Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства с произведениями художественной литературы 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей
5-6 лет связной монологической речи 8
1.2 Роль произведений художественной литературы
в формировании у детей 5-6 лет связной монологической речи ... 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства с произведениями художественной литературы 20
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
связной монологической речи 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства
с произведениями художественной литературы 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
5-6 лет связной монологической речи 41
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе ... 57
Приложение В Тематическое планирование совместной деятельности с детьми 5-6 лет по формированию монологической речи 58
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 59
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение для развития личности ребенка дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить монолог, диалог, и составлять небольшой рассказ на определенную тему. «Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития дошкольников. Она необходима, для возможности ребенка последовательно излагать сообщение, для осуществления логикосмыслового структурирования высказывания, также чтобы связывать слова в своей речи чтобы дать объяснения более ясного объекта рассказа (предмет, событие), умения дать более подробный ответ» [9].
«Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет связной монологической речи широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований следующих авторов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д. Ингрэм, Т.А. Марковой, Ж. Пиаже, К. и В. Штерн, Д.Б. Эльконина» [14].
«Концептуальные положения, методы, методические приемы формирования у детей 5-6 лет связной монологической речи берут свое начало в работах М.М. Алексеевой, О.А. Бизиковой, А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной» [7].
«В ходе знакомства с произведениями художественной литературы у детей имеется возможность познакомиться с образцами правильного ведения монолога, существенно расширяется их словарный запас. Художественная литература играет важную роль в воспитании детей, помогает ребенку познать суть жизни, формировать его отношение к окружающей действительности, воспитывать духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления с художественной литературой является актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка» [16].
«Вопросы, связанные с формированием у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства с произведениями художественной литературы, были рассмотрены в работах» [8] В.П. Аникина, В.П. Глухова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, В.Я. Проппа, Л.Б. Фесюковой.
Таким образом, проведенным нами анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет связной монологической речи и недостаточным использованием педагогами знакомства с произведениями художественной литературы в этом процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: какова роль знакомства с произведениями художественной литературы в формировании у детей 5-6 лет связной монологической речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства с произведениями художественной литературы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования связной монологической речи детей 5-6 лет в ходе знакомства с произведениями художественной литературы.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет связной монологической речи.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства с произведениями художественной литературы.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет связной монологической речи в процессе знакомства с произведениями художественной литературы будет успешным, если...
В завершении исследовательской работы можно сделать ряд выводов. Связная монологическая речь, как и любая другая способность, складывается постепенно, приобретая сложную структуру. По мере взросления ребенка совершенствуются и его речевые навыки. Начиная с гуления, речь развивается до умения полно и развернуто излагать свои мысли. Монологическая речь детей 5-6 лет характеризуется следующими изменениями: дети пересказывают знакомые стихотворения, короткие текста; составляют рассказ по картинке и серии сюжетных картинок, развернуто рассказывают о увиденном или услышанном событии [8].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровни сформированности связной монологической речи. Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет связной монологической речи в ходе знакомства с произведениями художественной литературой возможно, если:
• подобраны произведения художественной литературы, соответствующие возрасту детей, с четкой последовательностью эпизодов, небольшие по объему, с яркими иллюстрациями;
• разработано содержание совместной деятельности детей и педагога, направленное на формирование связной монологической речи детей в процессе знакомства с произведениями художественной литературы;
• организована совместная деятельность детей и педагога по знакомству с произведениями художественной литературы, с целью формирования у детей конкретных показателей сформированности связной монологической речи.
На формирующем этапе экспериментальной работы мы реализовали содержание и организовали работу по формированию связной монологической речи детей 5-6 лет в ходе знакомства с произведениями художественной литературой.
На первом этапе работы были подобраны произведения художественной литературы, соответствующие возрасту детей, с четкой последовательностью эпизодов, небольшие по объему, с яркими иллюстрациями, с которыми ранее дети были незнакомы.
На втором этапе формирующей работы мы разработали содержание совместной деятельности детей и педагога по формированию у детей связной монологической речи и определили структуру совместной деятельности, в ходе которой дети знакомятся с художественными произведениями.
На третьем этапе формирующей работы мы организовали совместную деятельность детей и педагога по знакомству с произведениями художественной литературы, с целью формирования у детей конкретных показателей сформированности связной монологической речи. Совместная деятельность проводилась 2 раза в неделю во второй половине дня.
Результаты проведения контрольного этапа позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет связной монологической речи по окончанию формирующей работы в процессе знакомства с произведениями художественной литературы: количество детей, условно отнесенных к низкому уровню, уменьшилось на 23%; количество детей, условно отнесенных к среднему уровню, не изменилось; количество детей, условно отнесенных к высокому уровню, увеличилось на 23%.
Следовательно, в целом можно сделать вывод, что что специально организованная работа по формированию связной монологической речи детей 5-6 лет в ходе процесса знакомства с произведениями художественной литературы, оказалась действенной.
Можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Авитиди М. О развитии монологической речи // Дошкольное воспитание. 2019. № 12. С. 36-39.
2. Алексеева М. М. Развитие связной речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. М. : Изд-во РАО, 2020. 116 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/static/trials/05/81/12/05811252.a4.pdf (дата обращения: 03.01.2023).
4. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и средних дошкольников. М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2019. 311 с.
5. Башмакова С. Б. Развитие монологической речи у старших дошкольников // Актуальные вопросы психологии. 2020. № 13. С. 6.
6. Блинова Е. П. Особенности монолога-описания у старших дошкольников // Образование и педагогика: теория и практика: Сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020. 374 с.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. М. : Просвещение, 2019. 255 с.
8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей. Учебное пособие. М. : АСТ: Астрель : Транзиткнига. 2016. 158 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. М. : Педагогика, 2019. 361 с.
10. Гавриш Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. 2023. № 12. С. 17-21.
11. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ. 2019. 168 с.
12. Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М. : Русский язык, 2020. 403 с.
13. Гуськова А. А. Обучение дошкольников пересказыванию. М. : Сфера, 2019. 64 с.
14. Емельянова И. Д. Развитие и коррекция речи современных детей в условиях дошкольных образовательных учреждений разных видов // Мир образования - образование в мире. 2022. № 2. С. 85.
15. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста : Учебное пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2016...28