Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы повышения эффективности управления персоналом организации на основе инструментов стимулирования сотрудников 8
1.1 Понятие стимулирования персонала и его роль в управлении персоналом
8
1.2 Инструменты стимулирования сотрудников организации 16
2 Анализ эффективности стимулирования персонала организации ООО
«Компоненты» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты»26
2.2 Анализ применяемых инструментов стимулирования персонала
организации ООО «Компоненты» 36
3 Повышение эффективности управления персоналом организации ООО «Компоненты» на основе инструментов стимулирования сотрудников 47
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы
стимулирования сотрудников ООО «Компоненты» 47
3.2 Оценка эффективности мероприятий 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 68
Приложение А Анкета 71
Приложение Б Положение о проведении конкурса профессионального мастерства 72
Актуальность данного исследования заключается в том, что стимулирование играет важную роль в управлении малым предприятием, поскольку оно побуждает сотрудников к результативной работе. В настоящее время для руководителей предприятий, ориентированных на рыночную экономику, возникает необходимость действовать новым образом, в соответствии с требованиями рынка. Суть современного стимулирования в менеджменте заключается в изучении личных интересов, мотивов и потребностей сотрудников, а также их возможной реализации в процессе достижения целей организации.
В современном обществе и при формировании новых экономических механизмов, основная задача для компаний всех типов владения состоит в поиске эффективных способов организации труда, которые способствуют активизации человеческого потенциала.
Важность каждого сотрудника для успешной деятельности организации не подлежит сомнению и подтверждает ключевую роль персонала в конечном результате работы.
Своевременное проведение диагностики уровня стимулирования персонала на малом предприятии и разработка стратегии способствует повышению производительности труда, увеличению финансовых результатов предприятия и, как следствие, повышению его конкурентоспособности.
В настоящее время данная тема приобрела особую актуальность, так как с каждым днем увеличивается количество коммерческих организаций, которые конкурируют между собой в области привлечения достойных сотрудников.
И чтобы компания развивалась ей необходимо использовать эффективные системы мотивации и стимулирования труда персонала.
Кандидаты более охотно выбирают для работы те организации, в которых система стимулирования труда персонала стоит на одном из первых мест. Компании с эффективной системой стимулирования всегда буду более привлекательны на рынке труда, а значит, более успешны и прибыльны. Ведь в такие компании будут обращаться активные, нацеленные на результат кандидаты, которые готовы вкладывать свой опыт, знания и навыки в ее развитие.
Психологическая обстановка в коллективе всегда будет доброжелательной и приятной, потому что потребности сотрудников удовлетворяются по максимуму.
При разработке системы стимулирования персонала недостаточно лишь разработки одного общего положения и ознакомления с ним сотрудников. Необходимо грамотно разработать систему стимулирования, учитывая всю специфику той или иной должности.
Также немаловажным является процесс внедрения новой системы стимулирования в рабочий процесс.
Разработка системы стимулирования - это очень трудоемкий процесс. К сожалению, в настоящее время очень мало специалистов, которые способны разработать эффективную систему, чтобы она удовлетворяла потребности работников и была выгодной для организации.
Характеризуя степень научной разработанности обозначенной проблемы, можно выделить следующие группы исследований, на которых базируется выпускная квалификационная работа.
Существенный вклад в развитие теории управления персоналом внесли такие ученые как: М. Армстронг, Д. Ульрих, Г. Десслер, П. Друкер, Д. Коул, Р. Марр, Х. Мартин, У. Монди, С.П. Роббинз, Л. Стаут, Я. Фитценц и др. Проблемы управления системой стимулирования персонала рассматривались в трудах российских ученых, в частности, таких как: Д.В. Алекссев, Т.Ю. Базаров, М.И. Бухалов, Н.А. Горелов, А.Я. Кибанов, О.Г. Одегов и др.
Несмотря на обилие научных трудов, посвященных различным аспектам стимулирования персонала, внимание ученых, как правило, акцентировалось на применение только одно из подходов к работе с персоналом.
Исследований, связанных с отработкой механизма стимулирования с учетом специфики предприятий малого бизнес, представлено сравнительно немного.
В их числе можно назвать работы Деева Л.И., Симачкова Н.Н., Треногина Н.В.
В связи с этим, вопросы построения системы стимулирования с учетом специфики предприятий малого бизнес остаются не до конца решенными на практике, что и обуславливает потребность в дальнейшей проработке указанной проблематики.
Цель выпускной квалификационной работы состоит разработке системы стимулирования персонала ООО «Компоненты».
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы повышения эффективности управления персоналом организации на основе инструментов стимулирования сотрудников;
- провести анализ применяемых инструментов стимулирования персонала организации ООО «Компоненты»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы стимулирования сотрудников ООО «Компоненты»;
- дать обоснование эффективности предложенной системы.
Объектом исследования является ООО «Компоненты».
Предмет исследования составляют организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы стимулирования персонала рассматриваемой организации.
В основе выпускной квалификационной работы лежат ключевые и современные концепции в областях экономики труда и управления персоналом, стратегического менеджмента, информационных технологий, управления мотивацией и стимулированием труда, разработанные как отечественными, так и зарубежными учеными и профессионалами, опубликованные в монографиях, статьях и ведущих научных журналах.
В основе научной работы на выпуск квалификации лежит использование анализа научной литературы по вопросу мотивации в трудовой деятельности, интерактивное исследование методов мотивации персонала, а также применение методов финансового и экономического анализа, изучение текучести кадров и анализ трудового поведения сотрудников и руководителей, а также проведение опросов и анкетирование сотрудников.
Информационной базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов - монографии, статьи, публикации экспертов-практиков, материалы конференций по рассматриваемой предметной области, а также фактические данные и материалы ООО «Компоненты».
Структура работы определена в соответствии с задачами и методами исследования и включает в себя три главы, введение, заключение и библиографический список.
Стимулирования персонала - совокупность различных предложений, которые предоставляются работнику в качестве вознаграждения за более высокие результаты труда и при достижении необходимых результатов он получает соответствующее вознаграждение со стороны руководства. Важным условием получения нужного результата от стимулирования труда является четкость поставленных целей, которые будут достижимы и определены по времени.
Повышение производительности произойдет только в том случае, когда известно, что труд имеет справедливую оплату. Необходимо подчинение системы стимулирования принципу: оплата соответствует труду.
При организации стимулирования труда персонала необходимо придерживаться научных подходов. Эффективность системы стимулирования окажется значительно выше, если при ее разработке и поэтапном внедрении в практику будут основываться на следующих правилах: программа мотивации и стимулирования должна позволить решать задачи, позволяющие достигать стратегические цели субъектов хозяйствования; система стимулирования персонала должна задействовать и охватить все категории персонала; выбор того или иного стимула должен быть всецело обоснованным; программа стимулирования труда должна носить непрерывный характер, но при том постоянно обновляться, то есть содержать «эффект новизны».
Оценка системы стимулирования персонала проводится по таким направлениям, как: удовлетворенность работников условиями труда, показатели текучести персонала, показатели конкурентоспособности, а также производительности труда.
Увеличение уровня текучести кадров в компании ООО «Компоненты» является показателем наличия отрицательных факторов, в том числе недостаточной оценки и анализа потребностей сотрудников руководством и кадровой службой. В результате этого снижается мотивация работников, что приводит к увольнениям.
Для повышения эффективности работы руководство ООО «Компоненты» использует материальные и нематериальные стимулы для мотивации своих сотрудников.
Анализ системы мотивации сотрудников компании ООО «Компоненты» выявил следующие проблемы: неактивность внутренних механизмов и форм мотивации, недостаточный уровень материальной мотивации, слабость организационной культуры и нехватка кадров, вызванных уходом работников.
В данном случае, руководству необходимо разработать и проводить мероприятия, чтобы поднять общий уровень удовлетворенности работников системой мотивации. Что безусловно будет способствовать повышению эффективности деятельности сотрудников ООО «Компоненты», а также динамичному развитию предприятия.
В ООО «Компоненты» внедрение мероприятий по совершенствованию мотивации персонала принесет экономический и социальный эффект, побудит сотрудников достигать поставленных целей и получать результат в трудовой деятельности.
Автор представил модель улучшения системы управления мотивацией работников, включающую материальные и нематериальные стимулы, а также формирование сильной организационной культуры. Это дает ценные рекомендации по улучшению системы управления мотивацией на предприятии и стимулирует работников благодаря связи между оплатой и продуктивностью.
При подготовке плана усовершенствования мотивации сотрудников в ООО «Компоненты» был использован комплексный подход.
Одним из рекомендованных мероприятий было внедрение системы грейдов для повышения мотивации. Более прозрачная система оплаты с помощью грейдирования поощряет длительную трудовую деятельность.
Для улучшения организационной культуры в ООО «Компоненты» рассматривалось заключение договора на медицинское обслуживание и частичное финансирование абонементов в спортивном зале физкультурно-оздоровительного комплекса для сотрудников.
Эти меры позволят усилить морально-психологический климат в коллективе и повысить работоспособность сотрудников, а также обеспечить более единую команду. Дополнительно, проведение конкурса «Лучший работник» способствует определению профессионализма каждого сотрудника и раскрытию их потенциала. Эти инициативы также стимулируют работников развиваться в своей должности и использовать передовые методы и современные технологии на практике.
Элементы, указанные выше, отражают индивидуальные интересы сотрудников ООО «Компоненты», способствуют созданию высококвалифицированной и самосовершенствующейся рабочей команды, которая станет основой для дальнейшего прогресса компании. Таким образом, инициативы, направленные на повышение мотивации сотрудников ООО «Компоненты», приведут не только к экономическому выгоду, но и социальному. Внедрение этих инициатив будет стимулировать сотрудников к достижению поставленных целей и совершенствованию трудовой деятельности.
1. Алексеев Д. М. Организация процесса управления персоналом на предприятии: цели и задачи // Экономическая наука - основополагающая дисциплина всеобщего развития. 2018. №4. С. 92-94.
2. Бухалов М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 191 с.
3. Виханский О. С. Менеджмент: учебник для вузов. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. 259 с.
4. Горленко О. А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. 301 с.
5. Горелов Н. А. Оплата труда персонала: методология и расчеты: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 247 с.
6. Карпов А.В. Технологии управления развитием персонала: учебник. М.: Проспект, 2019. 408 с.
7. Кибанов А. Я. Еще раз о парадигме и философии управления персоналом организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2019. № 2. С. 6-8.
8. Кириллов А. В. Проблемные вопросы развития технологий управления персоналом в отечественной практике и пути их решения: монография. М.: УСАЙНС, 2019. 280 с.
9. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2018. 259 с.
...
32 источника