Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении национальной безопасности

Работа №140279

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы обеспечения национальной безопасности 8
1.1 Национальная безопасность: понятие и признаки 8
1.2 Механизм обеспечения национальной безопасности 15
Глава 2 Конституционный Суд как орган обеспечения национальной безопасности 28
2.1 Место Конституционного Суда в судебной системе государства 28
2.2 Особенности правового статуса Конституционного Суда 36
Глава 3 Обеспечение национальной безопасности Конституционным Судом 48
3.1 Решения Конституционного Суда по вопросам обеспечения
национальной безопасности 48
3.2 Обеспечение Конституционным Судом отдельных видов
национальной безопасности 54
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 64

Актуальность темы исследования. В современном мире задача обеспечения национальной безопасности является приоритетной. Ее решение требует создания в различных отраслях жизнедеятельности общества соответствующих механизмов. Основу функционирования такого механизма всегда составляет деятельность какого-то субъекта власти или должностного лица. Деятельность таких субъектов может осуществляться в экономической, военной, политической или даже социальной сфере.
Только комплексный подход к обеспечению национальной безопасности может позволить ее эффективно обеспечить. Однако единства в определении содержания понятия «национальная безопасность» не достигнуто, в юридической литературе ведутся споры, а в законодательстве единый подход не прослеживается, что обуславливает актуальность рассмотрения данного понятия.
Вместе с тем, принятие мер по обеспечению национальной безопасности почти всегда влечет ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако такое ограничение не может быть бесконтрольным. Оно ограничивается пределами необходимости и возможно в исключительных случаях.
Государство всегда должно стремиться к достижению баланса между защитой интересов государства и соблюдением интересов личности. В российской системе государственного управления задачу обеспечения такого баланса выполняет судебная система или органы судебной власти.
Суды на территории Российской Федерации на основе действующего законодательства осуществляют рассмотрение дел, связанных с пресечением 4
коррупционной, террористической и экстремистской деятельности, осуществляю защиту прав собственности, разрешают другие споры, связанные с ограничением прав граждан.
Конституционный Суд РФ в судебной системе выполняет исключительную роль, он обеспечивает соответствие действующего на территории РФ законодательства Конституции РФ как основному закону государства. Решения Конституционного Суда РФ, которыми отдельные нормы права признаны не соответствующими Конституции РФ, являются основой для изменения правоприменительной практики и внесения изменений в действующее законодательство.
Приведение правовых норм в соответствие с Конституцией РФ способствует восстановлению нарушенных прав и свобод личности и обязывает законодателя вести активную правотворческую деятельность. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащие толкование тех или иных норм, служат основой для корректировки, расширения и совершенствования правоприменительной практики.
Все изложенное свидетельствует об особом месте и роли
Конституционного Суда РФ в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории РФ, а также в обеспечении
национальной безопасности. С учетом изложенного рассмотрение правовых основ деятельности Конституционного Суда РФ и проведение анализа его основополагающих решений является крайне значимым для определения эффективности защиты национальных интересов.
Актуальность настоящего исследования обуславливается и достаточно скудными монографическими исследованиями по данному вопросу.
Объектом настоящего исследования является группа общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением Конституционным Судом РФ своей деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
• понятие национальной безопасности закреплено Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», однако оно требует корректировки путем исключения из него указания на виды национальных интересов и дополнения указанием не только на угрозы, но и конфликты и опасности, защищенность от которых тоже составляет национальную безопасность. Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от опасностей, угроз и конфликтов;
• к числу признаков национальной безопасности относятся: наличие особого объекта (национальные интересы), представляет собой состояние защищенности, характеризует защищенность от различных виды угроз, конфликтов и опасностей.
• механизм обеспечения национальной безопасности - это совокупность методов и средств, позволяющих соответствующим субъектам осуществлять воздействие на общественные отношения для защиты национальных интересов Российской Федерации;
• механизм обеспечения национальной безопасности включает в себя три элемента институциональный, технологический и инструментальный;
• институциональная составляющая механизма национальной
безопасности включает различные государственные органы,
должностные лица, негосударственные, иные организации и
граждане. Каждый субъект осуществляет обеспечение национальной безопасности в границах установленных для него полномочий и на определенной территории и сфере деятельности;
• технологическая составляющая национальной безопасности характеризуется разнообразными мерами или деятельностью, предпринимаемыми субъектами национальной безопасности в целях ее обеспечения;
• инструментальная составляющая механизма обеспечения национальной безопасности включает различные средства и меры, которые применяются в зависимости от субъекта и сферы его деятельности;
• Конституционный Суд РФ занимает особое место в механизме обеспечения национальной безопасности. Он является единственным органом, рассматривающим жалобы на нарушение конституционных прав и свобод при применении в конкретном деле не соответствующих Конституции РФ нормативно-правовых актов, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
• решения Конституционного Суда РФ имеют особую юридическую силу. Они не могут быт обжалованы кем-либо и применяются непосредственно, т.е. не требуют их закрепления в нормах закона. Особенностью решений Конституционного Суда также является то, что они отменяют правовые нормы, признанные судом не соответствующими Конституции РФ, и могут служить основанием для пересмотра решений нижестоящих судов;
• помимо судебных полномочий Конституционный Суд РФ реализует и нормотворческие полномочия, которые выражаются в праве Конституционного Суда РФ отенять действующие правовые акты и создавать своими решениями новые правовые нормы. При этом важно учитывать, что Конституционный суд все-таки не является законотворческим органом власти и не создает судебных прецедентов как в системе общего права. Правовые позиции Конституционного Суда РФ имеют силу конституционных положений в смысле их обязательности;...


1. Абознова О.В. Суд в механизме реализации права на судебную защиту в гражданском и арбитражном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 205 с.
2. Алимбекова М.К вопросу о правосудии как особом виде юридической деятельности, как гаранте стабильности и неукоснительности соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод личности // В сборнике: Градообразующие предприятия: назад в будущее или вперед в прошлое? Сборник тезисов докладов и статей международной интерактивной он-лайн видеоконференции. Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова. М., 2014. С. 24-28.
3. Апелляционное определение Курганского областного суда от 19.06.2018 по делу № 33-1870/2018. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 30.04.2022).
4. Апелляционное определение Самарского областного суда от 10.05.2018 по делу № 33-5851/2018. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 30.04.2022).
5. Апелляционное определение Свердловского областного суда от
29.08.2017 по делу № 33а-16562/2017. URL:http://consultant.ru (дата
обращения: 01.05.2022).
6. Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.09.2020 по делу № 3га-374/2020. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 01.05.2022).
7. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27.08.2019 по делу № 22-6127/2019. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 01.05.2022).
8. Ахвердян Г.К. Концепция национальной безопасности в контексте глобализационных процессов // Credo New. 2010. № 2. С. 18-19.
9. Ахметов А.И., Аминов И.Р. Понятие, цели и виды национальной
безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-2 (44). С. 199-201.
10. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права. Краткая
энциклопедия. Н. Новгород, 1997. 202 с.
11. Бельков О.А. О языке теории и политики национальной
безопасности России // Национальная безопасность: научное и
государственное управленческое содержание: материалы Всерос. науч. конф.; 4 декабря 2009 г. Москва / Центр пробл. анал. и гос. -упр. проект. М.: Научный эксперт, 2010. С. 144-155.
12. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. М., 1978. 307 с.
13. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976 // Российская газета. № 298. 30.12.2014.
14. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. ст. 1383.
15. Гавриленко А.О. Понятие и содержание национальной безопасности // Проблемы науки. 2021. № 9...106


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ