Цели устойчивого развития: институциональные рамки и международное сотрудничество
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 5
1.1 О Концепции устойчивого развития 5
1.2 Цели устойчивого развития в резолюции ООН и документах стратегического планирования РФ 8
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1 Реализация современных целей устойчивого развития 17
2.2 Проблемы и перспективы достижения Россией целей устойчивого развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 5
1.1 О Концепции устойчивого развития 5
1.2 Цели устойчивого развития в резолюции ООН и документах стратегического планирования РФ 8
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1 Реализация современных целей устойчивого развития 17
2.2 Проблемы и перспективы достижения Россией целей устойчивого развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Актуальность изучения проблем и перспектив достижения целей устойчивого развития объясняется возрастающим вниманием международных институтов к экологическим вызовам современности, заключающемся в том числе, в трудностях сохранения темпов экономической активности без нанесения значимого вреда природно-климатическим условиям. В этой связи страны-участницы международной системы в лице представителей политической элиты объективно приходят к необходимости заключения соглашений, выступающих своеобразным базисом для проводимой социально-экономической политики, немаловажную часть которого составляют инициативы устойчивого развития, принятые государствами, являющимися участниками Организации Объединенных Наций в 2015 году. Тем не менее, для России принятие резолюции не смогло стать началом трансформации относительно их начального положения, что подтверждает необходимость осуществления аналитических мероприятий, направленных на поиск причин недостаточной степени успешности реализации поставленных целей тысячелетия.
Современное состояние общества характеризуется многими кризисными явлениями, связанными, прежде всего, с технизацией всех сфер человеческой деятельности. Важными следствиями этих явлений является возникновение противоречий в отношениях человека с природой, человека с обществом. Техногенная цивилизация, индустриальное общество, требующие колоссальных природных ресурсов, приводят человека к тому, что уже не в силах обеспечить свое существование за счет природных ресурсов. В то же время цивилизация, созданная человеком, еще не достигла того уровня, когда смогла бы ему полностью заменить первую природу. Человек все больше и больше перестает ощущать себя частью природы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений. Решение проблемы выживания человечества возможно только на пути перехода общества к принципам экоразвития и как следствие этого - к устойчивому развитию, которое тождественно упорядоченной, гармоничной динамике общества в его коэволюции с природой.
Объектом исследования является концепция устойчивого развития.
Предметом исследования является проблема успешной реализации концепции устойчивого развития в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – рассмотреть стратегию устойчивого развития и ее специфику, а также выявить и оценить эффективность ее реализации.
В связи с поставленной целью ставились и последовательно реализовывались следующие задачи:
1.рассмотреть концепцию устойчивого развития;
2.охарактеризовать цели устойчивого развития в резолюции ООН и документах стратегического планирования РФ;
3.рассмотреть реализацию современных целей устойчивого развития;
4.рассмотреть возможные вызовы и перспективны в достижении Россией целей устойчивого развития;
5. оценить методы и инструменты для реализации целей устойчивого развития.
Хронологические рамки берут начало от 1987г. после публикации доклада «Наше общее будущее» Международной комиссией ООН, определившего концепцию устойчивого развития. Он подчеркнул необходимость интеграции экономического развития охраны окружающей среды, а также стал основой для созыва Конференции ООН в 1992г., которая дала начало современной повестке устойчивого развития. В том числе важной датой выделяется 2015г., в период которого были разработаны 17 Целей в области устойчивого развития Генеральной ассамблеей ООН, определившие курс на устойчивое настоящее и будущее для всех. Исследование, в том числе, охватывает современные методы перехода к концепции устойчивого развития и ее реализации. Поэтому, хронологические рамки заканчиваются на 2023г.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников. К первой группе источников можно отнести актовые материалы, к которым относятся договоры, соглашения, директивы и другие типы документов, которые закрепили принципы устойчивого развития и его стратегической реализации. В данной работе использованы такие документы как: Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Распоряжение Правительства РФ «О Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и пр. В данных нормативно-правовых актах закреплены основные положения, указывающие на курс ведения политики устойчивого развития.
Вторая группа - научная литература, анализирующая существующие механизмы и ограничения в достижении целей устойчивого развития. К авторам, проводившим исследованиям можно отнести Бахматову А.К и Саришвили М.Г, обративших внимание на актуальную повестку в России, Бобилева С.Н. и Солавьева С.В., отметивших проблемы прогнозирования, а также Фертикову Е.П., рассматривающую современное состояние и перспективы развития институтов экологического образования. Вторая группа занимает больший объем источниковой базы и охватывает немалое количество исследователей, чьи работы стали основой прогнозирования и качественного анализа реализации Целей Устойчивого Развития.
Научная новизна исследования сводится к перманентному развитию механизмов концепции устойчивого развития, которые стремится вывести на благоприятный уровень такие аспекты как экологическая устойчивость, социальное благополучие и экономический рост. Цели устойчивого развития, включающие 169 задач для достижения общего благополучия, сохраняют свою актуальность в процессе достижения устойчивого развития и в необходимости регулярного обновления и совершенствования механизмов.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, методы системного, структурного и факторного анализа, а также качественный анализ нормативных документов.
Структура работы состоит из введения, двух глав подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Современное состояние общества характеризуется многими кризисными явлениями, связанными, прежде всего, с технизацией всех сфер человеческой деятельности. Важными следствиями этих явлений является возникновение противоречий в отношениях человека с природой, человека с обществом. Техногенная цивилизация, индустриальное общество, требующие колоссальных природных ресурсов, приводят человека к тому, что уже не в силах обеспечить свое существование за счет природных ресурсов. В то же время цивилизация, созданная человеком, еще не достигла того уровня, когда смогла бы ему полностью заменить первую природу. Человек все больше и больше перестает ощущать себя частью природы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений. Решение проблемы выживания человечества возможно только на пути перехода общества к принципам экоразвития и как следствие этого - к устойчивому развитию, которое тождественно упорядоченной, гармоничной динамике общества в его коэволюции с природой.
Объектом исследования является концепция устойчивого развития.
Предметом исследования является проблема успешной реализации концепции устойчивого развития в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – рассмотреть стратегию устойчивого развития и ее специфику, а также выявить и оценить эффективность ее реализации.
В связи с поставленной целью ставились и последовательно реализовывались следующие задачи:
1.рассмотреть концепцию устойчивого развития;
2.охарактеризовать цели устойчивого развития в резолюции ООН и документах стратегического планирования РФ;
3.рассмотреть реализацию современных целей устойчивого развития;
4.рассмотреть возможные вызовы и перспективны в достижении Россией целей устойчивого развития;
5. оценить методы и инструменты для реализации целей устойчивого развития.
Хронологические рамки берут начало от 1987г. после публикации доклада «Наше общее будущее» Международной комиссией ООН, определившего концепцию устойчивого развития. Он подчеркнул необходимость интеграции экономического развития охраны окружающей среды, а также стал основой для созыва Конференции ООН в 1992г., которая дала начало современной повестке устойчивого развития. В том числе важной датой выделяется 2015г., в период которого были разработаны 17 Целей в области устойчивого развития Генеральной ассамблеей ООН, определившие курс на устойчивое настоящее и будущее для всех. Исследование, в том числе, охватывает современные методы перехода к концепции устойчивого развития и ее реализации. Поэтому, хронологические рамки заканчиваются на 2023г.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников. К первой группе источников можно отнести актовые материалы, к которым относятся договоры, соглашения, директивы и другие типы документов, которые закрепили принципы устойчивого развития и его стратегической реализации. В данной работе использованы такие документы как: Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Распоряжение Правительства РФ «О Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и пр. В данных нормативно-правовых актах закреплены основные положения, указывающие на курс ведения политики устойчивого развития.
Вторая группа - научная литература, анализирующая существующие механизмы и ограничения в достижении целей устойчивого развития. К авторам, проводившим исследованиям можно отнести Бахматову А.К и Саришвили М.Г, обративших внимание на актуальную повестку в России, Бобилева С.Н. и Солавьева С.В., отметивших проблемы прогнозирования, а также Фертикову Е.П., рассматривающую современное состояние и перспективы развития институтов экологического образования. Вторая группа занимает больший объем источниковой базы и охватывает немалое количество исследователей, чьи работы стали основой прогнозирования и качественного анализа реализации Целей Устойчивого Развития.
Научная новизна исследования сводится к перманентному развитию механизмов концепции устойчивого развития, которые стремится вывести на благоприятный уровень такие аспекты как экологическая устойчивость, социальное благополучие и экономический рост. Цели устойчивого развития, включающие 169 задач для достижения общего благополучия, сохраняют свою актуальность в процессе достижения устойчивого развития и в необходимости регулярного обновления и совершенствования механизмов.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, методы системного, структурного и факторного анализа, а также качественный анализ нормативных документов.
Структура работы состоит из введения, двух глав подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Устойчивое развитие – процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научнотехнического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Необходимо сформировать новую концепцию устойчивого развития России, объединяющую такие ключевые задачи, как рост ВВП, увеличение реальных доходов населения и реализацию экологических программ. Рост ВВП планируется осуществлять на основе инновационных преобразований, реализуемых в рамках модели мобилизационной экономики. Рост реальных доходов населения будет обеспечен выполнением социальных программ Правительства России в условиях консолидации гражданского общества. Экологические инновации будут включать мероприятия по снижению объемов сброса сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, переработку отходов, а также пересмотр методов оценки эмиссии степени поглощения СО2 за счет лесного массива и болот на территории нашей страны.
Необходима разработка новых, соответствующих современным геополитическим тенденциям, Целей устойчивого развития, которые могут служить ориентиром для построения многополярного мира и будут адаптированы к реалиям нашей страны. Требуется разработка методологии оценки, мониторинга и управления процессами устойчивого развития в России, системы индикаторов и комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого развития. В рамках мониторинга необходимо проведение сравнительного анализа динамики социально-экономического и экологического развития России и стран Запада, что позволит дать реальную картину уровня устойчивости современного российского общества и наметить пути для его повышения.
Площадкой для отработки новой концепции и новых ЦУР может стать БРИКС ̶ группа из пяти наиболее быстро развивающихся крупных стран, которые в значительной степени связывает стратегия устойчивого развития. Об этом говорят и официальные документы, принятые по итогам шести саммитов БРИКС40, при этом роль объединения в переходе мирового сообщества к устойчивому развитию постоянно возрастает.
Большое внимание следует уделить решению проблем устойчивого развития страны на мезо- и микроуровнях. Необходима разработка методологии мониторинга и системы индикаторов привлекательности регионов страны в соответствии с реализацией ими Целей устойчивого развития. Под привлекательностью региона мы понимаем его способность к реализации конкурентных преимуществ в экономике, экологии и социальной сфере благодаря имеющимся ресурсам, существующим традициям и качеству управления.
На уровне предприятий и организаций необходима разработка принципов ESG-трансформации в условиях реализации модели мобилизационной экономики. ESG (Environmental, Social, Governance) – совокупность характеристик управления социально-экономической системой, при котором достигается решение проблем реализации «зеленой экономики», снижения социального неравенства, непрозрачности бизнеса, низкой социальной ответственности. Необходима разработка индикаторов устойчивого развития предприятий и организаций, формирование актуальных критериев эффективности бизнеса с учетом наиболее значимых рисков, разработка методических рекомендаций для достижения ЦУР отдельными предприятиями.
Необходимо сформировать новую концепцию устойчивого развития России, объединяющую такие ключевые задачи, как рост ВВП, увеличение реальных доходов населения и реализацию экологических программ. Рост ВВП планируется осуществлять на основе инновационных преобразований, реализуемых в рамках модели мобилизационной экономики. Рост реальных доходов населения будет обеспечен выполнением социальных программ Правительства России в условиях консолидации гражданского общества. Экологические инновации будут включать мероприятия по снижению объемов сброса сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, переработку отходов, а также пересмотр методов оценки эмиссии степени поглощения СО2 за счет лесного массива и болот на территории нашей страны.
Необходима разработка новых, соответствующих современным геополитическим тенденциям, Целей устойчивого развития, которые могут служить ориентиром для построения многополярного мира и будут адаптированы к реалиям нашей страны. Требуется разработка методологии оценки, мониторинга и управления процессами устойчивого развития в России, системы индикаторов и комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого развития. В рамках мониторинга необходимо проведение сравнительного анализа динамики социально-экономического и экологического развития России и стран Запада, что позволит дать реальную картину уровня устойчивости современного российского общества и наметить пути для его повышения.
Площадкой для отработки новой концепции и новых ЦУР может стать БРИКС ̶ группа из пяти наиболее быстро развивающихся крупных стран, которые в значительной степени связывает стратегия устойчивого развития. Об этом говорят и официальные документы, принятые по итогам шести саммитов БРИКС40, при этом роль объединения в переходе мирового сообщества к устойчивому развитию постоянно возрастает.
Большое внимание следует уделить решению проблем устойчивого развития страны на мезо- и микроуровнях. Необходима разработка методологии мониторинга и системы индикаторов привлекательности регионов страны в соответствии с реализацией ими Целей устойчивого развития. Под привлекательностью региона мы понимаем его способность к реализации конкурентных преимуществ в экономике, экологии и социальной сфере благодаря имеющимся ресурсам, существующим традициям и качеству управления.
На уровне предприятий и организаций необходима разработка принципов ESG-трансформации в условиях реализации модели мобилизационной экономики. ESG (Environmental, Social, Governance) – совокупность характеристик управления социально-экономической системой, при котором достигается решение проблем реализации «зеленой экономики», снижения социального неравенства, непрозрачности бизнеса, низкой социальной ответственности. Необходима разработка индикаторов устойчивого развития предприятий и организаций, формирование актуальных критериев эффективности бизнеса с учетом наиболее значимых рисков, разработка методических рекомендаций для достижения ЦУР отдельными предприятиями.
Подобные работы
- Национальные природоохранные стратегии стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай) в контексте реализации Целей устойчивого развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2023 - Демографический фактор стран Африки в контексте устойчивого развития
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Современная концепция устойчивого развития: государство и корпорации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие государства и транснационального бизнеса в
реализации Целей устойчивого развития
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГОКРАЯ, ТОМСКОЙ И ОМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Современная концепция устойчивого развития: государство и корпорации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Социально-экономическое развитие Севера в условиях глобализации и устойчивого развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



