Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы развития дивергентного мышления младших школьников посредством игровых методов 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме развития дивергентного мышления 8
1.2 Игровые методы как средство развития дивергентного
мышления младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию дивергентного мышления младших школьников посредством игровых методов 25
2.1 Выявление уровней развития дивергентного мышления
младших школьников 25
2.2 Содержание работы по развитию дивергентного
мышления младших школьников посредством игровых методов 35
2.3 Выявление динамики уровней развития дивергентного
мышления младших школьников 52
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Характеристика выборки исследования 62
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 64
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 67
Период обучения в начальной школе является важным этапом в дальнейшем развитии и становлении личности обучающегося, его успеваемости и эффективности освоения образовательной программы, поскольку именно в этот период активизируются основные психические познавательные процессы, получает развитие эмоционально-волевая и коммуникативная сферы ребенка, приобретаются и отрабатываются необходимые учебные навыки и умения.
Так одной из актуальных задач начального общего образования в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта выступает формирование творческой личности, развитие у обучающихся нестандартности мышления, оригинального и творческого подхода к любой деятельности, а также умения находить множество разнообразных идей для решения одной задачи. Последний аспект определяется как дивергентное мышление. Необходимость его развития обусловлена также и тем, что современное общество нуждается в личностях, способных мыслить широко и нестандартно, а также генерировать различные идеи.
В психолого-педагогической литературе изучением сущности дивергентного мышления занимались такие авторы как - П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, И.А. Васильев, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, а также Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Э.П. Торренс, А.Б. Шнедер и многие другие. Так в научных работах данных исследователей приводится характеристика дивергентного мышления, его компонентов и особенностей развития. При этом авторы отмечают, что развитие данного вида мышления необходимо осуществлять уже с детского возраста, при активном развитии всех познавательных процессов.
Исследованием возрастных особенностей развития дивергентного мышления младших школьников занимались А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков и другие. Авторы описывают особенности формирования данного вида мышления у младших школьников, а также условия, способствующие его эффективному развитию.
Важный аспект развития дивергентного мышления младших школьников составляет использование игровых методов и приемов, не только активизирующих и развивающих данный вид мышления у обучающихся, но и формирующий эмоциональную вовлеченность детей. Среди таких методов, прежде всего, следуют выделить различные виды игр, а также методы разыгрывания ролей и игрового проектирования. Авторы отмечают эффективность использования игровых методов для развития дивергентного мышления, однако в учебно-воспитательном процессе начальной школы крайне ограничены возможности их использования с учетом условий, способствующих развитию именно данного вида мышления.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития дивергентного мышления младших школьников и недостаточным использованием в данном процессе игровых методов.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каково влияние игровых методов на развитие дивергентного мышления младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие дивергентного мышления младших школьников посредством игровых методов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние игровых методов на развитие дивергентного мышления младших школьников.
Объект исследования: процесс развития дивергентного мышления младших школьников....
Под дивергентным мышлением понимается мышление, отличающееся нестандартностью, оригинальностью и неординарностью, творческим подходом к решению любых задач; это способность человека мыслить шире, находить множество оригинальных идей и решений одной задачи, выходящих за общепринятые рамки мышления.
За счет учебной деятельности, которая в младшем школьном возрасте является ведущей, осуществляется активное развитие всех познавательных процессов, и, прежде всего, мышления. В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, получают развитие все формы мышления - понятие, суждение, умозаключение. Развиваются навыки анализа, рефлексии, планирования, мыслительные операции, которые способствуют формированию дивергентного мышления.
В учебной деятельности младших школьников должны создаваться ситуации для развития данного вида мышления - поиск решений по всем возможным направлениям, а не только единственного правильного решения.
Игровые методы являются эффективным средством развития дивергентного мышления младших школьников, поскольку активизируют и развивают мыслительные операции, оригинальность и вариативность мышления, формируют эмоциональную вовлеченность детей.
Игровые методы представляют собой способ целенаправленного воздействия на детей с помощью игровой деятельности и игровых ситуаций, среди них дидактические и деловые игры, игровое проектирование, метод разыгрывания ролей, метод воображаемой ситуации, творческие игры и прочее.
С целью изучения возможностей развития дивергентного мышления младших школьников посредством игровых методов был реализован педагогический эксперимент. Так на констатирующем этапе у 37 % младших школьников экспериментальной группы и у 34 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития дивергентного мышления, еще по 40 % детей обеих групп имеют средний уровень развития показателя, оставшиеся 23 % экспериментальной и 26 % контрольной группы имеют высокий уровень.
На формирующем этапе было разработано и апробировано содержание работы по развитию дивергентного мышления младших школьников посредством игровых методов. Первоначально были определены соответствующие игровые методы, которые были включены в уроки. Среди них - дидактические и деловые игры, методы разыгрывания ролей и игрового проектирования, способствующие развитию быстроты и гибкости мышления, а также творческие игры, способствующие развитию оригинальности мышления. Все игровые методы были отобраны с учетом индивидуальновозрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирующая работа проводилась систематически с экспериментальной группой младших школьников в течение пяти недель.
На контрольном этапе на 24 % сократилась доля младших школьников экспериментальной группы с низким уровнем развития дивергентного мышления, на 6 % сократилась доля детей со средним уровнем, и на 30 % возросла доля детей с высоким уровнем развития данного показателя, при этом соотношение уровней в контрольной группе осталось неизменным.
Полученные результаты подтвердили исходную гипотезу исследования. Значит, применение игровых методов положительно скажется на развитии дивергентного мышления младших школьников, если: отобраны игровые методы с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; использованы дидактические и деловые игры, методы разыгрывания ролей и игрового проектирования, способствующие развитию быстроты и гибкости мышления; использованы творческие игры, способствующие развитию оригинальности мышления.
1. Барышева Т. А. Гендерные различия в структуре креативности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 28 (4). С. 64-68.
2. Басов М. Я., Левченко М. Я. Общие основы педологии. М. : Юрайт, 2019. 775 с.
3. Белоцерковец Н. И., Чупаха И. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 84-87.
4. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение : избранные психологические труды. М. : Изд-во Московского психологосоциального ин-та, 2018. 409 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб. : Питер, 2019. 435 с.
6. Галкина Е. М., Кирпичева Л. А., Кочешкова Г. Н. Использование игровых методов и приемов в ДОО // Образование и воспитание. 2022. № 1 (37). С. 4-7.
7. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавательные психические процессы. М. : Юрайт, 2018. 453 с.
8. Гамезо М. В., Домашенко И. Я. Атлас по психологии. М. : Педагогическое общество России, 2006. 276 с.
9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М. : М. : Юрайт, 2019. 49 с.
10. Головнина О. В. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2021. № 12 (50). С. 82-85.
11. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ : ВСГТУ, 2005. 100 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : Юрайт, 2018.
546 с.
13. Дрязгунов К. В. Формирование дивергентного мышления учителей
в системе повышения квалификации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э.
Циолковского. Калуга, 2002. 22 с.
14. Дьяченко О. М., Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2019. 371 с.
15. Евтухова И. Н. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Образование и воспитание. 2023. № 1 (42)....30