Разработка мероприятий, направленных на повышение квалификации муниципальных служащих (на примере администрации городского округа - Город Галич Костромской области)
Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы повышения квалификации муниципальных служащих 8
1.1 Повышение квалификации и квалификационные требования к муниципальным служащим 8
1.2 Методы повышения квалификации муниципальных служащих 12
2.Исследование механизма повышения квалификации муниципальных служащих администрации городского округа - город Галич 17
2.1 Организационная и экономическая характеристика администрации 17
2.2 Анализ процесса повышения квалификации муниципальных служащих 33
3 Поиск путей совершенствования повышения квалификации служащих 38
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса повышения квалификации 38
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 40
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Программа по профессиональному развитию муниципальных служащих 50
Приложение Б Индивидуальный план профессионального 54
развития муниципального служащего 54
Приложение В Организационная структура администрации городского округа - город Галич Костромской области 58
Вопрос эффективности развития профессиональной компетентности служащих является важным для гражданской службы. Потребность в обучении возникает из-за постоянных технических и организационных изменений в сфере государственного управления, требований к служащим. Гражданские служащие должны постоянно развивать деловые, личностные качества, повышать свои знания, профессиональные навыки. Обучаясь, служащие приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям, осваивают новые направления и этим повышают эффективность труда.
Из-за национальных особенностей и экономического развития существуют отличия России от других стран. В США и Великобритании хорошие руководители имеют широкие знания в разных областях, имеют личные черты (коммуникабельность, умение принимать решения, объективны, имеют организационные способности). В Японии - способность формировать цели и к правильной расстановке кадров. Для России важна техническая грамотность и оснащение, анализ проблем, применение системы непрерывного образования.
Для решения вопросов местного самоуправления, закрепленных Конституцией РФ, администрацией осуществляется контроль в соответствии с Положением об организации переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, который утверждён распоряжением Мэра города. После исследования субъектов РФ учеными была дана оценка кадровой политики муниципальных образований. Были выявлены причины, которые влияют на образование квалифицированных кадров. Это зависит от эффективности менеджмента и, даже, от личных качеств служащих. Проходить обучение необходимо один раз в три года. Но, несмотря на это, повышение квалификации проходит небольшой процент штата. Обеспеченность квалифицированными кадрами низкая. Например, из глав муниципальных образований, которые учились в ВУЗах
по специальности только 14 чел. (3,8%), служащих 332 чел. (6,2%). Прошли краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч обучения) из глав 8 чел. (2,1%), служащих 1500 чел. (28,0%). Участвовали в семинарах, конференциях - из глав 294 чел. (79,0), служащих 502 чел. (9,4%). Прошли стажировку за рубежом из глав - никто, служащих 12 чел. (0,2%). При опросе главы городской администрации 50% признают свою работу «на удовлетворительно», а главы сельских поселений - 65%. Главы
муниципальных образований оценили уровень квалификации служащим и дали оценку «удовлетворительно» - 58% (городского поселения), 72,2% (сельских поселений). При опросе о работе администрации жители дали ответ «полностью одобряю» - 39%.
Если в кадровой политике применяется подход к человеку, как ресурсу, то это приводит к его развитию. В основном, организации ведут набор готовых специалистов и не ведут обучение служащих, которое способствует повышению квалификации. Проблемой считается и нехватка учебных программ, пособий, УМК, которые необходимы для обучения. При выплате денежного вознаграждения не ориентируются на результаты, нет строгих критериев отбора, нет системы санкций за недостижение поставленных целей работы, нет стимула у служащих для повышения качества работы, нет квалифицированных специалистов в сфере управления. Не соответствует уровень подготовки служащих современным требованиям. Нет обратной связи между населением и управляющей службой. Это говорит о том, что повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется не на должном уровне. Поэтому вопрос совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих является актуальным в современных условиях
Объект исследования - администрация городского округа - город Галич Костромской области...
Для выполнения своих функций всем муниципальным служащим необходимо в обязательном порядке повышать уровень квалификации, т.к. это связано с главной задачей - удовлетворением потребностей жизнеобеспечения населения.
Повышать свою квалификацию муниципальным служащим надо для развития и приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное выполнение обязанностей. Для этого применяют разные программы обучения.
Практическая часть исследования была проведена на примере администрации города Галич Костромской области.
Задача администрации - выполнение функций для решения вопросов местного значения.
По состоянию на 1 января 2019 года в администрации городского округа - город Галич трудятся 80 человек. В 2019 г. повысили квалификацию 3 служащих (2,4%), прошли переподготовку 2 (1,6%).
Работа по повышению квалификации муниципальных служащих осуществляется специалистом по кадрам.
Организация повышения квалификации связано с:
- определением потребности в обучении;
- согласованием сроков обучения и форм повышения квалификации;
- формированием сводной заявки на обучение;
- согласованием программ обучения;
- осуществлением контроля обучения;
- внесением сведений о курсах повышения квалификации в личное дело;
- подготовкой аналитических записок по итогам обучения.
Недостатки системы повышения квалификации служащих:
- аттестация, которую применяют для оценки уровня знаний и умений, навыков муниципальных служащих не способствует её повышению, не стимулирует к повышению квалификации;
- т.к. повышение квалификации муниципальных служащих носит не постоянный характер, то снижается ее эффективность;
- не изучается лучший опыт повышения квалификации;
- плохое информационное и техническое обеспечение сотрудников.
Для совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих муниципалитета предлагается:
- составлять прогнозы повышения квалификации служащих;
- применить опросы муниципальных служащих, чтобы лучше управлять делами и подчиненными;
- проводить семинары, конференции для изучения опыта;
- применять новые направления управления;
- обеспечить сотрудников программами и техникой, внедрять компьютерные технологии.
Необходимо применять меры морального стимулирования труда, совершенствовать систему премирования, укрепить авторитет служащего.
1. Базакеева Л.Ж. The Newman In Foreign Policy №53 (97) Vol. 2, март - апрель 2020 Совершенствование системы подготовки кадров для органов государственной и муниципальной службы.
2. Баранов А.В., Котлярова О.В. Потенциал системы дополнительного профессионального образования для государственных и муниципальных служащих. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. СКАГС - 2020 №1.
3. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 191 c.
4. Вестник Экспертного совета, №4 (15), 2018 Издается по решению Ученого совета Северо-Кавказского института - филиала РЛНХиГС.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2022. - 96 с.
6. Государственные и муниципальные служащие. Организация труда служащих. Учебно - методическое пособие. Нижний Новгород. 2019.
7. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 237 с.
8. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала /А.Я. Кибанов. - М.: РГ- Пресс, 2021. - 80 c.
9. Крутикова В.В, Соломахин М.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации. Учебное пособие. Мичуринск - наукоград РФ. 2020.
10. Масилова М.Г. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия. 2019. № 4.
11. Маслова В.М. Управление персоналом / В.М. Маслова. - 4 изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. - 432 с.
12. Петухова Е.А. Кадровый потенциал органов местного Йошкар-Ола. Инновационные технологии управления и права. 2019.
13. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».
14. Пресняков М.В. Право равного доступа к государственной службе и кадровый резерв // СПС «Консультант Плюс».
15. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Проблемы расторжения трудового договора в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации // Трудовое право. 2019, №9, 43-53 с...(37)