Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследуемой проблемы 8
1.1 Сущностные характеристики физической рекреации 8
1.2 Особенности использования средств и методов физической
рекреации со студентами 15
Глава 2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 26
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1 Диагностика уровня развития двигательных способностей
студентов старших курсов до педагогического эксперимента 28
3.2 Обоснование эффективности применения средств физической
рекреации в физическом воспитании студентов старших курсов 31
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального
исследования 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Актуальность исследования. К сожалению, на современном этапе, при существующей тенденции снижения уровня благосостояния населения и социального статуса, а также ухудшения экологии окружающей среды, нравственное и физическое воспитание молодежи вызывает большую тревогу.
По мнению авторов Глоба Г.В., Афанасьевой В.А. «Проблема физической активности студентов и привлечения учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом является проблемой современного общества, поскольку показатели функционального состояния студентов все ухудшаются. В физическом воспитании студенческой молодежи существует ряд проблем, таких как низкий уровень физической подготовленности, низкий уровень образованности в области физической культуры, необходимость улучшения здоровья студентов. Эти проблемы необходимо решать привлечением в образовательную систему новых, привлекательных и финансово доступных для молодежи направлений» [10].
В настоящее время на старших курсах обучения в ВУЗе, в частности, на третьем курсе учебные практические занятия по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту проводятся всего полтора часа в неделю, а на четвертом курсе совсем отсутствуют обязательные учебно-тренировочные занятия согласно учебным планам и программам. Очевидно существование гиподинамической ситуации среди студенческой молодежи. К тому же недостаток физических нагрузок может привести к нарушениям функций организма будущего резерва нашей страны.
Неслучайно авторы Сипаторова А.М., Мелихов Я.П. утверждают, что «Одним из физиологически важнейших компонентов нормальной жизнедеятельности человека, является физическая работа, она оказывает влияние на костно-суставной аппарат, обмен веществ, дыхание, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому надлежащий уровень двигательной активности гармонично развивает организм анатомически и функционально, характеризует устойчивость человека к негативным условиям окружающей среды. Также из-за долговременного ограничения нагрузки на мышечный аппарат есть риск возникновения обратных функциональных нарушений, а порой и ускорение возникновения патологических изменений в организме (гипертоническая болезнь, артериосклероз)» [27].
Следовательно, на современном этапе развития общества, который характеризуется ухудшением уровня здоровья молодежи, как никогда становится актуальной проблема оптимизации двигательной активности студентов старших курсов в рамках обеспечения их досуга. При этом разумно сочетать учебные занятия и физическую нагрузку с использованием средств физической рекреации в различных формах ее организации.
По мнению авторов Шептикиной Т.С., Сентябрева Н.Н., Шептикина С.А. «В периоды умственных и физических перегрузок возникает необходимость увеличивать долю различного рода восстановительных мероприятий, относящихся к зоне ответственности физической рекреации. В зависимости от степени напряженности текущей жизнедеятельности соотношение активности организма различного рода должно компенсироваться соответствующими рекреативными мероприятиями» [31].
Боярская Л.А. в своих трудах подчеркивает, что «В процессе двигательной рекреации человек не только восстанавливает свои силы, сохраняет и укрепляет здоровье, но и развивает физические качества, совершенствует функциональные системы организма, овладевает новыми моторными умениями и навыками. Двигательная рекреация — часть физической культуры, и, естественно, она основывается на тех же теоретических и методологических положениях и принципах» [7].
...
Анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме исследования позволил: раскрыть особенности понятия «физическая
рекреация»; подробно остановиться на формах организации и методах использования средств физической рекреации; выяснить предпочтения студенческой молодежи в выборе различных популярных средств физической рекреации.
До проведения эксперимента были разработаны комплексы упражнений с использованием средств физической рекреации для дополнительных занятий по физическому воспитанию со студентами, включающие в себя: прогулки по лесу и набережной; ходьбу на беговых дорожках и катание на велосипедах, а также на велотренажёрах; подвижные игры; подводящие упражнения для игры в волейбол; двустороннюю игру в волейбол.
На последнем этапе исследовательской работы после проведения эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного тестирования показателей двигательных способностей участников эксперимента. У студентов экспериментальной группы произошли достоверные изменения по всем рассматриваемым двигательным способностям:
- скоростных в тесте «Бег на 100м», разница результатов между группами составила 0,71 секунды, при t=2,21 (p<0,05) в пользу участников ЭГ;
- силовых в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», разница результатов между группами составила 2,64 раза, при t=2,29 (p<0,05) в пользу участников ЭГ;
- скоростно-силовых в тесте «Прыжок в длину с места», разница результатов между группами составила 7,18 см, при t=2,22 (p<0,05) в пользу участников ЭГ;
- координационных качеств в тесте «Челночный бег 3х10м», разница результатов между группами составила 0,88 сек, при t=2,41 (p<0,05) в пользу участников ЭГ;
- общей выносливости в тесте «Бег на 2000м», разница результатов между группами составила 1 минута 17 секунд, при t=2,36 (p<0,05) в пользу участников ЭГ;
- гибкости в тесте «Наклон вперед из положения стоя», разница результатов между группами составила 2,88 см, при t=2,55 (p<0,05) в пользу участников ЭГ.
Таким образом, по результатам проведенной нами экспериментальной работы видно, что малоподвижный образ жизни студентов старших курсов, где отсутствуют обязательные часы по физическому воспитанию, ведет к понижению уровня их физической подготовленности. На основании полученных положительных результатов научно-исследовательской работы мы рекомендуем изучать интересы студентов старших курсов и давать им возможность заниматься физическими упражнениями с использованием средств физической рекреации для оптимизации двигательной активности, что позволит повысить их физическую подготовленность, в частности, двигательные способности.
1. Андреева О.В. Теоретико-методологические задачи деятельности разных групп населення: автореф. дис. ... д-ра наук з ф1з. виховання i спорту. - Ки!в: [б. и.], 2014. - 39 с.
2. Аслаханов, С.А.М. Физическая рекреация в сфере досуга молодежи / Аслаханов С.А.М. // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2012.№1(6). С. 5-11
3. Аслаханов, С.А.М. О соотношении физической рекреации, физической культуры и общей рекреации / С.А.М. Аслаханов, М.А. Эльмурзаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017.№9(151). С. 19-23
4. Ахметов, С.М. Рекреационные предпочтения студентов вуза физической культуры как фактор развития молодежного туризма / С.М. Ахметов, А.И. Погребной, В.Г. Минченко, Е.Л. Заднепровская // Теория и практика физической культуры. 2021.№8. С. 8-10
5. Бербенец, О.А. Физическая рекреация в контексте повседневного досуга / О.А. Бербенец // Общество: философия, история, культура. 2020.№1(69). С. 112-115
6. Борина Ю.Ю. Перспективы развития флаг-футбола в системе массового спорта / Ю.Ю. Борина, Е.О. Рыбакова, С.В. Сапегин // Теория и практика физической культуры. 2022.№2. С. 107-109
7. Боярская, Л.А. Теоретические основы двигательной рекреации: учебно-методическое пособие / Л.А. Боярская; М-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. - 152 с.
8. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21
9. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - № 3. С. 2-4
10. Глоба, Г.В. Положительное влияние на здоровье студентов вузов фитнес-программы бодифлекс / Г.В. Глоба, В.А. Афанасьева // Вестник научных конференций. 2015.№1-2(1). С. 31-32
11. Горовой, В.А. Физическая рекреация студентов: методические рекомендации / В.А. Горовой. - Мозырь: УО МГПУ им.Шамякина, 2011. - 158с.
12. Горовой, В.А. Виды спортивной деятельности студентов как средство физической рекреации / В.А. Горовой, Е.Д. Митусова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020.№3. С. 38-40
13. Гудков, Ю.Э. Особенности физической рекреации студентов вузов с использованием средств стрит воркаута / Ю.Э. Гудков, Н.В. Мазитова, Е.А. Мунирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019.№11(177). С. 119-123
14. Зайцев В.П. Физическая рекреация как досуг человека / В.П. Зайцев, С.И. Крамской, Z. Dobrica, С.В. Манучарян // Сборник статей VII международной научной конференции. Белгород, 2011. С. 131-137
15. Зайцев, В.П. Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации / В.П. Зайцев, С.В. Манучарян, К.Я. Прусик, Е.К. Прусик, М.З. Цеслицкая, М.К. Шарк-Ецкардт // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 4. С. 13-20
...
ВСего источников 33