ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
БАНКОВСКИХ УСЛУГ 7
1.1. Понятие и функциональное значение банковской конкуренции 7
1.2. Факторы влияния существующих конкурентов на рынке банковских услуг .. 16
1.3. Методы оценки конкуренции в банковском секторе российской экономики . 23 ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО СБЕРБАНК И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ
БАНКОВСКИХ УСЛУГ 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк 31
2.2. Экономический анализ деятельности ПАО Сбербанк 37
2.3. Формирование конкурентных преимуществ в ПАО Сбербанк 43
2.4. Укрепление конкурентных позиций ПАО Сбербанк 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность темы квалификационной работы определена тем, что
кардинально изменяется отношение к конкуренции субъектов банковского рынка:
если 5 - 7 лет назад большинство банковских менеджеров не воспринимали
конкуренцию всерьез, то в настоящее время ее реальность осознается и находит
выражение в расширении практики стратегического планирования, активизации
рыночной политики банков, повышении качества банковских услуг.
Практика хозяйствования постоянно обогащает предмет исследования и
требует обобщения новых экономических явлений и процессов в банковском
секторе экономики. Исследование проблем стабильности банковской системы на
сегодняшний день приобретает актуальность еще из-за влияния внешних и
внутренних факторов, методики надзора и регулирования банковской
деятельности, а также эффективности управления в кредитных организациях, что
представляет собой трудоемкую и сложную для решения задачу.
Говоря более конкретно, в условиях бурного развития рынка финансовых
услуг, развития банковского сектора, в том числе и в России, особое значение
обретает проблема оценки соотношений между основными показателями,
характеризующими деятельность коммерческих банков.
Банкам необходимо иметь оценку важнейших показателей финансовой
деятельности, а также иметь представление о взаимосвязях между ними, чтобы с
их помощью добиться успешного функционирования, формирования стратегий
развития и сохранения своей стабильности. Особое внимание данному
направлению следует уделить в текущей рыночной ситуации, когда из-за
политического давления на Россию, введения санкций и закрытия каналов
финансирования российских банков экономика страны подвергается сильному
стрессу.
Оценка конкурентоспособности кредитной организации направлена на
выявление критериев, способствующих ее устойчивости и укреплению в системе рыночных отношений на короткую и длительную перспективу с учетом
качественных и количественных показателей.
В условиях социально-экономического развития России одной из наиболее
важных стратегических задач является становление и обеспечение
конкурентоспособности банков и банковской системы в целом, которая служит в
качестве финансового базиса, с одной стороны, и показателя экономической
эффективности с другой. Как обобщенная экономическая категория
конкурентоспособность присуща всем элементам системы и характеризует
различные аспекты экономической деятельности, однако «проявляется в
ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение
рынка».
Степень научной разработанности темы исследования. Отечественные
ученые, в основном, проводят исследования касательно унификации деятельности
кредитных организаций, мало при этом изучая процессы специализации
деятельности банков, их выраженность через все существующие сферы общества.
Основными авторами, изучающими конкурентоспособность банков, являются
Никитина А.В., Бирина Н.Н., Глушак Е.С., Борисенко Г.А., Величко Н.Ю.,
Березниченко Е.И. Теоретические проблемы и их практическое преодоление при
исследовании эффективности и банковской конкуренции рассматривались не
всегда детально, что предопределяет необходимость дополнительной разработки
исследуемого вопроса.
Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное
изучение состояния банковской конкуренции в современных российских
условиях. В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия «банковской конкуренции», её особенностей и
закономерностей;
- оценка современного состояния банковской конкуренции в РФ;
- выявление проблем банковской конкуренции и пути их решения;
- предложение мероприятий по укреплению конкурентных позиций. Объектом данной квалификационной работы выступают банковская
конкуренция в современных российских условиях.
Предметом исследования квалификационной работы является оценка
деятельности банка в конкурентной среде на рынке банковских услуг.
В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез,
аналогия, графический метод, метод пространственного и динамического
сравнения, метод качественных оценок, сравнительный анализ, расчетный метод,
метод структурирования показателей, метод системного анализа, анализ
структуры активов и пассивов баланса.
Теоретической базой исследования послужили труды как отечественных,
так и зарубежных ученых, а именно учебная литература, научные статьи и
публикации по теме исследования.
Методологической базой исследования послужили анализ и синтез
научных трудов ученых оп теме исследования, а также анализ нормативных и
бухгалтерских документов исследуемого предприятия.
Информационной базой исследования послужили нормативная
(положения) и бухгалтерская документация (бухгалтерский баланс, отчет о
финансовых результатах) исследуемого предприятия за 2014 – 2016 год.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что
полученные теоретические и методологические результаты могут быть
использованы для повышения конкурентоспособности кредитных услуг банка.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения. В первой главе работы изучены
теоретические вопросы банковской конкуренции. Во второй главе выполнен
экономический анализ деятельности и дана оценка состояния и результатов
работы банка, сформированы конкурентные преимущества коммерческого банка,
предложена модель конкурентоспособности кредитных услуг банка.
В теоретической части дипломной работы изучены понятие «банковской
конкуренции», её общая характеристика, виды, методы и сферы деятельности.
При рассмотрении вопроса конкуренции в банковском секторе российской
экономики прослеживаются тенденции резкого усиления конкурентной борьбы.
Конкуренция — это такой процесс взаимодействия субъектов рынка в
экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций)
приводит к улучшению сбыта товаров или услуг более успешной, сильной,
передовой (конкурентоспособной) организации.
Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов
сбыта, позволяет более конкурентоспособной организации получить
возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных
потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.
Конкурентная борьба позволяет:
- выявить рыночную стоимость товара / услуги на данный момент;
- установить новую рыночную стоимость товара / услуги;
- рационально распределить прибыль с учетом различных издержек труда;
- отрегулировать распределение имеющихся средств организации между
различными отраслями.
Что касается факторов конкурентоспособности банков, то их перечень
традиционен. В качестве критериев оценки конкурентоспособности на
банковском рынке рассматриваются количественные и качественные параметры
(известность и стабильность банков, качество обслуживания, лояльность
клиентов, реализуемая рекламная стратегия).
Основными факторами в банковской конкуренции являются:
1. Количество банков-конкурентов.
2. Соотношение сил банков-конкурентов.
3. Темпы роста банковской отрасли. 4. Степень дифференциации банковских услуг.
5. Уровень издержек конверсии банковских услуг.
6. Степень доступности рыночной информации для клиентов.
7. Стратегическая значимость банковской отрасли.
8. Высота выходных барьеров.
В данной выпускной бакалаврской работе был проведен анализ
конкурентных преимуществ ПАО Сбербанк.
Деятельность ПАО Сбербанк регулируется и контролируется Банком
России, который является единым регулятором банковской, страховой
деятельности и финансовых рынков в Российской Федерации. Основным видом
деятельности ПАО Сбербанк и его филиалов являются корпоративные и
розничные банковские операции. Данные операции включают привлечение
средств во вклады и предоставление коммерческих кредитов в свободно
конвертируемых валютах и местных валютах стран, где банки – участники
Группы ПАО Сбербанк осуществляют свои операции, а также в российских
рублях; предоставление услуг клиентам при осуществлении ими экспортных /
импортных операций; конверсионные операции; торговлю ценными бумагами.
На основе анализа капитала было установлено, что в 2016 году сократились
пассивы на 1486605,9 млн. руб., а именно:
- сократились собственные средства на 500768,2 млн. руб.,
- сократились кредиты и депозиты ЦБ РФ на 187828,93 млн. руб.
Анализируя структуру собственных средств можно сказать, что основную
их долю составляет нераспределённая прибыль прошлых лет (в 2016 году –
83,58%, в 2015 г. – 63,29 %, в 2014 г. – 75,09 %).
Результаты финансовых показателей показали, что в 2016 году процентные
доходы сократились на 436415 млн. руб. Процентные расходы в 2016 году
сократились на 457386 млн. руб., по сравнению с 2015 годом. Чистые процентные
доходы увеличились в 2016 году на 20970 млн. руб., по сравнению с 2015 годом.
Чистые доходы (расходы) в 2016 году увеличились на 52138 млн. руб., по сравнению с 2015 годом. Операционные расходы в 2016 году сократились на
144140 млн. руб. Прибыль (убыток) до налогообложения в 2016 году увеличилась
на 196278 млн. руб. Прибыль (убыток) за отчетный период увеличилась на 158262
млн. руб., по сравнению с 2015 годом.
Доля ПАО Сбербанк в области активов занимает 29,45 %, в области
кредитного портфеля занимает 33,76 %, в области кредитов предприятиям
занимает 31,56 %. Таким образом, слабыми позициями ПАО Сбербанк являются
активы, кредитный портфель и кредиты предприятиям, поэтому руководству
следует обратить на эти показатели для увеличения своей
конкурентоспособности.
Основные проблемы ПАО Сбербанк, в сравнении с другими банками, при
кредитовании следующие:
- большее время рассмотрения заявок на кредитование, по сравнению с
конкурентами;
- пакет документов больше, нежели у конкурентов, что создает трудности
клиенту;
- долгое оформление кредита.
Для укрепления конкурентных позиций был разработан алгоритм
формирования конкурентных преимуществ ПАО Сбербанк.
В целях увеличения интегрального показателя конкурентоспособности,
предложили ПАО Сбербанк изменить свои кредитные условия.
1) снизить базовую ставку процента по кредиту до 12,9 %. Это повысит
оценку привлекательности с одной стороны, с другой стороны базовая ставка
процента по-прежнему остаётся достаточно высокой.
2) пересмотреть пакет документов, необходимых для получения кредита.
Предлагаем ограничиться паспортом и справкой о заработной плате – это повысит
оценку привлекательности до 7,93 балла.
Абаева, Н.П. К вопросу понятия «конкурентоспособность банковских
услуг» [Текст] / Н.П. Абаева, Л.Т. Хасанова // Проблемы инновационного
развития экономических систем: материалы ВНПК (23 марта 2016 г., Россия, г.
Ульяновск). – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – С. 3 – 9.
2. Алексеев, Д.Д. Тенденции и перспективы развития банковской
системы России [Текст] / Д.Д. Алексеев // Молодой ученый. — 2016. — № 25. —
С. 227 - 230.
3. Ахматова, М.В. Теоретические модели конкурентоспособности
[Текст] / М.В. Ахматова, Е.В. Попов // Маркетинг. –2013. –№. 4. – С. 25 - 38.
4. Березовская, В.Д. Качество банковского обслуживания: современный
взгляд [Электронный ресурс] / В.Д. Березовская // Современные научные
исследования и инновации. 2016. – № 12. – Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75599
5. Бирина, Н.Н. Экономическое содержание и нормативное
регулирование активных и пассивных операций коммерческих банков [Текст] /
Н.Н. Бирина, Е.С. Глушак, Г.А. Борисенко // Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 600 –
604.
6. Богомолова, М.Ю. Анализ проблем оценки конкурентоспособности
банка в современных условиях [Текст] / М.Ю. Богомолова // Молодой ученый. -
2016. — № 22. — С. 145 - 149.
7. Бодров, А.А. Конкуренция банков и определение конкурентных
преимуществ на современном рынке банковских услуг [Текст] / А.А. Бодров, В.В.
Сенкус // Вестник КемГУ. - 2013. - № 2 (54). - Т. 1. - С. 263 - 266.
8. Братко, А.Г. Страхование вкладов и конкурентоспособность
российских банков [Текст] / А.Г. Братко // Банковское дело. — 2014. — № 5. — С.
29 – 33.
9. Бучкова, А.А. Конкуренция в банковской сфере [Электронный ресурс]59
/ А.А. Бучкова // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 03 (027) /– Режим доступа. – URL:
http://naukarastudent.ru/27/3323/
10. Величко, Н.Ю. Исследование методов оценки конкурентоспособности
коммерческого банка [Текст] / Н.Ю. Величко, Е.И. Березниченко // Концепт. –
2016. – Т. 11. – С. 281 – 285.
11. Величко, Н.Ю. Приоритетные направления и пути совершенствования
ресурсной политики банка [Текст] / Н.Ю. Величко, О.К. Бердышев // Science Time.
2015. - № 10 (22). - С. 48 - 54.
12. Величко, Н.Ю. Проблемы и основные направления
совершенствования деятельности ПАО Сбербанк [Текст] / Н.Ю. Величко, В.С.
Калинушкин // Наука и образование: новое время. - 2015 - № 5. - С. 14 – 29.
13. Возлюбленная, Л.П. Реализация системы оценки экономической
эффективности в банке: центры прибыли, продукты, клиенты [Текст] / Л.П.
Возлюбленная // Банковское дело. — 2014. — № 2. — С. 13 – 15.
14. Галанов, В.А. Основы банковского дела [Текст] / В.А. Галанов – М.:
Форум, 2014. - 288 c.
15. Глушкова, Н.Б. Банковское дело [Текст] – М.: Академический Проект,
2015. - 432 c.
16. Гуляев, Г.Ю Некоторые аспекты финансово- экономического кризиса
в России [Текст] / Г.Ю. Гуляев // Управление развитием территорий на основе
развития преображающих инвестиций: сборник науч. статей Международной
научно- технической конференции / под ред. В.В. Бондаренко, М.А. Таниной,
И.А. Юрасова, В.А. Юдиной. – Пенза, 2015. - С. 66 - 70.
17. Гуляев, Г.Ю Современные проблемы экономического развития
России [Текст] / Г.Ю. Гуляев // Экономика и управление: проблемы и решения. –
2015. – № 11 - 2. – С. 3 - 11.
18. Деньги, кредит, банки. [Текст]: учебник / И.А. Савельев – М.: Юрайт,
2015. - 500 c.
19. Жуков, Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации, и их60
операции [Текст]: учебник / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили - М.: Юнити - Дана,
2015 – 559 с.
20. Зинкевич, В.А. Оптимизация кредитных продуктов как устойчивое
конкурентное преимущество [Текст] / В.А. Зинкевич // Банковское кредитование.
- 2013. - № 2. - С. 95 – 107.
21. Зорина, В. В. Банковская конкуренция в российской экономике
[Текст] / В.В. Зорина // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 260-263.
22. Катаева, Н.Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг
в России [Текст] / Н.Н. Катаева // Проблемы современной науки и образования.
2014. — № 11 (29). — С. 64 - 67.
23. Киселёва, К.П. Факторы конкурентоспособности коммерческого банка
[Текст] / К.П. Киселёва // Наука, техника и образования. - 2016. – № 07 (25) – С.
44 – 59.
24. Корнейко, О.В. Оценка факторов эффективности и
конкурентоспособности коммерческих банков [Текст] / О.В. Корнейко, Ч.Э.
Тулуева, К.В. Ганеева // Международный журнал прикладных и
фундаментальных исследований. – 2015. – № 11 - 2. – С. 285 - 289.
25. Краснова, Е.В. Проблемы повышения конкурентоспособности
Российских банков на национальном и международном рынках [Текст] / Е.В.
Краснова, К.Е. Попкова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12 - 6. – С.
1233 – 1237.
26. Краюшкин, B.C. Разработка методики интегральной оценки
конкурентоспособности коммерческого банка [Текст] / В.С. Краюшкин, Н.Н.
Куницына // Мир науки, культуры, образования, 2013. — № 2. – С. 303 – 306.
27. Лаврушин, О.И. Банковское дело [Текст]: учебник / под ред. О.И.
Лаврушина. – М.: Кнорус, 2016. - 412 с.