Таким образом, необходимо
дополнить Приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н «Об
утверждении Правил обязательного медицинского страхования» п. 32, где
говорится об обязательных сведениях, которые должен содержать полис ОМС,
следующим пунктом: «Сведения о лице (лицах), которому может быть
разглашена врачебная тайна, на случай неблагоприятного прогноза (смерти) или
сведения о запрете разглашать врачебную тайну на случай неблагоприятного
прогноза»...
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост.
на 01 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30
ноября 1994 г. № 52-ФЗ: по сост. на 25 февраля 2022 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26
января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 16 апреля 2022 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации – 2002. – № 1.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 24 мая 1996г. по
состоянию на 29.12.2022г.// Собрание законодательства Российской Федерации
– 1996. – № 25. – Ст. 2954.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14
ноября 2002 года №138-ФЗ: по сост. на 29.12.2022. // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации – 2002. – № 1. – Cт. 1.
8. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006г. №
152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 2006. – № 3. –
Cт. 3451.
9. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании: Закон РФ от 02.07.1992 № 3185–1 // Ведомости Съезда народных
79
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации
– 1992. – № 33.– Ст. 1913.
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации:
Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ, по состоянию на 20.11.2022 //
Собрание законодательства Российской Федерации – 2011. – № 48 – Ст. 6724.
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223-ФЗ —
Редакция от 19.12.2022 // Собрание законодательства Российской Федерации –
1996. – № 1. – Ст. 16.
12. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ от
26.12.2017 № 1640 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018.
– № 1 (Часть II). – Ст. 373.
13. Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной
деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности,
на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией:
постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 394 // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 21. – Ст. 2979.
14. Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного
согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского
вмешательства, формы информированного добровольного согласия на
медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства:
Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1051н // Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
18.08.2022)
15. Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его
законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние
здоровья пациента: Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1050н //
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
(дата обращения: 10.07.2022)....86