Аннотация
Введение 4
Глава 1 Понятие услуги по гражданскому праву Российской Федерации 7
1.1 Исторический анализ защиты прав потребителей услуг в
Российской Федерации 7
1.2. Определение услуги как объекта защиты по законодательству о
защите прав потребителей 14
1.3. Классификация услуг по законодательству Российской
Федерации 18
Глава 2 Правовое регулирование и проблемы в организации гражданско- правовых механизмов защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации 23
2.1 Организация и нормативно-правовой регулирование защиты прав
потребителей услуг в Российской Федерации 23
2.2 Проблемы в осуществлении защиты прав потребителей услуг в
Российской Федерации 38
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 60
Актуальность изучения гражданско-правовых механизмов защиты прав и законных интересов потребителя обуславливается ключевым характером данного института, обеспечивающего жизнь и нормальное существование каждого человека и гражданина. В нормативном регулировании подобного рода отношений существуют определенные особенности, например, разработанная цивилистами концепция ответственности за недостатки товаров, работ и услуг лиц, участвующих в имущественном обороте, предполагает в качестве своего условия возможность отсутствия вины причинителя вреда.
Существующие в данном отношении теоретические сложности, а также практические проблемы, возникающие в процессе защиты прав потребителей, обуславливают актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав потребителей услуг по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства и судебная практики, регламентирующие вопросы практической реализации института защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Целью исследования является рассмотрение особенностей практической реализации института защиты прав потребителей услуг, выявление имеющихся в данном отношении проблем и формулирование рекомендаций и предложений по их разрешению.
Выбранная цель определила задачи исследования, в качестве которых рассматриваются:
- рассмотрение и уточнение истории отечественного законодательства о защите прав потребителей услуг;
• анализ исторического развития услуги как объекта защиты по законодательству о защите прав потребителей;
• классификация услуг по законодательству Российской Федерации;
• определение направлений организации защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации;
• рассмотрение соответствующего нормативно-правового
регулирования;
• сравнительно-правовой анализ механизмов защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации;
• анализ проблем в осуществлении защиты прав потребителей услуг.
Методология исследования представлена диалектическим
общенаучным методом познания, в соответствии с которым все изучаемые государственно-правовые явления рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии составляющих их элементов. В работе также используются такие общенаучные методы, как метод индукции и метод дедукции, метод анализа и метод синтеза. В первой части исследования нашел свое применение исторический метод, в соответствии с которым механизмы защиты прав потребителей рассматриваются в своем историческом развитии. При формулировании юридических понятий и категорий используется формально-юридический метод.
Теоретическую базу исследования образуют юридические монографии и периодическая научная литература, посвященные как общеотраслевым гражданско-правовым проблемам защиты прав потребителей услуг, некоторым особенностям заключения договора возмездного оказания услуг, так и некоторым частным вопросам, связанным с защитой прав потребителей того или иного вида услуг в Российской Федерации. В частности, работы таких известных отечественных правоведов, как М.И.Брагинский и В.В.Витрянский были посвящены общей проблематике договорного права в Российской Федерации....
Законодательство о возмездном оказании услуг имеет длительную историю развития в нашем государстве. Зародившись более ста лет назад, соответствующие положения закона, изменяясь и совершенствуясь, в настоящее время приобрели уже более современный и привычный нам облик. Однако значительное развитие технических средств обусловило не только появление новых видов услуг, но и новых способов заключения договора, что требует дополнительного самостоятельного изучения. Количество происходящих в данном отношении законодательных изменений позволяет заявить о том, что законодательство об оказании услуг в настоящее время в нашем государстве все еще находится в процессе своего становления.
Совершенно иным образом обстоит дело в сфере защиты прав потребителей услуг; норма, которая в той или иной степени присутствует в законодательстве многих зарубежных государств. В данном отношении можно отметить, что в некоторых странах правовой статус потребителя услуг урегулирован был более подробным образом, а, следовательно, выросшая степень правовой определенности должна привести к тому, что нарушение прав потребителя носит в данном случае все более редкий характер.
В настоящее время проблематика определения услуги по законодательству о защите прав потребителей носит сложный теоретикопрактический характер; от правильного ответа на вопрос, что представляет собой данная услуга, во многом будет зависеть успешность защиты интересов ее потребителя в российской правовой системе.
Вся совокупность услуг, которые могут быть оказаны по законодательству Российской Федерации, носит весьма обширный характер. Различные виды указанных услуг могут быть классифицированы по различного рода основаниям.
Нормативная и организационная основа в области защиты прав потребителей в целом является в настоящее время сформированной. Но в этой части также имеются многочисленные проблемы, которые более подробно будут рассмотрены в следующей части нашего исследования.
Несмотря на важность, которую в настоящее время представляет защита прав потребителей услуг, подобного рода деятельность в настоящее время сталкивается как с объективными, так и с субъективными проблемами своей недостаточной эффективности. Понимание и классификация соответствующих проблем представляется необходимой стадией нормализации обстановки в соответствующей сфере общественных отношений.
В специальной литературе продолжаются дискуссии, касающиеся различного рода аспектов защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации. Подобного рода дискуссии касаются как определения услуги по действующему российскому законодательству, так и тех изменений, которые претерпевает законодательство о защите прав потребителей. Приблизится к ответу на подобного рода вопросы может позволить анализ судебной практики, накопленной в нашем государстве к настоящему времени.
Считаем необходимым в настоящее время увеличивать количество специалистов в области защиты прав потребителей, для чего можно сформировать соответствующие образовательные программы, предусмотреть по ним бюджетную форму обучения. В свою очередь, организации, обеспечивающие защиту прав потребителей, должны рассматриваться в качестве социально ориентированных НКО и пользоваться разнообразной государственной поддержкой; в числе прочего им необходимо предоставлять гранты на осуществление просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Мы можем отметить, что институт медиации, распространенный на западе, не получил своего широкого распространения в Российской Федерации в настоящее время. Вероятно, причиной является комплекс как объективных (несовершенство российского законодательства), так и субъективных причин. В законодательстве необходимо предусмотреть в качестве альтернативного способа рассмотрения дел с участием потребителей возможность применения услуг посредника, возможно, что в будущем подобного рода практика в нашем государстве будет расширяться...
1. Бондарев Н. И. Защита прав потребителей цифровых финансовых услуг // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 41. С. 204-207.
2. Брагинский М. И. Договорное право: общие положения - М. : Статут, 2020. - 847 с.
3. Братко, А. Г. Кто должен защищать потребителей банковских услуг? / А. Г. Братко // Публичное и частное право. 2014. № 1(21). С. 179-184.
4. Вильгоненко И. М. Особенности правового регулирования некоторых актуальных вопросов защиты прав потребителей медицинских услуг - М. : Проспект, 2021. - 160 с.
5. Внуков, Н. А. Проблемы правового регулирования расчетов посредством SMS-сообщений по потребительско-предпринимательским договорам // Гражданское право. 2011. № 2. С. 36-40.
6. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/gats)
(Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Режим доступа:
https://www.conventions.ru/int/14784/7ysclidMgl7vnhb2r264060383 (дата
обращения 25.04.2023)
7. Демкина Е. А. Некоторые правовые аспекты договора оказания репродуктивных услуг // Гражданское право. 2021. № 3. С. 23-25.
8. Емелина Л. А. Развитие инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг // Банковское дело. 2023. № 1. С. 62-64.
9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 02.05.2023)
10. Жукова С. А. Защита прав потребителей услуг в судебном порядке // Социальные науки. 2020. № 3(30). С. 97-102.
11. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 02.05.2023)
12. Зарапина Л. В. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения как способ осуществления и защиты прав потребителей услуги медиации // Российское правосудие. 2021. № 11. С. 46-53.
13. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. N 146 Об обзоре судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 02.05.2023)
14. Коваленко, Е. Ю. Правовое обеспечение интересов сторон договора ипотечного кредитования / Е. Ю. Коваленко, Т. А. Филиппова // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2019. Т. 16, № 1. - С. 92-102.
15. Козлова Е. Б. Развитие в условиях цифровизации классификации договоров, направленных на оказание услуг // Цивилист. 2022. № 2(38)....53