Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура креативности у детей дошкольного возраста

Работа №139791

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы48
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Косинский детский сад» Косинского муниципального округа (Пермский край, село Коса).
Выборка: 20 воспитанников, из которых 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложения.

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность в дошкольном возрасте, как предмет психологического изучения
1.1 Понятие креативности в психологии…5
1.2 Развитие креативности в дошкольном возрасте...9
1.3 Методы и методики изучения креативности в дошкольном возрасте…….16
1.4 Постановка проблемы и задачи исследования…...........………………24
Глава 2. Организация и методики исследования
2.1 Этапы исследования и описание выборки.26
2.2 Методики исследования…26
Глава 3. Результаты «Структуры креативности в дошкольном возрасте» и их обсуждение
3.1 Проверка шкал по нормальности распределения...38
3.2 Результаты показателей креативности в дошкольном возрасте............38
3.3 Результаты получения специфики выраженности показателей креативности по полу...40
Заключение……………41
Список литературы…………43
Приложение..46

В настоящее время человек вынужден жить в условиях постоянно изменяющейся микроэкономической и социокультурной реальности. При этом скорость изменений в современном мире неуклонно растет, как и повышается уровень неопределенности окружающей среды. В таких условиях, опорой могут стать лишь личностные компетенции, помогающие быстро адаптироваться к новым требованиям. Одной из важнейших компетенций на сегодня является нестандартное мышление, высокая творческая активность и креативное поведение.
Многие исследователи считают, что сензитивным периодом развития креативности является дошкольный возраст, а именно 3-5 лет, с возрастом у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу. Это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют «латентным», у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный Государственный Стандарт направлен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха [23]. Таким образом, ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной творческой личности ребенка. Поэтому развитие творческих способностей и креативного мышления в образовательном процессе дошкольной образовательной организации является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Теоретико-методологическая основа исследования: основой исследования послужили работы психологов и педагогов, в чьих трудах рассматривается проблема креативности, ее развитие в дошкольном возрасте: Е. Торранс, Л.С. Выготский, Ж. Гилфорд, Е.И. Банзелюк, Я.А. Пономарев, В.А. Левин, Дж. Тэйлор, Г. Гарднер, А. Маслоу, Р. Мэйер и др.
Объект исследования: креативность
Предмет исследования: структура креативности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение структуры креативности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: В связи с тем, что в физиологические и психологические функции девочек в своём развитии превосходят мальчиков, а процесс одной из активно развивающихся психических функций является воображение,можно предположить, что креативность девочек в дошкольном возрасте выше, чем у мальчиков.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность креативности, факторы его развития.
2. Изучить особенности развития креативности у дошкольников, методы и методики ее развития в дошкольном учреждении.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня развития креативности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по развитию креативности у дошкольников.
Для решения исследовательских задач использовались следующие методы:
— теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.
— эмперические методы: наблюдение, эксперимент, тестирование, качественный и количественный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, при написании курсовой работы была исследована проблема креативности у дошкольников. Целью исследования было изучить структуру креативности у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования, на начальном этапе мною была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, выяснены взгляды исследователей на определение понятия креативности и процессов, характеризующих её, выделены основные подходы к определению креативности. Это позволило сделать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе нет общего определения креативности, и единого понимания закономерностей её действия на практике, а потому надо рассматривать закономерности развития креативности с учётом различных её проявлений. Такой подход к изучению проблемы позволил выявить как общие показатели креативности, которые упоминались во многих исследованиях и подходах, так и более частные, которые выделялись реже, но между тем раскрывали креативность в более полном объеме, лучшем понимании её особенностей. Выделение показателей креативности позволило подобрать наиболее валидные и надёжные методики для изучения уровней развития креативности в экспериментальной части. Помимо этого, были изучены и подробно рассмотрены возрастные особенности развития креативности в дошкольном возрасте, были рассмотрены как общие закономерности развития креативности, так и закономерности развития её отдельных показателей. На этом основании был сделан вывод о том, что в процессе развития креативности, особую важность приобретает учёт индивидуальных особенностей развития креативности. Далее были рассмотрены и изучены основные методы и методики изучения креативности и был сделан вывод, что представленные методики не являются взаимозаменяемыми, каждая из них дополняет другую, так как исследует разные аспекты одного явления. В экспериментальной части исследования, были реализованы методики по изучению уровней развития креативности и определён исходный уровень развития творческого мышления у детей старшей группы детского сада. А так же были проанализированы первичные данные на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова-Смирнова, для оценки значимости различий показателей ряда аспектов креативности у мальчиков и девочек был применён t-критерий Стьюдента для независимых выборок, а для проверки показателей креативности двух методик использован корреляционный анализ по Спирмену.
Задачи, поставленные в начале нашего исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза не подтверждена.



1. Беляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева //
Казанский педагогический журнал. - 2009. - No 4. - C. 65 — 71.
2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие,
виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
3. Виноградова Т.И. Взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов - М.: Интор - 1996. - 544 с.
5. Дружинин В.Н Психология общих способностей - «Издательство «Питер»», 2008. – С. 239
6. Дьяченко И. И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века: Автореф. Дисс. канд. пед. наук. / И. И. Дьяченко. - Мурманск, 2000, - 24 с
7. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. - 197
8. Егорова А. М. Креативность - насущная проблема современности // Система ценностей современного общества. 2010. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-nasuschnaya-problema-sovremennosti
9. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - С. 159
11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - С.162
12. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин - СПБ.: Питер, 2012. - 448 с.
13. Карпенко В.В. Творчество и креативность как психологические феномены // Теоретичні і прикладні проблеми психології.- 2013. - № 2. - С. 141-150
14. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.
15. Кудрявцев В. Т. Преемственность ступеней развивающего образования:замысел В. В. Давыдова / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1998. - N 5. - С. 59 — 67
16. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2003. - 730 с.
17. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Креативность / Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: 2003. – С.222
18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Воображение/ Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М: 2003. – С. 73
19. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti
20. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti
21. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti
22. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства / А. И. Савенков — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
23. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
24. Чуприкова Н.И. Воображение и творчество / Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – С. 566
25. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. - С. 17
26. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007.- С. 19
27. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. – С.44
28. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. – С.19 - 38
29. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach / H. Gardner, R. Sternberg, T. Tardiff (eds.) // The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press. - 1988. - P. 298 — 324.
30. Gardner H., Wolf C. The fruits of asynchrony: A psychological examination of creativity / H. Gardner, C. Wolf // Adolescent Psychiatry. - 1994. - No15 - Р. 96 — 120
31. Gomes J. J. M. Using a Creativity-Focused Science Program to Foster General Creativity in Young. Children: A Teacher Action Research Study/ J. J. M. Gomes;
32. Holt B. Science with young children. Washington/ B. Holt // DC: National Association for the Education of Young Children, 1989. - 181 p.
33. Lillard P. P. Montessori: A Modern Approach / P. P. Lillard // New York: Schocken Books, 1973. - 193 p.
34. Maslow A. The farther reaches of human nature / A. Maslow // New York: Penguin Books. - 1971. - 117 p.
35. Montessori M. To educate the human potential / M. Montessori // Oxford, UK: Clio Press. - 1989. - 189 p.
36. Sousa D. How the brain learns / D. Sousa // Thousand Oaks, CA: Corwin Press. - 2001. - 322 p.
37. Torrance E. P. Understanding creativity: where to start? / E. P. Torrance //Psychological inquiry. - 1993. - vol. 4 - No 3 - P. 232 — 234.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ