Введение 4
Глава 1. История Японской фантастики до 60-х годов ХХ века. Влияние американской научной фантастики на японскую литературу 7
1.1 Японская научная фантастика под влиянием американской культуры 7
1.2 Краткая история американской научной фантастики 7
1.3 Проникновение в Японию американской научно-фантастической 11
литературы 11
1.3.1До Второй мировой войны 12
1.3.2После Второй мировой войны 15
Глава 2. Японская научная фантастика 60-х - 90-х годов ХХ века. Три поколения писателей-фантастов 18
2.1 Японская научная фантастика 50-х - начала 60-х годов ХХ века 18
2.1.2 АбэКобо (安部公房) 19
2.2 Становление японской научной фантастики как независимого жанра 19
2.3 Первое поколение японских писателей-фантастов 21
2.3.1 Хоси Синъити(星新一) 21
2.3.2 Комацу Сакё (小松左京) 25
2.3.3 Цуцуи Ясутака(筒井康隆) 28
2.4 Научная фантастика в 70-е - 80-е годы ХХ века. Второе поколение писателей-фантастов 30
2.5 Научная фантастика в конце 70-х - 80-хгодовХХ века. Третье поколение писателей-фантастов 32
2.5.1 Охара Марико(大原まり子) 33
2.5.2 Ноа Адзуса(野阿梓) 35
2.5.3 КамбаясиТёхэй (神林長平) 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложение 1 47
Приложение 2 54
Приложение 3 60
Приложение 4 74
В японской литературе жанр научной фантастики, в качестве самостоятельного, появился достаточно поздно – в 60-х годах ХХ века. Западная научная фантастика была впервые представлена в Японии в конце ХIХ века в период Мэйдзи в 1868—1889 годах. Следующие за этим социальные, индустриальные и культурные реформы культивировали интерес у японской публики к Западной цивилизации. В течение этого периода большинство читателей и писателей не видели различий между научной фантастикой и мистикой. Наука и техника рассматривались как новизна, которая может привнести новшества в мистические романы. Эта тенденция продолжалась до Второй мировой войны, вплоть до 1960-х годов, когда научная фантастика в Японии окончательно утвердилась в качестве независимого жанра.
Западноевропейская, а в особенности американская научная фантастика в значительной степени повлияла на становление и популяризацию этого жанра в Японии.
В данной работе рассмотрено становление жанра научной фантастики в Японии; приведены примеры произведений в данном жанре, описана биография писателей-первопроходцев в данной тематике. Также присутствует подробный анализ некоторых произведений.
Объект исследования - японская научно-фантастическая литература.
Предмет исследования - Развитие и становление японской научной фантастики в 60-е -90-е годы ХХ века: от "твёрдой" научной фантастики до киберпанка. Несмотря на то, что произведения в данном жанре пользуются значительной популярностью в Японии, особенности развития научно-фантастической литературы не были изучены ни отечественными, ни иностранными японистами-литературоведами.
Цели работы: Выявить причины развития и становления японской научно-фантастической литературы вплоть до 90-х годов ХХ века. Описать и проанализировать литературу в данном жанре, обозначить основных представителей и их художественные методы, а также указать заимствования из западноевропейской литературы.
Достижению указанных целей подчинено решение следующих задач:
• Рассмотреть историческую составляющую вопроса.
Описать биографию авторов, которые начали писать по данной тематике.
• Рассмотреть особенности развития жанра научной фантастики в США. Обозначить, каким образом она повлияла на японскую литературу.
• Привести примеры произведений японских авторов, выполненных в данном жанре. Обозначить основных представителей.
Для выполнения поставленных задач используется комплексный подход: анализ самих произведений и описание биографии авторов; изучение исторических предпосылок и влияние западноевропейской литературы, которое, так или иначе, способствовало становлению японской научной фантастики в качестве самостоятельного жанра.
Методологическую и теоретическую базу составили работы таких отечественных ученых-литературоведов, как А. А. Долин, Л. Ю. Хронопулои другие. Из работ иностранных ученых были рассмотрены труды ТакаюкиТацуми, Адама Робертса, Карэна Тэйлора и Тосио О:така. Материалом для анализа послужили художественные произведения ХосиСинъити, ЦуцуиЯсутака, КомацуСакё, ОхараМарико, КамбаясиТёхэй, НоаАдзусаи других японских авторов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматривается японская научная фантастика под влиянием американской культуры, дается история американской научной фантастики и её влияние на японскую литературу вплоть до 60-х годов ХХ века.
Во второй главе рассматривается японская научная фантастика с 60-х до 90-х годов ХХ века. Обозначены основные представители данного жанра, приводится анализ некоторых произведений.
В приложении представлены переводы нескольких рассказов ХосиСинъити и АкагаваДзиро:.
Подводя итог проведенному исследованию, мы можем с уверенностью утверждать, что японскую научно-фантастическую литературу следует рассматривать в контексте влияния на неё американской культуры.
Западная научная фантастика была впервые представлена в Японии в конце XIX века в период Мэйдзив 1868—1889 годах. Следующие за этим социальные, индустриальные и культурные реформы культивировали интерес у японской публики к Западной цивилизации. Американская научная фантастика не достигала японскую аудиторию вплоть до конца Второй мировой войны. Однако много читателей из Страны восходящего солнца знакомились с научной фантастикой через европейские научные романы и истории о будущем на протяжении предыдущих 80 лет. Основными представителями данного периода были переводчик КуроиваРуико:,писатели ОсикаваСюнро:, УнноДзю:дза, КосакайФубоку и другие.
После второй мировой войны, американские солдаты, дислоцированные в Японии, принесли с собой не только научную фантастику, но и обширные сборники материалов для чтения, включая печатные издания других жанров. Эти материалы вскоре стали основой для культурного и научного обновления послевоенной Японии. Отдельно стоит упомянуть переводчиков и писателей ЯноТэцуиСибаноТакуми, чей вклад в становление научной фантастики в Японии невозможно переоценить.
В качестве самостоятельного жанр научной фантастики сформировался в Японии в 60-х годах ХХ века. Этому способствовали как перемены в общественном сознании людей, так и опыт западной научно-фантастической литературы, начиная с Эдгара По, Жюля Верна, Герберта Уэллса, и заканчивая современными писателями.
Условно писателей-фантастов можно разделить на 4 «поколения»: по десятилетиям, начиная с 1960-х годов. Таким образом, к первому поколению японской научной фантастике относятся АбэКобо, ХосиСинъити, КомацуСакё, ЦуцуиЯсутака и т.д. Они в полной мере испытали влияние англо-американской научной фантастики, что коренным образом отразилось в их произведениях (2-е, 3-е и 4-е поколения представлены 1970, 1980 и 1990 годами соответственно).
Наиболее важной и значимой фигурой, которая внесла наибольший вклад в развитие и становление этого жанра, был АбэКобо. Он находился в авангарде научно-фантастического движения в японской литературе. Его активная поддержка данного жанра постепенно приобретала успех и завоевала внимание публики. Признание научной фантастики нашло отражение в растущем числе рецензий и критические эссе в литературных журналах того времени.
ХосиСинъити – самый известный представитель жанра «сверхкороткой фантастической прозы», первый президент Клуба японских писателей-фантастов. В большинстве его своем рассказы носят анекдотичный характер, написаны простым стилем, в котором отсутствует сложная грамматика и иероглифика. Автор пытается максимально погрузить нас в саму суть подымаемой проблемы, параллельно отсекая все лишнее. Так в рассказах отсутствуют указание на местность, социальный статус человека и даже его имя. Это делается для того, чтобы каждый человек мог как можно лучше ассоциировать себя с главным героем. Стоит также обратить внимание на тот факт, что одним из главных художественных методов Хоси является непредсказуемая концовка.
КомацуСакё часто рассматривают как брата-близнеца ХосиСинъити на полях научно-фантастических сверхкоротких рассказов. Его также называют «междисциплинарным» писателем, исходя из его интересов к огромному количеству социальных и научных проблем.
ЦуцуиЯсутака, третий представитель писателей-фантастов 60-х годов ХХ века. В своем творчестве ознаменовал переход к «макрокосму». Объектом повествования становится внутренний мир человека. Интересен Цуцуи тем, что стал первым японским писателем-фантастом, придумавшим писать для газеты роман с продолжением, одновременно с этим устраивая обсуждение сюжета книги на форуме в сети.
Так называемое «второе поколение» писателей-фантастов, которых в большей степени вырастила американская и британская массовые культуры посредствам книг, журналов и голливудских фильмов, начали писать свои собственные рассказы в 70-х годах ХХ века. Их основными источниками вдохновения послужили произведения Филип К. Дик, Сэмюэль Р. Дилэни, Филип Хосе Фармер, Дж. Г. Баллард, Брайан У. Олдисс и других писателей «Новой волны», наряду с экспериментальными авторами 1960-х. Они также предпочитали писать о проблемах самоидентификации, непостоянстве и стремительности жизни, проблемах общества и его будущего. К основным представителям данного периода можно отнести таких именитых писателей, как ХориАкира (堀晃), КадзиоСиндзи (梶尾真治), КаваматаТиаки (川又千秋), автор комиксов НагаиГо(永井豪) и женщины-дебютантки СудзукиИдзуми (鈴木いずみ), ЯмаоЮко(山尾悠子).
1980-е годы ознаменовали бум специализированных научно-фантастических журналов, наступил «Золотой век» научной фантастики.
В конце 1970-х годов научная фантастика внезапно привлекла внимание СМИ и общественности с появлением таких известных научно-фантастических фильмов как «Близкие контакты третьей степени» и «Звездные войны». Статьи о научной фантастике стали появляется в газетах и журналах повсеместно.
«Третье поколение» представляют три столпа:НоаАдзуса, КамбаясиТёхэйи, ОхараМарико. Все они прошли через своеобразные «ворота к успеху» — через конкурс новичков «Хаява SF контэсуто», проделавший довольно долгий путь со времен «первого поколения».
1. Adam Roberts. The History of Science Fiction. – London.: Palgrave Macmillan, 2005. – 368 p.
2. Barry Commoner. The Closing Circle: Nature, Man and Technology. – New York.: Bantam, 1974. – P. 36 - 37.
3. Christopher Bolton. Sublime Voices: The Fictional Science and Scientific Fiction of Abe Kōbō. – Cambridge, MA.: Harvard University Press, 2009. –322 p.
4. Karen Colligan-Taylor. The Emergence of the Environmental Literature in Japan.– New York &London.:Garland, 1990. – P. 215 - 338.
5. Larry McCaffery and Sinda Gregory. “Introduction.” In The Review of Contemporary Fiction// New Japanese Fiction Special Issue. Summer 2002, vol. XXII.2. P. 19–28.
6. Larry McCaffery. “The Fictions of the Present.” In Columbia Literary History of the United States. – New York.: Columbia University Press, 1988. – P. 161-177.
7. Peter Nichols, ed. The Encyclopedia of Science Fiction: An Illustrated A to Z – London.: Granada, 1981. – P. 318 - 319.
8. Roger Luckhurst. Science Fiction. – Cambridge, U.K.: Polity Press, 2005. – 305 p.
9. Terry Carr. «Introductian», in Dream’s Edge, Science Fiction Stories about the Future of Planet Earth. – San Francisco.: Sierra Club, 1980. – P. 3 - 4.
Художественнаялитературанарусскомязыке:
10. Сборник «Времена Хокусая». – М.: Издательство Мир, 1967. – 288 с.
11. Сборник «Гордеевузел». Современнаяяпонскаянаучнаяфантастика. – М.: Издательство Мир, 1967. – 288 с.
Научная литература на русском языке:
12. Хронопуло Л. Ю. «Перевернутый мир» сборник рассказов ХосиСинъити «Бокко-тян» // Вестник СПбГУ, Сер. 13. Востоковедение Африканистика. 2009. No. 1. С. 102 - 106.
13. Хронопуло Л. Ю. Сверхкороткие рассказы в творчестве современных японских писателей // Вестник СПбГУ, Сер. 13. Востоковедение Африканистика. 2015. No. 1. С. 81 - 90.
Художественная литература на японском языке:
14. ХосиСинъити. Бокко-тян. (星新一。ボッコちゃん。新潮社出版社、東京、1992。)– Бокко-тян. – Токио: издательство «Синтё:ся», 1992. 351 с.
15. ХосиСинъити. Нусундасёруй// ХосиСинъити. Бокко-тян. (星新一。盗んだ書類// 星新一。ボッコちゃん。新潮社出版社、東京、1992。) – Украденные документы// Бокко-тян. – Токио: издательство «Синтё:ся», 1992. С. 296-299.
16. ХосиСинъити. Ю:кай// ХосиСинъити. Бокко-тян. (星新一。誘拐// 星新一。ボッコちゃん。新潮社出版社、東京、1992。) – Похищение// Бокко-тян. – Токио: издательство «Синтё:ся», 1992. С. 149-161.
17. АкагаваДзиро:. Рэондингу-но сё:нэн// АкагаваДзиро:. Каттэ-ни сябэруонна. (赤川次郎。レオンヂングの少年// 赤川次郎。勝手にしゃべる女。新潮社出版社、東京、1986。) – Мальчик из Леондинга// Болтливая женщина. – Токио: издательство «Синтё:ся», 1986. С. 16-24 .
18. Ато:даТакаси. Ковайханаси// Ато:даТакаси. Нэко-но дзикэн. (阿刀田高。怖い話// 阿刀田高。猫の事件。講談社出版社、東京、2010。) – Страшная история// Инцидент с кошкой. – Токио: издательство «Ко:данся», 2010. С. 255-258 .
Научная литература на японском языке:
19. Ясуо Нагаяма. НихонSFсэйсинси. Эдо, мэйдзи-кара сэнго-мадэ. (長山靖生。日本SF精神史。幕末・明治から戦後まで。河出書房新社出版社、東京、2009。) – Душа японской научной фантастики. Начиная с периодов Мэйдзи и Эдо, и заканчивая Второй мировой войной. – Токио: издательство «Кавадэсёбо:синся», 2009. 227 с.