Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТИТУТА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №138737

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы и нормативно-правовые акты в сфере антикоррупционного декларирования 7
1.1. Коррупция и смежные понятия 7
1.2. Индикаторы коррупции 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование антикоррупционного декларирования в РФ 14
1.4. Антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов 17
1.4.1. Указ об утверждении перечня должностей, обязанных подавать декларации 19
1.4.2. Указ о предоставлении сведений 21
1.4.3. Указ о проверке достоверности и полноты сведений 22
1.4.4. Порядок размещения сведений в сети «Интернет» 23
Глава 2. Международный опыт антикоррупционного декларирования 26
2.1. Сравнительный анализ международных практик антикоррупционного декларирования 26
2.1.1. Цель антикоррупционного декларирования 26
2.1.2. Содержание деклараций 28
2.1.3. Типы требований для разных категорий госслужащих 31
2.1.4. Подача деклараций окружением госслужащего 33
2.1.5. События, влекущие за собой подачу деклараций 34
2.1.6. Публикация деклараций 36
2.1.7. Верификация и анализ деклараций 37
2.1.8. Санкции по результатам проверок деклараций 39
2.2. Принцип гласности 43
Глава 3. Анализ деклараций на наличие индикаторов коррупции и разработка рекомендаций 47
3.1. Регрессионный анализ 47
3.2. Разработка рекомендаций 54
Заключение 59
Список использованной литературы 60


Принятие пакета федеральных антикоррупционных законов 2008 года, в том числе Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана по противодействию коррупции, а также утверждение Президентом Российской Федерации 13 апреля 2010 года Национальной стратегии противодействия коррупции положили начало системному подходу в реализации антикоррупционной политики в России. Однако с тех пор положительной динамики в борьбе с коррупцией не наблюдается, что можно понять, например, по составляемому международной организацией Transparency International индексу восприятия коррупции на рис.1, который измеряется в баллах в диапазоне от нуля до ста, где сто – максимальный балл.
Положение России в данном рейтинге является сигналом значительной проблемы преступлений коррупционной направленности в стране. Отмечается следующий ряд причин недостаточной эффективности текущей российской антикоррупционной политики: половинчатость принимаемых мер, недостатки организационно-институционального характера, а также идентифицирующий коррупцию как этически приемлемую стратегию поведения российский менталитет и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны гражданского общества.
Всё вышеперечисленное актуализирует выявление слабых мест в существующей институционально-правовой системе антикоррупционных мер и поиск потенциальных политических, экономических и социальных нововведений для эффективной борьбы с коррупцией.
В данной работе будет проанализировано на предмет наличия зон роста антикоррупционное декларирование – инструмент, признающийся международным сообществом одним из ключевых в борьбе с коррупцией. Его актуальность в первую очередь определяется интересом со стороны научного сообщества, который был на пике в 2008-2012 годах в связи со значительными изменениями в нормативно-правовой базе, но с тех пор заметно упал, несмотря на множество постепенно производимых доработок в законодательстве.
Кроме того, сомнению подвергается эффективность института декларирования. От 1% до 10% чиновников всех органов власти обязаны подавать декларации, что при численности 1400 тыс. государственных и муниципальных служащих на конец 2021 года (за исключением военнослужащих) составляет как минимум 70000 деклараций. Однако далеко не все из них подвергаются последующей проверке и анализу. Основанием для осуществления проверки на полноту и достоверность, так же, как и для проверки на соответствие расходов доходам, является решение уполномоченных органов на основании достаточной информации, представленной государственными органами или органами местного самоуправления, руководящими органами политических партий, Общественной палатой Российской Федерации, либо СМИ. Как следствие, большая часть деклараций остается лежать «мертвым грузом». Однако даже в случае принятия решения о проверке, её результаты не могут быть основанием для применения уголовного наказания, а высшей мерой дисциплинарного наказания в данном случае является увольнение в связи с утратой доверия.
Целью данной работы является выявление основных направлений совершенствования антикоррупционного декларирования как инструмента, использующегося для выявления индикаторов коррупции, в целях противодействия коррупции в Российской Федерации и разработка соответствующих практических рекомендаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определить основные понятия, включая коррупцию, индикаторы коррупции и т.д.;
• Проанализировать текущее состояние системы антикоррупционного декларирования в РФ;
• Изучить международный опыт антикоррупционного декларирования и его влияние на российскую систему декларирования;
• Провести антикоррупционную экспертизу основных нормативных документов, определяющих антикоррупционное декларирование в РФ;
• Составить базу деклараций коррупционеров и предположительно честных чиновников;
• Выявить индикаторы коррупции, доступные в открытом содержимом деклараций, с помощью построения модели логистической регрессии;
• Предложить комплекс практических рекомендаций по совершенствованию регулирования антикоррупционного декларирования в РФ.
Объектом данного исследования является институт антикоррупционного декларирования. Предметом – использование института антикоррупционного декларирования в целях выявления индикаторов коррупции в Российской Федерации.
В качестве инструментария исследования используется анализ нормативно-правовых актов, академических и профессиональных публикаций и сайтов органов государственной власти, дескриптивный статистический анализ и модели логистической регрессии, анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушителей антикоррупционного законодательства и других государственных гражданских служащих, и кейс-анализ.
В качестве эмпирического материала в работе используются результаты мониторинга динамики коррупции в России, осуществляемого рядом международных институтов, публикуемые декларации госслужащих, а также официальная статистка органов государственной власти Российской Федерации о состоянии и мерах по противодействию коррупции.
Работа состоит из трех частей. Первая посвящена основным терминам, связанным с объектом исследования, нормативно-правовому регулированию. Также в её рамках была проведена антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок антикоррупционного декларирования в России.
Во второй части проведен обзор международного опыта реализации механизма антикоррупционного декларирования, его сравнение с российской практикой, а также рассмотрено влияние фактора открытости и гласности на деятельность института антикоррупционного декларирования.
В третьей части на основе публикуемых деклараций госслужащих была построена логистическая модель, которая позволила выявить актуальные индикаторы коррупции, которые могут быть использованы в ходе проверок деклараций госслужащих.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлось выявление основных направлений совершенствования антикоррупционного декларирования, направленного на выявление индикаторов коррупции, в целях противодействия коррупции в Российской Федерации и разработка практических рекомендаций для органов, занимающихся антикоррупционной деятельностью, всех уровней власти.
Для её достижения в первой главе были определены основные понятия, проведен обзор нормативно-правовой среды объекта исследования, а также была проведена антикоррупционная экспертиза некоторых нормативно-правовых актов, таких как указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 и другие, регламентирующие процедуру антикоррупционного декларирования в России.
По результатам первой главы можно сделать выводы о наличии коррупциогенных факторов в НПА, регулирующих процедуру антикоррупционного декларирования, которые требую доработки. Рекомендуется пересмотреть отсутствие обязанности чиновника подавать сведения в год ухода со службы; регламентировать возможность полноценной проверки деклараций не зависимо от текущего статуса декларанта; определить критерии достаточности информации для инициирования проверки; а также конкретизировать срок, на который сведения размещаются в публичной сети «Интернет».
Вторая глава была посвящена международному опыту реализации и использования института декларирования госслужащими сведений. Процесс декларирования был разобран на составные части и проанализирован в соответствии с мировым опытом реализации антикоррупционной политики и института декларирования в частности. Отдельное внимание было уделено фактору гласности и его влиянию на объект исследования.
Вторая глава позволяет сделать вывод о том, что России стоит выбрать один из двух подходов к реализации института антикоррупционного декларирования и стремиться к эффективной его реализации, ориентируясь на успешные практики соответствующих стран. Однако в любом случае соблюдение принципов гласности, открытости и публичности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления являются важными составляющими успешной борьбы с коррупцией вне зависимости от особенностей антикоррупционной политики разных стран.
В третьей главе был проведен статистический анализ, направленный на выявление индикаторов коррупции в содержании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, публикуемых в сети Интернет. На его основе были выявлены два индикатора коррупции, которые могут быть использованы в рамках проверок деклараций госслужащих: многочисленные дорогостоящие объекты имущества и полное отсутствие имущества в собственности. Рекомендуется также проанализировать полные версии сведений, так как можно предположить, что они могут содержать большее количество индикаторов коррупции.
Также по результатам третьей главы были выделены данные, которые на данный момент не раскрываются при публикации деклараций, однако имеют важное значение для процесса выявления индикаторов коррупции и не несут значительной угрозы декларанту при публикации. Рекомендуется добавить их в форму публикуемых сведений.



1. Crime, Corruption, and Coronavirus [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.occrp.org/en/coronavirus/(дата обращения: 20.04.2022)
2. J. S. Nye Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis. The American Political Science Review Vol. 61, No. 2 (Jun., 1967), pp. 417-427. Published By: American Political Science Association the American Political Science Review.Режимдоступа: https://doi.org/10.2307/1953254
3. Jorum Duri Definitions of grand corruption [Электронный ресурс] // Transparency International. — 2020. Режим доступа: https://www.u4.no/publications/definitions-of-grand-corruption.pdf
4. Klitgaard, R. (1998). International Cooperation against Corruption. Finance & Development, 35. Режим доступа: https://www.imf.org/external/Pubs/FT/fandd/1998/03/pdf/klitgaar.pdf
5. Missouri Ethics Commission «Guide to Personal Financial Disclosure» https://www.mec.mo.gov/WebDocs/PDF/PFD/Guide_to_PFD_091013-fullsize.pdf
6. TransparencyInternational [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.transparency.org/en/about (дата обращения: 02.03.2022)
7. William E. Schluter. Soft Corruption: How Unethical Conduct Undermines Good Government and What to Do About It [Электронный ресурс]. New Brunswick, Camden, and Newark, New Jersey: Rutgers University Press; 2017 [cited 2022 May 24]. (Rivergate Regionals). — Режим доступа: https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1455667&lang=ru&site=eds-live&scope=site
8. World Bank; UNODC. 2013. Income and Asset Disclosure: Case Study Illustrations. Directions in development; finance. Washington, DC: World Bank. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/13835 License: CC BY 3.0 IGO.
9. Анализ панельных данных в пакете «Stata» // Методические указания к компьютерному практикуму по курсу «Эконометрический анализ панельных данных»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pokrovka11.files.wordpress.com/2011/09/d0bcd0b0d182d0b5d180d0b8d0b0d0bbd18b-d0ba-d0bad0bed0bcd0bf-d0bfd180d0b0d0bad182d0b8d0bad183d0bcd183-rukovodstvo.pdf
10. Андрей Жвирблис о месте МВД в системе ведомственного декларирования доходов и имущества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4605259 — Заглавие с экрана.
11. База данных коррупционных проявлений // Общественный комитет по контролю за делами коррупционной направленности и реализации программы Президента РФ [Режим доступа]: https://corrypcii.net/database/
12. Богунов С.С. Коррупция в современной России: политологический анализ: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Богунов Сергей Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2012. - 23 с.
13. Вуколова Т. С. «Выявление, предотвращение и урегулирование конфликта интересов» // Управление образования администрации города Тула [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uotula.ru/wp-content/uploads/2019/08/Antikorrupcziya_Konflikt-interesov_dlya-OU.pdf
14. Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh/
15. Государство // Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 28.03.2022)
16. Декларирование активов как способ выявления индикаторов коррупции // Международная антикоррупционная академия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iaca-online-training.thinkific.com/courses/asset-disclosure-course-rus
17. Доклад по итогам ежегодного аудита «Открытость федеральных министерств и ведомств – 2020»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/Doklad-FOIV-2020.pdf — Заглавие с экрана.
18. Ермаков Ю. А. Коррупция публичной власти: российский вариант. Опыты противоборства // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 288 с.
19. И на первый взгляд как будто не видна [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4605259 (дата обращения: 28.03.2022)
20. Карнаухов А.В., Чумаков А.В. Эффективность независимой антикоррупционной экспертизы как института гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2019. — № 2. — С. 31-34.
21. Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров – 2006. – № 10. – С. 7-54.
22. Копачёв, В. П.. Антикоррупционная политика в современной России: субъекты, стратегии, механизмы: диссертация кандидата политических наук: 23.00.02 / Копачёв Владимир Пантелеевич; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2012.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-23/73
23. Названы самые коррумпированные ведомства в России[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ptzgovorit.ru/news/nazvany-samye-korrumpirovannye-vedomstva-v-rossii— Заглавие с экрана.
24. О развитии системы антикоррупционного декларирования в России // Доклад НИУ ВШЭ. Москва, октябрь – 2012 г. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2012/11/21/1248591096/2012_o_razvitii_Konov.pdf
25. Овчинников Д.В. Коррупция – это явление положительное или отрицательное // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16706 (дата обращения: 04.04.2022).
26. Перечень должностей с повышенными коррупционными рисками расширили в Подмосковье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/perechen-dolzhnostei-s-povyshennymi-korrupcionnymi-riskami-rasshirili-v-podmoskove— Заглавие с экрана.
27. Портал правовой статистики // Генеральная прокуратура российской федерации[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimestat.ru/
28. Противодействие коррупции: новые вызовы / под ред. Хабриева Т.Я. — Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. — 376 с. Андрей Жвирблис о месте МВД в системе ведомственного декларирования доходов и имущества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4605259— Заглавие с экрана.
29. Путин подписал указ о создании информационной антикоррупционной системы «Посейдон»[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/04/25/919703-putin-podpisal-ukaz-o-sozdanii-informatsionnoi-antikorruptsionnoi-sistemi-poseidon
30. Развитие нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации // Аналитическое исследование Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Москва. – 2017. Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/9TJRI0NxsUVaq0YoVQtXM9x0USBwOeWZ.pdf
31. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/reestr
32. Состоялось очередное заседание Совета по антикоррупционной политике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hetq.am/ru/article/141240— Заглавие с экрана.
33. Средства на борьбу с COVID-19 не должны оседать в карманах коррупционеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2022/02/1418292
34. Трофимов Е.В., Гарсиа С.Д. — Антикоррупционное декларирование на публичной службе: сравнительно-правовое исследование в этической парадигме // Административное и муниципальное право. – 2020. – № 6. – С. 10 - 30. DOI: 10.7256/2454-0595.2020.6.33600 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33600
35. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»
36. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
37. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»
38. Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 (ред. от 10.12.2020) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
39. Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции»
40. Уровень коррупции в России: мониторинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14185— Заглавие с экрана.
41. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции»
42. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
43. Шашкова А. В. Международная и национальная практика противодействия коррупции и отмыванию незаконных доходов: Практика корпоративного управления: Учеб. пособие для студентов вузов/ Издательство «Аспект Пресс», 2014. — 272 с.
44. ШевердяевС. Н. Закрепление антикоррупционной проблематики в современном российском конституционном праве [Текст]:автореф. дис. д-ра юрид. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2020. - 38 с. -
45. Южаков Владимир Николаевич Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: Методика, опыт и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-metodika-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 26.04.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ