Аннотация
Введение 4
1 Системы принудительного наддува в автомобильных двигателях ... 5
1.1 Прямозубые компрессоры Рутса 6
1.2 Двухвинтовой нагнетатель 7
1.3 Центробежный нагнетатель 9
1.4 Турбокомпрессоры 11
1.5 Характеристика турбокомпрессора 14
1.6 Обобщение фактов о наддуве и сравнение характеристик 16
1.7 Использование газообразного топлива в двигателях внутреннего сгорания 18
2 Тепловой расчет проектируемого двигателя 26
2.1 Тепловой расчет базового двигателя 27
2.2 Тепловой расчет модернизированного двигателя на
компримированном природном газе 32
2.3 Тепловой расчет модернизированного двигателя на сжатом
природном газе с турбонаддувом 37
3 Кинематический и динамический расчет кривошипно-шатунного
механизма двигателя 42
3.1 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 42
3.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 44
4 Анализ токсичности отработавших газов при работе на
компримированном природном газе и наддуве 51
Заключение 59
Список используемых источников 61
Использование двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на жидком транспортном топливе, по-видимому, будет продолжать играть важную роль в течение следующих нескольких десятилетий [1]. Тем не менее, по-прежнему существуют серьезные проблемы с повышением эффективности использования топлива и сокращением выбросов, учитывая быстрый рост экологических проблем. Согласно последнему исследовательскому отчету Агентства по охране окружающей среды США (EPA), транспорт является вторым по величине источником (34%) выбросов углекислого газа (CO2) в США, за которым следует производство электроэнергии (40%). В транспортном секторе на автомобили малой грузоподъемности (легковые автомобили и малотоннажные грузовики) приходится почти 60%, а на автомобили средней и большой грузоподъемности - 23% [2]. Это ясно
указывает на то, что улучшение топливной экономичности и сокращение выбросов CO2 дорожными транспортными средствами могут оказать существенное влияние на сохранение глобальной окружающей среды.
В последнее время регулирующие органы по всему миру установили беспрецедентно высокие стандарты экономии топлива и выбросов CO2.
За последние несколько лет автомобильная промышленность внедрила ряд новых технологий для соблюдения этих новых правил, таких как интеграция легких материалов, холостой ход, системы торможения с рекуперацией энергии, уменьшение размера двигателя с помощью системы принудительной индукции (FIS) и гибридные или аккумуляторные электромобили [4-5]. Среди этих новейших технологий уменьшение размеров двигателя с помощью FIS набирает популярность как жизнеспособное решение.
В бакалаврской работе проведен анализ влияния на рабочий процесс ДВС перехода с бензина без наддува на компримированный природный газ с турбо наддувом. Получены основные выводы по работе:
1. Применение природного газа осложнено падением мощности из-за вытеснения части топлива при подаче газа во впускной коллектор, применение наддува позволяет не просто компенсировать это падение, а еще в полной мере реализовать все преимущества высокого октанового числа, что согласно расчетам позволило поднять мощность двигателя на 20%.
2. В ходе стационарного моделирования в программном пакете WAVE Ricardo 17.1 была оптимизирована концепция наддува без использования промежуточного охладителя воздуха, для достижения наилучших характеристик и эффективности с учетом реальных ограничений, таких как, детонация, температура и давление в камере сгорания и т. д. На основе этих моделирования была получена полная скоростная характеристика двигателя.
3. Представленные результаты наглядно показывают, что применение наддува для двигателя на природном газе позволяет снизить токсичность двигателя примерно на 40% по сравнению с двигателем на бензине без наддува.
Выводы по первому разделу
Проведённый анализ известных источников показал, перспективность применения наддува в двигателях, питаемых сжатым природным газом. Наддув позволяет лучше использовать высокие октановые числа природного газа и убрать эффект снижения наполнения при подаче природного газа во впускной коллектор, из-за замещения газом части поступающего воздуха. Среди вариантов наддува рекомендуется использовать малоразмерный турбокомпрессор. Предлагается устанавливать наддув на малолитражный газовый двигатель.
Выводы по 2-му разделу
Проведенные расчеты показали значительное улучшение эффективных показателей работы двигателя при переходе с бензина на компримированный природный газ с турбонаддувом. Проведенные расчеты также показали, что компримированный природный газ с турбонаддувом обладает большим потенциалом для максимизации выходной мощности, например, для приложений, ориентированных на автоспорт или грузовой транспорт.
Выводы по 3-му разделу
Как мы видим применение наддува повышает нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизмам почтив 2 раза, что приводит к необходимости повышения прочностных свойств деталей КШМ, перечислим основные мероприятия, способствующие повышению работоспособности элементов подвергаемым повышенным нагрузкам вследствие применения наддува:
• Необходимо повысить интенсивность масляного охлаждение поршня.
• Необходимо применять шатуны из высоколегированной стали.
• Необходимо применять коленчатый вал из высоколегированной стали.
Выводы по 4-му разделу
В ходе стационарного моделирования концепция была оптимизирована для достижения наилучших характеристик и эффективности с учетом реальных ограничений, таких как температура и давление в камере сгорания, и т. д. В результате была получена полная скоростная характеристика двигателя.
Представленные результаты наглядно показывают, что применение наддува для двигателя на природном газе позволяет снизить токсичность двигателя примерно на 40% по сравнению с двигателем на бензине без наддува....
1 Конструирование двигателей внутреннего сгорания : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Двигатели внутреннего сгорания" направления подготовки "Энергомашиностроение" / Н. Д. Чайнов, Н. А. Иващенко, А. Н. Краснокутский, Л. Л. Мягков ; под ред. Н. Д. Чайнова. - 3-е изд. - Москва : Машиностроение, 2023. - 495 с.
2 Автомобиль. Устройство. Автомобильные двигатели : учебное пособие /
A. В. Костенко, А. В. Петров, Е. А. Степанова [и др.]. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 436 с.
3 Петров, А. И. Техническая термодинамика и теплопередача : учебник / А. И. Петров. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 428 с.
4 Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели : конструкция, основы теории и расчета : учебник / Р. М. Баширов. - Изд. 4-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 336 с.
5 Вальехо М. П. Расчет кинематики и динамики рядных поршневых двигателей : учебное пособие / М. П. Вальехо, Н. Д. Чайнов. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 259 с.
6 Суркин, В. И. Основы теории и расчёта автотракторных двигателей : курс лекций : учеб. пособие / В. И. Суркин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт- Петербург : Лань, 2022. - 304 с.
7 Крюков, К. С. Теория и конструкция силовых установок : учеб. пособие / К. С. Крюков. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 211 с.
8 Курасов, В. С. Теория двигателей внутреннего сгорания : учеб. пособие /
B. С. Курасов, В. В. Драгуленко. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 86 с.
9 Гоц А. Н. Динамика двигателей : курсовое проектирование : учеб. пособие / А. Н. Гоц. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 175 с.
10 Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя [Текст] / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - с.282
11 Aeristech, 2016. Full electric Turbocharger [Online]. Available from: http://www.aeristech.co.uk/full-electric-turbocharger-technology/ [Accessed 10/10 2019].
12 Amann, M., Alger, T. & Mehta, D., 2011. The effect of EGR on low-speed preignition in boosted SI engines. SAE International Journal of Engines, 4(1), pp. 235-245.
13 Arnold, S., 2009. Single sequential turbocharger: a new boosting concept for ultra-low emission diesel engines. SAE International Journal of Engines, 1(1), pp. 232-239.
14 Arsie, I., Cricchio, A., Pianese, C., De Cesare, M. & Nesci, W., 2014. A comprehensive powertrain model to evaluate the benefits of electric turbo compound (ETC) in reducing CO2 emissions from small diesel passenger cars. (0148-7191). SAE Technical Paper.
15 Assanis, D., Ekchian, J., Frank, R. & Heywood, J., 1985. A computer
simulation of the turbocharged turbo compounded diesel engine system: A description of the thermodynamic and heat transfer models....46