Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы муниципального финансового контроля в Российской Федерации 8
1.1 Понятие и правовая природа муниципального финансового контроля 8
1.2 Правовые основы классификации видов муниципального финансового контроля 12
1.3 Зарубежный опыт правового обеспечения финансового контроля на местном уровне 17
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципальных контрольно-счетных органов России 21
2.1 Правовые основы создания и организации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов России 21
2.2 Правовые принципы деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований России 32
2.3 Правовое обеспечение планирования работы и виды деятельности, осуществляемые муниципальными контрольно-счетными органами ....38
Глава 3 Реализация финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования в финансовых правоотношениях 62
3.1 Финансовые правоотношения с участием контрольно-счетного органа муниципального образования: общая характеристика 62
3.2 Реализация полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования в финансово-контрольном правоотношении 64
3.3 Реализация правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования в бюджетных, налоговых и иных
финансовых правоотношениях 66
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 71
В текущее время реализуется динамичное переустройство наработанной годами системы функционирования муниципальных контрольно-счетных органов России (далее - контрольный орган). С быстроменяющимися условиями возникают новые задачи и проблемы, требующие как оперативного, так и стратегического решения. Сложным тактическим и практическим вопросом, требующим решения, является отсутствие комплексного подхода к организации функционирования контрольных органов федерального, регионального и муниципального уровня. Распространенные способы к определению места муниципальных контрольных органов в системе финансового контроля нередко бывают взаимоисключающими, а нормативная база, регламентирующая их деятельность - не актуальна.
Кроме этого, потребность в эффективном контроле формирования, рационального распределения и использования бюджета муниципального образования повышает роль контрольных органов в системе финансового контроля. Увеличение вовлеченности муниципалитетов в процессы реализации национальных проектов на федеральном и региональном уровнях требует внимательного и глубокого изучения целевого использования соответствующих бюджетных средств, что в свою очередь обуславливает необходимость совершенствования деятельности контрольных органов.
Основной проблемой выступает незавершенность процесса формирования контрольно-счетных органов в большинстве муниципальных образований и не высокая эффективность действующего правового регулирования. Слияние систем актуализировало необходимость разработки единых теоретических и практических подходов по взаимодействию контрольных органов как федерального, так и регионального и муниципального уровней, в том числе при реализации национальных проектов. Федеральный закон от 01 июля 2021 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не решил в должной мере указанную проблему. Необходимо отметить, что к важнейшему достижению, связанному с принятием Федерального закона № 255-ФЗ, относятся процессы совершенствования правового регулирования взаимодействия и сотрудничества как региональных законодательных органов с региональными контрольными органами, так и муниципальных законодательных органов с муниципальными контрольными палатами; основных полномочий контрольных органов, полномочий инспекторов указанных органов, а также порядка назначения, установления требований и ограничений, предъявляемых к руководящему составу контрольно-счетных органов.
Тем не менее, вышеуказанный правовой акт направлен только на «слаживание» работы, а не на стандартизацию и приведение к единообразию правового статуса контрольных органов. При этом недостаточно проработаны проблемы социального и материального обеспечения должностных лиц муниципальных контрольно-счетных органов. В этой связи наибольшее значение приобретает анализ эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность контрольных органов, оценки ее фактического воздействия и изыскание способов преодоление проблем правоприменения.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в исследование теоретических и практических вопросов функционирования контрольных органов внесли ученые, такие как: М.Г. Алексеева, О.В. Бурдонова, В.В. Будько, В.В. Верещагина, А.А. Дементьев, С.Ю. Дмитриев, Ю.Ю. Доменко, Л.П. Домрачева, В.А. Кваша, Ф.И. Киселев, И.А. Коростелкина, М.А. Косян, И.Б. Лагутин, Н.С. Латыпова, О.И. Лютова, С.М. Миронова, К.Ю. Моряков, В.А. Некрасова, М.Г. Полозков, Н.Н. Симко, Е.В. Стукалова, Г.А. Титов, В.В. Уксусов, И.В. Упоров, Д.И. Хомутский, Д.В. Шепелева, М.А. Шичанин и другие...
Проведенное исследование позволило раскрыть правовые основы формирования, регулирования муниципального финансового контроля. Особое внимание уделено нормативному регулированию муниципальных контрольно-счетных органов России.
На основании вышеизложенного можно сформировать вывод о важности научных исследований в сфере финансово-правового регулирования деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Российской Федерации, разработки предложений по совершенствованию организации муниципального финансового контроля.
По результатам проведенного исследования полагаю, что решение основных проблем в области регулирования деятельности муниципальных контрольно-счетных органов России возможно при выполнении следующих условий, связанных с:
- активным участием всех контрольно-счетных органов, в том числе муниципальных, при формировании единой системы финансового контроля, охватывающей все уровни бюджетной системы Российской Федерации;
- созданием единой нормативно-правовой базы, которая направлена на регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов на федеральном, региональном и местном уровнях;
- установлением на законодательном уровне ответственности за неисполнение представлений и предписаний муниципальных контрольно-счетных органов;
- предоставлением контрольно-счетным органам муниципальных образований достаточного объема контрольных полномочий в бюджетно-финансовой сфере, наделение их реальными рычагами, по привлечению нарушителей бюджетного законодательства к ответственности; государственных и муниципальных органов, осуществляющих финансовый контроль;
- максимальным обеспечением независимости муниципальных контрольных органов, их организационной и функциональной самостоятельности;
- выработкой оптимальных способов взаимодействия муниципальных контрольно-счетных органов с иными контролирующими структурами, правоохранительными органами и органами прокуратуры.
Таким образом, вопросы регулирования деятельности муниципальных контрольно-счетных органов являются важными не только на местном уровне, но для развития государства в целом.
1. Амарян,А.В. Понятие и виды финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования //Вестник Российской правовой академии.-2019.- №1. -С.98-104.
2. Амарян, А.В. Особенности реализации правосубъектности муниципального контрольно-счетного органа в бюджетных
правоотношениях //Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2020.-№4(135).-С.157-161.
3. Амаханова Б.А., Фейзуллаев М.А. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11-15 (79). С. 182-187.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-
ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/7ysclidHfa3ibknos483927484 (дата обращения: 13.01.2023).
5. Демидов М.В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие для магистратуры / М.В. Демидов. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2018. - 116 с.
6. Жуковская И.Ф., Мархайчук М.М. К вопросу о государственному муниципальном финансовом контроле // Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 729-733.
7. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/7ysclidHf8le6wexz75111618 (дата обращения 01.03.23).
8. Коренкова С.И., Пастушенко Е.А. Внешний муниципальный финансовый контроль: правовой и теоретический аспекты // Бухгалтерский учет, анализ и аудит в современных условиях. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2017. С. 83-88.
9. Косян М.А. Финансовый контроль как объект науки финансового права: (краткий обзор направлений современных научных исследований) // Право и практика. 2018. № 1. С. 211-218.
10. Латыпова Н.С. Исторический опыт развития местного самоуправления в России // Образование и проблемы развития общества. 2019. № 2 (8). С. 32-38.
11. Лютова О.И., Шичанин М.А. Публичный финансовый контроль вусловиях современного российского федерализма: актуальные проблемы ипути их решения // Общественные науки и современность. 2022. № 5. С. 144-155.
12. Майоров В.И. Муниципальный контроль: особенности и виды // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства. материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2019. С. 421-426.
13. Миронова С.М. Доктрина финансово-правового статуса муниципальных образований в российской федерации и его реализация . - диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2021
14. Моряков К.Ю. Актуальные вопросы совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Colloquium-Journal.2019. № 13-10 (37). С. 205-207.
15. Мутьева А.Ю., Аминов И.Р. Проблемы становления правового статуса контрольно- счетного органа муниципального образования в России // Академическая публицистика. 2017. № 11. С. 108-113...(36)