СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Научно-теоретические основы применения инфляционного таргетирования
в текущих условиях российской экономики 6
1.2. Мировая практика введения режима инфляционного таргетирования 11
1.3. Особенности применения политики инфляционного таргетирования в
Российской Федерации 17
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
НАПРАВЛЕНИИ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика Центрального банка
Российской Федерации 25
2.2 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации 1991-2016гг. и
условий перехода к инфляционному таргетированию 31
2.3 Анализ трансмиссионного механизма, характера и результатов денежно-кредитной политики в современных условиях 40
2.4 Совершенствование методов управления рисками в рамках политики инфляционного таргетирования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Научно-теоретические основы применения инфляционного таргетирования
в текущих условиях российской экономики 6
1.2. Мировая практика введения режима инфляционного таргетирования 11
1.3. Особенности применения политики инфляционного таргетирования в
Российской Федерации 17
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
НАПРАВЛЕНИИ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика Центрального банка
Российской Федерации 25
2.2 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации 1991-2016гг. и
условий перехода к инфляционному таргетированию 31
2.3 Анализ трансмиссионного механизма, характера и результатов денежно-кредитной политики в современных условиях 40
2.4 Совершенствование методов управления рисками в рамках политики инфляционного таргетирования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В большинстве развитых стран мира инфляция считается серьезнейшей социально-экономической проблемой. В экономике наблюдается общий рост цен, происходит обесценение сбережений, падение стимулов к инвестированию, бегство капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция снижает темпы экономического роста, делает невозможным долгосрочное планирование и, в своих крайних формах, инфляция вызывает социальное и политическое напряжение в обществе. Любое правительство стремится заблокировать инфляцию через принятие жестких решений в области налоговой и денежно-кредитной политики.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Банк России в конце 2014 г. объявил о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции, а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.
Степень научной разработанности современных механизмов таргетирования инфляции достаточно высока, к настоящему времени опубликовано достаточно большое количество как зарубежных, так и отечественных фундаментальных исследований, посвященных данному вопросу. Следует выделить таких зарубежных и отечественных ученых, как Л. Свенссон, П. Мэссон, А. Вильям, А. Мелцер, Г.В. Белоглазова, В.Н. Добрынская и С.С. Добрышевский.
Целью выпускной квалификационной работы являются рассмотрение и анализ современных подходов инфляционного таргетирования в России посредством глубокого и всестороннего анализа макроэкономических условий
При написании работы на основе данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ реализации денежно-кредитной политики и применение инфляционного таргетирования в текущих условиях российской экономики;
- сравнительный анализ зарубежного опыта введения режима инфляционного таргетирования и выбора его оптимальной формы;
- исследование макроэкономических условий реализации денежно-кредитной политики в России и выделение каналов денежной трансмиссии;
- определение наиболее приемлемых параметров и форм проведения инфляционного таргетирования в России.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются механизмы таргетирования инфляции Центральным банком Российской Федерации.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации денежно¬кредитной политики в условиях режима инфляционного таргетирования.
Основные теоретические и методологические аспекты данной работы находят отражение в работах зарубежных и отечественных монетарных экономистов, заложивших теоретические обоснования и практические пути введения режима инфляционного таргетирования. К наиболее фундаментальным трудам следует отнести работы таких авторов, как А.Алесина, Б.Бернанке, Ф.Гиаваззи, Ч.Гудхарт, Б.ДеЛонг, Л.Свенссон, К.Симс, Д.Тобин, Т.Уолш, У.Шарп, А.Козловской и др.
В выпускной квалификационной работе широко используются следующие методы исследования: анализ и синтез, классификация, сравнительный метод, а также экономико-математические и экономико-статистические методы, которые позволили определить тенденции развития инфляционных процессов в РФ, оценить их динамику.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили статистические данные, распоряжения Центрального Банка, указы Министерства Финансов, а также законодательные и нормативные акты, которые являются юридически-правовой основой работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в проведении и совершенствовании денежно-кредитной политики в России. В частности, возможность адаптации зарубежные достижений для выбора наиболее эффективных механизмов реализации режима инфляционного таргетирования в России, разработка мероприятий и формулировка предложений для обеспечения эффективности режима инфляционного таргетирования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается модель антиинфляционной политики государства на основе таргетирования инфляции и мировой опыт в данном вопросе. Во 2 главе проводится сравнение Центрального Банка России с центральными банками других стран, а также проводится анализ динамики и инфляции и трансмиссионного механизма. Также во 2 главе представлены предложения по совершенствованию методов управления инфляционными ожиданиям и более полному учету рисков в рамках жесткой денежно-кредитной политики. Общий объем работы составляет 63 страницы печатного текста. В библиографическом списке содержится 52 источника. Объем приложений составляет 8 страниц.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Банк России в конце 2014 г. объявил о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции, а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.
Степень научной разработанности современных механизмов таргетирования инфляции достаточно высока, к настоящему времени опубликовано достаточно большое количество как зарубежных, так и отечественных фундаментальных исследований, посвященных данному вопросу. Следует выделить таких зарубежных и отечественных ученых, как Л. Свенссон, П. Мэссон, А. Вильям, А. Мелцер, Г.В. Белоглазова, В.Н. Добрынская и С.С. Добрышевский.
Целью выпускной квалификационной работы являются рассмотрение и анализ современных подходов инфляционного таргетирования в России посредством глубокого и всестороннего анализа макроэкономических условий
При написании работы на основе данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ реализации денежно-кредитной политики и применение инфляционного таргетирования в текущих условиях российской экономики;
- сравнительный анализ зарубежного опыта введения режима инфляционного таргетирования и выбора его оптимальной формы;
- исследование макроэкономических условий реализации денежно-кредитной политики в России и выделение каналов денежной трансмиссии;
- определение наиболее приемлемых параметров и форм проведения инфляционного таргетирования в России.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются механизмы таргетирования инфляции Центральным банком Российской Федерации.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации денежно¬кредитной политики в условиях режима инфляционного таргетирования.
Основные теоретические и методологические аспекты данной работы находят отражение в работах зарубежных и отечественных монетарных экономистов, заложивших теоретические обоснования и практические пути введения режима инфляционного таргетирования. К наиболее фундаментальным трудам следует отнести работы таких авторов, как А.Алесина, Б.Бернанке, Ф.Гиаваззи, Ч.Гудхарт, Б.ДеЛонг, Л.Свенссон, К.Симс, Д.Тобин, Т.Уолш, У.Шарп, А.Козловской и др.
В выпускной квалификационной работе широко используются следующие методы исследования: анализ и синтез, классификация, сравнительный метод, а также экономико-математические и экономико-статистические методы, которые позволили определить тенденции развития инфляционных процессов в РФ, оценить их динамику.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили статистические данные, распоряжения Центрального Банка, указы Министерства Финансов, а также законодательные и нормативные акты, которые являются юридически-правовой основой работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в проведении и совершенствовании денежно-кредитной политики в России. В частности, возможность адаптации зарубежные достижений для выбора наиболее эффективных механизмов реализации режима инфляционного таргетирования в России, разработка мероприятий и формулировка предложений для обеспечения эффективности режима инфляционного таргетирования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается модель антиинфляционной политики государства на основе таргетирования инфляции и мировой опыт в данном вопросе. Во 2 главе проводится сравнение Центрального Банка России с центральными банками других стран, а также проводится анализ динамики и инфляции и трансмиссионного механизма. Также во 2 главе представлены предложения по совершенствованию методов управления инфляционными ожиданиям и более полному учету рисков в рамках жесткой денежно-кредитной политики. Общий объем работы составляет 63 страницы печатного текста. В библиографическом списке содержится 52 источника. Объем приложений составляет 8 страниц.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При проведении антиинфляционной политики необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. Важнейшим звеном в проведение антиинфляционной политики является Центральный банк. В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.
Опираясь на опыт зарубежных стран эффективным методом борьбы с инфляцией является инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование представляет собой комплекс мер, принимаемых Центральным Банком и государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой.
Исходя из проведенного в работе анализа можно сделать вывод, что инфляция в Российской Федерации начиная с 1991 года имела весьма скачкообразный характер, в последние годы произошел рост инфляции в связи с политической ситуацией и падением цен на нефть. Таким образом, Банк России объявил о переходе к режиму таргетирования в инфляции в 2015 году, чему предшествовал переход к плавающему курсу рубля.
Для осуществления перехода к инфляционному таргетированию необходимо выполнение ряда условий (политическая и экономическая независимость центрального банка, открытость и транспарентность денежно¬кредитной политики и т.д.) Несмотря на то, что данные условия выполняются, существует ряд особенностей для осуществления инфляционного таргета в РФ. Например, прогнозирование инфляции, определение её типа и причин; разработка комплекса мер, посредством которых будет проводиться контроль над ростом уровня цен и т.д.
Как было отмечено в работе, причинами данных особенностей являются такие риски, как высокие «назадсмотрящие» инфляционные ожидания, недоверие населения к проводимой политике, риск падения цен на нефть (в связи с сырьевой направленностью отечественной экономики) и риски со стороны бюджета.
Для оптимизации данных групп рисков был предложен ряд мер, таких как проведение уроков по повышению финансовой грамотности среди населения, повышение степени открытости политики Центрального Банка, работа со СМИ, более тщательный мониторинг возможных рисков, а также взаимодействие со студентами экономических факультетов для осуществления волонтерской деятельности по проведению уроков финансовой грамотности.
Таким образом, несмотря на высокий уровень споров и негативные комментарии по данному вопросу, введение режима инфляционного таргетирования уже приносит свои плоды. В апреле 2017 года инфляция снизилась до 4,2%, что в очередной раз доказывает возможность снижения до целевого уровня инфляции-4% к концу года. Успешное проведение данной политики не только даст новый толчок для экономического развития России, но и повысит уровень доверия населения, что является основополагающим элементом эффективной экономики государства.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При проведении антиинфляционной политики необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. Важнейшим звеном в проведение антиинфляционной политики является Центральный банк. В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.
Опираясь на опыт зарубежных стран эффективным методом борьбы с инфляцией является инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование представляет собой комплекс мер, принимаемых Центральным Банком и государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой.
Исходя из проведенного в работе анализа можно сделать вывод, что инфляция в Российской Федерации начиная с 1991 года имела весьма скачкообразный характер, в последние годы произошел рост инфляции в связи с политической ситуацией и падением цен на нефть. Таким образом, Банк России объявил о переходе к режиму таргетирования в инфляции в 2015 году, чему предшествовал переход к плавающему курсу рубля.
Для осуществления перехода к инфляционному таргетированию необходимо выполнение ряда условий (политическая и экономическая независимость центрального банка, открытость и транспарентность денежно¬кредитной политики и т.д.) Несмотря на то, что данные условия выполняются, существует ряд особенностей для осуществления инфляционного таргета в РФ. Например, прогнозирование инфляции, определение её типа и причин; разработка комплекса мер, посредством которых будет проводиться контроль над ростом уровня цен и т.д.
Как было отмечено в работе, причинами данных особенностей являются такие риски, как высокие «назадсмотрящие» инфляционные ожидания, недоверие населения к проводимой политике, риск падения цен на нефть (в связи с сырьевой направленностью отечественной экономики) и риски со стороны бюджета.
Для оптимизации данных групп рисков был предложен ряд мер, таких как проведение уроков по повышению финансовой грамотности среди населения, повышение степени открытости политики Центрального Банка, работа со СМИ, более тщательный мониторинг возможных рисков, а также взаимодействие со студентами экономических факультетов для осуществления волонтерской деятельности по проведению уроков финансовой грамотности.
Таким образом, несмотря на высокий уровень споров и негативные комментарии по данному вопросу, введение режима инфляционного таргетирования уже приносит свои плоды. В апреле 2017 года инфляция снизилась до 4,2%, что в очередной раз доказывает возможность снижения до целевого уровня инфляции-4% к концу года. Успешное проведение данной политики не только даст новый толчок для экономического развития России, но и повысит уровень доверия населения, что является основополагающим элементом эффективной экономики государства.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности конституционного-правового статуса Центрального Банка
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Особенности конституционно-правого статуса Центрального Банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального банка в условиях кризиса и экономических санкций
Дипломные работы, ВКР, управленческий учет. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального банка в
условиях кризиса и экономических санкций
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Центральные банки развитых и развивающих стран: особенности и перспективы функционирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НА ЭКОНОМИКУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Денежно-кредитная политика Центрального банка: опыт реализации в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016



