Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коллективизма у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №108152

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования коллективизма у младших школьников 8
1.1 Формирование коллективизма как психолого-педагогическая проблема...8
1.2. Специфика формирования коллективизма у младших школьников 24
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коллективизма у младших школьников 35
2.1. Диагностика уровня сформированности коллективизма у младших
школьников 35
2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий по формированию
коллективизма у младших школьников во внеурочной деятельности 41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 48
Вывод по 2 главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 63


Формирование коллективизма - проблема актуальная во все времена. Первоначально человеку определена роль одного из членов общества. Абсолютно всем высшим существам характерно общение, но оно приобретает самые совершенные формы на уровне человека, становясь осознанной и опосредованной речью. С помощью общения люди передают друг другу информацию, данные о своих эмоциональных состояниях и т.д. Сегодня в любой сфере происходит работа в группах, поэтому так важно с ранних лет ребенка формировать качество коллективизма.
Необходимо отметить, что предельно значимым этапом в плане формирования школьного коллектива считается начальная школа. Именно в младших классах дети знакомятся с товарищами по учебе, первой классной руководительницей и оценкой с её стороны. Непосредственно в начальной школе ребенок получает новое общественное положение, как на основании индивидуальных качеств, так и на основании личных достижений в учебе. Находясь достаточно внушаемым и подчиненным еще от старшего, ученик начальных классов во многом поддается воспитательским воздействиям, развитию таких качеств как уважение, желание прийти на помощь, доброта, коллективизм.
Воспитание детей младшего школьного возраста строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО), согласно которым, младший школьный возраст - это ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития, физического, эмоционального, коммуникативного. Новый ФГОС НОО в качестве одного из целевых ориентиров выделяет создание и воспитание школьного ученического коллектива. Основное предназначение ученического коллектива - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного
учреждения.
Формирование коллектива предоставляет возможность учащимся проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах школьного коллектива. В планировании деятельности коллектива, как правило, проявляется самоуправление.
Важным этапом развития детей приходится в его школьные годы. В школьном коллективизме, с его многосторонними взаимоотношениями, вследствие единой работы обеспечивается всестороннее формирование личности, а ещё обеспечиваются благоприятные условия для подготовки ребенка к активному участию в общественной жизни. Преподаватель в содружестве с семьей создает в ходе направленного педагогического влияния те умения и привычки поведения ребенка, начала тех индивидуальных качеств, которые характеризуют взаимоотношения ребенка с другими людьми, и этим самым формирует предпосылки коллективизма как качества личности. По этой причине так важно в младшем школьном возрасте добавить взаимоотношениям детей с взрослыми и детским отношениям атмосферу доброжелательности, совершенствовать у ребенка стремление и умение оказать помощь, как старшим, так и сверстникам. Едиными стараниями достигать цели, важной не только для ребенка, но и для всех членов коллектива.
Таким образом, психология и действия каждого человека как индивидуальной личности значительно зависят от того, с какими людьми он взаимодействует и от социальной среды. Социальная среда предполагает трудно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в множественные, различные, более или менее устойчивые объединения, называемые группами. Эти объединения могут быть малыми и большими, первые при определенных условиях развиваются до уровня коллектива. Каждый индивид, так или иначе, считается членом какой-либо небольшой группы, будь то семья или коллеги по работе.
Особенностям формирования школьного коллективизма посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогические науки.
Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так, А.С. Макаренко первый начал говорить о важности воспитания в коллективе. Он обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллективизма, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
Современные исследователи также уделяют внимание проблеме формирования школьного коллективизма. Например, доктор
психологических наук Я.Л. Коломинский показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллективизма, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива.
Воспитательную систему класса как условие формирования классного коллективизма исследовали О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко, А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, Т.И. Куракин, В.Н. Сорока-Росинский, Н.Н. Фетискин.
Проблема: каковы условия формирования коллективизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
Целью исследования является выявление организационных условий формирования коллективизма младших школьников внеурочной деятельности.
Объектом изучения выступает процесс формирования коллективизма младших школьников
Предметом исследования является формирование коллективизма во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коллективизма младших школьников будет более эффективно, если:
- Систематически использовать приемы и методы, способствующие формированию коллективизма младших школьников во внеурочной деятельности;
- Будут учтены психологические и возрастные особенности учащихся;
- Будет создана совместная деятельность, единая цель, традиции и общие интересы.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллективизма;
2) Разработать диагностику и выявить уровень
сформированности коллективизма у детей младшего школьного возраста;
3) Разработать комплекс внеурочных мероприятий для формирования коллективизма младших школьников;
4) Провести опытную работу по формированию коллективизма младших школьников во внеурочной деятельности. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, эксперимент.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов ждя формирования коллективизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
База исследования: ГБОУ СОШ с.Подстепки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития качества коллективизма в свете Федеральных образовательных стандартов и требований современного общества достаточно актуальна для практики начальной школы. Несмотря на имеющиеся исследования в данном вопросе методическая разработанность проблемы представлена недостаточно.
В результате анализа психолого-педагогической литературы ,в рамках данного исследования, были определены и выделены основные показатели развития качества коллективизма и определены критерии: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
В процессе опытно-экспериментальной работы была проведена первичная диагностика выделенных критериев, которая показала, что у младших школьников, принимавших участие в эксперименте, качество коллективизма действительно находятся на низком уровне развития. Опираясь на результаты теоретического исследования, в работе были предложены условия развития качества коллективизма учащихся в процессе внеурочной деятельности.
Апробация предложенных условий происходила системно и последовательно на занятиях внеурочной деятельности в одном из классов начальной школы. В процессе формирующего эксперимента наблюдалась заинтересованность и активность детей.
Подтверждение эффективности выбранных условий происходило посредством анализа результата диагностики на контрольном этапе. Показатели на контрольном этапе значительно превышали показатели констатирующего этапа. Контрольный эксперимент доказал эффективность выбранных условий развития качества коллективизма у младших школьников.
Таким образом, цель исследования -выявление организационных условий формирования коллективизма младших школьников во внеурочной деятельности, была достигнута.
Данное исследование может быть использовано в практике начальной школы для развития качества коллективизма во внеурочной деятельности и родителями младших школьников.



1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244 с.
2. Богословский, В.В., Степанов, А.А., Виноградова, А.Д. Общая психология / В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 2008. - 226 с.
3. Болотова, А.К., О.Н. Молчанова. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. - М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
5. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
7. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / Л.А. Венгер . - М.: Знание, 2014. — 80 с.
8. Ветрова, В. В. Ребенок и его психологическое здоровье / В.В. Ветрова. - М.: Пед. об-во России, 2013. - 192 с.
9. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с
10. Глазачев, С. Н., Кашлев, С. С., Марченко, А.А. Экологическая культура учителя / С.Н. Глазачев. - М., 2014. - 198 с.
11. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
12. Головей, Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. - М.: Юрайт, 2016. - 374 с.
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
14. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
15. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. - М. : Академия, 2015. - 224с.
16. Есина, Е. В. Педагогическая психология: конспект лекций / Е.В. Есина. - М.: Научная книга, 2013. - 199 с.
17. Журова, Л.Е., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Кочурова, Е.Э. Педагогическая диагностика // Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. Педагогическая диагностика. 3 класс. Руководство для учителя. - М: Вентана - Граф, 2013. - С. 3 - 5.
18. Заикин, Н.И. Балетмейстер и коллектив / Н.И. Заикин, Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. - М.: ОГИИК, 2007. - 248 с.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 384с.
20. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для
академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 с.
21. Иванов, П. В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - Петрозаводск, 2006. - 231с.
22. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально -психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 272 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 с.
25. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2013.
26. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 с.
27. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
28. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2009.- 432 с.
29. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.:
Просвещение, 1999. - 199 с.
30. Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вып.1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 2001. - 113 с.
31. Леонтьев, А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Просвещение, 1997. - 302 с.
32. Лепнева, О. А. Классный коллектив: технология формирования / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко. - М.: ЦГЛ, 2005. - 128 с.
33. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 312 с.
34. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 2007. - 301 с.
35. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2014. - 360 с.
36. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1935. - 336 с.
37. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Азербайджанское издательство детской и юношеской литературы, 2006. - 578 с..
38. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 с.
39. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. I. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
40. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - М.: Питер, 2016. - 172 с.
41. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978. -
42. Передовые педагогические практики. Начальная школа.
Методическое пособие для учителя / Е.Н. Балыко - М.: ГК «Active
Education», 2013. - 176 с.
43. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 254 с.
44. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Педагогика, 2007. - 234 с.
46. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
47. Тараткевич, М. В. Человек и коллектив в системе управленческих отношений / М.В. Тараткевич. - М.: Беларусь, 1992. - 304 с.
48. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). — М. : Педагогика, 1999. — 542 с.
49. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися / О.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 2014. - 321 с.
50. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.
51. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 с.
52. Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ