Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа №110152

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования ограниченных возможностей в состоянии здоровья детей (на примере нарушений зрения)...8
1.1 Этиология, патогенез, классификация нарушений зрения 8
1.2 Особенности развития физических качеств и основных локомоций у
детей с нарушением зрения 13
1.3 Методы и средства, применяемые в адаптивном физическом
воспитании детей с нарушением зрения 18
Глава 2 Задачи и методы и организация исследования 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 27
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1 Организация занятий адаптивной физической культурой со
слабовидящими детьми 30
Заключение 44
Список используемой литературы 45


Актуальность исследования. По статистическим показателям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время особую тревогу вызывает нарушение зрения подрастающего поколения.
Согласно данным исследований Гусевой М.Р., Дмитриева В.Г., Плаксиной Л.И.» «В последнее время нарушение зрения стало все чаще встречаться у детей как дошкольного, так и у младшего школьного возраста. Это связано с тем, что при поступлении в школу у детей происходит большая зрительная нагрузка, которая сочетается с малоподвижным образом жизни, плохим питанием и ослаблением иммунной системы. Среди учащихся 1-2 классов близорукость встречается у 3 - 6%, в 3-4 классах - у 6%» [14].
Как пишут Ермаков В.П., Якунин Г.А.: «Именно в школьные годы близорукость развивается чаще всего, так как она связана с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при недостаточном или неправильном освещении, а также в плохих гигиенических условиях. Если своевременно не начать профилактику, то близорукость может стать причиной инвалидности. В связи с чем возникает необходимость вводить в содержание учебных занятий и уроков физической культуры в младших классах профилактические мероприятия по сохранению зрения» [19].
Известно, что нарушение зрения, влечет за собой множество вторичных нарушений. Ланская О.В. относит к основным из них «... речь, сенсорную систему, взаимодействие анализаторов, показатели физического развития, двигательных процессов, которые значительно отличаются от показателей здоровых детей» [28].
Маллаев Д.Н., автор статьи «Характеристика физического развития и физической подготовленности слепых и слабовидящих детей» пишет: «К отставаниям физического развития относится, во-первых, замедление ростовых процессов и соматическая задержка, в том числе различия заметны в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ (жизненная емкость легких). Во вторую очередь, у детей с нарушением зрения наблюдается нарушения в двигательном развитии. У них, по сравнению со здоровыми детьми, нарушена зрительно-моторная координация, точность движений, функция движений» [36].
Медвецкой Н.М. установлено, что «...организация процесса адаптивного физического воспитания с традиционным подходом, к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения» [40].
Обобщив опыт многих исследователей в области тифлопедагогики, Мелентьева Н. Н. пишет: «Общим в работах специалистов является то, что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания. В то же время, фактом является и то, что существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования» [43].
По убеждению Плаксиной Л.И.: «Значимость адаптивной физической культуры для младших школьников с различными степенями зрительной патологии не может быть переоценена. Именно здесь физические упражнения не имеют аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями жизненно необходимы, так как служат естественным методом одновременно - физической, медицинской и социальной реабилитаций» [51].
В подтверждение вышесказанному, следует привести слова Солнцевой Л.И.: «На сегодняшний день, в рамках адаптивного физического воспитания детей школьного возраста с нарушением зрения, актуальна проблема улучшения показателей их физического развития, повышения уровня физической подготовленности, укрепления их здоровья, социализации в здоровое общество сверстников. В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений» [61].
Таким образом, актуальным становится достижение детьми с нарушением зрения такого уровня физического и двигательного развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Объект исследования - процесс физического воспитания слабовидящих школьников.
Предмет исследования - методика, направленная на оптимизацию процесса адаптивного физического воспитания и развитие отстающих физических качеств у слабовидящих школьников.
Цель исследования - совершенствование процесса физического воспитания слабовидящих школьников в образовательном учреждении, направленного на гармоничное развитие личности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что включение в учебные занятия экспериментальной методики будет содействовать оптимизации процесса адаптивного физического воспитания, что, в свою очередь, положительно скажется на повышении уровня физической подготовленности слабовидящих учащихся.
Задачи исследования:
1) Исследовать уровень развития физических качеств у слабовидящих школьников.
2) Разработать методику, направленную на оптимизацию процесса адаптивного физического воспитания и развитие отстающих физических качеств у слабовидящих школьников.
3) Определить эффективность влияния экспериментальной методики на оптимизацию процесса адаптивного физического воспитания и развитие отстающих физических качеств у слабовидящих школьников.
Методы исследования:
- Анализ и обобщение специальной литературы по исследуемой проблеме.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Тестирование.
- Математическая обработка данных исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в профессиональной деятельности учителями адаптивной физической культуры, тренерами по адаптивным видам спорта, воспитатели коррекционных образовательных учреждений, родителями и всеми заинтересованными в решении исследуемой проблемы лицами.
База исследования: Школа-интернат №4, Автозаводский район, г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 6 рисунков список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 51 страницах машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты, полученные в ходе практических исследований и анализа теоретического материала, дали возможность сделать следующие выводы:
1) В начале педагогического эксперимента, перед тем как включить в процесс адаптивного физического воспитания разработанную нами методику, было проведено исследование исходного уровня развития физических качеств у слабослышащих девочек младшего школьного возраста. Исследование особых расхождений в уровне развития физических качеств у участниц исследования не показало, уровень обеих групп был примерно одинаковым.
2) Была разработана методика, направленная на оптимизацию процесса адаптивного физического воспитания в целях повышения уровня физической подготовленности слабовидящих учениц школы - интерната. Предложенная методика включена в занятия экспериментальной группы.
3) Исследования уровня развития физических качеств до и после
педагогического эксперимента показало достоверное улучшение результатов у испытуемых экспериментальной группы, тогда как у девочек контрольной группы прирост показателей оказался незначительным. Разницу в приросте показателей учениц ЭГ можно объяснить систематическими занятиями по разработанной экспериментальной методике, способствующей оптимизации адаптивного физического воспитания в школе-интернате.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при оптимизации учебного процесса по адаптивному физическому воспитанию, действительно, будет повышаться уровень физической подготовленности слабослышащих девочек младшего школьного возраста.
Итак, поставленные задачи достигнуты, выдвинутая нами гипотеза, в ходе проведения экспериментальной работы, подтвердилась.



1. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости [Текст]: / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. М : Физкультура и спорт, 2016. 72 с.
2. Аветисов Э. С. Близорукость. М.: Медицина, 1999. 285 с.
3. Аветисов Э. С. Руководство по детской офтальмологии. М.: Медицина, 1987. 495 с.
4. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие / составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. Сургут: СурГПУ, 2016. 115 с.
5. Алпатов А.С. Возрастная макулярная дегенерация. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. 270 с.
6. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. Культуры. - М. : Новое время. 2015. № 4. 198.
7. Барков В.А. Педагогическое обеспечение коррекции детей с особенностями психофизического развития средствами адаптивной физической культуры. «Научно-педагогические проблемы физической культуры / под ред. Г.А. Арзютова. - Выпуск 10. - К.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2014. С. 37-41.
8. Баршай В.М. Активные игры для детей. М.: Издательство Феникс,
2014. 320.
9. Бивалькевич В.А. Топографическая анатомия глазного дна в диагностике глазных болезней / В.А. Бивалькевич, А.Д. Белодурина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 3-3. С. 76-78.
10. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2015. 203с.
11. Волошина Л.Н. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет. Игры-эстафеты. М. : Владос, 2017. С 9-11.
12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2013. 320с.
13. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. М. : Новое время, 2013. №5. 139 с.
14. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М. : Просвещение, 2016. 290 с.
15. Долгова Ю.С. Средства физической реабилитации детей с патологией зрения // Тр. конф."Студенческий научный форум - 2015. Кемерово, 2015. С. 1 - 26.
16. Дробышева С. А. Основы адаптивной двигательной рекреации. Курс лекций. Волгоград: ВГАФК, 2016. 59 с.
17. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М.: Спорт-Человек, 2016. 616 с.
18. Ериков В. М. Адаптивная физическая культура. Краткий словарь терминов: учебное пособие для вузов / В. М. Ериков, А. А. Никулин. СПб. : Лань, 2021. 200 с.
19. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. М. : Владос, 2017. 240c.
20. Касмакова Л. Е. Адаптивное физическое воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2019. 107 с.
21. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физкультура в школе. 2014. №6. С.16 - 18.
22. Комплексная программа физического воспитания // В сб.:
Физическое воспитания учащихся I-XI классов: Программы
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014. С. 106-204.
23. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2015. 212 с.
24. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для образовательных заведений физической культуры. СПб.: СПбГАФК им.П.ФЛесгафта, 2014. 324с.
25. Кожанова Н. С. Педагогические условия и средства коррекции недостатков развития детей с нарушениями зрения: монография / Н. С. Кожанова, А. С. Беззубова. Сургут: СурГПУ, 2019. 173 с.
26. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. М.: Экзамен, 2015. 160 с.
27. Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2014. 176 с.
28. Ланская О.В. Психофизиологическая оценка эффективности
методики корригирующей гимнастики для глаз при миопии // NovaInfo.Ru(Электронный журнал.) 2016. № 56, том 3. С. 16-33; URL:
http: //novainfo .ru/article/9255
29. Лебедева Н. Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания школьников. Минск: ФИЗО. 2014. 249 с.
30. Ливадо Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей. М. : МГУ, 2016. 50с.
31. Лубовский В. И., Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Специальная психология: [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 464 с.
32. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие /
А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб. : Изд-во РГПУ, 2016. С. 178-180.
33. Лях В. П., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей. М. : Просвещение, 2013. 321с.
34. Лях В.И. Развитие координационных способностей школьников от 7 до 17 лет в процессе физического воспитания: Сб. науч. тр. Свердловск, 2016. С.114-130.
35. Лях В.И. Критерии определения координационных
способностей//Теория и практика физической культуры. 2016. №1. С.17-20.
36. Маллаев Д.Н. Характеристика физического развития и физической подготовленности слепых и слабовидящих детей // Адаптивная физическая культура в системе специального образования: проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф, Санкт—Петербург, 27 ноября 2014г.: В 2 ч.. Ч: 2. / Негос. образов. учрежд. высш. образования «Институт спец. педагогики и психологии»; под ред. Л.В. Шапковой [ и др.]. СПб., 2014. - С. 3-8.
37. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. 568 с.
38. Мансуров И.И. Основы методики физкультуры в школе. Ставрополь: Кн. из-во, 2013. 220с.
39. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитании. М. : Физкультура и спорт, 2016. С. 348 -356.
40. Медвецкая Н.М. Адаптивная физическая культура в реабилитации слабовидящих детей // Физическое воспитание учащихся с особенностями психофизического развития: проблемы, поиски, решения: 5 Региональная научно-практическая конференция (1-2 ноября 2015 г., Витебск) Витебск,
2015. С. 99-10.
41. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2014. 222с.
42. Матвейчук И.П. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в образовательных организациях: учебное пособие. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. 188 с.
43. Мелентьева Н. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения и слуха: учебное пособие для вузов. СПб.: Лань, 2021. 128 с.
44. Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва / Под ред. А. М. Шамшиновой. М. : Медицина, 2001. 457 с.
45. Нестеров А. П. Глаукома. М. : Медицина, 2018. 360 с.
46. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей. М. : ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2015. 192 с.
47. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Педагогика, 2013. 104с.
48. Офтальмология: Национальное руководство / Под ред. С. Э. Аветисова идр. М.: Медицина, 2018. 944 с.
49. Основы математической статистики: учебное пособие для ИФК /Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физическая культура, 1990. -165 с.
50. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития: Хрестоматия. М.: Изд-во МПА, 2015. 309 с.
51. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. М. : РАОИКП, 2015. 210с.
52. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно- методическое пособие. М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2013. 112с.
53. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. СПб. : РЕЧЬ, 2017. 99 с
54. Принципы оценки физической подготовленности, функциональных возможностей и психологических особенностей организма детей и подростков. Под ред. С.А. Локтева. Краснодар: Советская Кубань, 2014. 112с.
55. Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7лет. М.: Академия,
2016. С 12-14.
56. Перкинс Х.К Школа. Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. М.: Теревинф, 2018. 150 с.
57. Розенблюм Ю. 3. Оптометрия (подбор средств коррекции зрения). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Гиппократ, 1996. - 320 с.
58. Рубцова Н. О. Теоретико-методические основы адаптивного физического воспитания: учебное пособие для вузов / Н. О. Рубцова, А. В. Рубцов. СПб.: Лань, 2021. 124 с.
59. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. 608 с
60. Солнцева Л.И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология, 2014. №6. С. 66.
61. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. М.: ООО ИПТК «Логос» ВОС, 2014. 446 с.
62. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2015. 126с.
63. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
В.И. Лубовского. М. Издательский центр «Академия», 2015. 464 с.
64. Спорт в школе: методический журнал для учителей физкультуры и тренеров (электронная версия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spo. 1 september.ru.
65. Стандарты второго поколения: сборник документов. М.:
Физическая культура, 2015. 126с.
66. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 368 с.
67. Сулейманов И. И. Общее физкультурное образование. Омск: СибГАФК, 2014. 268 с.
68. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2015. 448 с.
69. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры: учебное пособие / Р. Р. Магомедов, Н. О. Щупленков, О. А. Щупленков [и др.]. Ставрополь: СГПИ, 2017. 476 с.
70. Фоминых Е.С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 2015. № 9. С. 1-8.
71. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. М.: Каро, 2013. 256.
72. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2014. 184 с.
73. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие: в 2 частях / составитель Е. С. Стоцкая. - Омск: СибГУФК, 2019. 195с.
74. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2013. 464 с.
75. Чурекова Т.М. Общие основы педагогики / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова. Кемерово: КемГУ, 2017. 165 с.
76. Шамшинова А. М., Волков В. В. Функциональные исследования в офтальмологии. М.: Медицина, 1999. 415 с.
77. Шмелева В. В. Катаракта. М.: Медицина, 1981. 224 с.
78. Шебеко В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2015. С 6-9.
79. Яковлева Л.А. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. / Л.А. Яковлева, Е.Ю. Шпаковская. М.: ФЛИНТА, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ