Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 11
1.1 Понятие «коллектив» и «сплоченность» в психологопедагогической литературе 11
1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования
сплоченности ученического коллектива младших школьников... 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1 Выявление уровня сформированности сплоченности
ученического коллектива младших школьников 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию сплоченности ученического коллектива младших школьников
во внеурочной деятельности 34
2.3 Оценка динамики уровня сформированности сплоченности
ученического коллектива младших школьников 41
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Методический материал к диагностической методике «Какой у нас коллектив?» 54
Приложение Б Методический материал к диагностической методике «Солнце, дождик, тучка» 55
Приложение В Методический материал к диагностической методике «Определение индекса групповой сплоченности» 56
Приложение Г Методический материал к диагностической методике
«Психологический климат классного коллектива» 58
Приложение Д Сводные данные результатов исследования на констатирующем этапе 59
Приложение Е Сводные данные результатов исследования на контрольном этапе 62
Одной из наиболее актуальных проблем психолого-педагогических исследований является проблема сплоченности коллектива. Каждый человек со временем становится членом больших социальных групп, осуществляя при этом функции различного рода, развивается под влиянием данных групп, занимает при этом определенную позицию в социуме, а также становится вовлечен в систему норм и правил, которые присущи каждой социальной страте. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального школьного образования отражает модернизацию системы образования, где основной целью является всестороннее формирование школьника и приобщение его к различным видам деятельности. В этом контексте возникает необходимость формирования у детей младшего школьного возраста теоретических и практических навыков развития отношений в коллективе. Существует большое разнообразие методик, направленных на анализ проблем сплоченности учащихся, и все они подчеркивают важность коллектива в формировании личности каждого участника. В связи с этим, понятия «воспитанность» и «образованность» приобретают новые значения, учитывая потребность в создании комфортных условий для образовательного процесса.
Обучение в школе - это наиболее важный и длительный процесс становления личности ребенка, он оказывает сильное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста, так как ученический коллектив уже представляет собой своеобразную модель общества. То, насколько успешно он будет справляться с новой социальной ролью ученика, зависит от его собственных достижений и личностных качеств, от умения сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но на формирование самого коллектива большее влияние оказывает совместная деятельность.
В целом «Коллектив - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством».
«Коллектив класса (ученический коллектив) - это группа учеников, которая объединена социально и личностно значимой деятельностью, сознательным участием детей в организации этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях».
Необходимо помнить, что сам коллектив обусловлен в первую очередь системой межличностных взаимоотношений, следовательно, как и в любом коллективе, встаёт вопрос групповой сплоченности. Сплочение коллектива достаточно сложный процесс. Это подтверждается в работах А.И. Донцовой, которая рассматривает сплоченность в зависимости от концентрации на определенный групповой процесс. Эффективность и результативность деятельности каждого участника группы зависит от того, насколько ему комфортно, а это, в свою очередь, зависят от степени сплоченности коллектива, особенностей межличностных взаимоотношений между членами группы и характера среды. Таким образом, группа сплоченных учеников - один из важнейших факторов формирования личности ребенка.
Отечественные и зарубежные исследователи и ученые, которые занимались изучением сплоченности школьного коллектива: Дж. Морено, К. Фопель, Л. Фестингер, Н.П. Аникеева, Л.П. Буева, В.В. Давыдов,
А.И. Донцов, А.С. Макаренко, А.В. Петровский. Не смотря на большое количество учёных, занимающихся исследованием данной проблемы, она требует усовершенствованных методик. Одной из основных проблем формирования сплоченности ученического коллектива, считается обеспечение дружеской атмосферы во время коллективной деятельности, стимулирование стремления учеников оказывать помощь друг другу и поддерживать своих одноклассников.
...
«Внеурочная деятельность является одним из важнейших элементов образовательного процесса, это неотъемлемая часть учебного плана, которая помогает формировать сплоченность ученического коллектива младших школьников. Главная цель внеурочной деятельности - развитие навыков социализации и работы в команде, достижение воспитательных результатов».
Многие ученые, отечественные и зарубежные исследователи изучали сплоченность школьного коллектива: Дж. Морено, К. Фопель, Л. Фестингер, Н.П. Аникеева, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, А.И. Донцов, А.С. Макаренко, А.В. Петровский.
Целью констатирующего этапа нашего исследования стало выявление уровня сплоченности ученического коллектива младших школьников. Проводилось исследование в двух группах: экспериментальной и
контрольной. Анализ результатов констатирующего этапа позволил нам отнести большую часть детей к одному из уровней сформированности сплоченности. В экспериментальной группе низкий уровень был выявлен у 5 человек (22%), средний уровень у 11 человек (48%), а высокий уровень у 7 человек (30%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 6 человек (26%), средний уровень у 10 человек (44%), высокий уровень у 7 человек (30%).
Анализ результатов диагностического исследования показал, что для улучшения взаимодействия между учениками младшей школы необходимо провести специальную организованную работу, направленную на повышение уровня сплоченности в коллективе.
«Данные констатирующего этапа были использованы для
формирования гипотезы и ее проверки на формирующем этапе экспериментальной работы.
Деятельность по формированию сплоченности ученического коллектива младших школьников включала в себя три этапа.
На первом этапе были определены упражнения и задания в соответствии с критериями уровня сформированности сплоченности ученического коллектива младших школьников для организации внеурочной деятельности» [24]. «А.С. Макаренко считал, что формирование
сплоченности в школьном коллективе является одной из важнейших задач воспитания. Он предлагал создавать условия для активного участия каждого ученика в жизни класса, развивать у них чувство ответственности и взаимопомощи, а также проводить коллективные мероприятия, которые способствуют укреплению духовной связи между участниками коллектива».
На втором этапе формирующего эксперимента мы распределили роли в данном мероприятии. Его участниками являлись ученики 3«А» и 3«Б» классов. В каждом классе по 23 человека. 3«А» был экспериментальной группой, а 3«Б» контрольной группой. Проводили эксперимент мы вместе с классными руководителями.
На третьем этапе формирующего эксперимента мы организовали совместную внеурочную деятельность с проведением упражнений и заданий на повышение уровня сплоченности коллектива. Были организованы занятия, на которых детям были предложены упражнений и задания: «Волшебный клубочек»; «Снежный ком»; «Сочиняем сказку»; «Крокодил»; «Тайна»; «Мой портрет в лучах солнца»; «Прогноз погоды»; «Остров конфликтов»; «Живая скульптура»; «Театральный этюд».
Чтобы оценить проделанную на формирующем этапе работу, мы провели контрольный этап исследования, результаты которого показали, что в экспериментальной группе низкий уровень диагностирован у 4 человек (20%), средний уровень у 8 человек (34%), а высокий уровень у 11 человек (46%).
В контрольной группе на контрольном этапе диагностированы такие результаты: низкий уровень у 4 человек (20%), средний уровень у 7 человек (31%), а высокий уровень у 12 человек (49%).
...
1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия // Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. М. : Аспект Пресс, 2001. С. 107-110.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М. : Наука, 2003. 224 с.
3. Берлинская И. В., Кузина О. Л. Формирование классного коллектива как фактор успешной социализации младших школьников. 2019. № 2 (27). 36 с.
4. Богданов В. А., Агеев В. С., Безносов С. П. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально - психологических понятий / Ленисдат, 1987. 144 с.
5. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М. : Эксмо, 2015. С. 464.
6. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. Теория и практика работы классного руководителя // учебное пособие. Мир науки, 2016. 140 с.
7. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. М. : Академия, 2000. 288 с.
8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2014. 223 с.
9. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М. : МГУ, 2015. 128 с.
10. Дуда И. В., Петрик Н. А. Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изо терапии в условиях инклюзивного образования // Молодой учёный, 2018. № 22 (208). С. 312-315.
11. Дурнева Т. В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Текст: электронный // Поволжский педагогический поиск, 2016. С. 31-35
12. Журавский Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. М. : изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 360 с.
13. Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе // СПб. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. 115 с.
14. Степанова Е. Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М. : Владос, 2000. 147 с.
15. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. М. : Просвещение, 2004. 268 с.
... всего 31 источник