Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1 Организация тренировочного процесса прыгунов на лыжах
с трамплина на начальном этапе спортивной подготовки 6
1.2 Особенности развития двигательных способностей прыгунов
на лыжах с трамплина на этапе начальной спортивной подготовки 12
1.3 Двигательные способности и методы их развития в
ациклических видах спорта 17
Глава 2 Цель, задачи, методы и организация исследования 24
2.1 Цель и задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 29
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 31
3.1 Комплексы развития двигательных способностей прыгунов
на лыжах с трамплина на этапе начальной подготовки 31
3.2 Результаты исследовательской работы и их обсуждение 34
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Актуальность исследования. Современные высокотехнологические спортивные дисциплины, такие как прыжки на лыжах с трамплина, требуют значительного внимания к развитию двигательных способностей на всех этапах спортивной подготовки. Прыжки на лыжах с трамплина относятся к группе ациклических видов спорта сложно-координационной направленности. Прыжки на лыжах с трамплина - это захватывающее зрелище, самостоятельная дисциплина, структурный элемент соревновательных упражнений в лыжном двоеборье. Высокая сложность соревновательных упражнений вызывает значительную эмоциональную напряженность не только на соревнованиях, но и тренировочной деятельности. В связи с постоянным ростом технического мастерства успехов добиваются смелые и решительные спортсмены, овладевшие всеми видами спортивной подготовки [2], [5].
Анализ результатов соревновательной деятельности определяет задачи спортивной подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Начальный этап является важным периодом в карьере любого спортсмена, так как в это время закладывается фундамент для достижения высоких спортивных результатов в будущей спортивной карьере. Такой подход касается всех разделов подготовки, в том числе общей физической и специальной физической подготовки.
Целью нашей работы является исследование средств общей физической подготовки прыгунов на лыжах с трамплина и их влияние на уровень физической подготовленности на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности развития двигательных способностей прыгунов на лыжах с трамплина на этапе начальной подготовки.
- Разработать и внедрить комплексы по общей физической подготовке для прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки, используя современные фитнес-технологии.
- Определить влияние экспериментальных комплексов на уровень развития двигательных способностей прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанные комплексы упражнений по общей физической подготовке для прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки, будут способствовать успешному освоению соревновательных упражнений.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс прыгунов на лыжах с трамплина на этапе начальной подготовки.
Предметом исследования являются средства общей физической подготовки прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки.
Новизна. Исследования заключается в разработке и практическом применении различных средств и методов развития двигательных способностей прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки. На основе комплексной методики исследования изучены показатели общей и специальной физической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина.
Практическая значимость. Изучение динамики развития двигательных способностей прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки позволит использовать разработанные комплексы на различных этапах спортивной подготовки в ациклических видах спорта со сложно-координационной направленностью.
Экспериментальная работа проводилась в организации «Г орнолыжный клуб Гая Северина», Московская область, Раменский район, поселок имени Тельмана
Структура бакалаврской работы. Представленная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблицы, 8 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 49 страницах.
На основании результатов исследования мы пришли к следующим выводам. Изучение современной научно-методической литературы позволило подобрать наиболее интересные на наш взгляд упражнения и объединить их в комплексы, цель которых способствовать более эффективному развитию двигательных способностей. В тренировочный процесс экспериментальной группы мы включили комплексы упражнений по следующим направлениям: фитбол-аэробика; кроссфит; стретчинг.
Тестирование, проведенное в начале педагогического эксперимента, показало, что результаты тестирования обеих групп не имели статистических различий. После внедрения в тренировочный процесс экспериментальной группы комплексов современных фитнес-технологий результаты тестирования показали, что уровень развития двигательных способностей в экспериментальной группе стал выше, почти по всем тестовым заданиям. Анализ результатов итогового тестирования подтвердил, что включение в тренировочный процесс прыгунов на лыжах с трамплина комплексов фитбол-аэробики, кроссфита, стретчинга, способствовали повышению уровня развития двигательных способностей мальчиков экспериментальной группы.
Итоговое тестирование доказало эффективность разработанных комплексов по общей физической подготовке, анализ результатов показывает достоверный уровень (р<0,05) развития двигательных способностей в экспериментальной группе в тестах:
- «Бег 30 метров» (с) - время преодоления дистанции сократилось на 0,6 с или 10,3 % (рисунок 2);
- «Прыжок в длину с места толчком двух ног» (см) - длина прыжка увеличилась на 12 см или 7,9 % (рисунок 3);
- «Прыжок в высоту с места» (см) - высота прыжка увеличилась на 8,7 см или 37,1 % (рисунок 4);
- «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (кол-во) - количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа увеличилось на 6,6 раза или
53,3 % (рисунок 5);
- «Подъем туловища в положении лежа на спине» (кол-во) - количество подъемов туловища увеличилось на 4,4 раза или 32,7 % (рисунок 6);
- «Челночный бег 3 отрезка по 10 метров» (с) - время преодоления трех десятиметровых отрезков сократилось на 1,8 с или 15,5 % (рисунок 7);
- «Проба Ромберга» (с) - время сохранения устойчивого положения увеличилось на 14,2 с или 40,9 % (рисунок 8).
В результате педагогического эксперимента подтверждена гипотеза о том, что разработанные комплексы по общей физической подготовке, включающие современные направления фитнеса для прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки, будут способствовать успешному освоению соревновательных упражнений.
1. Андреев, В.А, Прыжки на лыжах с трамплина изд. 5-е- СПб: Питер. - 2013. -230 с
2. Алексеева Н.Д., Зиновьев Н.А., Смирнов А.С. К вопросу развития пространственной ориентации у юных горнолыжников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023 № 4 (218) С. 7-9.
3. Ардашев А.Е., Попова А.И., Плехов Е.Ю. Исследование физической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 12-17.
4. Башта Л. Ю. Теоретико-методические основы спортивно-оздоровительных занятий с детьми: учебное пособие / Л. Ю. Башта. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. — 108 с
5. Боженинов, О.М. Факторы, влияющие на результат в прыжках с трамплина на лыжах и эволюцию техники полета / О.М. Боженинов. // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №1. - С. 23-40.
6. Бойко В.В. Тренеру на заметку роупскриппинг. (спортивная
скакалка): учебно-методическое пособие / В.В.Бойко. - Орел:
Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИ), 2021. -26 с.
7. Булыкина Л.В. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография. /Л.В. Булыкина, Е.Е. Ачкасов, Э.Н. Безуглов; под редакцией В.П. Губы. - Москва: Издательство «Спорт», 2021. - 176 с.
8. Бумарскова Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости: учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. — Электрон.текстовые данные. — М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 128 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский, - М. Физкультура и спорт, 1977. 214с.
10. Грозин Е.В. Изменение функций анализаторов у лыжников- прыгунов под влиянием тренировки в подготовительном периоде // Теория и практика физической культуры - 1981 - №11- С. 18-20.
11. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 264с.
12. Зданович О.С. Модель научно-методического сопровождения подготовки спортивного резерва в зимних видах спорта / О.С. Зданович, Вл.В. Зебзеев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №3. - С. 82-84.
13. Зебзеев, В.В. Методика технической подготовки юных лыжников- прыгунов / В.В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (131) - С. 86-91
14. Зебзеев, В.В. Методика видеоанализа кинематических показателей техники прыжка у юных прыгунов на лыжах с трамплина с использованием информационной базы данных / В.В. Зебзеев // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева. -2018. - С. 250-253.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200с.
...
39 источников