Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №68791

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

финансы и кредит

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Научно-теоретические основы применения инфляционного таргетирования
в текущих условиях российской экономики 6
1.2. Мировая практика введения режима инфляционного таргетирования 11
1.3. Особенности применения политики инфляционного таргетирования в
Российской Федерации 17
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНО -КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАПРАВЛЕНИИ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика Центрального банка
Российской Федерации 25
2.2 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации 1991-2016гг. и
условий перехода к инфляционному таргетированию 31
2.3 Анализ трансмиссионного механизма, характера и результатов денежно-кредитной политики в современных условиях 40
2.4 Совершенствование методов управления рисками в рамках политики
инфляционного таргетирования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58



В большинстве развитых стран мира инфляция считается серьезнейшей социально-экономической проблемой. В экономике наблюдается общий рост цен, происходит обесценение сбережений, падение стимулов к инвестированию, бегство капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция снижает темпы экономического роста, делает невозможным долгосрочное планирование и, в своих крайних формах, инфляция вызывает социальное и политическое напряжение в обществе. Любое правительство стремится заблокировать инфляцию через принятие жестких решений в области налоговой и денежно-кредитной политики.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Банк России в конце 2014 г. объявил о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции , а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.
Степень научной разработанности современных механизмов таргетирования инфляции достаточно высока, к настоящему времени опубликовано достаточно большое количество как зарубежных, так и отечественных фундаментальных исследований, посвященных данному вопросу. Следует выделить таких зарубежных и отечественных ученых, как Л. Свенссон, П. Мэссон, А. Вильям, А. Мелцер, Г.В. Белоглазова, В.Н. Добрынская и С.С. Добрышевский.
Целью выпускной квалификационной работы являются рассмотрение и анализ современных подходов инфляционного таргетирования в России посредством глубокого и всестороннего анализа макроэкономических условий реализации денежно-кредитной политики на современном этапе, выработка предложений по совершенствованию данных подходов.
При написании работы на основе данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ реализации денежно-кредитной политики и применение инфляционного таргетирования в текущих условиях российской экономики;
- сравнительный анализ зарубежного опыта введения режима инфляционного таргетирования и выбора его оптимальной формы;
- исследование макроэкономических условий реализации денежно¬
кредитной политики в России и выделение каналов денежной трансмиссии;
- определение наиболее приемлемых параметров и форм проведения инфляционного таргетирования в России.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются механизмы таргетирования инфляции Центральным банком Российской Федерации.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации денежно-кредитной политики в условиях режима инфляционного таргетирования.
Основные теоретические и методологические аспекты данной работы находят отражение в работах зарубежных и отечественных монетарных экономистов, заложивших теоретические обоснования и практические пути введения режима инфляционного таргетирования. К наиболее фундаментальным трудам следует отнести работы таких авторов, как А.Алесина, Б.Бернанке, Ф.Гиаваззи, Ч.Гудхарт, Б.ДеЛонг, Л.Свенссон, К.Симс, Д.Тобин, Т.Уолш, У.Шарп, А.Козловской и др.
В выпускной квалификационной работе широко используются следующие методы исследования: анализ и синтез, классификация, сравнительный метод, а также экономико-математические и экономико-статистические методы, которые позволили определить тенденции развития инфляционных процессов в РФ, оценить их динамику.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили статистические данные, распоряжения Центрального Банка, указы Министерства Финансов, а также законодательные и нормативные акты, которые являются юридически-правовой основой работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в проведении и совершенствовании денежно-кредитной политики в России. В частности, возможность адаптации зарубежных достижений для выбора наиболее эффективных механизмов реализации режима инфляционного таргетирования в России, разработка мероприятий и формулировка предложений для обеспечения эффективности режима инфляционного таргетирования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается модель антиинфляционной политики государства на основе таргетирования инфляции и мировой опыт в данном вопросе. Во 2 главе проводится сравнение Центрального Банка России с центральными банками других стран, а также проводится анализ динамики и инфляции и трансмиссионного механизма. Также во 2 главе представлены предложения по совершенствованию методов управления инфляционными ожиданиям и более полному учету рисков в рамках жесткой денежно-кредитной политики. Общий объем работы составляет 63 страницы печатного текста. В библиографическом списке содержится 52 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При проведении антиинфляционной политики необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. Важнейшим звеном в проведение антиинфляционной политики является Центральный банк. В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.
Опираясь на опыт зарубежных стран эффективным методом борьбы с инфляцией является инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование представляет собой комплекс мер, принимаемых Центральным Банком и государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой.
Исходя из проведенного в работе анализа можно сделать вывод, что инфляция в Российской Федерации начиная с 1991 года имела весьма скачкообразный характер, в последние годы произошел рост инфляции в связи с политической ситуацией и падением цен на нефть. Таким образом, Банк России объявил о переходе к режиму таргетирования в инфляции в 2015 году, чему предшествовал переход к плавающему курсу рубля.
Для осуществления перехода к инфляционному таргетированию необходимо выполнение ряда условий (политическая и экономическая независимость центрального банка, открытость и транспарентность денежно-кредитной политики и т.д.) Несмотря на то, что данные условия выполняются, существует ряд особенностей для осуществления инфляционного таргета в РФ. Например, прогнозирование инфляции, определение её типа и причин; разработка комплекса мер, посредством которых будет проводиться контроль над ростом уровня цен и т.д.
Как было отмечено в работе, причинами данных особенностей являются такие риски, как высокие «назадсмотрящие» инфляционные ожидания, недоверие населения к проводимой политике, риск падения цен на нефть (в связи с сырьевой направленностью отечественной экономики) и риски со стороны бюджета.
Для оптимизации данных групп рисков был предложен ряд мер , таких как проведение уроков по повышению финансовой грамотности среди населения , повышение степени открытости политики Центрального Банка, работа со СМИ, более тщательный мониторинг возможных рисков , а также взаимодействие со студентами экономических факультетов для осуществления волонтерской деятельности по проведению уроков финансовой грамотности.
Таким образом, несмотря на высокий уровень споров и негативные комментарии по данному вопросу, введение режима инфляционного таргетирования уже приносит свои плоды. В апреле 2017 года инфляция снизилась до 4,2%, что в очередной раз доказывает возможность снижения до целевого уровня инфляции-4% к концу года. Успешное проведение данной политики не только даст новый толчок для экономического развития России , но и повысит уровень доверия населения, что является основополагающим элементом эффективной экономики государства.



1) Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. :Юристъ, 2015. - 65 с.
2) О Центральном Банке Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный
3) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: утв. Банком России. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный
4) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: утв. Банком России. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный
5) О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Заявление Правительства РФ от 05 апреля 2011г N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный
6) Акаев, А.А. Динамика темпов глобальной инфляции. Закономерности и прогнозы [Текст]: монография/ А.А. Акаев, А.В. Коротаев, А.А. Фомин.- М.: Либроком, 2012г.-320 с.
7) Алексейчук, Н.Е. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие/ Н.Е. Алексейчук — М.: Юрайт, — 2012-380с.
8) Бондаренко, В.В. Таргетирование инфляции в условиях рецессии. [Текст] / В.В. Бондаренко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика.-2013.-№2.-С.11-15
9) Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций [Текст]: учебное пособие/
С.В. Валдайцев- М.: Филинъ, 2012.-346с.;
10) Гладковская, Е.В. Финансы [Текст]: учебное пособие /
Е.В.Гладковская. - М.: Питер, 2012. - 320с.
11) Годовой отчет Банка России за 2016 год [Текст]: ежегод. сб. / Центральный банк Российской Федерации.- Москва: Изд-во Центрального банка Российской Федерации, 2017.-330с.
12) Голикова, Ю.С. Организация деятельности Центрального банка [Текст]: учебное пособие / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова.- М.: Инфра-М, 2012.- 330с.
13) Грязнова, А.Г. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. - М.: Кнорус, 2014. - 464 с.
14) Доклад о денежно-кредитной политике [Текст]: ежемес. докл. / Центральный банк Российской Федерации. - Москва: Изд-во Центрального банка Российской Федерации, 2017.-№1(март).-60с.
15) Дробзина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебник для вузов/ Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова. - М.Юнити, 2012.-624c.
16) Дубровская, Е.С. Экономика [Текст]: учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИНФРА-М, - 2012-445с.
17) Ермоленко, О.Д. Приоритет ценовой стабильности в денежно-кредитной политике Банка России [Текст] / О.Д. Ермоленко // Финансовые исследования. -2012.-№1.-С.29-34
18) Журавлева, Г.П. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 207 с.
19) Иванов, В.В. Анализ надежности банка [Текст]: практическое пособие / В.В. Иванова - М.: Русская деловая литература, 2010.- 320 с.
20) Карбовская, О.О. Особенности влияния инфляционного таргетирования в России на экономический рост страны [Текст] / О.О. Карбовская // Финансовые исследования.-2014.-№1.-С.14-18
21) Красавина, Л.Н. Концептуальные подходы к проблеме модернизации международных валютных, кредитных, финансовых отношений России в аспекте современных мировых вызовов [Текст] / Л.Н. Красавина // Деньги и кредит. - 2014. - № 10. С. 45-52.
22) Криворотова, Н.Ф. Предпосылки и последствия внедрения режима таргетирования инфляции в странах с формирующимися рынками [Текст] / Н.Ф. Криворотова // Тегга Economicus.- 2013.-№4.- С.65-68
23) Кузьмин, А.Ю. Курс рубля и валютная политика: о некоторых итогах 2014-2015 гг. [Текст] / А.Ю. Кузьмин // Финансы и кредит. - 2015. - №39. - С. 14¬22.
24) Лаврушин, О.И. Банковское дело [Текст]: учебное пособие/ О.И. Лаврушин- М.,2012.-329с.
25) Лапидус, М.Х., Банки и банковские операции в России [Текст]: учебное пособие / М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 368 с.
26) Ларионов, И.К. Экономическая теория [Текст]: учебник для
бакалавров / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2015. - 408 c.
27) Мамаева, Л.Н. Институциональная экономика [Текст]: учебник для бакалавров / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 c
28) Матраева, Л.В. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник для бакалавров / Л.В. Матраева, Н.В. Калинин, В.Н. Денисов- М.: Дашков и К, 2015 - 304с.
29) Могилат, А.Н. (2015). Банкротство компаний реального сектора в России: основные тенденции и финансовый «портрет» типичного банкрота [Текст] / А.Н. Могилат // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.-2015.- С. 156-186.
30) Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Мэнкью. - Спб.: Питер, 2014. - 560 с.
31) Овчарова, Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Овчарова - М.: Зерцало-М , 2015. - 224с.
32) Пищик, В.Я. Мировой опыт таргетирования инфляции и возможности его использования в России [Текст] / В.Я. Пищик // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика.- 2012.-С.62-78
33) Пласкова, Н. С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО [Текст]: учебник для студентов вузов / Н.С. Пласкова.- М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015.-№3.-441с.
34) Полуюфта, Л.В. Зависимость ВВП от экспорта нефти и газа [Текст] / Л.В. Полуюфта, С.Ю. Симонова // Аспирант.-2014.-№3.-С.106-108
35) Поляк, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебник для вузов/ Г.Б. Поляк.- М.Юнити, 2012.-512c.
36) Поползин, Д.Ю. Долговременные инфляционные факторы в условиях перехода к режиму инфляционного таргетирования [Текст] / Д.Ю. Поползин // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2013.-№2-С.19-21
37) Романова, Р.М. Проблемы перехода к таргетированию инфляции в России [Текст] / Р.М. Романова // Рынок Ценных Бумаг. - 2015 г.- №4-С.15-30
38) Русановский, В.А. Институциональная экономика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Манохина, В.А. Русановский, Н.И. Гвоздева, И.Э. Жадан; Под ред. Н.В. Манохина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
39) Рыбина, С.С. Таргетирование инфляции: проблемы внедрения [Текст] / С.С. Рыбина // Ежегодник «Виттевские чтения».-2013.-№1-С.99-100
40) Скареднов, Е.В. Монетарная политика Банка России и европейский опыт таргетирования инфляции [Текст] / Е.В. Скареднов // Труд и социальные отношения.-2013.-№1-С.60-63
41) Солиджанова, М.М Влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос и ВВП [Текст] / М.М. Солиджанова // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики.-2014.-№2.-С.70-80
42) Сухарев, О.С. Приватизация, национализация и экономическая реформа (принципы, критерии, теория дисфункции) [Текст]: монография / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 352 с.
43) Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: новый взгляд на накопленный опыт [Текст]: монография / под. ред. Департамента денежно-кредитной политики.- Москва: Изд-во Центрального банка Российской Федерации, 2016.-190с.
44) Третьякова, С.Н. Некоторые проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях перехода к инфляционному таргетированию [Текст] / С.Н. Третьякова //Власть и управление на Востоке России.-2014.-№2.- С.73-79.
45) Modeling of the integrated interaction of the innovation process subjects
and estimate of efficiency of its results//
Vaganova O.V., Vladyka M.V., Kucheryanenko S.A., Sivtsova N.F. International Business Management. 2015. Т. 9. № 6. С. 1069-1073.
46) Management of innovative process in the economy at the regional level // Vaganova O.V., Vladyka M.V., Balabanova V., Kucheryavenko S.A., Galtsev A.V. International Business Management. 2016. № 10. С. 3443.
47) Соловьева Н.Е., Быканова Н.И., Скачкова И.В., Науменко Ю.В., Суворов Д.А. Налоговый контроль в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.-2017.-№ 1 (ч.1).С.189-190.
48) Инновационные банковские технологии и продукты: учебное пособие / М.В. Владыка, О.В. Ваганова, С.А. Кучерявенко, Т.В. Гончаренко, Н.И. Быканова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - 108 с.
49) Мельникова, Н.С. Методический подход определения бизнес - процессов хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в изменениях [Текст] / Н. С. Мельникова // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 марта 2016 г., г. Сургут). - С. 146-150.
50) Инновационные банковские технологии и продукты: учебное пособие / М.В. Владыка, О.В. Ваганова, С.А. Кучерявенко, Т.В. Гончаренко, Н.И. Быканова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - 108 с.
51) Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) /Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (6-е изд., пер. и доп).
52) Фаминский, И.П. Глобализация- новое качество мировой экономики. [Текст]: монография / И.П. Фаминский - М.: Инфра-М, 2012. - 400с.
53) Филипенко, А.С. Экономическая глобализация. Истоки и результаты [Текст]: монография / А.С.Филипенко.- М.: Экономика, 2012.- 512с.
54) Хисматулов, И.Р. Особенности инвестиционного климата России на
современном этапе [Электронный ресурс] / И.Р. Хисматулов // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал.- 2012. -
№1(09). - Режим доступа к журналу: www.sisp.nkras.ru
55) Цыпин, И.С.Мировая экономика [Текст]: учебное пособие / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин.- М.: Проспект, 2012. - 248 с.
56) Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира экономика [Текст]: монография / А.Н. Чумаков.- М.: Проспект, 2013.- 432с.
57) Шмелев, В.В. Глобализация мировых валютно-финансовых рынков [Текст]: монография / В.В. Шмелев, О.В. Хмыз.- М.: Проспект, 2012.- 200с.
58) Шахнович, Р.М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике [Текст]: монография / Р.М. Шахнович.- М.: Либроком, 2012.- 392с.
59) Щенин, Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебное пособие / Р.К. Щенин. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
60) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- Электрон. Дан.- Инфляция в РФ в период с 1991 по 2016гг. Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ