Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет 8
1.2 Роль дидактических игр в формировании интеллектуальной
готовности к школе детей 6-7 лет 13
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр 19
2.1 Выявление уровня интеллектуальной готовности к школе
детей 6-7 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр 35
2.3 Динамика уровня сформированности интеллектуальной
готовности к школе детей 6-7 лет 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 63
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 64
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 68
Актуальность исследования заключается в том, что готовность к обучению в школе является сложной системой, включающей в себя различные свойства, необходимые для успешной адаптации к новым условиям жизни и обучению. Ученые в области темы исследования, такие как: Т.П. Авдулова, А.В. Белошистая, Н.И. Кулакова отмечают, что
интеллектуальная готовность к школе играет важную роль в этой системе. Для того чтобы быть интеллектуально готовым к школе, ребенок должен обладать планомерным и разборчивым восприятием, а также уметь проводить анализ изучаемого материала, запоминать смысловую информацию и применять логические операции.
Вопросы, связанные с формированием интеллектуальной готовности к школе, рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученных, к числу которых относятся: В.И. Лях, В.Г. Рындак, О.К. Половникова. По мнению ученых, воспитатели детского сада не всегда создают необходимые условия для детей 6-7 лет, чтобы они могли принимать самостоятельно свои интеллектуальные умения и способности для решения познавательных игровых задач.
Формированию интеллектуальной готовности детей к школе способствуют применение различных средств и методов. Одним из таких средств выступает дидактическая игра, которая может быть представлена разными видами настольно-печатных, словесных игр, дидактических игр с предметами. Многие отечественные педагоги и психологи рассматривали в своих исследованиях возможность организации дидактических игр на этапе подготовки детей к школьному обучению Л.В. Светличная, Л.И. Федорова, Д.К. Тюттерин. Проведение дидактических игр с детьми 6-7 лет может эффективно способствовать формированию интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе.
Анализ практики использования дидактических игр показал, что игры интеллектуальной направленности не используются педагогами дошкольных образовательных организаций в достаточной степени при решении задач формирования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью формирования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет и недостаточным использованием педагогами потенциала дидактических игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактических игр в формировании интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по формированию интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной
готовности к школе детей 6-7 лет.
Предмет исследования: дидактические игры как средство
формирования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр возможно, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами для организации дидактических игр интеллектуальной направленности;
• составлены серии дидактических игр в соответствии с компонентами (показателями) интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет;
• организована совместная деятельность детей и педагога по реализации серий дидактических игр интеллектуальной направленности в режимных моментах.
Задачи исследования:
• на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить теоретические основы проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет посредством дидактических игр;..
Все компоненты психологической готовности к школе закладываются в дошкольных группах, начиная с 6 лет и продолжают развиваться после того, как ребенок становится учеником школы. Это способствует формированию у ребенка качеств, необходимых для успешного обучения в школе и развития позитивных черт личности ребенка - первоклашки.
Дидактические игры - это многослойная педагогическая система, включающая в себя и игровой метод обучения, и самостоятельную игровую деятельность ребенка, и средство всестороннего развития ребенка. Они в формировании интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет играют большую роль.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 «Дружная семейка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 30 детей 6-7 лет. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 15 человек в каждой.
В ходе исследования уровня сформированности интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет были взяты показатели. В соответствии с показателями были подобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе эксперимента низкий уровень интеллектуальной готовности к школе в экспериментальной группе выявлен у 3 детей (18%), в контрольной группе у 1 ребенка (6%). У этих детей слабо развиты логическое мышление и математические способности, низкий словарный запас. Дети испытывают затруднения при выполнении задания на понимание качественных и количественных соотношений. Дети отражают отрицательное отношение к школе и поступление в нее, позиционируют школу с дошкольным образом жизни. У них низкий уровень психосоциальной зрелости.
Средний уровень интеллектуальной готовности к школе в экспериментальной группе выявлен у 10 детей (70%), в контрольной группе у 11 детей (76%). У этих детей развиты математические способности и логическое мышление, словарный запас в пределах нормы. Уровень мотивации к обучению отражает положительное отношение к школе, дети испытывают желание пойти в школу, но при этом сохраняют дошкольный образ жизни. Уровень психосоциальной зрелости средний.
Высокий уровень интеллектуальной готовности к школе в экспериментальной группе выявлен у 2 детей (12%), в контрольной группе у 3 детей (18%). Дети испытывают желание и готовы пойти в школу с большим интересом. У них хорошо сформирован словарный запас, развиты математические способности, логическое мышление. У детей не возникают трудности в выполнении заданий на понимание количественных и качественных соотношений.
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что дети 6-7 лет нуждаются в специально организованной работе по повышению уровня интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет.
С целью формирования интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет мною была составлена и организована работа с участием воспитателя и детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы не были задействованы в экспериментальном исследовании, их данные использовались для сравнения результатов и оценки эффективности проделанной работы. Для формирования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет мною были подобраны дидактические игры с учетом возрастных особенностей детей и последовательности становления мыслительных операций.
После проведения настольно-печатных игр дети приступили к предметным и словесным играм. Наблюдая за детьми, было выявлено, что дети стали более активны и уверенны в своих ответах. Когда их поделили на команды, им это понравилось, они стали более рассудительны и сплочение, охотно делились друг с другом своим мнением. Следовательно, проведенные дидактические игры позволили детям обрести новые знания и умения. Дети научились анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать и многому другому....
1. Авдулова Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО): учебное пособие. М. : ВЛАДОС, 2016. 316 с.
2. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2024. 300 с.
3. Биба А. Г. Методика подготовки детей к изучению русского языка в школе: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2023. 120 с.
4. Богданова Т. Г., Гусейнова А. А., Назарова Н. М. Педагогика инклюзивного образования: учебник. М. : ИНФРА-М, 2023. 335 с.
5. Гребенникова И. А. Волшебная линия Марии Монтессори: дидактические игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста: практическое пособие. Ставрополь: Логос, 2018. 64 с.
6. Засорина Л. Н., Беляковская Н. Н., Макарова Н. Ш. Речевое развитие детей 2-8 лет: методики: учебно-игровые материалы. Спб: КАРО, 2013. 144 с.
7. Кирьянова Р. А. Игры со словами для развития речи: картотека игр для детей дошкольного возраста: пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей. Спб. : КАРО, 2010. 296 с.
8. Кудряшева Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2022. 160 с.
9. Кулакова Н.И. Развитие ребенка: третий год жизни: советы монтессори-педагога. Спб. : КАРО, 2015. 240 с.
10. Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников. М. : Спорт, 2019. 128 с.
11. Мандель Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2024. 152 с.
12. Никитина А. В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет). Спб. : КАРО, 2009. 128 с.
13. Османова Г. А., Османов Г. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). Спб. : КАРО, 2007. 144 с.
14. Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 декабря 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары: Среда, 2022. 368 с.
15. Половникова О. К. Я готовлюсь стать учеником. Тетрадь для психологической подготовки ребёнка к школе. Ч. 2: рабочая тетрадь к учебнику. М. : Издательство «Интеллект-Центр», 2021...22