Введение 4
1 Состояние вопроса. Силовые установки и их параметры 8
1.1 Эффективность силовых установок 8
1.2 Состояние энергетического сектора 12
1.3 Перспективы альтернативных топлив силовых установок 13
1.4 Способы улучшение показателей двигателя путем добавки воды в 16
рабочую смесь
2 Теоретические аспекты улучшения показателей двигателя способом
добавки воды в впускную систему 23
2.1 Теоретические исследования парообразования воды в цилиндре
дизельного двигателя 23
2.2 Теоретические исследования рабочего цикла дизельного двигателя
при применении водной инжекции 29
2.3 Термическое разложение воды 42
3 Образование нормируемых токсических веществ при сгорании
топлива в поршневых ДВС 45
3.1 Выбросы окиси углерода 45
3.2 Выбросы углеводородов 45
3.3 Образование и выбросы окислов азота 48
3.4 Образование и выбросы сажи 49
4 Экспериментальное исследование влияния добавки водяного пара в
впускной коллектор 54
4.1 Термины и определения 54
4.2 Измерительное оборудование 55
4.3 Порядок проведения испытаний 57
4.5 Порядок обработки и анализа результатов испытаний 64
4.6 Результаты испытаний 65
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72
Приложение А Протоколы испытаний двигателя ВАЗ-341 79
Поршневые двигатели внутреннего сгорания занимают значительную часть сектора силовых установок. Особенно применяемы типы двигателей с внутренним подводом тепла, то есть дизельные. Они обеспечивают высокие экономические и мощностные параметры. Однако в реальных условиях отработавшие газы дизельных двигателей содержат значительное количество токсических веществ, наиболее опасное из которых сажа. Сажа ,абсорбируя в себе оксиды азота, углеводороды, альдегиды, бензопирен, и т.д., негативно влияет на здоровье человека и экологию в целом. Особенно актуальна эта проблема в крупных городах, где на транспорт приходится до 30% выбросов токсических веществ. В связи с чем вводятся новые нормы по токсичности отработавших газов, такие как ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
Объектом исследования является дизельный двигатель.
Предметом исследования являются процессы, обеспечивающие повышения эффективности и экономичности дизельного двигателя
Проблемой является высокое содержание токсических веществ в отработавших газах дизельных двигателей без систем нейтрализации, в особенности сажи.
Цель исследования улучшение экономических и экологических показателей дизельного двигателя ВАЗ-341, путем внедрения системы водной добавок в рабочую смесь.
В ходе работы решались следующие задачи:
• Обзор литературных источников и существующих систем впрыска воды,
• Анализ теоретических моделей влияния добавки воды в рабочую смесь,
• Определение параметров лабораторной установки,
• Лабораторный испытания двигателя ВАЗ-341 с системой водной добавки.
Добавка воды в цилиндры карбюраторного двигателя широко применялась в начале 20-ого века, в первую очередь для снижения детонации. Влияние воды на рабочий процесс дизельного двигателя изучено недостаточно. Однако можно предположить, что вода будет снижать температуру внутри цилиндра, вместе с тем пары будут совершать работу. Испаряясь на стенках впускных патрубков, вода будет способствовать их охлаждению, что увеличит плотность свежего заряда и может способствовать повышению мощности. Не достаточно изучены и вопросы токсичности при впрыске воды.
Не однозначны влияние добавки воды на ресурс двигателя. При высокой влажности в двигатель попадает значительное количество воды в виде насыщенного пара, что не сильно влияет на рабочий процесс. Для отслеживания изменений в работе двигателя необходимо добавлять 30-100% воды от количества углеводородного топлива. В таком случае вода будет в виде мелкодисперсной взвеси (тумана). Это может вызвать коррозию деталей двигателя.
Применяемые методы исследования включают в себя:
• Теоретический анализ, включает в себя изучение и анализ научных публикаций, стандартов, нормативных документов и других источников, связанных с исследуемой проблемой;
• Экспериментальные исследования, включают в себя проведение экспериментов, в том числе на моторном стенде, для получения данных, необходимых для формулирования и проверки гипотез и выведения закономерностей;
• Моделирование, включает в себя создание математических моделей рабочего процесса двигателя и их использование для анализа и прогнозирования поведения системы в различных условиях....
На основании теоретического расчета параметров двигателя с водной
добавкой, анализа влияния воды на процесс горения в дизельном двигателе и
экспериментальных исследований можно заключить, что концепция водных
добавок в дизельный двигатель имеет перспективы в применении.
В ходе работы выполнены следующие задачи:
- Проанализировано состояние энергетического сектора;
- Проведен обзор существующих систем добавки воды в двигатель;
- Выполнен теоретический расчет влияния добавки воды в впускную
систему на рабочий дизельного двигателя ВАЗ-341;
- В соответствии с программой и методикой испытаний подготовлены
и проведены на моторном стенде экспериментальные работы по
определению зависимости токсичности ОГ двигателя ВАЗ-341 с
добавкой и без добавки ультразвукового пара во впускной коллектор
двигателя.
По результатам испытаний сформулированы следующие выводы:
- снижение удельного расхода топлива на режимах номинальной
нагрузки, составило 3-5 %;
- снижение дымности (коэффициента поглощения, k м
-1) на режимах
номинальной нагрузки, составило более 50 %;
- снижение удельных средневзвешенных выбросов оксидов азота
(NOx), eNOx составило, от 20 до 50 %;
- снижение удельных средневзвешенных выбросов оксида углерода
(СО), eco составило от 10 до 20 %.
- необходимо проведение дополнительных экспериментальных работ по
определению оптимального количества добавляемой воды через
ультразвуковой испаритель на экономические и экологические
показатели дизельного двигателя;
71
- необходимо проведение дополнительных экспериментальных работ по
установлению влияния кислородосодержащих добавок на
экономические и экологические показатели дизельного двигателя;
Результаты экспериментальных работ показали, что при расходе воды
30% от расхода углеводородного топлива в мелкодисперсном виде (GH2O
=1,52 кг/ч), необходимость выполнения дополнительных конструктивных
мероприятий для уменьшения вероятности гидроудара при работе с системой
подачи ультразвукового пара. Мощностные характеристики двигателя не
изменились, однако стало возможно увеличить цикловую подачу без
увеличения дымности.
Наблюдалось явление отчистки камеры сгорания после
непродолжительной работы с впрыском воды. В начале концентрация
токсических веществ и особенно дымность резко повышалась, после
снижалось на 10-20%. Эффект сохранялся при отключении впрыска на
непродолжительное время (30 мин работы двигателя), далее значение
концентраций в ОГ возвращались к номинальным значениям.
Для определения потенциала применения ВВТ в двигателях
внутреннего сгорания целесообразно проведение работ на газовых двигателях
с искровым зажиганием. Так же представляет интерес введение
кислородосодержащих и каталитических добавок, растворенных в воде.
Технологию можно рекомендовать как альтернативу сажевому фильтру
или каталитическому нейтрализатору для установки на уже эксплуатируемые
силовые установки как дополнительный модуль. Это позволит снизить
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Авдуевский, В.С. Снижение выбросов окислов азота от
энергетических установок путем ввода воды в зону горения факела [Текст] /
В.С. Авдуевский, У.Г. Пирумов, А.И. Папуша, В.А. Григорьев, Э.П. Волков,
В.И. Кормилицын // Труды Московского энергетического института (МЭИ). –
1984. – №50. – С. 3 – 19.
2. Александров, А.А. Теплофизические свойства рабочих веществ
теплоэнергетики: Интернет-справочник [Текст] / А.А. Александров, К.А.
Орлов, В.Ф. Очков. – М.: Издательский дом МЭИ. – 2009.
3. Алексеев, В.П. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и
работа поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для студентов
вузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» [Текст] / В.П.
Алексеев, В.Ф. Воронин, Л.В. Грехов и др.; Под общ. ред. А.С. Орлина, М.Г.
Круглова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990. – 288 с.:ил.
4. Алтухов, А.И. Зерновые источники альтернативного топлива
[Текст] / А.И. Алтухов // Вестник ОрелГАУ. – Орел, 2007. – №2. – С. 4 – 9.
5. Богданов, А.И. Повышение мощностных, экономических и
экологических показателей силовых установок за счет утилизации теплоты
отработавших газов / А.И. Богданов // Дисс. …канд. техн. наук. – Челябинск,
1999. – 180 с.:ил. Бретшнайдер, С. Свойства газов и жидкостей [Текст] / С.
Бретшнайдер. – М.-Л.: Химия, 1966. – 537 с.:ил.
6. Быстров, О.И. Повышение экономических и экологических
показателей дизеля путем реализации комбинированного шеститактного
цикла / О.И. Быстров // Дисс. …канд. техн. наук. – Челябинск, 2008. – 157 с.:ил.
7. Ведрученко, В.Р. Каталитическое воздействие водной фазы
водотопливных эмульсий и мобильные схемы их приготовления [Текст] / В.Р.
Ведрученко, М.В. Кокшаров, В.В. Крайнов // Промышленная энергетика. –
1998. – С. 47…49.
73
8. Вознесенский, В.А. Статистические методы планирования
эксперимента в технико-экономических исследованиях [Текст] / В.А.
Вознесенский. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 263 с.:ил.
9. Воронкова, Е. А. Управление энергоэффективностью в
растениеводстве (на примере Оренбургской области) / Е. А. Воронкова //
Автореф. дисс. … канд. эконом. наук. – Саратов, 2011.
10. Гаврилов, А.Ф. Влияние влаги, вводимой в горячий воздух, на
содержание оксидов азота в продуктах сгорания газа и мазута [Текст] / А.Ф.
Гаврилов, А.Д. Горбаненко, Е.Л. Туркестанова // Теплоэнергетика. – 1983. –
№10. – С. 13…15.
11. Гаркушина, С.В. Оценка эффективности использования
альтернативных видов моторного топлива на транспорте в регионе [Текст] /
С.В. Гаркушина // Вестник ВолГУ. Серия 3. – Волгоград, 2008. – №1(12). – С.
138…141.
12. Гонов, И.В. Двигатель Стирлинга: возможности и перспективы
[Текст] / И.В. Гонов, Ю.В. Локтионов // Развитие нетрадиционных источников
энергии: Сб. трудов ИАТЭ. – Обнинск, 1990. – С. 156-165. 165
13. Горячкин, А.В. Влияние содержания влаги в зоне горения на
эмиссию оксидов азота и серы [Текст] / А.В. Горячкин (Национальный
университет кораблестроения им. Адмирала Макарова, Херсонский филиал, г.
Херсон) // Науковiпрацi. Выпуск 18. Техногенна безпека. – С. 27…37. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://lib.chdu.edu.ua/pdf/naukpraci/politics/ 2004/31-18-3.pdf
14. ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.
15. ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний...54