Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий 8
1.1 Психолого - педагогические основы формирования у детей
5-6 лет первичных экономических представлений 8
1.2 Возможности виртуальных экскурсий в формировании
у детей 5-6 лет первичных экономических представлений 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
первичных экономических представлений 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий 33
2.3 Оценка работы по формированию у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных
экскурсий 40
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей 57
Приложение Б Сводные результаты констатирующего эксперимента ... 58
Приложение В Конспект виртуальной экскурсии 60
Приложение Г Сводные результаты контрольного этапа 70
Экономические процессы, которые в современном мире характеризуются особой интенсивностью, все большим переходом в онлайн- формат и сложностью, связанной с этим переходом, не могут не затрагивать людей всех возрастных категорий, и дошкольники не являются исключением. Современные дошкольники, еще не обладая экономическими представлениями, уже включены в финансовые процессы - они сопровождают взрослых в походах по магазинам, видят примеры экономически обусловленного поведения и так далее. И ребенку необходимо не только получить первичные сведения о том, что такое деньги, семейный бюджет и так далее, но и уметь верно, применить эти знания на практике.
Особенности формирования у детей 5-6 лет первичных экономических представлений изучали О.Г. Грохольская, В.А. Кальней, В.А. Каряев, А.И. Китов, Д.А. Китова, Л.И. Поройко, М.Б. Рамазанов, Е.А. Сидякина, А.Д. Шатова.
О.Г. Грохольская считает, что целостное понимание системы экономических представлений необходимо формировать в игре, в частности, в ходе дидактических игр. Однако, как отмечают В.А. Кальней и В.А. Каряев, для формирования экономических представлений необходимы реальные условия, в которые по психофизиологическим особенностям и техники безопасности не всегда может быть погружен ребенок. Данные авторы указывают участие человека в производстве материальных благ как наиболее эффективный путь формирования экономических представлений, однако подчеркивают, что данный метод применим только к подросткам, а не к дошкольникам.
В дошкольном возрасте результативным методом может стать виртуальная экскурсия. Исследования возможностей виртуальной экскурсии в дошкольном образовании представлены в работах Е.В. Александровой, Е.В. Дашковой, А.В. Деревянкиной, Ю.А. Ивановой, А.М. Каунова, А.Н. Солодкиной, Т.А. Фетелава. Виртуальная экскурсия - наиболее интересный и возможный для дошкольников формат формирования первичных экономических представлений, так как данный тип экскурсий сочетает в себе наглядность, интерактивность и применение информационнокоммуникационных технологий, которые являются увлекательными для современных детей.
Таким образом, проведенным нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет первичных экономических представлений и не достаточным использованием виртуальных экскурсий в образовательном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования, каковы возможности виртуальных экскурсий в формировании у детей 5-6 лет первичных экономических представлений?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность использования виртуальных экскурсий в формировании у детей 5-6 лет первичных экономических представлений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет первичных экономических представлений.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет первичных
экономических представлений посредством виртуальных экскурсий.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет первичных
экономических представлений посредством виртуальных экскурсий возможно, если:
• разработано содержание виртуальных экскурсий в соответствии с показателями сформированности первичных экономических представлений;
• обогащена предметно-пространственная среда стимульным материалом, направленным на формирование первичных экономических представлений в совместной и самостоятельной деятельности детей;
• обеспечено поэтапное формирование у детей 5-6 лет первичных экономических представлений: когнитивный и деятельностный этапы. Задачи исследования....
Изучив теоретические основы формирования у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий, мы сделали вывод, что экономические представления - это комплекс специально формируемых и структурированных представлений индивида обо всех участниках экономических отношений - объектах и субъектах. Старший дошкольный возраст - один из самых важных этапов в жизни, который определяет дальнейшее формирование человека как личности. Ключевым фактором формирования экономических представлений дошкольника выступает эффективное и насыщенное общение ребенка со значимыми взрослыми, подражание его поведению. Так как дети не только эмоционально зависят от окружающих их взрослых, но и полностью копируют их в плане отношения к финансам и основ экономического поведения, именно взрослые обуславливают становление экономических представлений ребенка путем включения дошкольника в ситуации, требующие проявления финансовой самостоятельности.
Виртуальная экскурсия - наиболее интересный для дошкольников формат формирования у детей 5-6 лет первичных экономических представлений, так как данный тип экскурсий сочетает в себе наглядность, интерактивность и применение информационно-коммуникационных технологий (ноутбук, проектор и так далее), которые являются увлекательными для современных детей.
На констатирующем этапе исследования у 40% детей выявлен низкий уровень сформированности у детей 5-6 лет первичных экономических представлений. У 60% наблюдается средний уровень сформированности у детей 5-6 лет первичных экономических представлений. В контрольной группе у 45% детей выявлен низкий уровень сформированности первичных экономических представлений, и у 55% детей - средний уровень.
Высокий уровень отсутствует.
Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали и апробировали содержание и организацию работы по формированию у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий.
Нами было доказано, что формирование у детей 5-6 лет первичных экономических представлений посредством виртуальных экскурсий возможно, если:
• разработано содержание виртуальных экскурсий в соответствии с показателями сформированности первичных экономических представлений;
• обогащена предметно-пространственная среда стимульным материалом, направленным на формирование первичных экономических представлений в совместной и самостоятельной деятельности детей;
• обеспечено поэтапное формирование у детей 5-6 лет первичных экономических представлений: когнитивный и деятельностный этапы.
Контрольный этап позволил нам заключить, что в экспериментальной группе уровень сформированности у детей 5-6 лет первичных экономических представлений значительно возрос.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Аксенов А. П. Гид по финансовой грамотности. М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2019. 456 с.
2. Акулова Е. Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2018. 21 с.
3. Бахмутский А. Е. Педагогика. СПб. : Питер пресс, 2018. 304 с.
4. Бейтман К. А. Юный инвестор. Как быть финансово грамотным с детства. М. : «Манн, Иванов и Фербер», 2020. 316 с.
5. Блискавка Е. С. Дети и деньги. М. : «Манн, Иванов и Фербер»,
2019. 121 с.
6. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2019. 284 с.
7. Горяев А. В. Финансовая грамота. М. : CitiFoundation, «Российская Экономическая Школа», 2023. 160 с.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2020. 479 c.
9. Игонина Л. А. Финансовая система России: анализ структурнофункциональных характеристик // Экономический анализ: теория и практика.
2020. № 3. С. 14-21.
10. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). М. : Слово, 2019. 126 с.
11. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Слово, 2022. 165с.
12. Липсиц И. А. Удивительные приключения в стране Экономика. М. :Издательство «Вита-Пресс», 2018. 120 с.
13. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2022. № 8.С. 349-351
14. Меньшикова О. И. Экономика детям, большим и маленьким. М. : ТЦ Сфера, 2023.157с.
15. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. М. : Academia, 2019...29