АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теория коммуникации 11
1.1. Коммуникация и общение 11
1.2. Общение и деятельность 16
1.4. Теоретические подходы к изучению психологии толпы, заражения, внушения. 42
1.5.Теоретические подходы к изучению интернет-мемов 51
1.6 Выводы 62
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 64
2.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования 64
2.2. Методы исследования: 66
2.3. Организация исследования 68
ГЛАВА 3. Результаты и обсуждение 79
3.1. Результаты предварительного этапа 79
3.2. Результаты основного этапа 85
ВЫВОДЫ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
АННОТАЦИЯ
В магистерской диссертации исследовалась проблема восприятия интернет-мемов, влияния на него установки, прошлого опыта, соотношения эмоционального и когнитивного компонентов в оценке интернет-мемов, воздействие индивидуальных психологических характеристик респондентов. Было опрошено 104 человек в возрасте от 19 до 25 лет – студентов и выпускников российских вузов.
Испытуемым было предложены следующие методики: Методика исследования индивидуальных ценностей Ш.Шварца, авторский опросник оценки интернет-мемов, авторская социально-демографическая анкета, опросник аффилиации А. Мехрабиана, диагностика уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М.Эткинда, диагностика эмоционального интеллекта (Н.Холл)
Полученные данные были обработаны с помощью математико-статистических методов: сравнительного анализа с применением U-критерия Манна-Уитни; дисперсионный анализ, однофакторный дисперсионный анализ Краска-Уоллеса, однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа, критерий Вилкоксона для связных выборок.
Были получены следующие результаты. Не было установлено влияние вербальной установки на оценки интернет-мемов. Однако было показано, что прошлый опыт (знакомство с мемом до его просмотра) влияет на его оценку. Респонденты, знакомые с роликами, оценивают их выше, чем незнакомые. Также были обнаружены значимые различия между мужчинами и женщинами по уровню управления эмоциями, уровню интернальности и интернальности достижений. Кроме того, была установлена статистически значимая разница по эмоциональному интеллекту, уровню управления эмоциями, самомотивации между респондентами с разными типами аффилиации.
Двадцать первый век по праву считается веком высоких технологий, коммуникации и, конечно же, интернета. Всемирная сеть вошла в нашу повседневную жизнь настолько плотно, что образование, общение, бизнес, производство не возможно себе представить в отрыве от интернета. По данным статистики, почти половина населения нашей планеты – 3.2 миллиарда людей используют интернет (Fitzgerald S., 2015), а почти 6 миллиардов – сотовые телефоны, из них 2 миллиарда человек используют смартфоны (Boxall A., 2015).
Человечество знакомится, общается, решает проблемы, ведет дела и делится самым сокровенным в интернете. Он во многом изменил наше общение и сделал нас самих немного другими. Еще в середине двадцатого века компьютер был уделом избранных гиков, а сейчас остается все меньше вакансий, на которые можно устроиться без хотя бы минимальной компьютерной грамотности.
Неудивительно, что феномен интернета и интернет-общения уже достаточно давно интересует представителей социальных наук и психологии. Наиболее популярные темы исследований: самопрезентация, приватность, язык общения, смайлики и средства выражения эмоций, отдельные интернет-сообщества и группы, безопасность, киберпреступность, интернет-зависимость, способы и эффективность передачи информации и многое другое. Но интернет по-прежнему предлагает гораздо больше актуальных и сложных для понимания явлений, требующих тщательного изучения, чем можно себе представить. Одним из таких явлений, бесспорно, являются интернет-мемы.
Интернет-мемы остаются малоизученным и малообъяснимым феноменом в современной психологии. Несмотря на многомилионные и даже миллиардные просмотры, бесчисленные попытки повторения и создание вирусной рекламы, в научных трудах до сих пор сложно найти какие-либо объяснения и трактовки популярности и причин появления интернет-мемов. Они описываются, классифицируются, но как только речь заходит об объяснении и гипотезах – большинство исследователей не берется делать далеко идущие предложения. Поэтому изучение столь актуального и противоречивого феномена является по сути своей истинно исследовательским, поскольку в нем речь идет о трактовке нового и ранее не существовавшего объекта действительности. Мы не до конца понимаем, какие причины лежат в основе спонтанного распространения тех или иных клипов, картинок и фраз, а также их высокой популярности среди молодежи. Например, что заставило 2 миллиарда человек посмотреть клип корейского рэпера PSY “Gangham style” или более миллиона человек вылить на себя ведро воды в рамках “Ice Bucket Challenge”? В случае интернет-мемов мы столкнулись с новым массовидным явлением, которое шагает по планете, захватывая все новых адептов, но не можем объяснить, почему все это происходит.
Кроме того, изучение интернет-мемов как частной формы интернет-общения молодого поколения позволяет нам в значительной степени расширить представление об этой самой молодежи, а также о способах распространения информации в подростковой и студенческой среде, о том, что и в какой степени волнует, радует и тревожит молодых людей. Что заставляет их плакать, а что смеяться? Какая информация распространится и станет популярной, а какая пройдет незамеченной?
Данная тема также имеет практическую задачу повышения эффективности рекламных и маркетинговых механизмов воздействия на молодежь, а также создания новых способов продвижения в интернете товаров и услуг. На данный момент времени придумано большое количество стратегий и тактик, обеспечивающих рост популярности того или иного товара, накоплен значительный объем эмпирических данных о результатах различных рекламных компаний, но все они по своей сути рассматривают случаи продуманного и последовательного запуска информации в сеть, и практически полностью игнорируют возможность спонтанного массового распространения в интернете какого-то вида информации.
В случае традиционных видов рекламы рост объема продаж после их использования даже в удачных случаях составляет несколько процентов при значительных вложениях. Но рекламные компании, основанные на принципах интернет-мемов могут принести значительно большую прибыль при минимальных затратах. Прекрасной иллюстрацией выгоды от подобных стратегий может послужить компания дезодоранта «Old Spice», в последние месяцы которой объем продаж продукты вырос на 107% (Hepburn A., 2010). Таким образом, изучение мемов представляется важнейшей практической задачей.
Данная работа, с одной стороны, вносит вклад в изучение актуального и мало описанного феномена современности, а с другой стороны, позволяет раскрыть и особенности интернет-общения молодежи.
Цель данного исследования - изучение социально-психологических закономерностей восприятия интернет-мемов.
Предметом исследования являются социально-психологические закономерности восприятия интернет-мемов респондентами: влияние установки, прошлого опыта, соотношение эмоционального и когнитивного компонентов, воздействие индивидуальных психологических характеристик респондентов.
Объект исследования. В нашем исследовании принимало участие 104 человек, в возрасте 18-25 лет.
Количество Средний возраст
Мужчины 25 22,68
Женщины 79 22,68
Всего 104 22,68
Таблица 1. Описание выборки исследования
Основная гипотеза:
Существуют общие и частные и закономерности восприятия интернет-мемов.
Дополнительные гипотезы:
1. Существуют достоверные различия между оценками интернет-мемов при их просмотре с вербальной установкой и без вербальной установки.
2. Существуют достоверные различия в оценках интернет-мемов между группами респодентов, которые увидели интернет-мем впервые, и видели его ранее.
3. Существуют значимые различия по уровню управления эмоциями между мужчинами и женщинами.
4. Существуют значимые различия между мужчинами и женщинами по общей интернальности и интернальности достижений.
5. Существуют значимые различия между респондентами с разными типами мотивов аффилиации по эмоциональному интеллекту, уровню управления эмоциями, самомотивации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы изучения интернет-мемов в литературе.
2. Выявить смежные и синонимичные понятия, используемые для определения мемов.
3. Разработать методический и методологический инструментарий для проведения исследования. Подобрать методики, адекватные задачам и целям исследования. Разработать авторский опросник.
4. Выявить закономерности восприятия мемов
5. Сравнить уровень аффилиации, эмоционального интеллекта, субъективного контроля, ценностных ориентаций у различных групп респондентов.
6. Определить общие и специфические для разных групп опрошенных респондентов особенности восприятия, интерпретации и оценки интернет-мемов.
7. Провести математико-статистический анализ полученных данных, с их последующей интерпретацией.
Стимульный материал
В качестве стимульного материала для оценки восприятия интернет-мемов представителями разных культур были выбраны 2 популярных музыкальных клипа, ставших интернет-мемами: “Gangnam style” корейского исполнителя Psy, “What does the fox say?” норвежской группы Ylvis, видеоролики «Harlem Shake» и «Little Apple».
Методы исследования:
1. Методика исследования индивидуальных ценностей Ш.Шварца
2. Авторский опросник оценки интернет-мемов
3. Авторская социально-демографическая анкета
4. Опросник аффилиации А. Мехрабиана
5. Диагностика уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М.Эткинда
6. Диагностика эмоционального интеллекта (Н.Холл)
7. Методы математического анализа: U-критерий Манна-Уитни; дисперсионный анализ, однофакторный дисперсионный анализ Краска-Уоллеса, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ, критерий Вилкоксона для связных выборок - использовались для решения конкретных исследовательских задач. Для анализа использовалась программа SPSS-19.
Научная новизна
Впервые в рамках социально-психологического исследования обосновано использование термина интернет-мем, впервые выявлены закономерности восприятия интернет-мемов.
В современной мире интернет и интернет-коммуникация имеют огромное значение. Высокие технологии развиваются с огромной скоростью и постоянно преподносят новые задачи, с которыми человек должен справляться, чтобы оставаться полноправным и активным членом общества. Наука вообще и психология в частности порой не успевает за темпами развития мира, поскольку наше познание всегда реактивно. Поэтому столь важно быстро реагировать и изучать самые современные феномены и явления, чтобы заранее ответить на вопрос: «А что они значат?»
Проведенное нами исследование выявило некоторые закономерности восприятия и оценки интернет-мемов. Оно показало, что оценка интернет-мемов не зависит от вербальной установки, но связана с предыдущим опытом респондента. Также вероятно, что когнитивный компонент в интернет-мемах снижен, тогда как поведенческий и эмоциональный, наоборот, имеют большее значение. Нами были также получены гендерные различия по уровню управления эмоциями и интернальности, и различия в уровне эмоционального интеллекта по типу аффилиации.
Наше исследование имеет большое прикладное значение и может быть применено в сфере маркетинга и рекламы, но также оно дополняет и расширяет наши представления об особенностях интернет-коммуникации и интернет-мемов в частности. В нем подробно проанализированы различные подходы к интернет-мемам, на основе различных исследований выделяются важные характеристики и формулируется ряд закономерностей. В дальнейшем это исследование может лечь в основу единой теории распространения и причин популярности этого феномена.
В заключение, нам хотелось бы отметить, что данная тема нуждается в дальнейшем изучении и привлечении специалистов из разных сфер. В будущем нам хотелось бы провести новое исследования на данную тему, применив и, возможно, разработав другие методы измерения
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс; 2001.
2. Арестова ОН, Бабанин ЛН, Войскунский АЕ. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. Вестник Московского университета. 1996(4):14-20.
3. Арестова ОН, Бабанин ЛН, Войскунский АЕ. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете.–М.: Можайск-Терра. 2000. С. 55-76.
7. Бабанин ЛН, Войскунский АЕ, Смыслова ОВ. Интернет в психологическом исследовании. Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2003(3):79-96.
8. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности: материалы международной Интернет конферен ции,(01.02. 2001–01.05. 2001)«Социальные и психологические последствия применения информационных техноло гий»; под ред. АЕ Войскунского. М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2001:77-84.
9. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М.: МПСУ. 2013.
10. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. InТезисы второй Российской конференции по экологической психологии, 2000. URL: http://www. psynet. by. ru/texts/bel1. Htm (Дата обращения: 24.12.2015)
13. Блекмор С. Третий репликатор эволюции: гены, мемы, что дальше.
URL: http://meme.networklinguistics.com/4-ssylki/5-suzen-blekmor-susan-blackmore-tretij-replikator-evolicii-geny-memy---cto-dalse (Дата обращения 24.12.2015)
14. Блумер Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Мос-го ун-та. 1994.
15. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс. 2008
16. Брызгалова Е. Телеканал CNN возобновил вещание в России, 2015. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/04/29/telekanal-cnn-vozobnovil-veschanie-v-rossii (Дата обращения: 12.10.2015)
17. Войскусинский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014(2).
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Directmedia; 2014.
19. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации.СПб.: Питер, 2011.
20. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития, 2004.
... Всего источников – 89.