Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования…

Работа №13822

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы30
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования…………………4
1.1. Значение основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования………………………..4
1.2. Понятийные основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования………………………..6
1.2.1. Формирование композиционных умений………………………………...6
1.2.2. Композиция, как художественная категория……………………………..8
1.2.3. Психолого-педагогические основы старшего дошкольного возраста...11
1.2.4. Программа детского сада…………………………………………………15
1.3. Особенности рисования, как одного из видов художественной деятельности дошкольников……………………………………………………17
1.4. Методы и приёмы, направленные на формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования…….18
Глава 2. Практическая работа с детьми по формированию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования…….22
2.1. Цель. Задачи практической работы………………………………………..22
2.2. Констатирующий этап……………………………………………………...23
2.3. Формирующий этап работы с детьми…………………………………….25
2.4. Заключительный этап……………………………………………………...26
2.5. Выводы……………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………………….30



Актуальность и проблема исследования. В истории дошкольной педагогики проблема развития способностей детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности, которая в
априори должна обладать определенными способностями. О чем упоминается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который включает задачи создания благоприятных условий развития детей: в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. Огромное значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать развитие композиционных способностей.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически апробировать процесс формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования;
2) провести практическую работу с детьми по формированию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.

Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
1.1. Значение основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования

Социально-экономическое развитие, происходящее в Российской Федерации за последнее десятилетие, вызвало необходимость модернизации всей системы образования. Дошкольное образование, как первая ступень общего образования играет важную роль в этой модернизации.
Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста - одна из главных стратегических задач страны. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Он регламентируется и обеспечивается таким нормативно-правовым документом, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
Дошкольные образовательные организации, в свою очередь, стали ставить конкретные задачи, способствующие всестороннему развитию и воспитанию детей. Одной из таких задач является художественно-эстетическое развитие. Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы - главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру, чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н.С. Александровой, Б.Г. Ананьева, А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова, Г.В. Лабунской, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и других.
В.А. Сухомлинский утверждал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях.
Рисуя, ребенок все внимание сосредотачивает на рисунке, а в это время у него развивается самостоятельность, организованность, умение все распланировать, желание как можно лучше выполнить свою работу. По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Всем известно большое значение детских рисунков, как проявлений души ребенка, как выражение детских переживаний. Исследованиями и интерпретациями детских рисунков занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: известный русский физиолог В.М. Бехтерев,

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив потенциал изобразительной деятельности как средства развития композиционных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что изобразительная деятельность старших дошкольников сама по себе является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она способствует всестороннему развитию детей, в частности она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. Изобразительная деятельность содействует развитию композиционных способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у детей композиционных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию.
Диагностическое исследование по развитию композиционных способностей детей проводилось на базе детского дошкольного учреждения. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,5 лет.
Цель диагностического исследования: выявить исходный уровень развития композиционных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформированы композиционные умения и навыки. У 50% детей экспериментальной группы низкий уровень, у
30% — средний уровень и только у 20% детей высокий уровень развития композиционных умений. Полученные в констатирующем эксперименте результаты указывают на необходимость проведения с детьми экспериментальной группы целенаправленной работы по формированию композиционных умений с акцентом на выделение отдельных их составляющих, имеющих наиболее низкий уровень развития. Эти аспекты формирования композиционных умений и были учтены при разработке формирующего эксперимента.
Предложенная автором педагогическая технология формирования композиционных умений у старших дошкольников в рисовании показала ее значительный обучающий и воспитывающий потенциал, что позволило обогатить этот процесс и содействовало амплификации не только формирования композиционных умений детей старшего дошкольного возраста, но и развитию их изобразительного творчества и самостоятельности.




1. Бабенко А.В., Хоружая Н.В. Основы композиции в изобразительном искусстве: учебно-методическое пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2011. – 116 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
3. Большая советская энциклопедия Композиция (построение художественного произведения). URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/ 97553/Композиция
4. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3.
5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусств / Г. Вельфин; пер. с нем. А.А. Франковского. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2002.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. -М., 1972. С. 74.
7. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. : Искусство, 1977. Т. 2. С. 74.
8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожец, А.И. Леонтьева. – М.: Педагогика, 2015. - 427 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. - М., 1999.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1.
11. Казакова, Т.Г. Изодеятельность дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика, 2015. – 256 с.
12. Канащенкова, В.В. Хрестоматия по теории и методики развития детского изобразительного творчества / В.В. Канащенкова. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 211 с.
13. Комарова Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 1.
14. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. -М., 1988.
15. Черепкова Н. А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6—7 лет). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 48 с.
16. Энциклопедический словарь / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. 1890–1907 / Вологодская областная универсальная научная библиотека. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/2/2197.htm
17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений (Дубровская Е. А., Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.)/ Под ред. Е. А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ