Аннотация
Введение 4
1 Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации 8
1.1 Основные этапы развития института уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации 8
1.2 Роль и место института уполномоченного по правам человека в
государственно-правовой системе РФ 14
2 Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации 23
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного
по правам человека в РФ 23
2.2 Компетенция Уполномоченного по правам человека в РФ 28
2.3 Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в
РФ 31
3 Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ 40
3.1 Правовые основы формирования и деятельности Уполномоченного по
правам человека в субъекте РФ 40
3.2 Компетенция Уполномоченного по правам человека в субъекте
Российской Федерации 48
3.3 Уполномоченный по правам человека в Самарской области: правовые
основы и анализ деятельности 57
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 72
В процессе реформирования гражданского общества и реализации новой конституционной стратегии основное внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина, признаваемым высшей ценностью, поскольку без этого невозможно движение к демократии, правовому государству, законности и свободе.
Политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание необходимых условий для достойной жизни и свободного развития человека. Исходя из этого Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод граждан, в том числе в случае их нарушения различными органами государства и должностными лицами. Именно для этих целей создан специальный правозащитный институт - институт омбудсмена.
Институт уполномоченного по правам человека как гарант государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими является одним из важнейших элементов механизма защиты прав в РФ и занимает особое место в государственно-правовой системе страны. Особенностью правового положения омбудсмена является его неподотчетность государственным органам и должностным лица, независимость, неприкосновенность и аполитичность. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие формы и средства защиты прав человека и гражданина.
Данный правозащитный институт имеет особую внутреннюю систему, состоящую из федерального Уполномоченного по правам человека, Уполномоченных в субъектах Федерации и специализированных Уполномоченных, тесно взаимодействующих между собой для реализации возложенных на них полномочий и выполнения поставленных задач.
В настоящее время изучение и анализ эффективности деятельности института Уполномоченного, как дополнительного способа защиты прав человека, безусловно является актуальным, так как все чаще граждане страны сталкиваются с нарушением своих прав и свобод именно со стороны представителей власти.
Особая роль и проблемы определения статуса омбудсмена заключаются в двойственности его правовой природы: он утверждается публичными институтам как орган контроля, но не наделяется властными полномочиями. В связи с этим данный институт выступает в качестве «правового посредника» между пострадавшими гражданами и должностными лицами или государственными органами. Вследствие чего необходимо четко определять место Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ, а также отграничивать от иных государственных органов и институтов.
Несмотря на достаточную разработанность современного законодательства некоторые аспекты деятельности института Уполномоченного недостаточно урегулированы, что приводит к коллизиям нормативно-правовых актов. Это и составляет проблематику данной темы, обусловливает необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Большое число научных публикаций по рассматриваемым в работе вопросам подтверждает, что значимость института уполномоченного по правам человека в современном мире велика, вследствие чего многие известные ученые-конституционалисты исследовали данную тему. В частности, А.В. Деменева, И.Ф. Вершинина, А.А. Кальгина, С.И. Джамбулатов, Н.Ю. Хаманева, В.П. Лукин, О.Е. Кутафин посвящали свои труды общетеоретическим вопросам исследования статуса и полномочий омбудсмена, а также его место в системе органов государственной власти.
Немаловажное значение имеет анализ нормативной базы, основанной на Конституции РФ, федеральных конституционных законах,
кодифицированных актах, федеральных законах, а также отдельных нормативно-правовых актах органов законодательной (представительной) власти. Особое внимание уделено актам в области регулирования деятельности федерального омбудсмена, а также региональных Уполномоченных. Таким образом, степень научной и нормативной разработанности данной темы и ее актуальность, позволяют определить объект, предмет, цели и задачи исследования...
Институт омбудсмена изначально был задумал как неотъемлемый элемент системы государственной защиты прав и свобод граждан. Рассматриваемый институт достаточно молодой и пока только набирает свою значимость. Тем не менее, концептуально институт Уполномоченного по правам человека создавался как связующее звено между обществом и государством, что позволило ему разрешать конфликты между личными и государственными интересами.
Можно утверждать, что отсутствие Уполномоченного по правам человека может привести к тому, что система защиты прав и свобод человека окажется неполной, а граждане утратят реальную возможность и средство защиты своих прав. Институт омбудсмена в современных условиях важен и востребован, что требует рассмотрения правовых основ его регулирования в России.
Институт Уполномоченного по правам человека является одним из самых молодых в системе государственных органов современной России. Поскольку в соответствии с п. в ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находится вопрос регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, создание данного института необходимо в целях реализации указанной нормы. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ внесло критерии цивилизованного общества в развитие политико-правовой системы в целом.
Институт Уполномоченного в России обособлен от ветвей государственной власти, но входит в единую систему органов государства. Его деятельность направлена не на осуществление функций государственных органов, а на содействие им в более эффективной и результативной работе в области защиты и восстановления прав и свобод граждан.
Важность и необходимость данного института для реализации гражданами своих прав проявляется также и в его беспрерывном действии в независимости от обстоятельств. В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Данная норм закона подтверждает, что роль Уполномоченного как правозащитного института велика, поскольку он характеризуется доступностью для граждан, не связан ведомственными интересами, независим и направлен исключительно на защиту и восстановление прав и свобод человека.
В заключении первой главы, можно сделать вывод о том, что учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного правозащитного механизма имело определенные исторические предпосылки. Совершенствование законодательства об Уполномоченном способствовало закреплению его правового статуса и повышению значимости в демократическом государстве. Омбудсмен не имеет аналогов в числе государственных органов по характеру своей компетенции и по положению в государственно-правовой системе.
Должность Уполномоченного по правам человека в России приравнена к государственной должности, вследствие чего порядок назначения и освобождения омбудсмена четко и полно регулируется законодательством РФ. Назначение Уполномоченного представляет собой достаточно сложный процесс отбора кандидатов на данную должность. Это необходимо для соискания наиболее специализированного и грамотного человека, имеющего познания и опыт работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. В целях эффективного осуществления деятельности Уполномоченный обладает правовым иммунитетом, неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий....
1. Большой юридический словарь /под ред. Сухарева А.Я. (и др.) - М.: ИНФРА-М, 2001. 703 с.
2. Волков Н.А. Институт российских Уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4 (29). С. 136-142.
3. Гаврилова О.В., Смольяков А.А., Минаева М.В. К вопросу о становлении института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // В сборнике: Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов V Национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 143-153.
4. Гальцова О.Д., Мотин О.А. Публично-правовая защита интересов граждан уполномоченным по правам человека в Самарской области // Сибирский антропологический журнал. 2022. Т. 6. № 1. С. 206-212.
5. Г аляутдинов Б.С. Правовая природа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. №2 (6). С. 40-47.
6. Горбанева Ю.С. Актуальные проблемы обеспечения прав и свобод человека уполномоченным по правам человека в России // Трибуна ученого. 2023. № 1. С. 64-70.
7. Гранд Е.С. История создания института уполномоченного по правам человека // Студенческий вестник. 2023. № 4-3 (243). С. 59-60.
8. Джамбулатов С.И. Место института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 40-43.
9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2021 год. - Режим доступа. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/ 2022/06/01/ doklad_ ombudsmena_2021_e73.pdf (дата обращения: 06.12.2022).
10. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в
самарской области и соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории самарской области в 2021 году. Самара. 2022 год. - Режим доступа. URL:
https://map.ombudsmanrf.Org/Karta_Yadro/prav_z_karta/ross_fed/doklad_v_sub/d oklad_v_samarsk/doklad_v_samarskweb.pdf (дата обращения: 06.02.2023).
11. Евдошенко А.П. Место и роль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №3. С. 227-231.
12. Законодательно закрепляется возможность учреждения должности
регионального омбудсмена. - Режим доступа. URL:
http://council.gov.ru/events/news/114677/ (дата обращения: 24.01.2023).
13. Закон Самарской области от 24 ноября 2000 г. № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» (ред. от 01.06.2022) // Самарские известия. 25.11.2000. № 221.
14. Иванов Р.Ю. О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 5. С. 64-66.
15. Кальгина А.А. Об институте уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Защити меня. 2022. № 2....45