Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (1989- 2012)

Работа №133178

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Историко-теоретические основы формирования национального подхода Норвегии к Концепции устойчивого развития 11
1.1 Предпосылки создания Концепции устойчивого развития 11
1.2. Основные измерения концепции устойчивого развития 20
1.3 Формирование национальной политики Норвегии 29
Глава 2. Политика Норвегии в области окружающей среды: международное измерение 39
2.1 Экологическая политика помощи развивающимся странам 39
2.2 Экологическое сотрудничество в Арктике. 57
2.3 Экологическое сотрудничество в рамках Европейской экономической зоны. 66
Глава 3. Проблемы социального прогресса и экономического развития во внешней политике Норвегии 75
3.1 Внешняя политика в области борьбы с бедностью 75
3.2 Внешняя политика в области здравоохранения. 84
3.3 Внешняя политика в области образования. 93
Заключение. 105
Список источников и литературы.


В последние два десятилетия концепция Устойчивого развития получила статус ведущей политической доктрины в международных отношениях, так как сегодня политические, социальные , экологические и иные риски умножаются и взаимно резонируются, усиливаясь и приобретая планетарный масштаб. Данная концепция направлена на создание условий гармоничного управления общемировыми процессами в интересах будущих поколений.
Норвегия стала одним из пионеров устойчивого развития вместе с Гро Харлем Брундтланд, ставшей главой Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Некоторые принципы стали получать свое отражение в национальной политике с принятия, так называемой, Белой книги №46 по окружающей среде и развитию в 1989 году, а уже в 2002 была принята полномасштабная Национальная стратегия по устойчивому развитию и Национальный План действий по устойчивому развитию в 2003 году.
Активное участие Норвегии в реализации принципов устойчивого развития несомненно повышает ее международный авторитет и создает условия для предотвращения будущих мировых кризисов.
Актуальность темы исследования объясняется следующими причинами.
Во-первых, одной из наиболее серьезных угроз глобального развития является деградация окружающей среды. В связи с резкими промышленным развитием 19-20 веков и отсутствием комплексного подхода к регулированию негативного влияния производства на окружающую среду, международное сообщество столкнулось с необходимостью выработки основополагающей стратегии по предотвращению глобального изменения климата и борьбе с уже существующими экологическими последствиями. В виду того, что далеко не все страны успешно реализуют свою экологическую политику, положительное влияние Норвегии поможет во многом предотвратить будущие катастрофы.
Во-вторых, глобальное социальное неравенство различных регионов влечет за собой нестабильность как в развивающихся, так и в развитых странах. Последствия такого неравенства сегодня находят отражение в увеличении миграции, а также в растущей волне фундаментализма.
В-третьих, современная взаимозависимость всего мира не позволяет оставлять без внимания экономические проблемы отдельных регионов. Кризисное положение в одной стране так или иначе влечет за собой негативные последствия в других странах. Норвежская помощь странам третьего мира позволяет уменьшить масштабы возможного кризиса.
В-четвертых, норвежский опыт в отношении политики устойчивого развития может стать отличным примером для стран только становящихся на данный путь.
Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют об исключительной важности исследования внешней политики Норвегии в области устойчивого развития для всего мирового сообщества в целом. В стратегическом, экономическом, социо-культурном и экологическом плане совершенствование и развитие Концепции устойчивого развития жизненно важно не только для Норвегии, но и для всего мира. Следовательно, изучение эволюции соответствующего направления имеет несомненную актуальность и большую научно-практическую значимость.
Степень научной разработанности темы. Проблематика, связанная с концепцией устойчивого развития широко развита международным сообществом и исследуется в рамках многочисленных работ в большей степени зарубежными авторами. В Российских ученых круга проблема концепции в целом не так востребована, в основном исследуются экономическое направление в рамках отдельных регионов.
Различные подходы к интерпретации концепции устойчивого развития, а также философские и гуманистические проблемы теории описывают Ю. Эндерс и М. Ремиг в своей книге «Теории Устойчивого развития». В свою очередь ученые Б. Хопвуд, М. Меллор и Г. Геофф в своей работе «Устойчивое развитие: обозначая, разные подходы» исследуют различные политические подходы и возможные пути применения концепции. Теоретическую основу Концепции устойчивого развития в своей работе «Основополагающие принципы устойчивого развития» рассматривает Й. Харрис. Автор уделяет особое внимание разработке концепции и основным направлениям ее развития.
Среди российских ученых, посветившим научные работы Концепции устойчивого развития, можно выделить В.И. Данилова-Данильяна и его работу «Устойчивое развитие и проблемы экологической политики» и «Устойчивое развитие. Теоретико-методологический анализ» , где профессор обозначает основные направления применения концепции и трудности ее интеграции в политический дискурс. Также необходимо отметить статью «Устойчивое развитие в свете экономических и экологических стереотипов» К.С. Лосева , где автор критикует классический подход к вопросам экологии и переходу к устойчивости, скорее подчеркивает необходимость интеграции устойчивого развития во все сферы жизни.
Что же касается внешней политики Норвегии в области устойчивого развития, то здесь основными исследователями являются норвежские авторы. Проблемы интеграции стратегических инициатив Концепции устойчивого развития в норвежский политический дискурс раскрывают в своей работе «На пути к устойчивому развитию в Норвегии» ученые В.Лафферти, Й.Кнудсен, О. Ларсен. Работа Л.А. Свердруп «Норвежский институциональный ответ на Устойчивое развитие» исследует формирование стратегии устойчивого развития в политике Норвегии, основные стадии трансформации и национальную интерпретацию концепции.
Внешняя политика Норвегии в области охраны окружающей среды исследуется М. Андерсеном и Д. Лифферинком в книге «Европейская экологическая политика: Пионеры». Авторы особо подчеркивают норвежскую политику «блестящей изоляции», которая позволила им не связывать себя рамками законодательства ЕС, а действовать самостоятельно, что в итоге привило к более успешному экологическому сотрудничеству. Вопросы эволюции экологической политики в области помощи развивающимся странам рассматриваются в работе Е. Скьенсберг «О повестке дня 21 и норвежской стратегии помощи» , особое внимание в статье уделено вопросу трансформации и усложнению процедурам оказания финансовой помощи. Следующему важному аспекту внешней политики Норвегии- экологическому сотрудничеству в Арктике- посвящен ряд работ. В первую очередь стоит отметить статью А.А. Сергунина и В.Н. Конышева «Международные организации и сотрудничество в Арктике», где ученые подробно анализируют арктические международные организации и их влияние как на международное сотрудничество в регионе, так и на проблему безопасности. Также международному экологическому сотрудничеству в Арктике посвящена работа М. Теннберг «Арктическое сотрудничество в области окружающей среды». Г.Хоннеланд в статье «Норвежско-русское экологическое и ресурсное управление в регионе Крайнего севера» исследуется трансформация отношений Норвегии и России сразу по нескольким направлениям. Также внимание вопросу сотрудничества с Европейской экономической зоной в области окружающей среды и его влияние на внешнюю и внутреннюю политику Норвегии в своей работе «Роль и значение ЕЭЗ в области охраны окружающей среды» рассматривает Х.Бугге.
Переходя к вопросам внешнеполитического измерения норвежской политики в области социального прогресса и экономического развития необходимо отметить следующие работы. Доклад А.Офстада и Е.Тьеннеланда «Политика и стратегия борьбы с бедностью в Норвежской помощи для развития» представляет наиболее целостный анализ основных целей и подходов Норвегии для борьбы с бедностью, а также их эволюция в контексте государственного управления. Вклад Норвегии в вопросы образования представлен в статье Дж.Лексоу «Норвежская поддержка сектору образования», где подробно рассматриваются основные тренды и направления развития политики страны.
Источниковая база диссертационного исследования включает в себя широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
- Международные декларации и конвенции ООН (Декларация по проблемам окружающей среды «Наше общее будущее» ; Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию; «Повестка дня на XXI век»; «Цели развития тысячелетия» Йоханнесбургская декларация; Декларация Рио+20 «Будущее, которое мы хотим») В данных источниках обозначены мировые тенденции устойчивого развития, а также цели и задачи международного сотрудничества.
- Белые книги Министерства Иностранных дел Норвегии (Белая книга №11 (1989-1990); Белая книга №51 (1991-1992); Белая книга №19 (1995-1996) ; Белая книга №1 (1998-1999); Белая книга №21 (1999-2000)), в которых содержатся тенденции развития на ближайший год в рамках международного сотрудничества Норвегии с другими странами в рамках той или иной организации или направления.
- Белые книги Министерства Окружающей среды Норвегии (Белая книга №46 (1988-1989) ; Белая книга №13 (1992-1993) ; Белая книга №58 (1996-1997) ; Белая книга №8 (1999-2000) ) В данной группе источников приведены основные документы, обозначающее направления развития экологического сотрудничества с другими странами.
- Национальные стратегии Норвегии(Национальная стратеги по устойчивому развитию ; Стратегия по двусторонней помощи ; Стратегия по развитию окружающей среды ; и т.д.) В данных источниках представлен программный план развития по ключевым направлением, с подробным анализом текущей ситуации.
Также в качестве источников были использованы отчеты и статистика международных организаций, доклады Норвежского агентства по сотрудничеству в области развития, как наиболее яркого политического игрока на арене сотрудничества в области устойчивого развития.
Объектом исследование является внешняя политика Норвегии в области устойчивого развития. Предметом исследования – межгосударственное сотрудничество в области устойчивого развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1989 года по 2012 год. Начало исследования фиксирует утверждение Белой книги №46 по окружающей среде и устойчивому развитию, как начало имплементации концепции устойчивого развития в политический дискурс. Конец исследования обозначен датой международной конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20 как период подведения итогов реализации концепции Устойчивого развития международным сообществом и выявлением основных успешных направлений внешней политики Норвегии в данной области. Также данная конференция обозначила дальнейший план действий, который нашел отражение в норвежской Стратегии устойчивого развития.
Цель данной работы- выявить особенности эволюции внешней политики Норвегии в области устойчивого развития в 1989-2012 гг.
В соответствии с поставленной целью, возникает необходимость выполнения следующих задач:
- Определить историко-теоретические основы Концепции устойчивого развития;
- Изучить формирование национального подхода Норвегии к устойчивому развитию;
- Выявить основные достижения внешней политики Норвегии в области сотрудничества по охране окружающей среды в различных регионах мира;
- Раскрыть влияние Норвегии на международную борьбу с бедностью;
- Проанализировать механизмы участия норвежской политики в области здравоохранения;
- Определить общие особенности внешней политики Норвегии в области устойчивого развития.
Методологические основы исследования. В настоящей диссертационной работе используется широкий круг научных методов познания с целью комплексного исследования многообразия различных факторов и аспектов внешней политики Норвегии в области устойчивого развития.
Основным методом данной работы является принцип историзма, предполагающий, что все политические события и факты рассматриваются в контексте времени, экономических и социо-политических условий их происхождения. Историко-генетический метод способствует выявлению особенностей и тенденций внешней политики Норвегии в области устойчивого развития в процессе ее трансформации, что позволяет приблизится к воспроизведению реальной истории проблемы. Историко- сравнительный метод позволяет более детально изучить особенности норвежской внешней политики, используя различные сравнения как «по горизонтали», так и «по вертикали». Использование диахронического метода предусматривает изложение явлений, событий и фактов в хронологической последовательности.
Общенаучными методами, использованными в работе, стали: метод анализа и синтеза, позволяющий сформировать общее представление о внешней политике Норвегии в области устойчивого развития; метод обобщения используется для воссоздания на основе широкого круга событий максимально полную картину изучаемого явления; а метод концептуализации предполагает теоретическое осмысление изучаемых процессов и встраивание их в систему подобный процессов и явлений.
Также в работе был использован метод анализа документов, являющийся одним из основных, позволивший подробно изучить международные соглашения и внутренние законодательные акты Норвегии, касающиеся устойчивого развития.
Научная новизна исследования состоит в создании первого в отечественной историографии труда, изучающего внешнюю политику Норвегии в области устойчивого развития в 1989-2012 гг.
Структура данного исследования обусловлена, поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка источников и литературы.
В первой главе работы раскрываются основные понятия, связанные с концепцией устойчивого развития, историческая обусловленность возникновения данного явления, а также направления политики Норвегии в области устойчивого развития, на основе стратегического плана, принятого норвежским правительством в 2002. Вторая глава анализирует основные направления развития внешней политики Норвегии в области охраны окружающей среды: политика дотаций в целях сохранения окружающей среды, экологическое сотрудничество в Арктике и с Европейским союзом. В Третьей главе изучаются политические действия, направленные на социо-экономический прогресс: борьбу с бедность, международное сотрудничество в здравоохранении и развитии образования. В заключении подводятся основные итоги и формулируются основные положения эволюции внешней политики Норвегии.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив особенности эволюции внешней политики Норвегии в области устойчивого развития, можно сделать следующие выводы:
Во второй половине 20 века, ввиду экономической нестабильности и ухудшения экологической ситуации в мире, стало очевидно, что прежние представления о прогрессе, росте и развитии стали нецелесообразны. Позитивистский подход к прогрессу, росту и развитию, который тщательно конструировался на протяжении 19 и в начале 20 веков, вынужден был измениться в связи с обстоятельствами мировой истории. Однако, это не означает, что вера в преимущество научно-технического прогресса и экономического роста было сброшено со счетов. Средства массовой информации, которые активно распространяли идею о слишком высокой цене роста и развития для планеты, и неминуемость экологической катастрофы, стали катализатором в создании новой морально устойчивой парадигмы. Такой парадигмой и стала концепция устойчивого развития, в качестве компромисса между экономическим ростом и охраной окружающей среды.
Такого компромисса удается достичь путем интеграции в Концепции устойчивого развития сразу трех измерений: экологического, экономического и социального. Несомненно, наиболее стабильной система становится только благодаря синергии трех измерений, поэтому каждое отдельное направление имеет влияние на другое. Так вопросы экологии стали катализатором возникновения проблем в социо-экономической сфере - неудачи в области охраны окружающей среды привели к разрушению устойчивости экосистем, что в свою очередь привело к распространению пандемий и голода среди населения развивающих стран. В свою очередь в особенно бедных районах наблюдается значительная деградация окружающей среды.
Говоря о формировании подхода Норвегии к устойчивому развитию, необходимо отметить, что развитие этого вопроса в стране следует общемировой тенденции, но включает в себя уже существующие в Королевстве наработки и политики. Отправной точкой в формировании всеобъемлющей политики в области устойчивого развития стала Белая книга 1989 года, подготовленная премьер-министром Г.Х. Брундтланд в качестве дополнения к докладу «Наше общее будущее» 1987 года. Главным достижением этого документа стала межсекторальная интеграция вопросов экологии во многие смежные области: сельское хозяйство, энергетика, промышленности, и так далее. После Саммита в Рио-де-Жанейро в 1992 году основной целью стран-участниц становится имплементация в местное законодательство Повестки 21 века в качестве отправной точки для формирования Национального плана действий. Следующий шаг на пути формирования национального подхода - это вертикальная и горизонтальная интеграция вопросов устойчивого развития. Для развития этого направления было создано множество инициатив, однако лишь небольшое количество из них функционировали должным образом. Даже в начале 90-х годов в период после Рио-де-Жанейро явно отсутствовала всеобъемлющая структура, ответственная за горизонтальную интеграцию УР в Норвегии, даже несмотря на то, что Национальная система мониторинга окружающей среды планировалась как комплексная система, а не инструмент управления. В вертикальном измерении процесс имплементации «Местной повестки дня 21 века» изначально характеризовался открытостью и сотрудничеством между Министерством окружающей среды, местными и региональными заинтересованными сторонами и внешними экспертами. В течение почти десятилетия это была единственная инициатива в Норвегии, имевшая прямую ссылку на План действий в Рио-де-Жанейро. Подготовка Национальной стратегии в 2002 году и Национального плана действий в 2003 году ознаменовала «высшую точку» для официального акцента на устойчивое развитие в Норвегии.
Относительно эволюции внешней экологической политики Норвегии в области устойчивого развития, следует отметить, что работа Брундтланд в Комиссии дала особую роль Норвегии в контексте окружающей среды. Внутри страны Брутландт-премьер-министр также оказывала колоссальное влияние. Так правительство Брундтланд заменило Белую книгу правительства Виллока, на Книгу, подчеркивающую влияние экологических проблем на процесс достижения устойчивого развития в развивающихся странах. Также была выпущена серия Белых книг, определяющий экологическое сотрудничество Севера и Юга один из центральных направлений внешней политики. В 1997 году Правительство подготовило Стратегию Экологического сотрудничества в области развития 1997-2005 года, где были созданы механизмы для реализации, в том числе ресурсные центры по управлению окружающей среды, с тем, чтобы добиться более систематического использования и дальнейшего развития норвежской экспертизы в области экологической помощи. Также активным участником взаимодействия по вопросам окружающей среды было Норвежское агентство по сотрудничеству в области развития (НОРАД). Следует отметить, что в первое десятилетие после Саммита в Рио внешняя экологическая политика Норвегии в отношении помощи была перегружена различными руководящими принципами, стратегиями и планами действий, которые, так или иначе, дублировали себя и создавали излишнюю бюррократизированность. Сама же политика развивалась от общей помощи в целях развития до более точечного подхода по финансированию различных направлений в окружающей среде. Более того, с течением времени помощь развивающимся странам в вопросах экологии стала значительно меньше, так как приоритет был отдан зависящей социо-экономической области.
Экологическое сотрудничество в Арктике потерпело значительное изменение с течением времени. Первоначальное двустороннее сотрудничество с СССР по вопросам управления рыбными запасами превратилось в многосторонний диалог арктических стран. После Рио роль Норвегии претерпела значительные изменения: теперь страна выступала в качестве одного из основных модераторов многораундных многосторонних переговоров по устойчивому развитию в Арктике. Также Королевство явно обозначило свое намерение из страны-участника стать страной, имеющей возможность прямо влиять на руководящие посты смежных и релевантных организаций, для чего активно боролось за председательство в Генеральном секретариате Программы по мониторингу и оценке в Арктике, а также за нахождение секретариата Международного арктического научного совета именно в Норвегии. Сохранение окружающей среды на территории «Крайнего Севера» является одной из приоритетных областей внешней политики. Арктический вопрос набирает все большую популярность ввиду открытых территориальных споров и ресурсного потенциала и Норвегия все больше старается усилить свое влияние в регионе.
Еще одно направление внешней экологической политики - сотрудничество в Европейской экономической зоне. Изначально экологический вопрос не был ключевым в рамках взаимодействия, однако в ходе переговоров был включен в повестку дня. Норвегия, как часть этого пространства, обязана принять и адаптировать законодательство. Такая синергия законотворческих процессов дала значительные преимущества Норвегии, так как некоторые направления как внутренней так и внешней политики в области экологии были ужесточены. Более того Королевство получило возможность влиять на формирование этой самой экологической политики. Также в Норвегии совместно с ЕЭЗ (или индивидуально) существует система грантов направленных на развитие окружающей среды в странах «новой Европы». Это направление внешней политики Норвегии активно развивается и расширяет сотрудничество все с большим количеством стран.
В отношении внешней политики Норвегии в отношении социального прогресса и экономического развития, необходимо отметить, что данное измерение было проанализировано с точки зрения трех основных направлений: борьба с бедностью, здравоохранение и образование. В вопросах борьбы с бедностью Норвегия в течении уже более 50 лет определяет это направление в качестве ключевой цели. Однако Норвегии никогда не было четко сформулированного операционного подхода к этой общей цели. С течением времени эти подходы и определенные политики менялись и трансформировались в более таргетированные направления помощи, которые в перспективе помогут бороться с бедностью. Также политика борьбы с бедность развивалась путем расширения сотрудничества с НПО как норвежскими, так и в странах-реципиентах. Такой подход способствовал лучшему управлению и влиянию на реализацию политики непосредственно через местных представителей. Последующие инициативы правительства и неправительственных организаций стали носить более точечный характер. Направление помощи стало более адресным и касается теперь отдельных вопросов, связанных с социо-экономическим развитием: здравоохранение, образование, роль женщин и т.д.
В области мирового здравоохранения Норвегия является активным участником с точки зрения профессионального вклада. В целом эволюция политики Норвегии в этом направлении соответствует общемировым тенденциям. Долгое время борьба с болезнями была одной из приоритетных норвежских политик. Профилактика СПИДа впервые упоминается в 1986 году и была в центре внимания в последующие годы. Однако политические сигналы указывали на то, что необходимо учитывать различные стороны пандемий. Также стоит отметить, что до 1992 года не существовало конкретных документов в области внешней политики по здравоохранению, однако с течением времени глобальное здравоохранение вышло далеко за национальные пределы- теперь это государственно-частное сотрудничество. На арену выходят не только государства, но и Неправительственные организации, а также частный сектор. К 2012 году норвежское финансирование мирового здравоохранения значительно увеличилось, но при этом сузилось до отдельных направлений, таких как вакцинация. Тем не менее, международный статус Норвегии значительно укрепился благодаря сотрудничеству в данной области, а королевские инвестиции способствовали разработке продуктов, клиническим исследованиям, операционным исследованиям, в области внедрения, распространения и использования научных исследований, а также созданию потенциала исследователей или исследовательских институтов в развивающихся странах.
Относительно вопроса образования до 1990 года наибольшее значение придавалось среднему и высшему профессиональному образованию. Однако Всемирная декларация 1990 года внесла свои коррективы и обязала все страны-участницы обеспечить всех детей базовым образованием к 2000 году. Вопрос базового образования также рассматривался в качестве источника борьбы с детским трудом. В этой связи норвежское законодательство имплементировало данный вопрос в политический дискурс. Было подчеркнуто важное значение образования как средства сокращения масштабов нищеты и расширения прав и возможностей людей. Также было четко указано на необходимость укрепления национальных систем образования и их улучшение на всех уровнях. Сама же политика Норвегии помимо многоканальных инвестиций включает в себя также содействие повышению компетентности в развивающихся странах путем сотрудничества университетов и научно-исследовательских институтов в Норвегии и соответствующих институтов в развивающихся странах, а также содействовать расширению сотрудничества между развивающимися странами. Более того, Норвегия сочетает финансовую помощь с другими инструментами, например, политическое участие, создание альянсов, финансирование технических инициатив. Основное внимание уделялось руководству в целях активизации международных усилий, особенно в области образования девочек и базового образования в условиях гуманитарных кризисов и конфликтов.
Таким образом, несмотря на то, что в своей внешней политике в области устойчивого развития Норвегия следовала общемировым тенденциям, как пионер в этой области, Королевство вносило свои уникальные черты: международное сотрудничество с целью эффективного управления арктическими ресурсами, активная помощь развивающимся странам в вопросах здравоохранения и образования, а также вовлечение неправительственных организаций. Более того, в начале становления международного дискурса по вопросам устойчивого развития, Норвегия задавала определенные тренды и вносила свои коррективы во внешнеполитический процесс.



1. 2020 climate & energy package, adopted by the European Parliament on December 2008 // European Commission URL: https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2020_en
2. Декларации о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе// Киркенес, Норвегия, 1993
3. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml
4. Декларация о сотрудничестве в Баренцевом Евро-Арктическом Регионе от 11 января 1993 г, г. Киркенес, Норвегия/ Сайт русского Географического Сообщества https://www.rgo.ru/en/taxonomy/term/485
5. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития// ООН, Копенгаген, 1995, стр.73 URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N95/116/53/IMG/N9511653.pdf?OpenElement
6. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» от 4 августа 1987 года. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf
7. Доклад о человеческом развитии 2015/ Программа развития ООН URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf
8. Йоханнесбургская декларация ООН по устойчивому развитию. // Йоханнесбург, Южная Африка, 2002 года
9. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой// ООН, Нью-Йорк, 1987
10. Повестка дня на XXI век// ООН, Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992
11. Речь М.С. Горбачева на торжественном собрании, посвященном вручению Мурманску ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»,1 октября 1987 года http://helion-ltd.ru/gorbachev-speech-part-1/
12. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию// ООН, Рио-де-Жанейро, 1992
13. A Review for Norad: Education in Fragile Situations//NORAD, 2013
14. Agreement on the European Economic Area// European Union law URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:21994A0103(01)
15. Basics and issues of Sustainable Development//International Institute for Sustainable Development,.URL: http://www.iisd.org/sd
16. Council Regulation (EC) No 3093/94 of 15 December 1994 on substances that deplete the ozone layer
17. Declaration on the protection of Arctic environment// Arctic environmental protection strategy, Rovaniemi, Finland, 1991
18. Education - job number 1 : Norwegian strategy for delivering Education for All by 2015// Ministry of Foreign Affairs, 2003
19. Fighting Poverty. The Norwegian Government's Action Plan for Combating Poverty in the South towards 2015// Ministry of Foreign Affairs, 2002
20. Fourth World Conference on Women, Beijing, China - September 1995
21. General Union Environment Action Programme to 2020 ‘Living well, within the limits of our planet’ //European Union law URL: http://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2013/1386/oj
22. Grunnleggende prinsipper// NORAD's official website URL: https://www.norad.no/evaluering/om-evaluering/grunnleggende-prinsipper/
23. Human Development Report 1994/ United Nation Development Programme URL:
http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/255/hdr_1994_en_complete_nostats.pdf
24. Human Development Report 1997/ United Nation Development Programme, ch.3 URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/258/hdr_1997_en_complete_nostats.pdf
25. Innstilling nr.229 (1995-1996) Om hovedtrekk i norsk politikk overfor utviklingslandene // Utenriksdepartementet, Oslo, 1995
26. Kjørven O., The Millennium Development Goals: a Challenge to Global Education to 2015, Speech on Maastricht Global Education Congress, Maastricht, Netherlands, 2002
27. Klif in International Cooperation, Annual Report 2011,// Climate and pollution Agency, 2012
28. Milepæler i norsk bistandsarbeid, NORAD, 2002, URL: https://www.norad.no/om-norad/historie/milepaler-i-norsk-bistandsarbeid/
29. Miljøkunnskap og bevissthet i bistandsforvaltningen - Vurdering av behov for miljøkunnskap og anbefalinger til opplæringsopplegg. Statskraft engineering// NORAD /Miljøprosjektet, Oslo: 1998
30. Nasjonal strategi for bærekraftig utvikling// Utenriksdepartementet, Oslo, 2002
31. New roles foe non-governmental organization in development cooperation// Ministry of Foreign Affairs, Oslo, 2006 URL: http://www.svt.ntnu.no/iso/jorn.rattso/Papers/Rattso-rapport-eng.pdf
32. NORAD investerer i framtida - NORADs strategi mot år 2005// NORAD,Oslo, 1999
33. NORAD Programme and Project Cycle Management ñ Manual for Government-to-Government Cooperation // NORAD, Oslo, 1999
34. Norsk sør-politikk for en verden i endring/ Nord-Sør/Bistandskommisjonen., Oslo: Norges Offentlige Utredninger, 1995
35. Norsk sør-politikk for en verden i endring// Nord-Sør/Bistandskommisjonen, Oslo, 1995
36. NorskutviklingshjelpsoppfølgingavFNskonferanseommiljøogutvikling,UNCED. Oslo
37. Norway’s action plan for sustainable development// Regjeringen, Oslo, 2003 URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/fin/berekraftig/nat_action.pdf
38. OECD statistics on official development assistance OECD: Development Co-operation Peer Review, Norway 2013// The Development Assistance Committee, OECD, 2013
39. Om politiske prioriteringer for miljørettet utviklingssamarbeid 1998-2001. // NORAD, Oslo 1998
40. Results report 2013. Health and Education//NORAD, 2014
41. Review of donors humanitarian policies on education// Norwegian Refugee Council and Save the Children, Oslo, 2015
42. Riksrevisjonens undersøkelse vedrørende regjeringens miljørapportering til Stortinget// Riskrevisjonens Administrative rapporter nr 1 1999. Riksrevisjonen, Oslo, 1999
43. Shaping the 21st Century: The Contribution of Development Co-operation// OECD, Paris, 1996 https://www.oecd.org/dac/2508761.pdf
44. Stortingsmelding nr.1 (1995-96) Nasjonalbudsjettet// Utenriksdepartementet, Oslo, 1996
45. Stortingsmelding nr.1 (1998-99) for budsjetterminen 1999. Utenriksdepartementet., Oslo, 1998
46. Stortingsmelding nr.11 (1989-1990) “Om utviklingstrekk i det internasjonale samfunn og virkninger for norsk utenrikspolitikk”// Utenriksdepartementet, 1989
47. Stortingsmelding nr.11 (2011-2012): Global helse i utenriks- og utviklingspolitikken// Utenriksdepartementet, 2012, стр.11
48. Stortingsmelding nr.13. (1992-1993) FN konferansen om miljø og utvikling (UNCED)// Miljøverndepartementet., Oslo, 1993
49. Stortingsmelding nr.16 (1991-1992) Om Norges samarbeid med utviklingslandene i 1989 // Utenriksdepartementet, Oslo, 1990
50. Stortingsmelding nr.19 (1995-1996) “En verden i endring. Hovedtrekk i norsk politikk overfor utviklingslandene”// Utenriksdepartementet, Oslo, 1996
51. Stortingsmelding nr.21 (1999-2000) Menneskeverd i sentrum.Handlingsplan for menneskerettigheter // Utanriksdepartementet, 2000
52. Stortingsmelding nr.27 (2001-2002) « Om EØS-samarbeidet 1994-2001»// Utenriksdepartementet, Oslo, 2002
53. Stortingsmelding nr.29 (1971-1972) Om enkelte hovedspørsmål vedrørende Norges samarbeid med utviklingslandene// Utenriksdepartementet, Oslo, 1972
54. Stortingsmelding nr.29 (1994-1995) Samarbeidet mellom Noreg og utviklingslanda i 1993// Utenriksdepartementet, Oslo, 1994
55. Stortingsmelding nr.34 (1985-1986) Om Norges samarbeid med utviklingslandene i 1985// Utenriksdepartementet, Oslo, 1986
56. Stortingsmelding nr.36 (1984-1985) Om enkelte hovedspersmdl i norsk utviklingshjelp// Utenriksdepartementet, Oslo, 1985
57. Stortingsmelding nr.46 (1988-1989) Miljø og utvikling. Norges oppfølging av Verdenskommisjonens rapport// Miljøverndepartementet., Oslo, 1989
58. Stortingsmelding nr.49 (1990-1991) Om Norges samarbeid med utviklingslandene // Utenriksdepartementet, Oslo, 1991
59. Stortingsmelding nr.51 (1991-1992) «Utviklingstrekk i Nord-Sør forholdet og Norges samarbeid med utviklingslandene» // Utenriksdepartementet, Oslo, 1992
60. Stortingsmelding nr.51 (1990-1991) Om samarbeidet i Atlanterhavspaktens organisasjon i 1990 // Utenriksdepartementet, Oslo, 1991
61. Stortingsmelding nr.58 (1996-1997) Miljøvernpolitikk for en bærekraftig utvikling. Dugnad for framtida// Miljøverndepartementet, Oslo, 1997
62. Stortingsmelding nr.8 (1999-2000) Regjeringens miljøvernpolitikk og rikets miljøtilstand// Miljøverndepartementet, Oslo, 1999
63. Stortingsmelding nr.94 (1974-1975) Norges økonomiske samkvem med utviklingslandene// Utenriksdepartementet, Oslo, 1975
64. Stortingsproposisjon nr.25 (1998-99) Om endringar på statsbudsjettet for 1998 under kapittel administrerte av Utanriksdepartementet// Utenriksdepartementet, 1998
65. Strategi for kvinne- og likestillingsrettet utviklingsarbeid// Utenriksdepartementet, Oslo, 1997
66. Strategi for miljørettet utviklingsarbeid 1997-2005// Utenriksdepartementet, Oslo,1997
67. Strategi for støtte til næringsutvikling i Sør.// Utenriksdepartementet,Oslo, 1999
68. Strategier for bilateral bistand - del II // NORAD, Oslo, 1992
69. Strategier for bistand - NORAD i 90-årene // NORAD, Oslo,1990
70. Strategy for strengthening research and higher education in the context of Norway’s relations with developing countries // Ministry of foreign affairs, 1999 URL: https://www.norad.no/en/toolspublications/publications/2009/strategy-for-strengthening-research-and-higher-education-in-the-context-of-norways-relations-with-developing-countries/
71. Sustainable development.// Euractiv. URL: http://www.euractiv.com/cgibin/cgint.exe/84776-510?714&10151⁄49&10141⁄4ld_sdintro&-tt1⁄4SSIN&-s21⁄4y
72. The Arctic Monitoring and Assessment Programme//Official web site/ http://www.amap.no/about
73. The Norwegian Government's Action Plan for Combating Poverty in the South towards 2015// Ministry of Foreign Affairs, Oslo
74. The Norwegian Programme for Capacity Development in Higher Education and Research for Development// NORAD, 2012
75. The World at Six Billion. (ESA/P/WP.154)//Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat,. United Nations. 1999.
76. The World Declaration on Education for All, Jomtien, Thailand, March 1990 http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001275/127583e.pdf
77. United Nations Millennium Development Goals// UN, New York, 2000

Литература.

79. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие и проблемы экологической политики//Экосинформ. 1999. №5. С.1-121.
80. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие. Теоретико-методологический анализ// Журнал «Экономика и математические методы», т.39, № 2, 2003
81. Лосев К.С. Устойчивое развитие в свете экономических и экологических стереотипов. Журнал «Ноосфера», № 13, 2002, с.20 –23
82. Марков Ю.Г. Социальные факторы экологически устойчивого развития/ Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего, часть II.// Новосибирск: РАН СО, 1994
83. Сергунин А.А., Конышев В.Н. Международные организации и сотрудничество в Арктике/ А.А. Сергунин и В.Н. Конышев// Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика- 2011. No 3 (34)- c. 27-36
84. Урсул А.Д., Романович А.Л., Концепция устойчивого развития и проблема безопасности – M, 2001
85. Aall C. Norway: LA21 as a means of interpreting and achieving sustainable production and consumption/ C. Aall //Sustainable Communities in Europe/W.M. Lafferty - London: Earthscan Publications Ltd, 2001. 83.
86. Allen R. How to save the world.// London: Kogan Page, 1980
87. Anderson M., D. Liefferink European Environmental Policy: The Pioneers// Manchester, New York: Manchester University Press, 1997.
88. Bjørnæs T, Norland I.T. Local Agenda 21: Pursuing sustainable development at the local level/ T. Bjørnæs, I.T. Norland // Realizing Rio in Norway: Evaluative Studies of Sustainable Development// ed.: W.M. Lafferty, M. Nordskag, H.A. Aakre - Oslo: ProSus, 2002. P. 43-62
89. Bossell, H. Indicators for Sustainable Development: Theory, Method, Applications: A Report to the Balaton Group// Winnipeg, Canada: International Institute for Sustainable Development (IISD), 1999, p.2.
90. Brundtland G.H. Global change and Our Common Future./ G.H. Brundtland// One Earth One Future: Our Changing Global Environment/ ed:. C.S. Silver, R.S. DeFries- Washington D.C, National Academy Press, 1990.
91. Bugge H. EØS-avtalens rolle og betydning på miljøvernområdet// Utvalget for utredning av Norges avtaler med EU, Olso, 2011
92. Burgen A, McLaughhlin P, Mittelstrab J, (eds). The idea of progress.// Berlin, 1997. Стр. 1 – 18.
93. Carson R., The silent spring (1962), Ehrlich P., The population bomb (1968), Goldsmith E., A blueprint for survival (Goldsmith et al. 1972), Schumacher F., Small is beautiful (1973)
94. Coomer J. Quest for a sustainable society.// Oxford: Pergamon, 1979.
95. Dahl, A.: Miljøpolitikk – full tilpasning uten politisk debatt, i Claes og Tranøy (red.): Utenfor, annerledes og suveren? Norge under EØS-avtalen, Fagbokforlaget 1999 стр.137
96. Dalfelt, A. and M. Norderhaug, U-hjelp og økologi: en utredning om miljøhensyn i norsk bistandsvirksomhet, Oslo: NORAD/Miljøverndepartementet, 1980
97. Daly, H.E. Operationalizing Sustainable Development by Investing in Natural Capital, / H.E. Daly// Investing in Natural Capital: The Ecological Economics Approach to Sustainability / ed.: A. Jansson,- Washington, D.C.: Island Press, 1994.
98. Dubos R, Cole LC, Jacobs J, Carter LJ, Temko A, Bowen W, Wylie P., The environmental crisis.// Washington, 1970.
99. Ehrlich, P. R. Ecological Economics and the Carrying Capacity of the Earth/ P. R. Ehrlich // Investing in Natural Capital: The Ecological Economics Approach to Sustainability / ed.: A. Jansson,- Washington, D.C.: Island Press, 1994.
100. Enders C., Remig M. Theories of Sustainable Development (Routledge Studies in Sustainable Development)// London/New York : Routledge, 2015
101. Goldsmith E, Allen R, Allaby M, Davoll J, Lawrence S. A blueprint for survival.// Harmondsworth: Penguin, 1972 p.63
102. Grubb, M., The ‘Earth Summit’ Agreements: A Guide and Assessment. An Analysis of the Rio '92 UN Conference on Environment and Development, Earthscan, London, 1993. Стр. 40
103. Harris J. Basic Principles of Sustainable Development // Global development and environment institute- USA: Tufts University Medford, 2000
104. Holling, C.S. An Ecologist View of the Malthusian Conflict/C.S. Holling// Population, Economic Development, and the Environment/ ed.: K. Lindahl-Kiessling, H. Landberg - New York and Oxford: Oxford University Press, 1994, p. 84.
105. Holmberg, J. Making Development Sustainable: Redefining Institutions, Policy, and Economics// Washington, D.C.: Island Press, 1992, ch.1
106. Hønneland G. Norsk-russisk miljø- og ressursforvaltning i Nordområdene// Nordlit – 2012 №29
107. Hopwood B., Mellor M., O’Brien G. Sustainable Development: Mapping Different Approaches// UK - Sustainable Cities Research Institute, University of Northumbria, Newcastle on Tyne, 2005
108. Hovden E, Torjussen S. Environmental policy integration in Norway/ E. Hovden, S. Torjussen // Realizing Rio in Norway: Evaluative Studies of Sustainable Development// ed.: W.M. Lafferty, M. Nordskag, H.A. Aakre - Oslo: ProSus, 2002. 21-42.
109. Kenny M. Ecologism./ M. Kenny // Political ideologies: an introduction, 2nd edn./ed.:R. Eccleshall- London: Routledge, 1994. pp 218 – 251.
110. Krishnan R., Harris J.M., Goodwin N.R., A Survey of Ecological Economics// Washington, D.C.: Island Press, 1995, p. 88-90.
111. Lafferty W.M, Aall C, Lindseth G, Norland I.T. Lokal Agenda 21 i Norge: Hvor Mye Hadde Vi? Hvor Mye Ga Vi Bort? Hvor Mye Har Vi Igjen?// Oslo; Unipub, 2006
112. Lafferty, W. M., Knudsen J. Larsen O. Pursuing sustainable development in Norway: The challenge of living up to Brundtland at home// Working Paper no.1/06, Oslo- University of Oslo, 2006
113. Langhelle O. Norway: Reluctantly carrying the torch, In Implementing Sustainable Development. Strategies and Initiatives / O. Langhelle// High Consumption Societies/ ed.: W.M. Lafferty, J. Meadowcroft - Oxford.,Oxford University Press, 2000. P. 180-181
114. Lexow J. Norwegian Support to the Education Sector// Nordic Consulting Group, Oslo, 2000
115. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J, Behrens W.W. III The limits to growth: a report of the Club of Rome’s project on the predicament of mankind.// New York: Universe Books.1972
116. Mitcham C. The concept of sustainable development: its origins and ambivalence. // Technol Soc, 1995. P.311–326.
117. Ofstad A., Tjønneland E., «Policies and Strategies for Poverty Reduction in Norwegian Development Aid», A report submitted to the Royal Norwegian Ministry of Foreign Affairs, Oslo , 1999
118. Pedersen, T. Arktisk råds rolle i polarpolitikken. Nordlitt nr. 29-2012. Стр. 205- 213 URL: http://septentrio.uit.no/index.php/nordlit/article/view/2314
119. Rostow WW. The world economy. History and prospect.// London: Macmillan, 1978. P.563

120. Rowe L. Russland i Norge og Norge i Russland- Fra unntakstilstand til normalen/ Norsk Polarhistorie, URL: http://www.polarhistorie.no/artikler/2008/Russland%20i%20Norge/print_artikler_view
121. Seierstad, D. EU og miljø. Er EU svaret på miljøutfordringene?, Nei til EU, Skriftserien 2, 2001. Стр. 101
122. Seierstad, D.: Sju år med EØS. En sammenfatning av Norges erfaringer med EØS-avtalen, Nei til EU, skriftserien 4, 2000.
123. Shadian, Jessica M. & Tennberg, Monica(red.) (2009) Legacies and Change in polar Sciences. Farnham: Ashgate Publishing Limited
124. Skjønsberg E. Om Agenda 21 og norsk tosidig bistandsforvaltning// Working Paper no.1/06, Oslo- University of Oslo, 2000
125. Sollien, T.H.: EØS-avtalens betydning for norsk lovverk og den nasjonale besluttningsprosessen, En kartleggingsstudie, Hovedoppgave i statsvitenskap. Oslo: Universitetet i Oslo 1995. Стр.110
126. Solow, R.M. On the Intertemporal Allocation of Natural Resources/ R.M. Solow,// Scandinavian Journal of Economics №88- 1986 pp.141-149.
127. Stiglitz, J. An Agenda for Development for the Twenty-First Century/ J. Stiglitz,// World Bank Ninth Annual Conference on Development Economics- 1997/ World Bank-Washington, D.C, 1997, p.47
128. Stokke O., “Mål, strategi og prinsipper for norsk bistand: Old bottles?” / O.Stokke // Norsk nord-sør politikk: lever den opp til sitt rykte?. – Oslo, 1990, стр.120
129. Sverdrup, L.A. The Norwegian Experience of the Transition to Sustainability/ L.A. Sverdrup // The Transition to Sustainability. The Politics of Agenda 21 in Europe/ed.: T. O`Riordan, H. Voisey - London: Earthscan Publications Limited,1998
130. Tennberg M. Arctic Environmental Cooperation// Aldershot: Ashgate Publishing, 2000
131. The basic finance tools: Time value of money // Cengage, Web Chapter 29, URL: http://www.cengage.com/resource_uploads/downloads/032431986X_61446.pdf
132. Tylecote A. The long wave in the world economy: the present crisis in historical perspective.// London: Routledge. 1992. P. 255 – 271
133. Von Wright G.H. Progress: Fact and fiction./ G.H. Von Wright Burgen// The idea of progress./ed.: A. McLaughhlin, P, Mittelstrab J, - Berlin: Walter de Gruyter, p 9.

134. Ward B, Dubos R. Only one earth – the care and maintenance of a small planet//. London: Deutsch, 1972.
135. Worster D. The wealth of nature: environmental history and the ecological imagination.// New York: Oxford University Press, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ