Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве

Работа №1388

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы106
Год сдачи2008
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1862
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современное состояние правовой защиты свидетелей и потерпевших по уголовному делу……….……………………………………………………….7
1.1. Свидетель и потерпевший в уголовном процессе: понятие и характеристика их процессуального положения………………………………………………………...7
1.2. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института………………………………………………………………..16
1.3. Проблемы защиты прав свидетеля (потерпевшего) по уголовному делу в международных нормах и в действующем законодательстве РФ……………….21
1.4. Обеспечение защиты свидетеля (потерпевшего) по уголовному делу в
отдельных зарубежных странах ……………………………………………………34
Глава 2. Основные методы защиты свидетелей и потерпевших по
уголовному делу…………………………………..…………………………….46
2.1. Анонимность и ограничение доступа к информации о личности свидетеля .....46
2.2. Обеспечение личной безопасности защищаемого лица и его близких…………52
2.3. Охрана имущества защищаемого лица ………64
2.4. Проблема возмещения материального ущерба и морального вреда потерпевшим………………………………………………………………………...73
Глава 3. Субъективный состав защищаемых лиц и органы, осуществляющие
защиту……………………………………………………………………….….80
3.1. Субъективный состав защищаемых лиц …………………………………………....80
3.2. Органы, осуществляющие защиту лица ……………………………………….........91
Заключение ………..99
Список использованной литературы……………………………………………......102


Каждый год в России свидетелями преступлений становятся около 10 миллионов человек. Четверть из них в ходе суда меняют свои показания. 300 тысяч получают угрозы о расправе. 5 тысяч обращаются в правоохранительные органы с просьбой о защите. Именно для них и разрабатывается закон о защите свидетелей. По оценкам разработчиков закона, его реализация обойдется государству в 3,8 млрд. рублей. Впрочем, в правительстве считают эту цифру завышенной, а в администрации президента разрабатывают свой вариант законопроекта. По данным ВНИИ МВД России, 60% граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы. Следственная же и оперативная практика показывает, что в 10-20% случаев расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким и тяжким преступлениям потерпевшим, свидетелям или другим участникам процесса и их семьям угрожают расправой. 2% из них, или 5 тысяч человек, реально нуждаются в защите государства. Именно для этой категории и готовится закон о защите свидетелей. Предполагаемые расходы на реализацию мер, предусмотренных законопроектом, составят 3817, 1 млн. рублей.
................
С 1 июля 2002 года в России действует новый Уголовно-процессуальный кодекс. Некоторые его статьи посвящены и мерам защиты участников уголовных процессов. В частности, по новому УПК следователь может не указывать в протоколах имени потерпевших, свидетелей или их родственников, если возникает необходимость сохранить их в тайне. В таком случае с разрешения прокурора выносится постановление, где фиксируется псевдоним человека и образец его новой подписи. Постановление помещается в конверт, опечатывается и приобщается к материалам дела
При наличии угрозы потерпевший или свидетель имеют право написать заявление с просьбой о контроле и записи их телефонных переговоров (правда, то же самое следователи могут сделать и без их ведома, а по решению суда). Во время опознания свидетель или потерпевший могут избегать визуального контакта с опознаваемым. В целях обеспечения безопасности участников судебного процесса суд, согласно новому УПК, может п................... законодателям показалось мало, и деятельность по разработке закона о защите свидетелей продолжилась. К апрелю 2002 года депутаты Госдумы и сенаторы при участии представителей МВД, Минюста, ФСБ, ФСНП и НИИ Генпрокуратуры разработали новый вариант законопроекта, а также предложили его экономическое обоснование.
Самыми дорогостоящими мероприятиями являются личная охрана (2,2 млрд. рублей) и смена места жительства, работы и имени (1,4 млрд. рублей). И если в личной охране нуждается каждый из 5 тысяч человек, то в смене места жительства только тысяча из них.
В такой экзотической мере, как изменение внешности, по оценкам законодателей, нуждаются лишь 50 человек из 5 тысяч. Это обойдется государству еще в 800 тыс. рублей. Зато каждого второго нужно будет снабдить оружием и средствами связи (9,4 млн. рублей).
Впрочем, разработчики законопроекта учли финансовое состояние государства и предложили до 2010 года распространить действие программы защиты свидетелей только на участников процессов по тяжким и особо тяжким преступлениям. Правда, даже с учетом такой поправки правительство России отвергло новый законопроект.
Защиту права потерпевшего (свидетеля) принято выделять как правовое явление, отграничивая ее от юридической ответственности. Если основанием юридической ответственности является правонарушение при наличии всех его элементов (противоправность, вина в формальных составах правонарушений плюс наличие вреда, ущерба, причинной связи в материальных составах правонарушения), то для применения защиты достаточно объективно противоправного поведения. Вина не входит в фактическое основание применения мер защиты. Меры защиты, как правило, преследуют правовосстановительные цели и не связаны с виновностью или невиновностью нарушителя. Цель применения мер защиты восстановление имущественных или неимущественных благ управомоченного лица или правопорядка.
Последние новеллы в уголовном процессе, привносимые в основном Конституционным Судом РФ, заставляют практиков вновь и вновь обращаться к положению сторон, функциям участников процесса, совокупности их прав и обязанностей, поскольку состязательность должна представлять собой сбалансированную систему, в которой права одного субъекта обеспечиваются обязанностями другого и в то же время гарантируется равноправие спорящих перед судом носителей обвинительной и защитительной функций.
Целью настоящей работы является ......................
пределы, в которых субъект может быть наделен процессуальными правами потерпевшего (свидетеля), и пределы самих этих прав с тем, чтобы не наделялись произвольно процессуальными правами лица, не имеющие на это достаточных фактических и правовых оснований.
Необоснованное расширение границ этих прав может создать дисбаланс в системе взаимоотношений сторон, а, следовательно, затронуть существенные права оправданного или осужденного.
При исследовании ...............литература, специальная юридическая, обзор судебной практики, а также журнальные публикации по данному вопросу


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Группа депутатов и сенаторов представила общественности подготовленный ею проект закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, способствующих уголовному судопроизводству". Авторы надеются, что он пройдет первое чтение уже в ноябре.
Согласно законопроекту, право на государственную защиту будут иметь не только потерпевшие, свидетели и подсудимые, сотрудничающие со следствием, но и их родственники, законные представители, а также участвующие в процессе эксперты, переводчики и другие специалисты. Особо важный свидетель получит, как и в развитых странах, личную охрану, специальные средства защиты, правоохранительные органы смогут заменить ..................... триллиона тогдашних рублей - $220 млн.
Законодатели считают, что сейчас деньги найдутся. Правительство, по словам советника Государственно-правового управления администрации президента, готово выделить 3 млрд. рублей. По мнению зампреда Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству генерала Валерия Федорова, это немного, но должно хватить на защиту свидетелей и потерпевших по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые "тянут" на 10 и более лет. Защита свидетелей, соглашается г-н Федоров, "дорогая вещь", но должна оправдать себя: только обеспечив ее, возможно получить показания по делам о крупных финансовых аферах и деятельности преступных группировок, которые рассыпаются в судах именно из-за отказа свидетелей давать показания.
Впрочем, в отношении нынешней версии закона высказываются определенные сомнения и опасения. Например, что выделенные средства будут использованы не по назначению, как раньше - деньги, выделенные на агентурную работу, а по факту просто пополнившие бюджет оперативников. Еще более резко говорит эксперт Института прав человека Лев Левинсон: "Закон в нынешнем виде не нужен и несвоевременен. Он выделяет правоохранителей ролью соглядатая, делает подзащитного рабом своих охранников". К тому же, опасается г-н Левинсон, при нынешнем уровне коррупции в органах правопорядка их сотрудники могут вымогать деньги или передавать информацию преступникам. Начальник занимающегося защитой свидетелей отдела Московского УБОП Олег Эктов, напротив, заявил корреспонденту "Консерватора", что закон надо принимать скорее и дорабатывать уже в ходе практического применения. Нынешних же норм, содержащихся в законах о милиции и об оперативно-розыскной деятельности, совершенно недостаточно для эффективной защиты.
Возможно также, что в обозримом будущем в России будет создана специальная структура для защиты свидетелей и потерпевших, аналогичная службе судебных маршалов в США. Законодатели и сотрудники спецслужб считают, что ее организация позволит более эффективно использовать выделенные средства, не "размазывая" их по многочисленным силовым структурам. Впрочем, по словам экспертов и сотрудников МВД, даже в такой богатой стране, как США, отнюдь не каждый свидетель, попросивший государственной защиты, получает ее.
В России защищают свидетелей следующим образом.
Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" начнет действовать, как ожидается, с 1 января 2004 года. Между тем, пока парламентарии готовятся к первому чтению, в структуре Управления по борьбе с оргпреступностью ГУВД Москвы уже действует отдел по защите свидетелей. Сейчас это единственное в России подразделение такого рода. Однако у оперативников пока нет ни полноценной правовой базы, которая регламентировала бы их деятельность, ни нормального финансирования.
Впрочем, в отношении нынешней версии закона высказываются определенные сомнения и опасения. Например, что ...................... в законах о милиции и об оперативно-розыскной деятельности, совершенно недостаточно для эффективной защиты.
Возможно также, что в обозримом будущем в России будет создана специальная структура для защиты свидетелей и потерпевших, аналогичная службе судебных маршалов в США. Законодатели и сотрудники спецслужб считают, что ее организация позволит более эффективно использовать выделенные средства, не "размазывая" их по многочисленным силовым структурам. Впрочем, по словам экспертов и сотрудников МВД, даже в такой богатой стране, как США, отнюдь не каждый свидетель, попросивший государственной защиты, получает ее



1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Принята Генеральной
Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года.
2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 года -// СЮ, № 9-10, 1992 г.
3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА / Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2001. – С. 56.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда». - 1999. - С. 254.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ». - 2006. – С. 162.
6. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 12 августа
1995 // Собрание законодательства.
7. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 20 июня 1995 года.
8. Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью.-
// Законность, 1993. № 9.
9. Закон об усилении безопасности свидетеля, от 12 декабря 1984г., США
10. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.09.96 г. по
уголовному делу Комарова, Кощеева, Храмцова, Недбаевского и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 2.
11. Постановление № 10 Пленума Верховного Совета РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» II Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 3.
12. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
13. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003. № 4, с. 15.
14. Права человека в условиях становления гражданского общества. Международная научно-практическая конференция: тезисы докладов // Государство и право.2004. № 7.
15. Временный регламент использования документов с информацией, относящихся к тайне личной жизни граждан // Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории // Отечественные архивы .2004. № 2.
16. Абабков А. Защитить права потерпевшего // Российская юстиция.
1997. №3.
17. Азаров В.А. Деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда по охране имущественных интересов граждан. Омск; 2002.
18. Баранов В.М. О гражданской самозащите. // Правовые средства и
методы защиты законопослушного гражданина. Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. 2001.
19. Безнасюк А., Абабков А. Государственная защита лиц, содействующих уголовному судопроизводству // Российская юстиция.2002. № 8.
20. Бозров В. Гражданский иск в уголовном процессе неуместен !! Российская юстиция. 2001. № 5. С. 29 – 30.
21. Брусницын Л. Как обезопасить лиц, содействующих уголовному правосудию //Российская юстиция. 1996. № 9.
22. Брусницин Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: временной и субъективный аспекты. // Государство и право.2005, № 9.
23. Грачев А. Коррупция с большой дороги. Российская газета. 21 марта.
2005.
24. Дурманов Н.Д. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. - М.,1999.
25. Исаев М.М Особенная часть уголовного права. М.,2000. – С. 603.
26. Иванова И. Крепче за баранку держись, шофер // Милиция. № 4, 1997.
27. Журавлев СЮ. Противодействие деятельности по раскрытию преступления и тактика ее преодоления. Н.Новгород, 2004.
28. Квашис В.Е., Вавилова Л.В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М.: ВНИИ МВД России, 1996. – С. 75.
29. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. Ред. С.И. Никулина. - М.: Издательство «Менеджер» совместное с издательством «Юрист», 2004.- С.1184.
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). - "Проспект", 2004 г.
31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2005.- С. 602.
32. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общей ред. В.И.Радченко) - М.: Юстицинформ, 2004.
33. Красиков А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве. Саратов, 1976. 15 Наумов А.В. Цит. Раб., С. 327.
34. Кузнецова Н.Ф., Ткачевский Ю.М. Уголовное право. Общая часть. М.,2003. – С. 478.
35. Мария-Пьер Лижиде. Конкретные альтернативы по применению основных принципов правосудия по отношению к жертвам преступления во Франции // Международная защита жертв. Журнал Этюде Пеналь, Т.7. - С.395.
36. Михайлов В.И. О социально-юридическом аспекте содержания обстоятельств, исключающих преступность деяния.//Государство и право. – 1995. №12.
37. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций.- М.. Изд-во Бек, 1996. – С. 491.
38. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2005 г.
39. Овчинский B.C. Основы борьбы с организованной преступностью. М.
1996. – С. 206.
40. Ожегов СИ. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1989. - С. 2073.
41. Осин В.В. Кто и как защищает свидетеля? // Право и экономика, 1995.
№9-10. - С. 173-177.
42. Палеев М. Почему Президент России отклонил закон о защите потерпевших и свидетелей // Российская юстиция. 1998. № 1.- С. 35 – 37.
43. Права человека в условиях становления гражданского общества. Международная научно-практическая конференция: тезисы докладов // Государство и право. 1997. - № 10.
44. Пионтовский А.А. Учение о преступлении. М., 1961, с. 472-475.
45. Пифо Жина. Результаты применения основных принципов правосудия по отношению к жертвам преступления // Изменение политики по отношению к жертвам: декларация ООН о жертвах преступлений и современное состояние ее в Европе. Публикация № 16. Хельсинки, 1989. С. 113-134.
46. Энциклопедия Российского права. Справочная правовая система. М:АРБТ, 2005. №7. С. 3059.
47. Прадель Ж. Право на защиту во Франции // Милиция. 1997. № 3.
48. Розин П.А. К вопросу о согласии пострадавшего. // Вестник права,
1989, №9, С. 115-116.
49. Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // "Российская юстиция", N 3. - 2004. – С. 50.
50. Слуцкий И.И. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. СПб., 2001. – С. 185.
51. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая 1 том - М.; 2005.- С. 282.
52. Тетерин И. Зал для мафии // Российская газета. 1997. 3 ноября.
53. Томин В.Т. Парашют закона// Юридическая газета. № 28 (243), 2002.
54. Томин В.Т. Обязанности государства перед законопослушным гражданином: сфера уголовно-процессуальной деятельности (спасение утопающих - дело рук самих утопающих) // Правовые средства и методы защиты законопослушного гражданина. Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, 1999.
55. Томин В.Т. Вниманию следователей и свидетелей, а также судей и прокуроров. События и факты. 1998. № 2.
56. Трикоз Е. Н. Библиография по уголовному праву России.- М.: СПС Гарант. - 2003. С. 560.
57. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учеб.для юрид. вузов / Афиногенов С.В., Ермакова Л.Д., Здравомыслов Б.В. и др.; Отв.ред Б.В. Здравомыслов. - М.: Юристь, 2002. С. 509.
58. Циркулярное письмо МВД и Верховного суда Республики Татарстан № 28/586. Письмо начальника ГУВД Краснодарского края № 625—641 Томину В.Т.
59. Филипов В. Юстиция умывает руки // Известия. 24 октября 2004.
60. Фитцжеральд Д. Программа обеспечения безопасности свидетелей//Правоохранительная деятельность в США. М., 2004. - С. 202.
61. Шаргородский М.Д. Вопросы Общей части уголовного права.: М., 1998. -
С. 86.
62. Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья.М.,
1998, с. 364.
63. Щерба С., Зайцев О. Обеспечение безопасности участников
уголовного процесса. - Советская юстиция, 1992. № 9-10, с. 16
64. Щерба С, Зайцев О. Защита свидетеля в США//Российская юстиция,1994. №8.
65. Энциклопедия Российского права. Справочная правовая система. М.: ЛРБТ, 2003, № 7, С. 3271.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ