Работа сделана на примере муниципального образования г. Брянска.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика проектов бюджетов муниципальных образований 6
1.1. Понятие бюджетов и особенности их составления и планирования 6
1.2. Структура бюджетов и источники составления бюджетов муниципальных образований 13
1.3. Этапы составления проектов бюджетов муниципальных образований 17
1.4. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 21
Глава 2. Практические аспекты составления бюджетов муниципальных образований 26
2.1. Общая характеристика муниципального образования г. Брянска 26
2.2. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Брянск 31
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 39
Актуальность работы исходит из того, что в настоящее время люди все чаще стали задумываться о том, что в муниципальных образованиях происходит нецелесообразное расходование средств местного бюджета, что влечет за собой возмущения среди населения, жалобы и так далее.
Для того, чтобы не происходило негодования, необходимо разобраться в том, что же такое местный бюджет, как он составляется, расходуется на примере какого-либо муниципального образования.
Итак, в целом Российская Федерация является федеративным государством, поэтому сам бюджет состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, которые, в свою очередь, состоят из местных уровней. Сами местные бюджеты определяют региональный бюджет, а это в совокупности определяет весь бюджет российского государства.
Муниципальные образования в современном мире остается актуальным направлением для проведения исследования. Многие управленцы муниципальных образований задаются вопросом о формировании местного бюджета, о его совершенствовании. Постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды является ведущей проблемой руководителей, так как вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов является и вопросом о доходной базе местных бюджетов.
Для того, чтобы подробнее разобраться в вопросах составления проектов бюджетов муниципальных образований, стоит рассмотреть на практике формирование местного бюджета на примере г. Брянск.
Объектом работы являются бюджет муниципальных образований.
Предметом работы являются понятие местного бюджета, особенности его составления и планирования, а также источники и этапы составления бюджета, общая характеристика бюджета г. Брянск и анализ его формирования и исполнения.
Целью является изучение особенностей составления проектов бюджетов муниципальных образований.
Исходя из цели, задачами являются:
1. Изучение понятия бюджетов и особенностей их составления и планирования;
2. Анализ источников составления бюджетов муниципальных образований;
3. Рассмотрение этапов составления бюджетов муниципальных образований;
4. Изучение общей характеристики муниципального образования г. Брянск;
5. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Брянск.
Необходимо отметить, что в научно-исследовательской литературе, например, в таких рукописях, учебниках и научных статьях, как «Стадия составления проекта местного бюджета: особенности правового регулирования» Силантьевой И. А.; «Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования» Быковой Н. Н.; «Понятие местного бюджета» Тихоньковой Е. А. и других, раскрывается сущность местного бюджета, особенности его формирования, составления и исполнения.
Достаточно актуальными и спорными моментами являются сам процесс и поэтапность составления проектов местных бюджетов, а также анализ формирования местного бюджета на примере муниципального образования.
Основными нормативными правовыми актами, используемыми в работе, являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по досрочному бюджетному планированию.
Эмпирическую основу составляют такие методы исследования, как анализ, наблюдение, индукция, моделирование.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена общей характеристике местных бюджетов, рассмотрению понятия, особенностей составления и планирования, этапы и источники.
Вторая глава посвящена практическому анализу составления проектов бюджетов муниципальных образований на примере г. Брянск, а именно, рассмотрения общей характеристики местного бюджета г. Брянск и анализ формирования и исполнения указанного бюджета.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом Российская Федерация является федеративным государством, поэтому сам бюджет состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, которые, в свою очередь, состоят из местных уровней. Сами местные бюджеты определяют региональный бюджет, а это в совокупности определяет весь бюджет российского государства.
Муниципальные образования в современном мире остается актуальным направлением для проведения исследования. Многие управленцы муниципальных образований задаются вопросом о формировании местного бюджета, о его совершенствовании. Постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды является ведущей проблемой руководителей, так как вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов является и вопросом о доходной базе местных бюджетов.
Местный бюджет представляется в качестве структурного элемента финансовой системы муниципального образования, направленный на решение задач муниципального образования. Составление проектов местных бюджетов осуществляется лицами, представляющими органы местного самоуправления. Непосредственное руководство бюджетами осуществляет Федеральное казначейство. При исполнении бюджета в обязательном порядке должны вестись бюджетный учет и бюджетная отчетность. При формировании местного бюджета основой служат принципы самостоятельности, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности, эффективности использования бюджетных средств, общего или совокупного покрытия расходов бюджетов, прозрачности или открытости.
Бюджет муниципального образования представляется в качестве формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Структура бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу. Источниками формирования муниципального бюджета являются доходы, которые разделяются на:
1. собственные доходы муниципального бюджета;
2. регулирующие доходы муниципального бюджета;
3. налоговые доходы муниципального бюджета;
4. неналоговые доходы муниципального бюджета.
Муниципальные власти обязательно должны изыскивать возможности эффективного использования муниципального имущества, обеспечивающего приток средств в муниципальный бюджет, собираемости местных налогов и сборов, разработке программ муниципального развития, которые способны обеспечить получение дотаций от государства.
Зачастую при разработке соответствующих правовых актов, регулирующих составление проекта местного бюджета, представительные органы муниципальных образований просто дублируют положения статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые касаются бюджетного процесса. Сами же бюджеты проходят четыре стадии: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение; составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Стоит отметить, что для того, чтобы составить проект бюджета муниципального образования необходимо наличие таких документов, как: прогноз социально-экономического развития; Бюджетное послание Президента Российской Федерации; бюджетное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации; основные направления бюджетной и налоговой политики; среднесрочный финансовый план муниципального образования; перечень муниципальных целевых программ.
Бюджеты муниципальных образований или местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении». Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления на основе действующего законодательства Российской Федерации.
Муниципальное образование города Брянска было создано в 985 году. Оно включает в себя город Брянск и Брянскую область. Местный бюджет находится под контролем контрольно-счетной палаты города Брянска. Она занимается составлением проекта бюджета, его исполнения. Доходная и расходная части местного бюджета включают в себя множество аспектов, которые регулируются как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и органами государственной власти Российской Федерации.
Решением Совета народных депутатов был создан бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Проанализировав бюджет города Брянска за 2021, 2022 и 2023 годов, можно сделать вывод, что в целом ведение местного бюджета находится на высоком уровне, исполнение бюджета также не нарушает выделенные средства, а также законодательства Российской Федерации. Расходы, как и доходы за последние три года выросли.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 26 февраля 2024г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998г. № 31. Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 23 марта 2024г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 40. Ст. 3822.
4. Закон Брянской области от 9 марта 2005 г. № 3-з «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» (с изм. и доп. от 3 октября 2023г.) // Газета «Брянская неделя» от 8 апреля 2005г. № 13.
5. Постановление Брянского городского Совета народных депутатов от 30 ноября 2005г. № 213-п «О принятии Устава города Брянска в новой редакции» (с изм. и доп. от 29 ноября 2023г.) // Газета «Брянск» от 7 декабря 2005г. № 23.
Статья в периодических изданиях и сборниках статей:
6. Белокрылова О. С. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / О. С. Белокрылова. – Москва Альфа-М, 2015. С. 15.
7. Дворядкина Е. Б. Эволюция понятия «местный бюджет» как компонента экономической основы местного самоуправления // Экономика и предпринимательство. № 7(72). 2019. С. 948.
8. Тихонькова Е. А. Понятие местного бюджета // Вестник науки. № 3(48). 2022. С. 72.
9. Кислицкая Н. А. Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 50(2). 2013. С. 3.
10. Быкова Н. Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. № 28 (132). 2016. С. 367.
11. Агаян Ш. А. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 3(63). 2014. С. 7.
12. Силантьева И. А. Стадия составления проекта местного бюджета: особенности правового регулирования / Ленинградский юридический журнал. № 3(37). 2014. С. 158.
13. Прилуцкая И. А. Этапы организации, планирования и исполнения местного бюджета // Форум молодых ученых. № 3(7). 2017. С. 389.
14. Петрушина О. В. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. № 32 (166). 2017. С. 55.
15. Силантьева И. А. Стадия составления проекта местного бюджета: особенности правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. № 3(37). 2019. С. 165.
Книги, монографии:
16. Несветайлов П. В. Бюджет региона: формирование и использование / П. В. Несветайлов. – М.: Лаборатория книги, 2012.
17. Угурчиев О. Б. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие / О. Б. Угурчиев, Р. О. Угурчиева. – Москва, 2016.
18. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата – Москва. Юрайт, 2016.