«Учебник математики как средство формирования самостоятельной деятельности старшеклассников»
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования учебника математики как средства формирования самостоятельной деятельности старшеклассников . 11
1.1 Понятие самостоятельной деятельности старшеклассников при
обучении математике 11
1.2 Основные цели и задачи формирования самостоятельной
деятельности старшеклассников при обучении математике 15
1.3 Анализ педагогических возможностей учебника математики как
средства формирования самостоятельной деятельности старшеклассников и их реализация в учебниках разных авторов 18
Глава 2 Методические основы использования учебника математики как средства самостоятельной деятельности старшеклассников 25
2.1 Методические особенности организации работы старшеклассников
с учебником математики, способствующие формированию навыков самостоятельной деятельности 25
2.2 Упражнения и задания, стимулирующие к самостоятельной
деятельности по теме «Функции. Свойства и графики функций» 28
2.3 Система заданий по теме «Параллельность прямых в пространстве»
в рамках технологии развивающего обучения теоремам 51
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 88
Заключение 96
Список используемой литературы и используемых источников 97
Приложение А Анализа темы «Уравнение касательной к графику функции» в учебниках разных авторов 106
Приложение Б Анкета 114
Приложение В Проверочные работы по теме «Применение производной при решении задач» 116
Глава 1 Теоретические основы использования учебника математики как средства формирования самостоятельной деятельности старшеклассников . 11
1.1 Понятие самостоятельной деятельности старшеклассников при
обучении математике 11
1.2 Основные цели и задачи формирования самостоятельной
деятельности старшеклассников при обучении математике 15
1.3 Анализ педагогических возможностей учебника математики как
средства формирования самостоятельной деятельности старшеклассников и их реализация в учебниках разных авторов 18
Глава 2 Методические основы использования учебника математики как средства самостоятельной деятельности старшеклассников 25
2.1 Методические особенности организации работы старшеклассников
с учебником математики, способствующие формированию навыков самостоятельной деятельности 25
2.2 Упражнения и задания, стимулирующие к самостоятельной
деятельности по теме «Функции. Свойства и графики функций» 28
2.3 Система заданий по теме «Параллельность прямых в пространстве»
в рамках технологии развивающего обучения теоремам 51
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 88
Заключение 96
Список используемой литературы и используемых источников 97
Приложение А Анализа темы «Уравнение касательной к графику функции» в учебниках разных авторов 106
Приложение Б Анкета 114
Приложение В Проверочные работы по теме «Применение производной при решении задач» 116
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В соответствии с ФГОС основного общего образования современное образование нацелено на развитие выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Также стандартом установлены требования, такие как освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, а также развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию и др.).
Бесспорным является тот факт, что уровень подготовки учащихся непосредственно связан с учебным процессом, который осуществляется благодаря учебным планам, образовательным программам, учебному материалу, учебникам; через процесс обучения, например, методы обучения, виды познавательной деятельности учащихся на уроке; и его участников - учителей и учеников.
В свою очередь в монографии «Образование. Деятельность. Личность.» автора В.А. Беликова говорится, что «познавательная деятельность рассматривается, в первую очередь, как самостоятельный вид человеческой деятельности».
Проблемами формирования самостоятельной деятельности школьников в обучении, интересовались исследователи, начиная с 90-х годов прошлого столетия, и как никогда этот вопрос остается актуальным в наше время в контексте самообразования на протяжении всей жизни и в изменениях, происходящих в обществе и в мире. Мы живем в постоянно ускоряющемся и расширяющемся потоке информации. Поэтому умение самостоятельно осуществлять деятельность с источником информации, усваивать ее в 3
процессе соотнесения с собственным опытом и знаниями является необходимым условием успешности субъекта на любом профессиональном поприще. По этой причине учебник математики, являясь первоисточником информации, служит мощным инструментом формирования самостоятельной деятельности учащихся, учителю же отводится роль наставника по учебноразвивающей деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Однако, в концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечены проблемы развития математического образования: «содержание математического образования на всех уровнях продолжает устаревать и остаётся формальным, оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования».
Действительно, опыт использованя учебника по математике в школьной практике выявил ряд проблем, среди которых намечена такая тенденция - для самостоятельного усвоения учениками нового материала учебник используется крайне редко, в основном его роль отводится на закрепление материала. Можно назвать несколько явных причин такому положению дел: во-первых, устаревшее содержание учебника приводит к поиску дополнительного источника информации; во-вторых, учитель, с целью экономии времени на уроке, сам перерабатывает информацию и предоставляет ее учащимся в готовом виде; в третьих, отсутствует методическая поддержка педагогов при организации работы с учебником математики на уроке, направленной на формирование самостоятельной деятельности старшеклассников. На самом деле, необходимость использования учебника математики как основного источника информации при изучении теоретического материала, объясняется тем, что он разработан соответственно компонентам государственного образовательного стандарта, а его содержание, согласно учебным программам. Учебник математики имеет свою структуру и логику, и, несмотря на научный язык изложения теоретического материала, адаптирован под возрастные особенности учащихся, а задачный материал - дифференцирован. При этом учебник должен рассматриваться как основной, но не единственный источник информации: допускается использование учебно-методических пособий, рабочих тетрадей, сборника задач, книги для учителя, материалов сети интернет.
...
Бесспорным является тот факт, что уровень подготовки учащихся непосредственно связан с учебным процессом, который осуществляется благодаря учебным планам, образовательным программам, учебному материалу, учебникам; через процесс обучения, например, методы обучения, виды познавательной деятельности учащихся на уроке; и его участников - учителей и учеников.
В свою очередь в монографии «Образование. Деятельность. Личность.» автора В.А. Беликова говорится, что «познавательная деятельность рассматривается, в первую очередь, как самостоятельный вид человеческой деятельности».
Проблемами формирования самостоятельной деятельности школьников в обучении, интересовались исследователи, начиная с 90-х годов прошлого столетия, и как никогда этот вопрос остается актуальным в наше время в контексте самообразования на протяжении всей жизни и в изменениях, происходящих в обществе и в мире. Мы живем в постоянно ускоряющемся и расширяющемся потоке информации. Поэтому умение самостоятельно осуществлять деятельность с источником информации, усваивать ее в 3
процессе соотнесения с собственным опытом и знаниями является необходимым условием успешности субъекта на любом профессиональном поприще. По этой причине учебник математики, являясь первоисточником информации, служит мощным инструментом формирования самостоятельной деятельности учащихся, учителю же отводится роль наставника по учебноразвивающей деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Однако, в концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечены проблемы развития математического образования: «содержание математического образования на всех уровнях продолжает устаревать и остаётся формальным, оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования».
Действительно, опыт использованя учебника по математике в школьной практике выявил ряд проблем, среди которых намечена такая тенденция - для самостоятельного усвоения учениками нового материала учебник используется крайне редко, в основном его роль отводится на закрепление материала. Можно назвать несколько явных причин такому положению дел: во-первых, устаревшее содержание учебника приводит к поиску дополнительного источника информации; во-вторых, учитель, с целью экономии времени на уроке, сам перерабатывает информацию и предоставляет ее учащимся в готовом виде; в третьих, отсутствует методическая поддержка педагогов при организации работы с учебником математики на уроке, направленной на формирование самостоятельной деятельности старшеклассников. На самом деле, необходимость использования учебника математики как основного источника информации при изучении теоретического материала, объясняется тем, что он разработан соответственно компонентам государственного образовательного стандарта, а его содержание, согласно учебным программам. Учебник математики имеет свою структуру и логику, и, несмотря на научный язык изложения теоретического материала, адаптирован под возрастные особенности учащихся, а задачный материал - дифференцирован. При этом учебник должен рассматриваться как основной, но не единственный источник информации: допускается использование учебно-методических пособий, рабочих тетрадей, сборника задач, книги для учителя, материалов сети интернет.
...
В ходе теоретического и экспериментального исследования были получены следующие основные результаты.
Выявлены теоретические основы использования учебника математики как средства формирования самостоятельной деятельности
старшеклассников, а именно:
• проанализированы различные подходы к понятию самостоятельной деятельности старшеклассников при обучении математике;
• выделены основные цели и задачи формирования самостоятельной деятельности старшеклассников при обучении математике;
• раскрыты педагогические возможности учебника математики как
средства формирования самостоятельной деятельности
старшеклассников и представлена их реализация в учебниках математики разных авторов.
Определены методические особенности организации работы старшеклассников с учебником математики, способствующие формированию умений и навыков самостоятельной деятельности.
Разработаны тексты упражнений, стимулирующие к самостоятельной деятельности на примере темы «Функции. Свойства и графики функций».
Разработана система заданий по теме «Параллельность прямых в пространстве» в рамках технологии развивающего обучения теоремам и их доказательствам Т.А. Ивановой.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Выявлены теоретические основы использования учебника математики как средства формирования самостоятельной деятельности
старшеклассников, а именно:
• проанализированы различные подходы к понятию самостоятельной деятельности старшеклассников при обучении математике;
• выделены основные цели и задачи формирования самостоятельной деятельности старшеклассников при обучении математике;
• раскрыты педагогические возможности учебника математики как
средства формирования самостоятельной деятельности
старшеклассников и представлена их реализация в учебниках математики разных авторов.
Определены методические особенности организации работы старшеклассников с учебником математики, способствующие формированию умений и навыков самостоятельной деятельности.
Разработаны тексты упражнений, стимулирующие к самостоятельной деятельности на примере темы «Функции. Свойства и графики функций».
Разработана система заданий по теме «Параллельность прямых в пространстве» в рамках технологии развивающего обучения теоремам и их доказательствам Т.А. Ивановой.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в обучении математике
Диссертации (РГБ), математика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в обучении математике
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Учебные проекты как средство активизация познавательной деятельности (Методика обучения математике, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление интеллектуальных трудностей старшеклассников в
изучении математики средствами электронных образовательных
ресурсов
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





