Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


еоретико-методологические основы исследования проблемного обучения в образовательном процессе школы

Работа №13867

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
699
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемного обучения в образовательном процессе школы……………………………….....7
1.1. Сущность технологии проблемного обучения……………………………..7
1.2. Психолого-педагогические условия реализации технологии проблемного обучения в школе………………………………………………………………...20
1.3. Особенности управления реализацией технологии проблемного обучения в школе…………………………………………………………………………...27
Глава 2. Управление реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования)………...39
2.1. Лего-конструирование как средство реализации технологии проблемного обучения…………………………………………………………………………39
2.2. Организация учебных занятий по лего-конструированию в рамках реализации проблемного обучения…………………………………………….80
2.3. Методические рекомендации по управлению реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования)………………………………………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………87
Список используемой литературы……………………………………………..91


Актуальность исследования. Обучение на современном этапе развития имеет ряд важных специфических особенностей, которые составляют основу преподавания как в условиях общего образования, так и дополнительного, одной из таких особенностей и в то же время способом обучения является – проблемное обучение. Сегодня оно занимает одно из ведущих мест в в том числе дополнительного образования.
Перед современным педагогом стоит вопрос, как сделать урок более эффективным, чтобы учащиеся на занятиях работали активно и самостоятельно. Это говорит о том, что педагог должен использовать на практике дидактические приемы, позволяющие посредством детской любознательности, развить социально активную личность, которая способна самостоятельно принимать конструктивные решения не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.
Данная проблема решаема, по мнению многих ученых (Дж. Дьюи, М.А. Данилов, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер) путем введения в учебный процесс нестандартных методов обучения. Одним из таких методов является проблемное обучение, которое обладает широкими возможностями. К ним относят развитие логического мышления, развитие творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного ребенка.
Проведенный системный анализ основной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за организацией проведения занятий в условиях дополнительного образования позволяют выявить противоречие между значительным потенциалом применения технологии проблемного обучения на занятиях и недостаточным количеством практических разработок в данной области.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальную проблему данного исследования, – каково применение проблемного обучения в практике преподавателей дополнительного образования.
Актуальность описанных выше по тексту вопросов обуславливают и выбор темы исследования «Управление реализацией технологии проблемного обучения в образовательном процессе школы».
Степень разработанности проблемы. Педагогической наукой, а также практикой школы накоплен определенный, и даже значительный опыт по использованию метода проблемного обучения в школе. В научно-педагогической литературе этот вопрос нашел свое отражение в работах известных педагогов-ученых Эпштейна Л.Е. , Аменда А.Ф., Махмутова М.И., Селевко Г.К., Оконя В., Лернера И.Я., Ильиной Т.А., Матюшкина А.М., Брызгаловой С.И., Реза З.Я. и др. В трудах данных ученых освещаются сущность, основные понятия и содержание методов проблемного обучения.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения в условиях общеобразовательной школы, предметом исследования является применение проблемного обучения на занятиях ы общеобразовательной школе на примере лего-конструирования.
Гипотеза исследования – проблемное обучение, являясь современным уровнем развития практической педагогики и дидактики, будет проходить более успешно в случае использования в образовательном процессе лего-конструирования.
Цель исследования – выявить и теоретические обосновать управление реализацией технологии проблемного обучения в образовательном процессе школы.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. рассмотреть сущность психологии проблемного обучения;
2. проанализировать психолого-педагогические условия реализации психологии проблемного обучения в школе
3. охарактеризовать особенности управления реализацией технологии проблемного обучения в школе;
4. проанализировать лего-конструирование как средство реализации технологии проблемного обучения;
5. рассмотреть организацию учебных занятий по лего-конструированию в рамках реализации проблемного обучения;
6. разработать методические рекомендации по управлению реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования).
Методологической и теоретической основой послужили фундаментальные исследования по вопросу проблемного обучения (О.Е. Баксанский, С.И. Брызгалова, Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Оконь и др.), о соотношении психологии мышления и проблемного обучения (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.) и другие.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Несмотря на имеющиеся недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История становления проблемного обучения проходила эпохи взлетов и падений, борьбы и забвения, радостей и страданий. Это естественный путь становления продуктивной идеи, черпающей силу, с одной стороны, из диалектики познания мира через преодоление противоречий (объективное начало), с другой стороны, из теории мышления через разрешение проблемной ситуации (субъективное начало). Отношение этих составляющих (отношение объективного и субъективного) и является основанием построения целостной теории проблемного обучения применительно к различным учебным предметам. Отсутствие одной из составляющих в различных концепциях проблемного обучения ослабляло их, делая «неморозоустойчивыми» к постоянно изменяющемуся общественному климату.
По своей сути проблемное обучение – это дефиниция, имеющая разные трактовки различными авторами.
К сожалению, проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Часто практика применения такого метода
показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д.
Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать.
Во-вторых, самостоятельное исследование в определенном смысле "не экономно", оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе.
И, в-третьих, результаты исследовательского метода "не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного учащегося. Они на уроках не передаются. Они "выращиваются". Это значит, что учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у обучающихся.
Автором было организовано и проведено эмпирическое исследование эффективности применения лего-конструирования как средства реализации технологии проблемного обучения.
В исследовании приняли участие ученики общеобразовательной школы 7 – 12 лет в количестве 28 человек, разделенные на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
В начале экспериментального исследования автором была выдвинута следующая гипотеза: проблемное обучение, являясь современным уровнем


1. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение – учителю. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1996. –174 с.
2. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: МЕКТЕП, 1980. – 208 с.
3. Бабакин Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.
4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения активности учения школьников. – Ростов н/Д: Знание, 1970. – 56 с.
5. Богаевская О.Н. Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения: Дис. ... канд. пед наук. – Мурманск, 2002. – 187 с.
6. Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007. – 544 с.
7. Большой энциклопедический словарь / А.М.Прохоров, А.П.Горкин, В.И.Бородулин, Н.М.Ланда; Под ред. А.М.Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. – 1456 с.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
9. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
10. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
11. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
13. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
14. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2015. - 128 c.
15. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д. Зайфферт. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 80 c.
16. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013. - 400 c.
17. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
18. Кибанова А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
19. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
20. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.
21. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
22. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
23. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
24. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ