Введение 3
1 Исторические аспекты административной ответственности за незаконное
перемещение товаров через таможенную границу России 10
2 Теоретические и правовые аспекты административной ответственности за
незаконное перемещение товаров через таможенную границу 15
2.1 Общая характеристика административной ответственности 15
2.2 Ответственность за незаконное перемещение товара через таможенную
границу как особый вид административной ответственности 19
3 Проблемы и пути совершенствования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в России... 39
3.1 Анализ административных правонарушений, связанных с незаконным
перемещением товаров через таможенную границу РФ 39
3.2 Ключевые проблемы в сфере привлечения виновных лиц к
административной ответственности за незаконное перемещение товаров
через таможенную границу в РФ и пути их решения 50
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 64
Предупреждение, а также своевременное выявление и пресечение нарушений таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) не только обеспечивают защиту экономических интересов Российской Федерации в условиях членства в ЕАЭС, но и в целом гарантируют сохранение стабильного состояния экономической безопасности.
В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ [16]) предусмотрена административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС (ст. 16.1 КоАП РФ [16]), а также за недекларирование или недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ [16]). Зарубежные авторы указывают, что «in the system of protection of law and order, discipline and legality of administrative responsibility plays an important role, which stimulates to the proper performance of duties, contributes to the prevention of crime» [52], то есть что в системе охраны правопорядка, дисциплины и законности административная ответственность играет важную роль, поскольку стимулирует к надлежащему исполнению обязанностей, способствует предупреждению преступности.
Анализ статистических показателей правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по линии административного производства за период 2018-2020 гг. демонстрирует стабильный рост общего количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях (с 143148 до 150968). При этом наибольшее количество дел об административных правонарушениях среди прочих нарушений таможенных правил закономерно возбуждается по факту недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, что также прослеживается и в динамике увеличения с 32 212 до 38 320 дел по состоянию на 2019 г. [29].
По результатам анализа можно заметить, что около 27% юридических и физических лиц подвергалось административному наказанию неоднократно в течение года...
Итак, проведенный в работе анализ показал, что проблема административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенные границы остаётся актуальной в России.
Таможенные органы в современных реалиях выполняют огромное количество возложенных на них функций и задач. Помимо своего основного назначения, относящегося к экономическому направлению, таможенные органы являются мощным инструментом ведения внешней политики, а также важной структурой для развития науки, образования, сохранения культурного наследия и обеспечения государственной безопасности страны.
Исторический обзор показал, что в России начали бороться с незаконным перемещением товаров через таможенные посты и границы еще в период удельных княжеств. Главная цель заключалась в привлечении к ответственности виновных лиц (что, например, показывает рассмотренная выше история таможенной практики Ростово-Суздальской земли). С течением времени эти меры развивались и превратились в современные меры административной ответственности, которые предусмотрены действующим российским законодательством.
Современная практика привлечения к административной ответственности лиц, допускающих нарушение установленных государством правил перемещения товаров через таможенные границы, предусматривает иную, чем в древности, систему наказаний за совершения административных правонарушений такого рода. Она включает в себя, в частности, такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация товаров, ставших предметами административного правонарушения. В одних случаях эти наказания могут применяться альтернативно, в других безальтернативно, а конфискация, кроме того, может идти как дополнительная мера наказания к назначению административного штрафа...
1. Административное право. М.: Эксмо, 2015. 348 с.
2. Аистов Д. А. Вопросы привлечения к административной ответственности таможенными органами должностных лиц по делам об административных правонарушениях // Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. С. 41-46.
3. Берзинь О. А., Шлягина Е. Н., Тюрина К. О. Анализ правового статуса участников таможенных правоотношений в странах ЕАЭС // Российский юридический журнал. 2021. №6. С. 127-139.
4. Буваева Н. Э ., Шашкина А. Н . Меры, стимулирующие добросовестное поведение участников таможенных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2018. №2. С. 1-9.
5. Васильева И. Н. Теоретико-правовые аспекты административной деятельности таможенных органов при осуществлении правоохранительных функций // Таможенное дело. 2010. №2. С. 9-12.
6. Велькин А. В. Историко-правовое исследование административной ответственности за правонарушения, связанные с недекларированием и недостоверным декларированием // Таможенное дело. 2020. № 3. С. 32-37.
7. Велькин А. В . Совершенствование правового регулирования административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров // Таможенное дело. 2019. № 4. С. 22-26.
8. Вишнякова С. В. Состояние и перспективы по совершенствованию ведения административных расследований таможенными органами Российской Федерации // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях : мат. VI Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону,
14-15 ноября 2019 года. Ростов-на-Дону: Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», 2019. С. 55-70.
9. Внешнеторговый оборот РФ сократился в 2020 году на 15,2%.
URL: https://finance.rambler.ru/business/45770972/?utm_content=finance_media &utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения:
04.04.2023).
10. Воробьева С. В. Некоторые вопросы борьбы с таможенными преступлениями // Актуальные проблемы государства и права. 2021. №5 (18). С.281-295.
11. Гвоздев Ю. Г. Вопросы административной ответственности при таможенном декларировании товаров // Судья. 2018. № 9. С. 35-39.
12. Дзкуя Л. Р. Административная ответственности декларанта как вид юридической ответственности // Актуальные проблемы развития цивилистической науки 2020. М.: Знание-М, 2020. С. 54-61.
13. Дорохина Е. С., Акматалиева А. С. Нормативно-правовая база, регулирующая ответственность за совершение административных правонарушений в таможенной сфере // Синергия наук. 2022. № 77. С. 498-503.
14. Думанов Р. Х. Привлечение к административной ответственности за таможенные правонарушения: актуальные тенденции // Проблемы административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. М.: Российская таможенная академия, 2020. С.101-106.
15. Зуева И. А., Карпухина О. М., Плоткина М. А. Развитие таможенного контроля в России и обеспечение экономической безопасности в условиях действия Таможенного кодекса ЕАЭС. М. : Московский университет им. С. Ю. Витте, 2020. 304 с...54