С 2015 года в Консолидированном Бюджете РФ не предусмотрено субсидий на покрытие расходов ФГУП «Почта России», а новая стратегия развития ФГУП «Почта России» предполагает переход на полную самоокупаемость в течение ближайших лет. Основная деятельность почтового оператора тем временем убыточна. В силу ограничений, наложенных на почтового оператора Всемирным почтовым союзом и Федеральной службой по тарифам, ФГУП «Почта России» не может сократить расходы на основную деятельность путем сокращения количества обслуживаемых отделений и одновременно не может повысить доходы путем повышения тарифов на почтовые услуги.
Перед ФГУП «Почта России» остро стоит необходимость найти источник дохода, который бы смог окупить затраты на предоставление почтовых услуг и обеспечить возможность дальнейшего функционирования и развития компании. Таким источником стала диверсификация компании – выход на рынки дополнительных услуг.
Проблематика исследования состоит в следующем: являясь источником дохода, диверсификация, однако имеет негативные последствия для компании. В частности, большое количество и высокий объем оказания дополнительных услуг ФГУП «Почта России» может отвлекать трудовые и материальные ресурсы от основной деятельности, повышать транзакционные издержки, снижать эффективность управления компанией.
Положение ФГУП «Почта России» осложнено тем, что эта компания трансрегиональная. Почта оказывает основные и дополнительные услуги в 42 000 однотипных отделений в разных регионах страны. До недавнего времени набор услуг для различных регионов был стандартизированным, однако спрос на различные дополнительные услуги в регионах разнится.
Перед руководством ФГУП «Почта России» стоит необходимость реформирования портфеля услуг таким образом, чтобы смягчить негативные последствия диверсификации и учесть региональную специфику, не потеряв при этом доходов от оказания дополнительных услуг.
Объект исследования – услуги, оказываемые ФГУП «Почта России», предмет – диверсификация этих услуг.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать инструментарий для реформирования структуры услуг и с использованием разработанного инструментария определить особенности диверсификации ФГУП «Почта России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие диверсификации;
2. Выявить и охарактеризовать основные мотивы для диверсификации компаний;
3. Выявить и охарактеризовать последствия диверсификации для компаний;
4. Проанализировать мотивы для диверсификации ФГУП «Почта России»;
5. Проанализировать последствия диверсификации для ФГУП «Почта России»;
6. Определить характерные черты диверсификации деятельности ФГУП
«Почта России»;
7. Выявить и адаптировать инструментарий для реформирования портфеля услуг;
8. Апробировать инструментарий к структуре услуг ФГУП «Почта России»
в Санкт-Петербурге.
В основе исследования лежат теория диверсификации деятельности фирмы, ресурсная концепция фирмы и концепция портфельного анализа (стратегического анализа диверсификации фирмы). В работе были также использованы элементы теории транзакционных издержек и теории агентских отношений.
Основными методами исследования стали: анализ фактологического материала, проведение опроса и анализ полученных первичных данных, построение кубической матрицы услуг диверсифицированной компании.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Первая глава исследования, посвященная диверсификации ФГУП «Почта России», основана на работах российских и зарубежных ученых на тему видов, стратегий, преимуществ и негативных последствий диверсификации. В частности, используются труды И. Ансоффа, Р. М. Гранта, Э. Пенроуз, Р. Рамелта, А. А. Томпсона и А.Дж.Стрикленда, А. Д. Чандлера, И.Б.Гуркова и В. С. Катькало. Источниками для первой главы также послужили российские и международные законодательные акты, в частности Международная почтовая конвенция, федеральные законы и постановления Правительства РФ; учредительные, регулирующие документы и документы стратегического планирования ФГУП «Почта России», данные официального сайта компании и публикации СМИ, посвященные отрасли почтовой связи и ФГУП «Почта России».
Источниками, использованными во второй главе, стали работы российских и зарубежных авторов, посвященные стратегическому анализу диверсификации (портфельному анализу», матричному анализу, концепции компетенций фирмы. В частности, приводятся работы Э. Сегев, К. К.Прахалада и Г. Хамела, В. Р. Веснина, И. Б. Гуркова. Основу второй главы составляют фактологические данные аналитических обзоров, консалтинговых исследований и публикаций СМИ о рынках услуг, предоставляемых ФГУП «Почта России», и данные об услугах, представленные на официальном сайте почтового оператора.
Формат исследования: консалтинговый проект. Предполагаемым результатом работы является инструментарий для реформирования структуры услуг – алгоритм стратегической диверсификации ФГУП «Почта России», адаптированный к специфике компании, и свод рекомендаций по реформированию существующей структуры услуг. Разработанный инструментарий может быть применен управляющими макрорегиональных центров ФГУП «Почта России» при разработке стратегий развития почтовых макрорегионов, а также
при принятии решений о реформировании структуры услуг в почтовом макрорегионе.
Свод рекомендаций, полученный путем апробации разработанного инструментария к услугам компании в Санкт-Петербурге, может быть использован руководством регионального филиала ФГУП «Почта России» для принятия решений о реформировании системы услуг.
В ходе исследования диверсификации компаний было дано наиболее полное, но операбельное определение диверсификации как стратегии развития компании. Были выделены способы реализации данной стратегии; определены особенности диверсифицированной компании – наличие структурных бизнес единиц, специфическая роль корпоративного центра и многоуровневость системы; были охарактеризованы подходы к диверсификации услуг трансрегиональной компании – стандартизация или региональная адаптация бизнес-процессов, ассортиментной и товарной политики.
Были выявлены и охарактеризованы мотивы (то есть причины и выгоды диверсификации) и негативные последствия диверсификации для компаний.
Были сформулированы три критерия чрезмерной диверсификации.
Далее были рассмотрены особенности функционирования ФГУП «Почта России», в частности специфические ресурсы компании, действующая и планируемая организационные структуры, была составлена структура услуг компании. Указанные шаги позволили в дальнейшем определить характерные особенности диверсификации ФГУП «Почта России» и адаптировать алгоритм стратегического анализа диверсификации для ФГУП «Почта России».
На основании выявленных ранее возможных мотивов и последствий диверсификации, были определены и охарактеризованы мотивы и негативные последствия диверсификации для ФГУП «Почта России».
Так, диверсификация имела как позитивные, так и негативные последствия для ФГУП «Почта России». Диверсификация услуг привела к появлению возможностей для дальнейшего роста, экономии на диапазоне и на разнообразии, к возможности использовать перекрестное субсидирование, и возможности адаптироваться к изменениям внешней среды. В то же время наличие большого количества услуг снижает эффективность деятельность компании, в том числе через отвлечение трудовых и материальных ресурсов, и снижает эффективность управления компании, в частности из-за неприспособленной к диверсификации организационной структуры оператора. Выход на многочисленные рынки услуг также увеличивает транзакционные затраты компании, а многоуровневая структура диверсифицированной Почты усиливает агентский конфликт.
В практической части исследования был применен стратегический анализ диверсификации. Практическая часть состояла из адаптации традиционного алгоритма анализа, в частности адаптации матричной модели, к специфике Почты, апробации полученного алгоритма к услугам компании в Санкт-Петербурге и определению рекомендаций по результатам примененного инструментария.
Использование стратегического анализа диверсификации позволяет ответить на 3 ключевых вопроса о Почте России: в каком положении диверсифицированная предприятие находится сейчас; какой Почта хочет быть в перспективе; какие действия необходимо для этого предпринять. С практической же точки зрения, стратегический анализ диверсификации (портфельный анализ) был использован как инструмент реформирования портфеля услуг. Цель анализа– сравнение услуг для принятия решений о том, какие из них являются перспективными, какие требуют дополнительных инвестиций, наконец, на каких услугах компании сконцентрировать усилия и ресурсы, а от каких услуг стоит отказаться.
Учитывая организационную структуру Почты, в основном отсутствие структурных бизнес-единиц, несколько этапов традиционного алгоритма портфельного анализа были исключены. Двухмерная матрица, использовавшаяся в традиционном алгоритме, была заменена более полной трёхмерной матрицей. Параметры трехмерной матрицы также были изменены, в силу использованных Почтой способов реализации стратегии диверсификации. Для того, чтобы реформирование структуры услуг учитывало региональную специфику, один из этапов алгоритма был изменен и дополнен опросом населения региона.
Разработанный анализ диверсификации Почты России включает 4 этапа: оценку существующего положения фирмы (1), матричный анализ портфеля бизнесов/услуг (2), сравнение перспективности бизнесов/услуг (3), и рекомендации по корректировке стратегии диверсификации, а именно структуры услуг диверсифицированной компании (4).
Адаптированный матричный анализ (2) включает три параметра: привлекательность рынка: наличие спроса на услугу, долю услуги в общем доходе компании и потенциал роста рынка; стратегическую совместимость ключевых факторов успеха: требуемых на рынке и имеющихся у компании; силу компании: самостоятельность компании на рынке и долю компании в цепочке создания ценности.
Разработанный алгоритм анализа может быть использован на уровне руководства макрорегиональными центрами ФГУП «Почта России» при разработке стратегии развития макрорегиона. Алгоритм позволяет формировать приоритеты развития в оказании услуг в кратко-, средне-, и долгосрочной перспективе; выявлять услуги, от которых необходимо отказаться в регионе; и определять необходимые направление инвестиций в различные услуги.
Использование в алгоритме опроса населения региона позволяет применять алгоритм при разработке адаптированного к региональному спросу ассортимента услуг.
Алгоритм стратегического анализа диверсификации ФГУП «Почта России» был апробирован к услугам ФГУП «Почта России» в Санкт-Петербурге.
По результатам анализа, ФГУП «Почта России» рекомендовано в краткосрочной перспективе продолжать оказывать услуги по выплате пенсий и социальных пособий, услуги офис-центра, услуги по приему платежей в пользу третьих лиц. В среднесрочной перспективе сконцентрировать усилия и ресурсы на услугах по осуществлению денежных переводов, продаже прессы, продаже канцелярских товаров и лотерейных билетов. В долгосрочном плане наиболее перспективными являются услуги по пересылке посылок, услуги курьерской доставки, государственные услуги, банковские услуги и услуги по продаже филателистической продукции.
Таким образом, в долгосрочной перспективе ФГУП «Почта России» может стать эффективным поставщиком почтово-финансовых услуг. Для этого ФГУП «Почта России» необходимо планомерно реформировать структуру услуг, в частности отказаться от оказания ряда услуг, и вложить имеющиеся ресурсы по ряду направлений развития услуг.
В краткосрочной перспективе ФГУП «Почта России» рекомендуется отказаться от продажи авиа- и железнодорожных билетов, продажи билетов на культурные мероприятия, оказания услуг связи (телеграфной, телефонной, коллективного доступа в сеть Интернет), а также от страховых услуг. В среднесрочном плане услуги, перспективные лишь в краткосрочном плане, становятся следующими претендентами на исключение из портфеля. Соответственно, в долгосрочной перспективе компании возможно придется отказаться от услуг, перспективных лишь в среднесрочном плане. Постепенное реформирование структуры услуг должно сопровождаться проведением дополнительных портфельных анализов.
На основании проведенного анализа ФГУП «Почта России» рекомендовано осуществлять инвестиции в следующих направлениях. Во-первых, инвестировать в технологии, повышающие эффективность процесса предоставления услуг: технологии, понижающие долю ручного труда при пересылке; оптимизацию логистических маршрутов; обновление ИТ-инфраструктуры отделений; внедрение электронной очереди. Во-вторых, необходимо развитие Почта Банка, так как многие услуги в среднесрочной перспективе перейдут в сектор банковского обслуживания (платежи, денежные переводы, пенсии и социальные платежи). В-третьих, необходимы меры по стимулированию спроса на услуги среди различных возрастных категорий.
Результаты анализа могут быть применены руководством почтового
макрорегиона «Северо-Запад» при разработке макрорегиональной стратегии развития ФГУП «Почта России» и принятии решений о региональной адаптации ассортимента услуг.
1. Анализ розничного рынка канцтоваров: новое исследование компании AS Marketing[Электронный ресурс]// AS Marketing. —2016. —Режим доступа:http://www.segment.ru/review/zorka/analiz_roznichnogo_ryinka_kantstovarov_novoe_issledovanie_kompanii_as_marketing/(дата обращения: 24.05.2016).
2. Белоусова, Е. М. Особенности выбора предприятиями стратегии диверсификации производства / Е. М. Белоусова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. ― 2013 год. ― №6. ― С. 12-15.
3. Будущее печатной прессы: цифры, факты и прогнозы[Электронный ресурс]// 4P. — 2014. —Режим доступа:http://www.4p.ru/main/research/151859/(дата обращения: 24.05.2016).
4. Буланова, Е. А. Методические принципы формирования стратегии диверсификации / Е. А. Буланова, И. И. Петрова // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. ― СПб., 2013. ― С. 316-327.
5. В Санкт-Петербурге доля Сбербанка на рынке оплаты услуг ЖКХ увеличилась до 70%[Электронный ресурс]// Ассоциация банков Северо-Запада. — 2016. —Режим доступа:http://www.nwab.ru/banks/banknews/320/58852(дата обращения: 24.05.2016).
6. Вакансия: Оператор связи в Москве, работа в компании Почта России
[Электронный ресурс] // Superjob. — 2016. —Режим доступа:http://www.superjob.ru/vakansii/operatorsvyazi28044386.html(дата обращения: 24.05.2016).
7. Введя комиссии за оплату услуг ЖКХ, Сбербанк отдал рынок владельцам терминалов[Электронный ресурс]// Prokioski. — Режим доступа:http://prokioski.ru/news/1938.html(дата обращения: 25.05.2016).
8. Веснин, В. Р. Стратегии диверсификации для надежного бизнеса [Электронный ресурс]/ В. Р. Веснин // Библиотека института независимой оценки. — 2013. — Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=012562 (дата обращения: 24.05.2016).
9. Веснин, В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин ― М. : ТЕ Велби, Изд-во Проспект, 2006. ― 328 с.
10. Всемирная почтовая Конвенция : утверждена Всемирным Почтовым Союзом 12 августа 2008 года [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3783/(дата обращения: 22.05.2016).
11. ВТБ 24 и «Почта России» создали Почта Банк[Электронный ресурс] // LENTA.RU — Режим доступа:https://lenta.ru/news/2016/01/28/postbank/(дата обращения: 25.05.2016).
12. Выплата пенсий и пособий [Электронный ресурс] // Почта России. — 2016. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/pension(дата обращения: 25.05.2016).
13. Глава "Почты России" отправлен в отставку [Электронный ресурс] // РБК. — 2013. —Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/19/04/2013/854753.shtml(дата обращения: 24.05.2016).
14. Годовой отчет 2014 / Почта России. — 2014. — 68 с.
15. ГОСТ Р 5 2113-2014. Услуги населению: Номенклатура показателей качества услуг [Электронный ресурс] // Единая база ГОСТов РФ. — Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-52113-2003(дата обращения: 18.05.2016).
16. Грант, Р. Современный стратегический анализ / Р. Грант. ― 7-е изд. ― СПб. : Питер, 2012. ― 544 с.
17. Гурков, И. Б. Алгоритмы корпоративной стратегии/ И. Б. Гурков. ― Москва, 2008.
18. Денежные переводы «КиберДеньги» (по России)
[Электронный ресурс] // Почта России. ― Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/cybermoney_russia(дата обращения: 22.05.2016).
19. Джонсон,Д. Корпоративная стратегия: теория и практика / Д. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. ― 7-е изд. ― М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2007. ― 800 с.
20. Доставка посылочной почты курьером[Электронный ресурс]// Почта России. ― Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/postuslug/dost_kurierom(дата обращения: 22.05.2016).
21. За рубежом появится сеть филиалов "Почты России" [Электронный ресурс]//
Правда.― 2013.― Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/society/25-10-2013/1179502-pochta-0/(дата обращения: 22.05.2016).
22. Заявление генерального директора ФГУП «Почта России» А.Н. Киселев на V заседании ЦК Общероссийского профсоюза работников связи РФ [Электронный ресурс]//
EMS Russian Post.― 2009. ―Режим доступа: www.emspost.ru/ru/news/?objid=1d613be7ee844235992676902b5fc24e (дата обращения: 22.05.2016).
23. Иванова, Ю. Н. Действия и основные ошибки компаний при разработке стратегии выхода на региональные рынки / Ю. Н. Иванова, В. В. Иванов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2009. — Т.7. —№4. — С. 57–73.
24. Иванова, Ю. Н. Стандартизация и диверсификация деятельности региональных филиалов // Журнал «Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов». ― 2011. ―№2 (38) . ― С. 98-112.
25. Ивашковская, И. В. Эмпирический анализ эффективности корпоративной диверсификации на растущих рынках капитала на примере группы BRIC / И. В. Ивашковская, С. А. Шамраева, Е. Е. Григориади // Экономический журнал ВШЭ. ― 2009. ― № 3. ― С. 360–382.
26. Ильин, С. С. Экономика / С. С. Ильин, Т. И. Васильева ― М. : СЛОВО, 2010. ― 544 с.
27. Импульсивные покупки и приверженность покупателей[Электронный ресурс]// IMSPM. ― Режим доступа:http://imspm.spb.ru/articles/271519.php(дата обращения: 25.05.2016).
28. Интервью с гендиректором Почты России [Электронный
ресурс]// РБК. ― Режим доступа: http://www.rbc.ru/interview/technology_and_media/18/06/2015/557eb3429a7947472827aa42(дата обращения: 22.05.2016).
29. Исследование рынка частных потребителей услуг платного ксерокопирования [Электронный ресурс]// Журнал «Маркетинг В России и за рубежом».― Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/1999/5/210.html(дата обращения: 25.05.2016).
30. К дню российской прессы [Электронный ресурс]// ВЦИОМ. — 2015. — Режим доступа:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115113(дата обращения: 22.05.2016).
31. Катькало, В. С. Современные трактовки стратегий диверсификации / А. В. Бухвалов,
В. С. Катькало// Российский журнал менеджмента. ― 2008. ― Том 6, № 1. ― С. 57–64.
32. КиберПочт@ [Электронный ресурс]// Почта России. ― Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/uslforpeople/cyberpost(дата обращения: 25.05.2016).
33. Ключевые факторы успеха в отрасли [Электронный ресурс]// Студми. ― 2013.
― Режим доступа: http://studme.org/49884/marketing/klyuchevye_faktory_uspeha_otrasli(дата обращения: 22.05.2016).
34. Коротаева, Н. В. Тенденции развития банковской системы России в современных условиях/ Н. В. Коротаева, Т. В.Борисова// Журнал Социально-экономические явления и процессы. ― 2014. ―№ 3 (9).
35. Макрорегионы // Журнал «Почта России». — 2015. — №1 (118) .
36. Махнушина В. Н., Шинкевич А. Н. Современные виды и формы диверсификации // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 10. — С. 1459-1468.
37. О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи : постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. № 637 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2016).
38. О компании [Электронный ресурс]// ФГУП Издатцентр «Марка». —Режим доступа:http://www.rusmarka.ru/about.aspx(дата обращения: 24.05.2016).
39. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов :федер. закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) : Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года : одобрен Советом Федерации 26 ноября 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2016).
40. Обзор российского рынка канцелярских товаров[Электронный ресурс]// Информационный портал межрегионального делового сотрудничества. — 2015. —Режим доступа:http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-7851.html(дата обращения: 24.05.2016).
41. Обзоры российских аукционов: Новый рекорд филокартического рынка в России: 240 тысяч рублей за почтовую открытку [Электронный ресурс] // ArtInvestments.ru. — 2016. —Режим доступа:http://artinvestment.ru/invest/russia/20160126_rusenamel.html(дата обращения: 24.05.2016).
42. Описания услуг [Электронный ресурс] // Личный кабинет. — Режим доступа: http://lichnyjcabinet.ru/(дата обращения: 24.05.2016).
43. Петров, А. Н. Стратегический менеджмент / А. Н. Петров ― СПб. : Питер, 2005. ― 496 с.
44. Письмо с прибылью [Электронный ресурс] // РБК. ― 2016. ― Режим доступа:http://www.rbc.ru/newspaper/2016/05/17/5739e7529a79479e54c61680(дата обращения: 24.05.2016).
45. Почта доставила прибыль [Электронный ресурс] // Ведомости. ― 2016. ― № 4058. ― Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/19/638194-pochta-rossii(дата обращения: 24.05.2016).
46. Почта России: с 37% до 50% рынка e-commerce за два года[Электронный ресурс]//Retail and loyalty journal. — 2015. —Режим доступа: http://www.retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art186995/(дата обращения: 24.05.2016).
47. Почта России ищет консультантов для реорганизации бизнеса [Электронный ресурс] //Ведомости. ― 2016. ― № 4007. ― Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/02/03/626542-pochta-rossii-ischet-konsultantov-dlya-reorganizatsii-biznesa (дата обращения: 24.05.2016).
48. ПочтаРоссиина 13 % увеличилапродажипрессы в отделениях
[Электронный ресурс] // Почта России. ― 2016. ― Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/newscompany/item?newsid=8538(дата обращения: 24.05.2016).
49. Почта России ответила на вопросы клиентов Рутаобао
[Электронный ресурс] // Рутаобао. ― 2013. ― Режим доступа: http://kupinatao.com/Blog/post/2013/01/15/russianpost-otvety.aspx(дата обращения: 24.05.2016).
50. Почта России откажется от продажи еды в крупных городах [Электронный ресурс] //LENTA.RU. — 2015. —Режим доступа: https://lenta.ru/news/2013/09/27/nofood/(дата обращения: 24.05.2016).
51. Почта России увеличила выручку от продажи почтовой
продукции – упаковки, периодики и канцелярских товаров
[Электронный ресурс]// Почта России. — 2015. —Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/newscompany/item?newsid=8459(дата обращения: 24.05.2016).
52. Почтовый депозит ВТБ [Электронный ресурс]// Ведомости. ― 2016. ― № 4004. ― Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/01/29/625963-pochta-bank-sosredotochitsya-privlechenii-deneg-grazhdan(дата обращения: 24.05.2016).
53. Правила оказания услуг почтовой связи [Электронный
ресурс]// Почта России. —Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/documents/postrules/postrules1 (дата обращения: 10.05.2016).
54. Приёмкоммунальныхплатежей[Электронный ресурс]// Почта России. —Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/municipalpayments(дата обращения: 25.05.2016).
55. Продажа билетов [Электронный ресурс]// Почта России. —Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/uslforpeople/saletickets(дата обращения: 25.05.2016).
56. Продуктовое планирование [Электронный ресурс]//Лекции.Ком. — 2014. —Режим доступа: http://lektsii.com/1-34242.html(дата обращения: 24.05.2016).
57. Продуктовый портфель фирмы [Электронный ресурс]// Экономический портал Economix. —Режим доступа:
http://economix.in.ua/books/konspekti/1/marketing/55/55.php (дата обращения: 10.05.2016).
58. Развитиеконкуренциинарынкеоказаниягосударственныхуслуг[Электронный ресурс]// Журнал «Бюджет». — Режим доступа: http://bujet.ru/article/156590.php(дата обращения: 24.05.2016).
59. Реализация лотерей [Электронный ресурс]// Почта России. —Режимдоступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/uslforpeople/salelotteries(дата обращения: 24.05.2016).
60. Рынок денежных переводов из России сократился на 5%, до 761,4 млрд рублей[Электронный ресурс]// Деловой Петербург. — 2015. — Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2016/03/10/Rinok_denezhnih_perevodov/(дата обращения: 24.05.2016).
61. Рынокпечатнойпрессы: спасениеутопающих
[Электронный ресурс]// Adindex. — 2015. — Режим доступа: http://adindex.ru/publication/analitics/conjuncture/2015/09/21/128051.phtml(дата обращения: 24.05.2016).
62. Рынок широкопечатной печати растет [Электронный ресурс]// Журнал Наружка. —Режимдоступа:http://www.ridcom.ru/publications/68/(дата обращения: 25.05.2016).
63. Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 года
[Электронный ресурс]//J’son&PartnersConsulting. —Режимдоступа:http://www.shopolog.ru/metodichka/logistics/j-son-partners-consulting-rynok-ekspress-dostavki-v-rossiyskoy-federacii-itogi/(дата обращения: 24.05.2016).
64. Справочная информация о ФГУП «Почта России»[Электронный ресурс]// Почта России. —Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/info (дата обращения: 10.05.2016).
65. Срочные денежные переводы «Форсаж»[Электронный ресурс]// Почта России. —Режимдоступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/forsage (дата обращения: 10.05.2016).
66. Стратегический анализ диверсифицированных компаний[Электронный ресурс] // Электронный учебно-методический комплекс. —Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_06/strat_managment/02_05.html(дата обращения: 21.05.2016).
67. Стратегияразвитияфедеральногогосударственногоунитарногопредприятия«ПочтаРоссии» на период до 2018 года[Электронный ресурс]// Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. —Режим доступа: www.minsvyaz.ru/ru/documents/4518/ (дата обращения: 24.05.2016).
68. Страховые услуги [Электронный ресурс]// Почта России. —Режимдоступа:http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/finuslug/insurance(дата обращения: 24.05.2016).
69. Титаренко, Е. Россвязь следит за доходами[Электронный ресурс]/ Е. Титаренко //ComNews. — 2016. — Режим доступа: http://www.comnews.ru/node/100838(дата обращения: 25.05.2016).
70. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Томпсон А.А., СтриклендА.Дж. ― М. : Москва, 1998. — 576 с.
71. Третьяк, О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления / О. А. Третьяк ―
М. : ИНФРА-М, 2005. ― XII. ― 403 с.
72. Услуги и сервисы [Электронный ресурс]// Почта России. —Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home (дата обращения: 10.05.2016).
73. Устав федерального государственного предприятия «Почта России» [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа:
http://fc.russianpost.ru/Download/AboutRussianPost/charter/charter_01072013.pdf(дата обращения: 23.05.2016).
74. Филателия [Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа: http://www.russianpost.ru/resp_engine.aspx?Path=RP/SERVISE/RU/Home/postuslug/Philately (дата обращения: 25.05.2016).
75. Филиал RussianPost в Берлине[Электронный ресурс] // Почта России. — Режим доступа:http://www.russianpost.ru/rp/filials/ru/home/f_b(дата обращения: 23.05.2016).
76. Флек, М. Б. Практическая экономика предприятия: синергетический подход / М. Б. Флек, Е. А. Угнич, И. В. Богуславский, Ю. Б. Слюсарь // ScientificmagazineKontsep. ― 2014. ― С. 208-224.
77. Фролова, Е. И. Современные реалии рынка розничных банковских услуг в России// Журнал Новый университет. ― 2011. ― № 8 (8).
78. Фут, Н. Роль корпоративного центра / Н. Фут, Д. Хенсли, М. Лэндсберг, Р. Моррисон// Вестник McKinsey: Теория и практика управления. — 2003. — №1. — С. 49–76.
79. Шамраева, С. А. Издержки и выгоды корпоративной диверсификации / С. А. Шамраева// Корпоративные финансы. ― 2010. ― №2(14) . ― С. 36-48.
80. Aghion, P. Formalandrealauthorityinorganizations / P. Aghion, J.Tirole // JournalofPoliticalEconomy.― 1997.―№105.― P. 1–29.
81. Allison, D.Top 4 SignsOfOver-Diversification [Электронный ресурс]/ D. Allison // Investopedia.―Режим доступа: http://www.investopedia.com/articles/financial-theory/11/signs-of-over-diversification.asp(датаобращения: 24.05.2016).
82. Ansoff, H. I. Strategiesfordiversification / H. I. Ansoff.―BradfordUniversityPress, 1971. ― 380 p.
83. Chandler, A.D. StrategyandStrusture: A ChapterintheHistoryofIndustria / A. D. Chandler. ―Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.― 480 p.
84. Constantinides, G. M. Handbook of the economics of finance / G. M. Constantinides, M. Harris, R. Stulz // Corporate Finance Elsevier B.V. ― 2003.
85. Development strategies for the postal sector: an economic perspective
[Электронный ресурс]// Universal Postal Union. ― 2014. ―Режим доступа: http://www.upu.int/uploads/tx_sbdownloader/publicationTrendsDevelopmentStrategiesForThePostalSectorEn.pdf(датаобращения: 23.05.2016).
86. Duhaime, I. M. StrategicThinking: Today’sBusinessImperative / I. M. Duhaime, L.Stimpert, J.Chesley // Routledge. ― 2012. ―P. 222-253.
87. Griffin, R.W. Management / Ricky W. Griffin. ― 12thEdition. ― Cengage Learning, 2013. ― 393 p.
88. Harper, N. Are you too focused? / N. Harper, S. P. Vignerie //McKinseyQuarterly. — 2002. — P. 29-37.
89. Kono, T.StrategyandStructureofJapaneseEnterprises / T. Kono // Macmillan. —1984. — 320 p.
90. Liebeskind, J.P. InternalCapitalMarkets: Benefits, Costs, andOrganizationalArrangements/ J. P. Liebeskind// OrganizationScience. — 2000. — 11(1). — P.58–76.
91. Martin, J. D. Corporate Diversification and Shareholder Value: A Survey of Recent Literature / J. D. Martin, A. Sayrak // Journal of Corporate Finance. — 2003. — №9. — P.37-57.
92. Mollet, P.DiversificationintologisticsstrategiesforincumbentpostaloperatorsinEurope // EPFL, Lausanne. — 2008.
93. Montgomery, C.A. CorporateDiversification/ C. A. Montgomery //JournalofEconomicPerspective. — 1994. —8(3). — P.163–178.
94. Morris, W. T. Diversification [Электронный ресурс]/ William T. Morris // ManagementScience. — 1958. — Vol. 4, No. 4. — Режим доступа: http://search.jstor.org/ (дата обращения: 23.05.2016).
95. Palich, L. E. Curvilienearityinthediversification-performancelinkage: anexaminationofoverthreedecadesofresearch/ L. E. Palich, L.B. Cardinal, C. Miller // StrategicManagementJournal. ― 2000. ― vol. 21. ― P.155-174.
96. Parenting Fir Matrix[Электронный ресурс]/ MBA Knowledge Base. — Режимдоступа:http://www.mbaknol.com/strategic-management/parenting%E2%80%93fit-matrix/(датаобращения: 23.05.2016).
97. Penrose, E. TheTheoryofthe Growth of theFirm/ E. Penrose.― Oxford: BasilBlackwell, 1959. ― 280 p.
98. PostOffices&LocalGovernment – InternationalLiteratureReview
[Электронный ресурс]// ConsumerFocusScotland.―2011.―Режимдоступа:http://postandparcel.info/files/2012/02/POs-Government-Services-International-Comparisons-Final-Triangle-Report.pdf(датаобращения: 25.05.2016).
99. Prahalad, C. TheCoreCompetenceoftheCorporation / C. Prahalad, G.Hamel.―HarvardBusinessReview, 1990.― P. 18-46.
100. Puranam, P. CorporateStrategy: ToolsforAnalysisandDecision-Making / P. Puranam, B. Vanneste // CambridgeUniversityPress, 2016. ― P. 90-98.
101. Ramanujan, V. Researchoncorporatediversification: A synthesis[Электронный ресурс]/ V. Ramanujan, P. Varadarajan // StrategicManagementJournal. — 1989. — Vol. 10 (6). — Режим доступа: http://search.jstor.org/ (дата обращения: 23.05.2016).
102. Response Rate Report, 2012 / Direct Marketing Association (DMA). ― Berlin,
2012. ― 127 p.
103. Rumelt, R. P. Strategy, StructureandEconomicPerformance/ P. R. ― RumeltHarvardUniversityPress, 1974. ― 420 p.
104. Segev, E. Corporate Strategies (Portfolio Models) / E. Segev. ― London: International Thompsom Publisher, 1997 – 356 p.
105. Sudarsanam, S. Creatingvaluefrommergersandacquisitions: thechallenges, aninternationalandintegratedperspective/ S. Sudarsanam. ― 4th ed. ― FinancialTimes: PrenticeHall, 2003. ― 616 p.
106. Teece, D. EconomicsofScopeandtheScopeoftheEnterprise //JournalofEconomicBehaviorandOrganization. ― 1980. ― I. ― P.223–247.
107. Whittington, R. TheEuropeanCorporation: Strategy, StructureandSocialScience / R. Whittington, M. Mayer. ― OxfordUniversityPress, 2000. ― 536 p.
108. Wright, P. Intelligence-driven Management Optimizes Urban Resources[Электронный ресурс]/ Pearl Wright // The Magazine for Global
Advantechers and Partners. ― 2015. ― No.17. ― Режим доступа:http://advcloudfiles.advantech.com/ecatalog/MyAdvantech/MyAdvantech_No_17_eng_v1.pdf (дата обращения: 23.05.2016).