Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коллектива
8 младших школьников
1.1 Понятие «коллектив» в отечественной педагогической
8 литературе
1.2 Формирование коллектива младших школьников в процессе
_ _ 16
внеурочной деятельности
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коллектива ______ 25 младших школьников посредством внеурочной деятельности
2.1 Выявление уровня сформированности коллектива младших
школьников 25
2.2 Разработка комплекса игровых заданий и упражнений по
формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности и условия их реализации 37
2.3 Результаты и проверка эффективности применяемых
мероприятий во внеурочной деятельности для формирования коллектива младших школьников 42
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Методика А.Н. Лутошкиной «Какой у нас коллектив?» 60
Приложение Б Анкета по методике социометрии Дж. Морено 64
Приложение В Анкета по методике «Солнце, тучка, дождик» 65
Приложение Г Вопросы к методике «Капитан корабля» 66
Приложение Д Сравнительные результаты по методике Дж. Морено 67
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ученический коллектив - важный элемент учебного процесса. Он способствует развитию межличностных отношений и формированию у детей навыков коммуникации. Педагог должен активно участвовать в создании положительной атмосферы в классе и помочь каждому ученику проявить свои лучшие качества. В итоге, правильно сформированный коллектив - это залог успешной учебы и гармоничного развития детей.
Коллектив - это основа успешной работы любой группы, в том числе и детской. Ученые доказали, что наличие устойчивого и сформированного коллектива положительно влияет на общее состояние и настроение детей в группе. Дети в таком коллективе проявляют большую активность, участвуют в общих делах, соревнуются и проводят время вместе.
Более того, наличие качественного коллектива положительно влияет на формирование личности и развитие социальных навыков. Ведь дети учатся коммуникативным и межличностным навыкам, взаимодействию и сотрудничеству, а также учатся эмоциональной регуляции и индивидуальной адаптации к коллективу. Лучшие педагоги и психологи советуют обратить особое внимание на формирование качественного коллектива в группе.
Особенностью формирования коллектива младших школьников является то, что многие этапы данного процесса могут происходить не столько на уроках, сколько во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании коллектива младших школьников. В процессе внеурочных занятий дети могут учиться сотрудничать, налаживать контакты с другими учениками и развивать коммуникативные навыки.
Внеурочные занятия также помогают детям раскрыть свой творческий потенциал, развивать интересы и увлечения, а также учат решать различные задачи и преодолевать трудности. Взаимодействие с разными людьми и типами деятельности позволяет детям осознать свои сильные и слабые стороны, а также приобрести новые навыки и знания, которые они могут показать и в ученическом коллективе. Более того, внеурочная деятельность является отличным способом для детей общаться с родителями и друзьями, делиться своими успехами и достижениями...
За последние десятилетия в педагогике и психологии стало меньше внимания уделять проблеме формирования коллектива. Однако это не может быть игнорировано, ведь именно коллективные идеи необходимы для полноценного прогресса общества. Коллектив, который сформировался в рамках образовательных учреждений, важен не только для них, но и для всего общества в целом.
С младшего школьного возраста важно формировать у детей коллективизм. Этот период является ответственным для развития личности ребенка и определяет его будущее. Развитие коллективизма у детей помогает им научиться взаимодействовать, уважать друг друга, избегать конфликтов и принимать мнение других.
Воспитывая в детях коллективизм, мы учим их работать в команде и находить общий язык с людьми. В коллективе каждый член играет важную роль и отвечает за общий результат работы. Дети, которые умеют работать в коллективе, легко справляются со сложными задачами и более успешны в жизни. Важно понимать, что в развитии коллективизма у детей важную роль играет темперамент, личностные качества и взаимоотношения в семье. Но независимо от этих факторов, мы можем учить детей доверять друг другу, не бояться высказывать свое мнение, принимать решения вместе и работать вместе на достижение общей цели.
В исследовании было определено, что формирование коллективизма с младшего школьного возраста - это важная задача, которая влияет на будущее личности ребенка. Развитие коллективизма у детей помогает им научиться взаимодействовать, уважать друг друга, избегать конфликтов и принимать мнение других. Изучение взаимоотношений младших школьников - важный элемент педагогической работы. Это помогает педагогу эффективнее организовывать деятельность для психологического развития детей.
Общение со сверстниками необходимо для формирования общественных качеств и развития коллективных взаимоотношений. Основная потребность ребенка в младшем школьном возрасте - это общение. Поэтому, создание благоприятной атмосферы в классе и поддержание позитивных отношений между учащимися - один из главных пунктов педагогической работы...
1. Абдуллаев С. Ш. Формирование коллектива младших
школьников через формы внеклассной работы // Педагогика и психология в современном мире : Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 28 октября 2020 года. Грозный: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2020. С. 10-14.
2. Автионова Н. В. Формирование благоприятного
психологического климата коллектива младших школьников средствами внеурочной деятельности // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 6. С. 232-242.
3. Аджиева Е. М. Особенности формирования детского коллектива в начальных классах // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы X Международной научно-практической конференции, Рязань, 04-06 октября 2018 года. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Концепция», 2018. С. 19-24.
4. Антонова Г. Н. Воспитание коллектива в школе. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 160 с.
5. Батырова А. А. Особенности развития детского коллектива в
школе // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Астрахань, 21 апреля 2022 года / Составители Н.У. Ремизова, Б.В. Рыкова. Астрахань: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2022. С. 222-225.
6. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2015. 464 с.
7. Берлинская И. В. Формирование классного коллектива как фактор успешной социализации младших школьников // Azimuth of Scientific
Research: Pedagogy and Psychology, 2019. №2 (27). С. 36. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieklassnogo-kollektiva-kak-faktora- uspeshnoy-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения:
01.04.2023).
8. Булуева Ш. И. Педагогические аспекты формирования коллектива в условиях начальной школы // Современные педагогические технологии профессионального образования : Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции, Махачкала, 1718 мая 2019 года. Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019. С. 276281.
9. Виноградова Н. Ф. Продуктивный диалог - эффективный метод развития младших школьников // Начальное образование, 2010. № 1. С. 2126.
10. Гаврилова М. А. Этапы формирования детского коллектива начальных классов // Опыт реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации : Материалы Всероссийского форума, Кострома, 1214 октября 2018 года / Составитель Ю.В. Румянцев. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. С. 111-115.
11. Голикова Г. А. Формирование ученического коллектива на уроках в начальной школе. Минск: Вышэйшая школа, 2011. 144 с.
12. Голышева А. С. Проблемы формирования благоприятного психологического климата в ученическом коллективе // Студенческий вестник. 2022. № 5-1 (197). С. 25-26.
13. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя. М: Просвещение, 2014. 223 с.
14. Гузиева А. А. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности учащихся // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Калуга, 29 июня 2022 года. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. С. 17-19.
15. Данилова Л. М. Организация коллективной работы учеников. М.: Просвещение, 2009. 176 с...46